Инна Арциковская: МАРГИНАЛИИ К ПИСАНКЕ И КРАШЕНКЕ

            Среди изображений, дошедших до нас через традиционную роспись на писанках, можно заметить и изображения женского начала. Причем довольно часто женщина-богиня либо замещается деревом, либо очень на него похожа. Стало быть, уподобление женского божества Мировому Древу означает, что эта богиня имела функции упорядочения Вселенной. Точнее говоря, эта богиня олицетворяла закон, порядок во Вселенной, и фактически являлась ее Создателем. Из славянского пантеона нам известна только одна такая богиня, которая, будучи Девой и Матерью, одновременно являлась и Создателем и Порядком. Это — богиня Лада, супруга Рода-Прародителя (чьим воплощением являлась крашенка).
            В одной из предшествующих статей мы ссылались на славянский космогонический миф о божественной паре Прародителей Вселенной — Роде и Ладе. Однако для нас важен не только миф сам по себе, но и то, как его понимали древние славяне. И в этом отношении для нас будет интересным описание одного из древнейших храмов Рода-Прародителя, о котором упоминается в книге «Промывальни золота и копи драгоценных камней», написанной в 10 в., Абуль-Хасаном Али аль-Масуди. Этот автор сообщает, что у славян были так называемые дома (точнее храмы), которые они почитали. И один из таких храмов, величественно стоял на высокой горе, которую можно было бы причислить к высочайшим горам Мира. Этот храм был построен из камней красного мрамора с применением зеленого изумруда. Внутри здания находился огромный купол, в самой верхней части которого были сделаны отверстия, где проходили лучи восходящего солнца. В центре храма, под куполом, стояли два идола, мужчина и женщина. Части тела одного из идолов (Рода), были сделаны из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его — из червонного золота. Другой идол был в виде девушки, ему обычно приносили жертвы и воскурения (ладана). Внутри храма на стенах были начертаны некие знаки, указывающие на будущие события, которые должны свершиться.
 

            Если оторваться от внешнего описания данного храма и обратиться к его символике, для нас откроется сакральный смысл и самой писанки.
            Очевидно, что не случайно храм был построен на горе, ведь у многих народов древности гора считалась священным местом. Подобно Мировому Древу, Мировая Гора также отражала структуру мироздания (верхнее — мир богов; середина — мир людей; низ — подземное царство). Восхождение на гору означало восхождение в мир богов, где и находился храм. Этот храм был построен из камней красного мрамора и зеленого изумруда. Напомним, что красный цвет, еще с эпохи первобытности, полагался священным. Это цвет человеческой крови, которая у многих древних народов считалась бессмертной субстанцией, перетекающей от пращуров к потомкам, происходя от единого источника — Первопредка. Зеленый цвет был в древности цветом живой природы, весны, то есть Лады. В последствии он был канонизирован христианской церковью, и в иконописи оставил за собой прежнее значение — живой природы. Таким образом, сама цветовая символика данного храма и его расположение, уже изначально несет в себе идею божественности мужского и женского начал, роль которых хорошо просматриваема внутри храма. Так, эта божественная пара Прародителей Вселенной стояла (в облике двух идолов) под огромным куполом, что напоминает яйцо. Части тела одного из идолов, были разбиты на части цветовой гаммы, где каждый цвет имел свою символику. Это цветовая гамма мира, Вселенной, созданной из частей тела Рода — Прародителя. Наряду с Родом в храме представлена и его женская ипостась (супруга) в облике молодой девушки — Лады, богини любви, весны, плодородия и всей живой природы. Она же мать богов и мать мира. Если мы еще раз обратим внимание на описание этих фигур, то увидим, что Род приносил себя в жертву, он был источником для создания Вселенной, однако роль Создателя отводилась именно женскому началу, то есть богине Ладе. Ведь именно она воссоздавала Вселенную из жертвенных частей тела Рода. Всё мироздание создавалось ее силою — силою любви. Обратите внимание на важный момент, в этом храме представлена божественная пара, но именно женскому началу приносились жертвы и воскурения (лада)ном. Так как именно от нее, Лады, подательницы земных благ, зависело, как она ими распорядится. Символику этих земных благ мы можем видеть в орнаменте писанки.
            Однако надо отметить, что писанка не только являлась атрибутом этой богини, но и представляла собой ее воплощение на празднике Великого дня. Мир древних славян, как, впрочем, и мир архаики в целом, был насыщен символикой.
            Писанка и крашенка для древних славян были наполнены божественной сущностью, проявлявшейся в их символике, и говорившей, через божественное откровение, со всеми членами традиционного общества. Писанка и крашенка представляли собой божественную пару Прародителей Вселенной — Рода и Ладу. Более того, они не только представляли оба этих божества, но и своей символикой, а также ролями, отведенными им в обрядах, рассказывали их великую историю.
            Итак, крашенка являлась воплощением Рода-Прародителя, животворящего источника мироздания, Отца богов и людей, воплощения жизненной силы и энергии. Род приносил себя в жертву, и из жертвенных частей его тела создавалась Вселенная. Поэтому при разбитии крашенки (ее скорлупа разбивается на десятки частей — части тела Рода, его жертва) вопроизводится мироздание, и человек становится сопричастным этому космогоническому акту, а, причащаясь яйцом (кровью и плотью Рода), становится сопричастным божеству, Вселенной. Однако крашенка повествует также и о том, что в каждом из нас течет его кровь. Дарованная однажды человеку, она перетекает из поколения в поколение, являясь бессмертной божественной субстанцией. Неслучайно церковные писатели XII–XIII вв. сравнивали языческого Рода с христианским Саваофом, как двух равных по могуществу божеств, с той лишь разницей, что язычники, по их мнению, ошибочно приписывают своему богу зарождение жизни и вдуновение духа в человека. (Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. С. 443.)
            Писанка представляла собой женское начало и являлась воплощением великой богини Лады — Девы и Матери, олицетворяющей воспроизводящие силы природы. Именно ей, хранящей в своей девственной чистоте первообраз мироздания, отводилась роль создать Вселенную из жертвенных частей тела Рода. Однако эта богиня являлась не только матерью мироздания, но и воплощала собой Лад, Порядок, Закон в этом мироздании, которому подчинены все боги и люди. Порядок, основанный не на насилии и жестокости, а на любви гармонии и браке. Соединение в священном браке мужского и женского начал, силой любви, давало жизнь Вселенной.
            Почему же писанку никогда не разбивали, а ими только обменивались? Дело в том, что семантика писанки несла в себе ритуальное сообщение о мироздании и его устройстве, главной ценностью которого является жизнь. Разбивание писанки в древности приравнивалось к концу света. Так, к примеру, известно, что в Древнем Египте, жрецы желавшие убить кого-либо, лепили из глины сосуд и наносили на него знаки, символизирующие здоровье, долголетие и т.д. Затем сосуд разбивали. Считалось, что вскоре после этого человек умрет.
            Поэтому писанку не разбивали. Обмениваясь писанками, люди обменивались жизненно важными сообщениями о мире и его устройстве. Сам же обмен способствовал поддержанию мирового равновесия, то есть жизни.
            Таким образом, писанка и крашенка являлись своего рода зашифрованным мифом, поскольку демонстрация этих символов на празднике Великого дня была равнозначна вести о Творении.
            С приходом христианства крашенка, как символ великой жертвы Первопредка Рода, органично вписалась в новую традицию и стала символом жертвы Христа. Однако в Великодних обрядах она по-прежнему сохраняла в себе языческие смыслы, продолжая быть источником жизни для всего человеческого рода.
            Писанка, пройдя сквозь века бок о бок с крашенкой, также вошла в христианскую традицию. Однако теперь место великой богини Девы и Матери Лады заняла Богородица Дева Мария.

