Олег Фомин: ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ РЕНЕ ГЕНОНА. К генеалогии традиционализма

Еще 15 лет назад раздавались голоса о том, что французскому мистику начала XX в. Рене Генону суждено в XXI в. стать тем, кем был Маркс для века XX-го. Кажется, прогноз не оправдался. Но дело, разумеется, вовсе не в масштабах личности. Просто сравнение не совсем верное. В отличие от учения Маркса, невозможно из генонизма сделать эрзац-идеологию. Геноновский традиционализм — учение элитарное.
    Хотя со своего рода эрзац-традиционализмом я столкнулся в 1990-е гг. В бункере маргинальных национал-большевиков проходили лекции, которые читал Дугин и другие лекторы. Ни тот, ни другие в основном не воспринимались присутствующей публикой глубинно. Слушатели всё сказанное усваивали поверхностно. В этой среде часто можно было слышать фразы: «О, у меня тогда было нигредо!» «О, я прошел инициацию! Я не голем». «Я — брахман!» «Я — кшатрий!» А на всех прочих, не посвященных в их «таинства знаний», они ругались: «Вы — шудры! Вы — чандалы!» Причем без тени иронии. И эти люди полагали себя элитой, считали себя традиционалистами. Но они имели весьма удаленное отношение к традиционализму, — не говоря уже о Традиции, в том смысле, как понимал ее сам Рене Генон.
    Не должно складываться представления о своей «посвященности» или хотя бы принадлежности к Традиции, как ее понимал Генон, только от прослушивания курса лекций по традиционализму или прочтения несколько книжек Генона. В Священном Писании сказано, что многознание уму не научает. Также можно по аналогии сказать, что эрудированность не делает посвященным. Все мы, с точки зрения геноновского традиционализма, не только не «брахманы» и не «кшатрии», но даже не «вайшьи» и не «шудры». На этой оптимистической ноте и стоит начать наше повествование о «рыцаре Традиции» Рене Геноне.
 
 
            Рене-Жан-Мари-Жозеф Генон родился 15 ноября 1883 г., под знаком Скорпиона, знаком революционеров и пророков, в старинном французском городе Блуа. Его родители — Жан-Батист Генон, женившийся вторым браком, когда ему было 52 года, и Анна-Леонтина Жолли — переехали в Блуа в 1882 г. и поселились на улице Круа-Буассе. На следующий год после рождения малыш-Генон был покрещен в церкви св. Сатурнина. В июне 1897 г., то есть на одиннадцатом году жизни, он получил свое первое причастие из рук местного кюре. Надо сказать, что до того времени он находился преимущественно на попечении своей тетки, г-жи Дуру, занимавшейся его начальным образованием. А в 1895 г., когда Генону исполнилось 12 лет, он был отдан в руководимую священниками школу Нотр-Дам дез Эд. В 1902 г. он поступает в коллеж Огюстен-Тьерри и в следующем году получает степень бакалавра филологии и философии. В это же время он начинает увлекаться математикой. В 1904 г. он уезжает в Париж, где поступает в коллеж Роллена, чтобы серьезнее освоить математическую науку. Возможно, именно благодаря этим занятиям Генон приобрел тот особый склад ума, ту картезианскую отточенность мысли, что впоследствии столь выгодно отличали его книги от убогих, зачастую «теософских», эклектично-хаотичных писаний того времени.
            В 1906 г. Генон познакомился с небезызвестным д-ром Папюсом (настоящее имя Жерар Анкосс) и поступил в его Школу герметических наук.
 
 
Папюс также руководил Орденом мартинистов, куда Генон тоже вступил, как и в несколько других связанных с орденом организаций. В 1908 г. Генон в качестве секретаря участвует в Конгрессе спиритуалистов и масонов. На Конгрессе Генон знакомится с патриархом так называемой Гностической церкви — Фабром дез Эссар, чье посвятительное имя было, как и у одного из алхимиков древности, Синезий. Там же присутствовали еще два гностических епископа — Леон Шампрено и Альбер Пюйу, граф де Пувурвиль, более известный под псевдонимом Матжиои.
 
 
Знаменитый австрийский писатель-мистик Густав Майринк вывел этого Матжиои в двух своих романах — в «Вальпургиевой ночи» под именем Манджу, посланника Срединной империи и в «Ангеле Западного окна» под именем Сергея Липотина. Впоследствии Матжиои, получивший в Китае даосское посвящение, если только даосы над ним не посмеялись, как предполагает современный православный философ Владимир Микушевич, стал одним из учителей и информаторов Генона по крайней мере в том, что касалось дальневосточной традиции. Матжиои почти в точности повторил судьбу другого майринковского персонажа из «Вальпургиевой ночи» — Пингвина. Он оглох и его сбил поезд. Екатерина Ткачук, переводчица Матжиои, называла его в связи с таким странным обстоятельством «помесью Бетховена и Анны Карениной». Гностические «ксёндзы» быстро охмурили Генона и «рукоположили» его в епископы под именем Палингенезий. Существует мнение, что Генон никогда не порывал с Гностической церковью и что в Каир он отправился собственно как эмиссар этой самой организации, то есть на «епископское» служение.
  
