Татьяна Василенко: "ШИНЕЛЬ" ДЛЯ ПОСТМОДЕРНА

В прошлую субботу, 13 мая, в муниципальном клубе «Дружба» Департамент пропаганды и культуры при Международном евразийском движении провел в рамках программы «Бунт и служение», показ работы Сергея Лобана «Пыль». Фильм снят в жанре фантастического реализма и лично для меня оказался хорошей пощёчиной. Загнаная авторами на экран жутковатая действительность — это всё мы. Мы с бестолковым ковырянием в зубах перед ласковым квадратиком телевизора. Мы с дружбами, которым достаточно для существования ежедневных диалогов типа (ну до чего же дурацкое слово «типа», та же пыль!): «Ну а ты, типа, что? – Да, типа, ничего! – Ну, типа, пока! Зайду, типа, еще! – Типа, зайди!». Мы с нашим постоянным поиском некой волшебной палочки, чтобы раз — и всё! – отлично! Мы с нашей мечтой о царе-вожде. Мы с нашими пугливыми взглядами то за угол, то в зеркало. Мы с нашим лжедушевным оптимизмом для близких. Оптимизмом, всегда готовым слететь с языка и особо обостряющимся в моменты, когда сказать нечего, да и не надо. По завершении сеанса замечательные люди вокруг меня активно объясняли себе и друг другу, что они-то совсем не такие, как бесполый герой «Пыли», могли бы стать такими, но пронесло. Везет, а я вот, совсем не уверена, что всё это не про меня, всё то, что Мамонов определил, как «ноль, который всё кругом обнуляет и сам потом обнуляется». К сожалению, то, что ты честно ненавидишь Петросяна и с половой самоидентификацией у тебя всё в порядке, и действуешь, живешь, работаешь ты, вроде, осознанно и во благо, всё это не делает тебя единицей. Сам воздух эпохи постмодерна – пыль. Слишком много было всяких строительств, ломок и переустройств. Мы живем в квартире с бесконечным ремонтом, и постепенно забываем, что такое свежий воздух. А когда нас раскручивают на «перемены», переклеиваем обои и передвигаем шкаф.

А что до «Шинели»… Сюжетное сходство «Пыли» с незабвенной повестью Гоголя безусловно режет глаз. Начиная с того, что, как и Аккакий Аккакивич, Алешенька пропитания ради занят абсолютно бессмысленным делом (первый переписывает, второй клеит игрушки). Оба одиноки. Оба и дома не отрываются «от станка». Оба бредят и глючат. Оба, в конце концов, гибнут «за тело» (мускулы та же шинель, одёжа-тепло, одёжа-статус). Но если Аккакий Аккакивич человек воплощения мечты (модерн!), то Алешенька — воплощение «ничего» и явившаяся вдруг ему навязчивая идея тут ничего не добавляет (это ведь не от него, а по случайности). Сергей Сурков в своем предисловии к показу обозначил «Пыль» как фильм ужасов, я бы немного переиначила: этот фильм – ужас. И налаченный, загримированный, театральный «Догвиль» по сравнению с почти непрофессиональным детищем Лобана, детская сказочка.

Добавлю, что на открывающемся на этой недели Каннском фестивале, «Пыль» будет представлена на «русском дне» (нужно понимать, «дне» в обоих смыслах).

Ну, а в грядущую субботу «Дружба» порадует нас фильмом Хенри Бина «Фанатик». Приходите, вместе еще страшнее.

Адрес: м. Улица 1905 года, Пресненский вал 7. Вход в башню-ладью. Муниципальный клуб «Дружба».

  
 

Татьяна Василенко

Комментарии

as

http://www.libclub.ru/docvideo/bbc-atipichnaja-pnevmanija-pravdivaja-istorija#comment-942

123030 010806 фарфоровые

пожалуй. интересный ракурс

пожалуй. интересный ракурс взгляда

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Мне честно говоря эта танина

Мне честно говоря эта танина статья осталась непонятной.Это просто не близкая мне тема.Другое дело-ее "Лествица Якова".Там про сэлф-хэйтингов.Т.е.про меня.А что такое лобановская пыль я так и не понял.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

А это про меня. И про

А это про меня. И про бабушку. И сверхчеловека.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Михаил аватар

Про тело телесверхчеловека

Про тело телесверхчеловека ).

Вообще, фильм отличный, хорошая иллюстрация к лекции Дугина про археомодерн.