 

Комментарии

Не только в

Не только в Древнем Египте.Вудуистское прокалывание фотографии-тоже пример того,как можно ликвидировать врага путем порчи его изображения.Я,кстати,это один раз сделал.Над фотографией Децла.Заметьте,на музыкальный журнал денег не пожалел.Правда,обьект обряда остался жив.
admin аватар

Лев Маркович! У

Лев Маркович! У вас очень много штампов и путаницы в голове. Фотографии "портят" не вудуисты, а современные "маги и йоги", а также "мистики и гностики". Это неоспиритуалистский прием. Настоящая инвольтация совершалась не обязательно вудуистами (кстати, весь вудуизм сводить к инвольтациям и зомби - просто американский кинотрюизм, вы что о истории религии по голливудским ужастикам судите?). В Европе эти куколки называли дагидами (читайте Оуэна). Но чтобы всё получилось необходимо прежде всего установить рапорт между куколкой и объектом влияния. Для этого с последнего необходимо снять так называемую мумию: безотказно действуют кровь, сперма, похуже слюна, чешуйки кожи, волосы, ногти или, на худой конец, одежда, пропитанная не только потом, но и вегетативным флюидом обреченного. Куколка должна быть похожа на объект воздействия. После того, как из воска или глины вылеплена дагида в нее помещают мумию. И начинают колоть иглами. Иногда целью ставится не убить жертву, а просто помучать ее, "ипортить", как говорили в старину. Например, частенько портили царских невест, если не удавалось их напрямую отравить. А с фотографиями работают "экстрасексы", которые думают, что "силой психики" они могут воздействовать на что-либо. Это полная херня. И вот еще. Не советую вам больше этого делать даже в таком безобидном виде. Иначе за душу Децла вам придется ответить. Причем по полной. Для господа Бога Децл, возможно, не менее дорог, чем вы. Убивающий таким образом вообще должен знать, что это удар прежде всего по самому себе.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Олег

Олег Валерьевич,то,что Вы сказали это никакое не вуду,а наше рассейское славянское колдовство."Беру след на семь лет,чтобы от ветра шатался,солнца боялся".Отпечаток в печку и человек сохнет.