 
Значок геноновского "ордена"
 
Вскоре после знакомства с мистиками и гностиками и, с позволения сказать, «посвящения» Генон сам начинает заниматься оккультными исследованиями. На неком спиритическом сеансе, о котором ходят противоречивые слухи — то ли сам Генон на нем присутствовал, то ли единственно Папюс, то ли «оба два» — из духовного мира было объявлено, что Орден Тамплиеров, или Орден Храма, должен быть восстановлен, а магистром его следует назначить, конечно же, Генона. Папюс негодовал. Ведь это он! он, столько сделавший для эзотеризма должен был занять столь высокую, конечно же, подобающую ему должность. А Генон тем временем занялся самоуправством и действительно учредил некий Орден Храма, имевший посвятительное значение, ну, примерно такое же, как, скажем, современная организация неорозенкрейцеров, не так давно еще собиравшихся в московской библиотеке иностранной литературы. Папюс уже был просто в ярости. Он лишил Генона всех масонских градусов, исключил изо всех своих организаций, посвящение куда, в принципе, было примерно таким же, как если бы я сейчас же всех своих читателей хором посвятил в тамплиеры. Генон, кажется, не особо жалел о таком повороте дела. Но всё же проявил, по мнению Папюса, ressentiment, иначе говоря «злопамятность». Он основал в 1909 г. журнал «Гнозис», на страницах которого принялся поливать фармазонов с Папюсом во главе. Тем не менее, в это же время, уже будучи гностическим «епископом», Генон вступает в ложу Фивы, относящуюся к системе Великой Французской ложи древнего принятого шотландского ритуала. В «Гнозисе» Генон публикует некоторые главы из будущих своих книг. Это прежде всего «Принципы исчисления бесконечно малых» — очень сложный труд, где отразился ранний интерес Генона к математике. Вряд ли имеет смысл переводить его на русский язык. Книга очень трудная. Она не будет до конца понятна ни традиционалистам, ни математикам. Несколько позже вышла «Символика креста». Очень важная книга. И она не совсем о том, что, казалось бы, следует из ее названия. Генон не занимается здесь компаративным анализом свастик, анхов, герметических крестов и т.д., он прежде всего обращается к чистой метафизике и чистой онтологии. Но это крайне сложные труды, не с них следует начинать изучать наследие Генона.
 
 
    Предположительно в это же время Генон знакомится с подлинными носителями традиции из Индии, что отразилось в первых наметках его будущей книги «Человек и его становление согласно Веданте». Возможно, его индуистским информатором уже тогда становится индийский традиционалист Ананда Кумарасвами, с которым впоследствии он будет вести активную переписку.
 
 
Кумарасвами в юности
 
 
 
Кумарасвами в возрасте
 
 
Кумарасвами с супругой
 
 
 
Кумарасвами в старости на полевых работах
 
В 1921 г., благодаря полученным материалам, будет написана книга «Общее введение в изучение традиционных доктрин». Однако и во множестве других книг постоянно будут всплывать примеры, почерпнутые из этих источников.
    В 1910 г. в жизни Генона произошло весьма важное знакомство — со шведским художником Джоном Густавом Агелии, который был посвящен в суфизм шейхом Абдер-Рахманом Элиш аль-Кебиром. Агелии (исламское имя Абдул-Хади) был полномочным представителем аль-Кебира в Европе. Именно он познакомил Генона с суфизмом. Два года спустя, в 1912 г., под влиянием Агелии, Генон принял ислам. В этом же году Генон закрыл свой журнал и женился на м-ль Берте Лури. Тогда-то и начинается главное геноновское контрмасонское наступление. Он печатается в журнале «Антимасонская Франция», достает через индийских своих информаторов (а именно через Свами Нарада Мани, он же Хиран Сингх) подрывную документацию относительно Теософского общества, медленно, но верно готовя к выходу книгу «Теософия, история одной лжерелигии», а также «Спиритическое заблуждение». Книги эти были изданы только в 1921 и 1923 гг., но многое было загодя опубликовано в «Антимасонской Франции».
 
 
    С 1915 по 1917 гг. Рене Генон преподает в коллеже Сен-Жермен-ан-Лэ. Становится профессором философии в Алжире. В 1917 г. умирает мать Генона и он возвращается в Блуа, затем переезжает в Париж. С 1924 по 1929 гг. он читает лекции по философии в коллеже Сен-Луи. А 17 декабря 1925 г. в Сорбонне состоялась самая известная публичная лекция Рене Генона на тему «Восточная метафизика», позднее опубликованная в виде отдельной брошюры.
    В 1928 г. умирает жена Генона. Сам он в это время сотрудничает с журналом «Вуаль Изиды», а начиная с 1933 г. — с издательством Поля Шакорнака «Традиционалистские исследования» (правильнее перводить «традиционные», но по-русски такое сочетание звучит несколько двусмысленно). Шакорнак впоследствии напишет о Геноне прекрасную книгу под названием «Простая жизнь Рене Генона». К сожалению, книга до сих пор у нас не переведена. Другая хорошая книга о Геноне, которая так и называется «Рене Генон», была написана Полем Сераном (не следует их путать с Мигелем Серрано и с Савиньеном де Сирано).
 
 
Вид из арки на старую квартиру Генона
 
    1930 г. был переломным в жизни Генона. Он уезжает в Каир, где знакомится с шейхом Саламом Ради и сам становится шейхом под именем Абдель-Вахид Йахья, что значит («Служитель Единого» или даже «Раб Божий»). В 1934 г. он женится на старшей дочери шейха Мухаммеда Ибрагима, по профессии торговца, а год спустя последний раз приезжает во Францию, чтобы закрыть все свои дела и продать парижскую квартиру. Он поселяется в предместье Каира на вилле «Фатима». Небезлюбопытный факт — вторая жена Генона происходила из так называемых Фатимидов. Это особо почитаемая в исламе династия потомков сестры пророка Мухаммада.
 
 
Вилла "Фатима"
 
    В 1944 г. у четы Генонов рождается первая дочь — Хадижа, в 1947 г. — вторая дочь, Лейла, в 1949 г. — сын Ахмед, а в мае 1951 г., уже спустя четыре месяца после смерти Генона, второй сын, названный в память об отце, — Абдель-Вахид.
 
 
Генон с супругой
 
 
Генон с супругой и дети. Судя по тому, что
это явная вырезка из газеты, не стоит столь уже принижать
значения Генона после его уезда в Каир, как это принято сегодня.
О нем, безусловно, знали и за судьбой его следили
с пристальным вниманием
 
    До последних своих дней Генон совершал зикр — особую молитвенную практику, основанную на призывании Божьего имени.
 
 
    Умер Генон 7 января 1951 г. в 23 часа. Погребен в мавзолее на мусульманском кладбище близ Каира.
 
 
Мавзолей Генона
 
Последними его словами было: «Аллах! Аллах!»
    Наш современник, поэт Олег Грановский, в своем поэтическом сборнике «Апофеоз Абдуль-Вахида Йахья» описывает это событие, мифологизируя его, и превращая последний выклик традиционалиста в вечный вопрос, обращенный к Богу:
 
СМЕРТЬ ТРАДИЦИОНАЛИСТА
 
вот он с песчаного одра
         Аллах! Аллах! прокричал
отойдя за могильную вешку
угрожая противной мгле,
как гениальность измерить
когда она не в себе
                видит удел и свет
а мерки для Бога нет
на песчаной подушке лежа
               вечное я познал
съежившись в лопнувшей коже
так его крик нам сказал
зачарован последней минутой
каирский кузнечик притих
не ты ли лег рядом с ним
           обнажая бледный живот
не ты ли лег рядом с ним
         покосившись на Сефирот
в правой руке тасуя
           малый аркан Tarot
другой — большой
 
    Геноновская жизнь не была богата на события. Это очень простая жизнь. Он не маршировал с легионерами-кодряновцами, как Мирча Элиаде; не прогуливался под бомбежками «союзников», как Юлиус Эвола; не баловался перверсиями и наркотиками, как Алистер Кроули, что презрительно писал имя «Генон» без соответствующего французского аксана, превращая вполне заурядную французскую фамилию в оскорбительное прозвище — «Мартышка»; Генон не блуждал в горах в поисках невидимого града, как Мигель Серрано; не практиковал сексуальную магию, как Клод д`Иже; не рисовал икон с себя самого, как Фритьоф Шюон. Одним словом, он был обычным французским профессором, — «французик из Бордо», — а затем обычным каирским обывателем.
 
 
И тем показательнее, разительнее значение трудов его, в которых чувствуется присутствие нечеловеческого измерения. Тот же помянутый нами Фритьоф Шюон писал о своем друге и учителе: «Нам представляется несущественным говорить о личности Генона, и мы только упомянем о том впечатлении самоустранения и простоты, какое он производил во время всех наших встреч. Казалось, что, как человек, он не ведал о собственном гении, и, напротив, его гений не замечал в нем человека».
 
 
Генон и Шюон, впоследствии исказивший учение Мастера,
в традиционном суфийском одеянии
 