Кстати,источник

Кстати,источник моей информации про вуду-это не голливудские боевики,а африканские студенты,которых у нас в РУДНе больше чем где-либо.Естественно,к их информации я отношусь с доверем.Еще Элиадэ писал,что никто не верен своей Традиции больше,чем они.А стало быть,они о своем вуду знают гораздо больше,чем мы о славянских повериях.Кому же еще верить в разговорах о той или иной Традиции,если не ее автохтонным носителям?Могу даже назвать имя своего источника информации.Петрус Индонго.Лидер Ангольского Землячества РУДН.
admin аватар

ФОТОСАФАРИ...

Да, это очень древняя традиция - наводить порчу по фотографии. Вы хотя бы знаете, в каком году фотография появилась да еще такая, которую можно было бы легко сделать? Ну да, негры с тяжелыми фотоаппаратами бегающие по саваннам и джунглям: "Минуточку, сечас вылетит птичка!" Это нужно страдать полным аутизмом, чтобы поверить во что-то подобное. И причем здесь Африка? В Африке вудуизм распространился очень поздно, едва ли не в XX в. Вы ничего не знаете о вуду и богах йоруба. Там вообще не про то, про что вы говорите.

Насчет следа. Всё верно. Очень похоже на куколок. Но тем не менее, это не куколки. Протыкание следа, сожжение его и т.п. с целью инвольтации практиковалась и в континентальной Европе (см. например, Клода Сеньоля. "Сказания о Дьяволе", там то же самое описано). Это всё одна практика, но разная по внешей форме.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Я знаю это.В

Я знаю это.В 2003-ем году у нас в РУДН был пожар.Сгорел один из корпусов общежития.Под пожарищем были выставлены фотографии погибших.Тем временем я поцапался с одним из однокурсников(почему уже не помню).Я пригрозил ему,что я вырежу его след и положу рядом с фотографиями.И тогда его фотография будет там же.Не знаю как у Сеньоля,но на Руси ведьмы и колдуны подкладывали след в гроб.Это был один из способов порчи.В моем случае в роли гроба выступали фотографии погибших.Хоть и не гроб,а все равно символика смерти.

...ужос

...ужос

А мои

А мои информаторы из землячеств тоже ничего не знабт?

"Установить

"Установить рапорт между куколкой и обьектом влияния".А след связан с обьектом напрямую.Это отпечаток его ноги.

Кстати,вуду и

Кстати,вуду и впрямь было не только в Африке.В Латинской Америке оно тоже было.Африканцы(в отличие от Фомина я прошел обучение в РУДНе,где мне десять лет так строго запрещали произносить слово "негр",что я и на Артании не смею этот запрет нарушить)были рабами у испанских латифундистов.И вполне могли завезти в ту же Анголу какие-нибудь индейские культы.Я до сих пор помню,как я в вуду искал исихазм,т.к.он через суфизм проник в Испанию,а она как раз и колонизовывала Латинскую Америку.Я на третьем курсе орал о том,что я-вудуисихаст.Перебивал препода по Латинской Америки своими криками.И в итоге мне снизили оценку по этому предмету за поведение на лекции.И еще один вопрос к админу.Каким интересно боком Децл может быть дорог Господу?Ха-ха-ха!Господь,которому дороги пепси-пейджер-эмтиви.Странный какой-то Господь.

Лев Маркович ! Я

Лев Маркович ! Я надеюсь Фомин и другие православные которые прочтут это простят меня , но не Вам решать КТО и ПОЧЕМУ "дорог Господу ".

Ну хорошо

Ну хорошо Африканыч.Попробуйте решите сами могут ли быть Господу дороги те,чей смысл жизни-пепси,пейджер и эмтиви.Тому Господу,служение которому включает в себя нестяжательство,они не дороги точно.А теперь давай посмотрим,если формы служения Господу,т.е.религии без нестяжательства.В православии был исихазм с Нилом Сорским во главе.Даосы уходили нищенсвовать в горы.Дервиши-это были нищенствующие суффийские монахи.Так что в тех религиях,которые я изучал,нестяжательство было неотьемлемой частью служения Господу.С теми,где можно было служить Ему с помощью пепси-пейджера-эмтиви я не сталкивался.Если сталкивались Вы,будьте любезны сообщить.

"Всякая тварь

"Всякая тварь славит Господа дыханием своим "

Знаю.Упыри тоже

Знаю.Упыри тоже славили Господа по славянским повериям.-"Всякое дыханье да славит Господа".-"И я хвалю".После ответа от упыря.Кто про дыханье сказал,тот в безопасности.Но только следует ли из этого,что не надо забить осиновый кол?По-моему,все-таки следует.

"Бляха-муха"

Блин,ексель-моксель.Хотел сказать,что после ответа "и я хвалю" от упыря можно откупиться.И забыл слово дописать.Е-мое.Ешкин кот.