    И тем не менее геноновский язык был по своей форме очень человеческим, модернистическим, картезианским, современным. Следует заметить, вовсе не Генон был основателем традиционализма. В XIX в. традиционалистами называли себя Жозеф де Местр, Луи Бональд, Доносо Кортес и другие. С известной натяжкой, закрыв глаза на склонность к «спонтанным пророчествам», можно отнести сюда также Фабра д`Оливе и его ученика Сент-Ива д`Альвейдра, кстати, сильно повлиявшего на Генона. Но все эти традиционалисты говорили на метаязыке Традиции, сталкиваясь лоб в лоб с антиклерикальными материалистами-буржуа, говорившими на метаязыке Модерна. Генон ценен прежде всего как создатель нового языка. Метаязыка Традиционализма. Этот язык использует научную форму изложения, но этим способом излагает материал Традиции. Он по сути конвертер.
    Итак, Геноном был предложен язык. И на этом языке Геноном был изложен дискурс, повествование о Традиции.
            Показывая степень деградации современного мира, Генон обращается к теории циклов, которую до него развивали оккультисты XIX в. Однако геноновский подход к этой теории принципиально отличается от подхода оккультистского. Если оккультисты помимо обрывков эзотерических преданий, почерпнутых ими то здесь, то там пользовались собственными сомнительными визионерскими прозрениями и научным аппаратом, терминологией XIX в., то Генон обращался только к проверенным традиционным источникам, а от Модерна брал только интеллектуальную технику изложения материала, став предтечей современного религиоведения. В частности, говоря о циклах, Генон обращался, с одной стороны, к индуистской традиции, с другой стороны, — к греческой. Причем не только олимпийской, известной нам из пересказов греческих мифов, но и к более древней, орфической. Цикл, по Генону, представляет некоторую временную протяженность, однако не в том понимании времени, как в современной науке, а скорее в значении греческого слова «эон». В индуизме речь идет о четырех эпохах: Крита-йуга (она же Сатья-йуга, «эпоха святости»), Трета-йуга, Двапара-йуга и Кали-йуга. Корова дхармы (правды, закона, должного) во время первой эпохи стоит на четырех ногах, во время второй — на трех и т.д. Причем каждая последующая эпоха короче предыдущей в два раза. Самая короткая — Кали-йуга. Четыре йуги составляют махайугу. Тысяча махайуг — кальпу. А четырнадцать кальп — манвантару. Кальпа — «один день Брахмы». Манвантара — длительность жизни мифического предка-царя Ману. Смена четырех йуг предполагает определенное онтологическое помрачение, сокрытие истины, уход от Традиции. В олимпийской традиции, согласно Гесиоду, речь также идет о четырех сменяющих друг друга эпохах — Золотом, Серебряном, Бронзовом и Железном веках, вслед за которыми «поврежденный век» обновляется и всё начинается сначала. Орфики говорили о Космическом Яйце, как о своего рода образе мира. Именно на этом образе Генон строит свое рассуждение о Традиции, псевдотрадиции и антитрадиции. Генон отмечает, что в начале цикла Космическое Яйцо, в центре которого находится Универсальный Человек, открыто к верху и оттуда нисходят божественные влияния. Это время Традиции, очевидности Божественного. Затем Яйцо всё более и более вверху закрывается и на короткий момент, — может быть, несколько сот, может быть, несколько тысяч лет, — настает такой период, когда оно оказывается полностью закупоренным. В это время никакие влияния внутрь Яйца не проникают и распространение, функционирование Традиции продолжает действовать инерциально, за счет собственных внутренних сил. Это так называемое отвердение, коагуляция Мирового Яйца. То же самое, кстати, происходит и в микромире, когда алхимик повторяет Божественное Творение в миниатюре. В этот период неизбежны искажения Традиции, богоборчество, атеизм, материализм, разрыв с инициатическими ритуалами, без которых Традиция невозможна. Результатом становится появление псевдотрадиции, с позволения сказать, религии — религии, подобной американскому протестантизму, лишь по виду являющемуся религией. Но это еще не конец. Вслед за отвердением начинается растворение, Яйцо вновь раскрывается, но теперь уже снизу. В «Великой Стене», стене, построенной, согласно Корану, Искандером Двурогим, мифически осмысленным Александром Македонским, появляются щели, из которых в наш мир начинают сначала понемногу просачиваться, а затем и валить девятым валом отрицательные влияния, «нижние воды», орды Гогов и Магогов. И вот тут как раз и утверждается то, что Генон называет антитрадицией. Настает время бесконечного демонического карнавала, «сатанизма», НЛО, «барабашек», многочисленных оккультных «учителей» и «психологов», адского телевизионного беснования.
            С этими тремя «режимами» — Традиции, псевдотрадиции и антитрадиции — тесно связана другая схема Генона: инициация, псевдоинициация, контринициация.
    Инициация, по Генону, это прежде всего легитимное включение в легитимную традицию. Псевдоинициация — ритуал, претендующий на то, чтобы привести практикующего в связь с высшими уровнями бытия, на деле же произвольный, бессильный и неправомочный. Это внешняя религиозность, которая сродни религиозности американских протестантов. Что касается контринициации, то здесь возникает множество вопросов, поскольку сам Генон в различных местах по-разному объяснял, что он имеет в виду, употребляя этот термин. С одной стороны, контринициация — это дурное смешение, вероотступничество, когда, скажем, православный человек начинает заниматься йогой или увлкается африканскими «этническими танцами». Таким образом, инициациатический ритуал одной традиции смешиваясь с инициатическим ритуалом другой традиции становится контринициацией. Нельзя смешивать разные духовные практики.
 
 
    Но также порою Генон говорит о контринициации как о самостоятельной реальности. Согласно Генону, от Африки до Сибири полумесяцем расположены некие темные центры — «семь башен Сатаны», с которыми как раз и связана тайна посвящения в «авлии эш-шайтан», «святые Сатаны». Это некий темный орден, противоборствующий всем людям Традиции и всем силам света.
            Если говорить о применимости сказанного к человеческой истории, то, согласно Генону, последним проявлением Традиции на Западе была деятельность Ордена Тамплиеров, сохранявших мистическую власть над финансами, которые не должны были послужить тем темным орудием, которым они стали в наше время. Иначе говоря, Генон верхней границей Традиции на Западе полагает рубеж XIII–XIV вв. И если рождение протестантизма ознаменовало собой утверждение псевдотрадиции и псевдоинициации, то наши дни являют уже установление антитрадиции и, соответственно, контринициации. Тому пример — многочисленные молодежные движения готов и эмо, устремленных к перверсиям, наркотикам, нигилизму в самом крайнем смысле этого слова, к гедонизму и разрушению. Их девиз: «Умри молодым!» Хотя, конечно, импульс, толкающий на эти безумства молодежь исходит не от них самих, а от той силы, которая ими управляет.
    Какие выводы можно сделать из всего сказанного? Основная мысль Генона состоит в том, что современный Запад не водит и малейшего знакомства с Традицией. Он бесконечно удален даже от приблизительного представления о ней. Современному Западу Генон противопоставляет современный Восток. Но это не значит, что Запад плох сам по себе, а Восток сам по себе хорош. Просто в актуальной точке космического цикла затмение наступило на Западе раньше, чем на Востоке. Генон сугубо актуальный, современный автор. Он свидетель времени и необходим именно сейчас, в настоящей точке цикла. Избранный им тип изложения актуален только сейчас. Он своего рода посланник Традиции, способный объяснить нам, «потеряшкам» конца времен, на нашем несовершенном современном языке вечные истины. Но «вечные истины», разумеется, не в расхожем смысле слова, не в морально-идиотическом значении — «разумное, доброе, вечное».
    Юлиус Эвола, последователь и продолжатель Генона, говорил в своей книге «Оседлать тигра» о том, что, возможно, поскольку Запад ранее погрузился во тьму конца цикла, то здесь же и начнется рассвет, тогда как Восток погрузится к тому времени во тьму. Сложно говорить о правоте или неправоте Эволы, поскольку циклические периоды, согласно самому традиционализму, значительно превосходят геологические, а отход на Западе от Традиции наметился совсем-совсем недавно, всего-то каких-то несколько сотен лет назад.
 
 
    Что же касается Генона, то он утверждает, что все такие чисто западные понятия, как философия, религия, оккультизм, метафизика в гораздо большей степени вредны, нежели полное отсутствие чего-либо подобного, поскольку они ложно подменяют собой то, что не могут и не должны подменять. Они подменяют собой то, что мы бесконечно утратили. Более того, по Генону, эти сугубо западные понятия вообще полые, пустые, они не имеют никакого содержания, никакой ценности, даже утилитарной, относящейся к чисто материальному порядку. Генон неоднократно подчеркивал, что не существует никакой восточной философии, Восток бесконечно далек от какой-либо систематичности в привычном для Запада значении. Хотя это и не означает, что восточные доктрины противоречат друг другу по существу. Если на Западе каждая новая философская система претендует на «оригинальность», на некое «новое слово», то на Востоке сам такой подход бессмысленен, ведь никаких «новых слов» вообще не может быть. Возможны лишь новые точки зрения, новые взгляды на одну-единственную доктрину. Новые точки зрения обусловлены всего лишь очередным циклическим состоянием бытия, когда в виду помрачения тех или иных ранее видимых элементов доктрины, приходится не более чем изменить угол зрения. Тогда всё вновь становится ясным и понятным. Однако новая точка зрения может казаться чем-то противоречащим предыдущей точке зрения. На самом деле никакого противоречия нет. Это просто еще одна традиционная форма, которых может быть бесчисленное количество. Каждая новая точка зрения — это, если угодно, провайдер. Провайдеров много, сеть одна. Также можно сказать: традиционных форм много, но все они лишь точки зрения на одну-единственную доктрину. При этом традиционные формы дополняют и взаимопроясняют друг друга. Впрочем, для тех, кто только приступает к изучению геноновского наследия, все это «высшая метафизика». Начинать лучше совсем с другого.
    Все книги Генона можно условно разделить на две части. Первая посвящена рассмотрению Традиции в целом, традиционным концепциям, символам. Вторая, условно говоря, «обличительная». Хотя сам Генон многажды отмечал, что он крайне далек от какого бы то ни было социального пафоса. Тем не менее, по крайней мере три его книги — «Восток и Запад», «Кризис современного мира» и «Царство количества и знаки времени» — остро актуальны и в социальном смысле тоже. Они — безжалостный приговор обществу, в котором мы с вами живем. И начинать изучение Генона лучше с них.
 
 
Генон работает
  
     Но что же собственно представляет собой метаязык Традиционализма, какова традиционалистская методология? Следует различать метаязык Традиции от метаязыка Традиционализма. Метаязык Традиционализма вовсе не следует отождествлять с языком старой, «донаучной» науки (например, Геродота, Евклида, Архимеда) и тем более с языком донаучной мифологии. Метаязык Традиционализма, как и метаязык Модерна, современности — явление позднее. Метаязык Традиционализма — это, если угодно, реакция на метаязык Модерна. Метафизические принципы манифестационизма, «линии пророка Илии», наконец, православного учения о энергиях здесь рассматриваются не изнутри, а извне — с помощью структурно-типологической интеллектуальной техники новоевропейского типа. В противном случае объект и субъект совпадали бы. Чтобы определить и описать какую-либо систему, мы должны выйти за ее пределы, иначе мы сами будем принадлежать ей и акт познания не состоится, так как любая система имеет собственные объект и предмет рассмотрения, не совпадающие с объектом и предметом акта познания самой системы. Изучая, например, сакральную географию, герметическую символику и сакральную гематрию, мы вынуждены оперировать понятиями метаязыка Традиционализма, который, с одной стороны, адекватен (в отличие от метаязыка Модерна) этим дисциплинам, а с другой стороны, к этим дисциплинам не сводится.
 
 
     Здесь также четко необходимо разграничить три фундаментальных аспекта Традиции с точки зрения самих традиционалистов. В трудах представителей традиционалистской школы мы обнаруживаем следующие понятия: Примордиальная Традиция, интегральный традиционализм и интегральная традиция. К сожалению, нигде это различие не приведено в систему и не схематизировано, что породило серьезную путаницу. Понятие «интегральная традиция» часто смешивается с двумя другими, что в корне неверно. Смешивая интегральную традицию с интегральным традиционализмом, мы совершаем терминологическую подмену. Смешивая же интегральную традицию с примордиальной, мы не только проявляем дурного свойства тенденциозность, но и впадаем в ту ошибку, о которой было сказано выше. Метаязык Традиционализма, основанный на структурно-типологической интеллектуальной технике новоевропейского типа, соотносим с Примордиальной Традицией аспектно, последняя всего лишь его объект. Следовательно, и сама интегральная традиция, как возможная на базе интегрального традиционализма, не совпадает с Примордиальной Традицией.
            Однако попробуем рассмотреть все три понятия по отдельности. Примордиальная Традиция, согласно традиционалистской школе, представляет собой изначально целостный комплекс знаний, трансцендентного происхождения. Другой вопрос, что имеется в виду под «трансцендентным происхождением». И здесь возможна различная расстановка акцентов в зависимости от позиции исследователя, его конфессиональной принадлежности и многих других факторов. Мы не будем заостряться на этих деталях, отметим лишь, что в классическом традиционализме (школа Рене Генона) под «трансцендентным происхождением» имеется в виду сверхрациональный, но при этом интеллектуальный, «эпистрофический» акт познания и, если стоять на персоналистских позициях, акт передачи теистического свойства. Носителем этой Примордиальной Традиции, по Генону и Вирту, был «гиперборейский» человек — одновременно и жрец, и царь, и труженик. Гиперборейцы населяли палеоконтинент Арктогею (или Арктиду), когда там царили совершенно иные, нежели теперь, климатические условия. Исследования рунического алфавита, а также иных форм письменности привели Германа Вирта к выводу, что их символизм оказывается действенным лишь за полярным кругом, где полгода стоит день и полгода ночь. То, что по крайней мере циркумполярные области были обитаемы с древнейших времен (палеолит), подтверждаемо в том числе и современными археологическими раскопками. О существовании палеоконтинента Арктида до сих пор ведутся споры среди геологов, но во всяком случае эта гипотеза является отнюдь не маргинальной для ученых-естественников. Мы, однако, вовсе не собираемся делать реверансы в сторону модернистической науки, а всего лишь хотим показать, что данные, полученные традиционалистскими методами могут быть подтверждаемы и таким образом тоже. Это уж не говоря о многочисленных указаниях на арктическую прародину в Ведах и Авесте, подробнейше разобранных Тилаком.
            В результате последовательного ряда катастроф (мы не будем здесь уточнять, каких именно) гиперборейцам пришлось покинуть свою арктическую прародину и, разделившись на несколько потоков, спуститься «вниз», к югу. Здесь они смешались, по видимости, со звероподобным, условно говоря, «неандертальским» населением и утратили изначальную общность. В новых условиях возникли традиции, имеющие своим основанием Традицию Примордиальную, однако несводимые ни к ней, ни друг ко другу.
            Примордиальную Традицию следует различать с Единой Традицией. Последняя всегда будет пребывать лишь в потенции, как непроявленная. Напротив, Примордиальная Традиция реально существовала во времени вплоть до постепенного расселения народов по Земле. Единая Традиция — возможность. Примордиальная Традиция — проявленность в акте. Также не следует смешивать с Примордиальной Традицией и потенциальной Единой Традицией так называемый Интегральный Традиционализм. Интегральный Традиционализм представляет собой прежде всего особый традиционалистский метод познания традиции. Он отличается от Примордиальной и Единой Традиции примерно так же, как в секулярной философии предмет отличается от объекта.
            Интегральный Традиционализм, в отличие от Примордиальной Традиции, представляет собой некое техническое понятие. Это интегральная сумма традиционалистских воззрений, методов и накопленного материала. Иногда Интегральный Традиционализм несколько поспешно отождествляют с компаративным религиоведением или даже историей религий, но это неточно. Дело в том, что религиоведение в нынешнем своем состоянии сложилось на пересечении с одной из ветвей Интегрального Традиционализма, а «история религий» вообще явилась его непосредственным порождением, именно как школа Мирчи Элиаде. Напротив, Интегральный Традиционализм есть некий абстрактный комплекс, который хотя и может реализоваться в конкретной исторической ситуации в качестве некой синкретической доктрины, но при этом будет обладать внутренней противоречивостью как всякая эклектическая сумма. В случае школы интегрального традиционализма, интегральной суммы традиционалистских воззрений, на наш взгляд, было бы правильно говорить о «традиционалистике» как о специфической науке со своими методами, точно так же, как мы говорим о «компаративистике». Эти два направления в религиоведении, сравнительной мифологии, символогии и т.д. хотя в ряде случаев и оказываются довольно друг другу близки, но все же различаются по ряду существенных признаков.
            «Интегральная традиция» жестко отличается от интегрального традиционализма своей утопической сущностью. Интегральный традиционализм — школа, а «интегральная традиция» — некая химерическая псевдодоктрина, которая может стать неким «традиционалистским экуменизмом», «всемирным интертрадиционалом», претендуя на то, чтобы совпасть, в конечном счете, с изначальной (Примордиальной) Традицией. Нам трудно судить о перспективах такого рода. Отметим лишь, что Генон неоднократно указывал на то обстоятельство, согласно которому инициация в одной традиции является контринициацией по отношению к другой, а возвращение к Примордиальной Традиции возможно лишь в конце цикла, совпадающем с началом нового. Искусственное создание Единой Традиции или восстановление Традиции Примордиальной из элементов традиционных доктрин ведет к псевдотрадиционному синкретизму, как, например, «Роза мира» Даниила Андреева, и содержит в себе зародыш антитрадиции.
            Что касается традиционалистской методологии, то она базируется на материале традиционных доктрин, рассматривая последние, как уже было сказано, с помощью структурно-типологической интеллектуальной техники новоевропейского типа. В качестве герменевтического ключа здесь полагается язык сакральных наук, без которого не было бы возможным прочтение «текстов», на нем «написанных». Предметом традиционалистского рассмотрения является любая наука, имеющая при себе определение «сакральная»: сакральная математика, сакральная теория музыки, сакральная география и т.д. Все эти дисциплины имеют в современной науке свои «дубликаты», генетически восходящие к этим «прототипам». Разница между ними, если упростить картину, в том, что первые принадлежат традиционному, а вторые модерновому типу сознания. Часть данных, полученных сакральными науками, была принята, а другая часть отброшена, как невписывающаяся в метаязык Модерна. Однако особняком стоят те сакральные науки, что целиком и полностью основаны на манифестационистском мировоззрении, а следовательно ни в коем случае неприемлимы для метаязыка Модерна, именующего их «лженауками». Это прежде всего магия, алхимия и астрология. А также примыкающая к ним сакральная фонетика, чаще именуемая «фонетической кабалой». Кстати, не следует смешивать эту сакральную дисциплину с чисто гебраистическим учением об эманациях — каббалой. Первая издревле существовала в самых различных традициях и основывалась на принципах анаграммы и паронимической аттракции, но не в современном ключе, а в традиционном, тогда как вторая изначально была исключительно региональным явлением. В Средневековье они тесно взаимодействовали, и это-то как раз дало повод позднейшим исследователям для их отождествления. Но это вовсе не означает, что каббала и кабала полностью прекратили свое автономное существование. На их различие указывает и само происхождение этих понятий. «Каббала,» по-древнееврейски значит «предание». «Каба,ла» же, восходит, к французскому «cabale» — «лошадь», «кобыла». Предположительно кабала представляла собой восхваление рыцарского герба, сочетающее поэтику, народную этимологию и генеалогию. Конница, как известно, была привелегированным видом войск в средневековой Европе. Отсюда — «кавалер», «кабальеро», «шевалье» как обозначение аристократа.
    Традиционалистская школа не является ни «магической», ни «алхимической», ни, тем паче, «астрологической», но эти дисциплины составляют для нее приоритетный интерес, гораздо больший, нежели, к слову сказать, этнографический материал, в котором, пользуясь метаязыком Модерна, ничего не понять, так как самое существенное всегда будет ускользать от внимания.
            Попытаемся вычленить основной принцип этих наук, именующихся герметическими, то есть восходящими к баснословному Гермесу Трисмегисту. В приписываемой ему знаменитой «Изумрудной Скрижали» содержатся основания для этих трех наук: «Вот что истина, совершенная истина и ничего, кроме истины: то, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. Одного уже этого знания достаточно, чтобы творить чудеса. И поскольку все вещи существуют в Едином и проистекают из Него, это Единое, которое есть Первопричина, порождает все вещи в соответствии с их природой.
            Солнце — Его отец, Луна — Его мать, Земля — Его кормилица и защитница, а ветер лелеет Его в своем чреве. Единое есть Отец всех вещей, в Нем заключена вечная Воля. Здесь на земле Его сила и власть пребывают в безраздельном единстве. Землю подобает отделить от огня, утонченное от плотного, но только осторожно и с великим тщанием. Единое же возвышается с земли до небес и опускается с небес на землю. Оно таит в себе силу вещей небесных и силу вещей земных. Чрез это Единое вся слава мира сего станет твоею, а все неведение покинет тебя.
            Это Сила, могущественнее которой быть не может, потому что Она проникает в тайны и рассеивает неведение. Ею был создан этот мир. Она свершает великие чудеса, ключ к которым содержится в этих словах.
            Именуют меня Гермес Трисмегист, ибо я постиг три основных принципа философии Вселенной.
            В словах моих содержится итог всей Солнечной Работы».
            С точки зрения метаязыка Традиционализма важнейшим в «Изумрудной Скрижали» является указание на принцип корреспонденции микрокосма и макрокосма, исходя из которого и становится возможной «работа по подобию». В магии — это возможность воздействия оператора на людей, явления и вещи по подобию. В алхимии — тождество того, что происходит в атаноре и во внутреннем мире алхимика. В астрологии — соответствие между небесными явлениями и событиями в человеческом мире. Но школу интегрального традиционализма интересует прежде всего сам принцип аналогии, который находит свое глубинное основание в манифестационистской метафизике.
            Генон особо указывал на важность принципа аналогии, ратовал за его повсеместное использование. У известного генониста, писателя Рене Домаля была книга «Гора Аналог». Впрочем, эта гора оказалась без вершины, поскольку автор помер от наркотиков, так и не дописав ее. Эта гора аналогически представляет весь мир и каждый ее следующий ярус подобен, но не тождественен! — что важно — ярусу предыдущему. Для манифестационистской метафизики важны только аналогии, только индукция, восхождение к Божеству по лествице подобий. Но вот что подобно чему — этот вопрос манифестационизм не волнует, это уже вопрос, задаваемый креационизмом. А почему манифестационизм интересует только это, а креационизм только то, мы поговорим в следующий раз.
 

Комментарии

Лев Каждан аватар

Лично я придерживаюсь

Лично я придерживаюсь борозенцовской дефиниции интегрального традиционализма:"Интегральный традиционализм-это метод изучения традиций возводящий их всех к Примордиальной Традиции."Все мои паралели этим и обьясняются.Индуизм стоит к Примордиальной Традиции ближе всего ибо Индия была той страной куда арии пришли из Арктики.Даосизм стоит в одном ряду с индуизмом ибо чжоу-это восточные арии.Суффийско-шиитский ислам и русское православие-это примеры того как арийские элементы через язычество(славянское и персидское) проникают в изначально семитские религии и там тоже поялвяются элементы Примордиальной Традиции.Западное христианство и вахабитский ислам-это чистые варианты ислама и христианства.Точно такое же разделение на чистую форму и арийское заимствование(скорее всего персидское учитывая сходство с исламским эзотеризмом) существует и в иудаизме.Там есть Талмуд и есть Каббала есть митнагеды и есть хасиды.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Впереди идет Генон, а за ним

Впереди идет Генон, а за ним бежит Шуон... Лазерный луч из монокля барона Эволы ищет в имперских толпах притаившегося Кроули со сладострастно извивающимися щупальцами... 

 

Ex Borea Lux!

Эвола как персонаж мульта

Эвола как персонаж мульта "Robot Chiken". По-нашему "Робоцып" или "Робот-чекист". Пожалуй, спрОсите меня - на хера я повесил эту статью. Ведь и так всё понятно. Поясню - больше для фотографий. История в лицах. Не многие ведь всё это видели. А я в свое время потратил месяц, лазая по сайтам европейских традиционалистов и отлавливая всё это по крупицам. Большинство фотографий - совершенно неизвестные. Качество изначально было херовое. Так что не взыщите.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Все эти фотографии есть в

Все эти фотографии есть в твоих книгах.Которые в историчке может прочитать любой.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Неправда. Там нет мавзолея

Неправда. Там нет мавзолея Генона, его старой квартиры, виллы Фатима и т.д. В моей книжке - только 4 фотографии из тех, что я привел здесь.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Остроумно.

Остроумно.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Генон - традиционалист?

Я таки прошу Вашего прощения, но Генон сам называл себя традиционалистом? Так-таки напрямую в лоб и называл? Не припомню...

Каждый раз в таких случаях хочется сделать маленькое уточнение, которое многое проясняет. "И не надо кидаться головой в навоз", но Традиционализм - явление целиком современное-светсткое, хоть и положительное по отношению к самой Традиции. И соотносится он с Традицией, как клубы пыли, поднятые падением телеги, соотносятся с самой телегой, рухнувшей с горы... Точнее даже не с самой телегой, а с телегой-стоящей-на-вершине той горы.

И какую разновидность Традиционализма не придумывай, как его не рафинируй, никакая Интегральность не сделает его Традицией, и даже не приблизит к ней "по статусу".

Традиционализмом каждому нужно "переболеть". А там видно будет.

 

Grrr

Ну зачем так вычурно! Здесь

Ну зачем так вычурно! Здесь силят люди, многие из которых не читали Генона. Генон написал главу в своем ЦКЗВ (как любит Каждан сокращать) - "Традиция и традиционализм". И там он в пух и прах разнес концепцию традиционализма. Традиционалист? Кто это? Да вот этот, Каждан. Всё. В печку. Люди просто не понимают, о чем говорят. Но лучше, чтоб говорили, всё таки. Иначе просто смерть и кердык. Ты зря не появляешься на форуме. Твой жесткий взгляд был бы очень правилен здесь. И большее число участников тебя бы поддержало.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Традиционалист Каждан

Традиционалист Каждан издевается над обоими традициями из тех к которым он мог бы принадлежать.Сейчас у меня на ужин опять бутерброд был из мацы и кулича.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

 Делать Интегральный

 Делать Интегральный Традиционализм традицией никто и не собирается.Иначе придется все традиции которые сохранили в себе ЕПТ обьединять в одну.Исихазм залить суфизм добавить даосизмом посыпать сверху.И плюс индуизм на закуску.Но только это будет уже не Генон а Блаватская.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Во-во. Ты, кстати, этим

Во-во. Ты, кстати, этим отпугиваешь многих традиционалистов от нашего форума.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Но я исправился.Речь идет об

Но я исправился.Речь идет об общих арийских корнях русского православия(наполовину славянского язычества) эзотерического ислама(наполовину персидского язычества) и даосизма(язычества восточноарийских племен чжоу которое по степени близости к полярно-райской модели не уступает язычеству индийских ариев чьей ветвью чжоу и были).Но из того что двоюродные или троюродные братья в чем-то похожи ибо у них был общий дед или прадед и все они несут в себе его ген не следует что это одна и та же личность.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Традиционализм - это

Традиционализм - это философская концепция, и не более того. Она - порождение Модерна как реакция на него и путь за его пределы. Это так же оригинальный подход к изучению религии, мистицизма и миофологии, альтернативный и даже противоположный позитивистскому методу. Традиционализм мог возникнуть только за кадром Традиции, так что пыль от падения телеги - неплохой образ.

Ex Borea Lux!

Ты - не полон. Вот Дугин -

Ты - не полон. Вот Дугин - полон. А ты - нет. Есть левая мощная традиция, традиция Постмодерна, которой ты пренебрегаешь, ты не читаешь книги Делёза и Бодрийяра. Правое нужно совместить с левым. А ты левого совсем не знаешь. Левые во многом правы. Такой вот каламбур.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

..................

...............

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Караул, не понимаю!

Что такое "традиция Постмодерна", чтоб меня черти разорвали?! Чертобог? Носохвост?

Правая традиция - это собственно Традиция, что-ли? А левая - чертобог? В чем эта скотина права? Как вообще их можно рассматривать в роли крайностей (да хоть взаимодополняющих), если Традиция вне плоскости противоположностей?

С ума ведь сведешь, умник :)

Grrr
Максим Борозенец аватар

Это ко мне относилось? Ты

Это ко мне относилось? Ты шутишь что ли? Я в Правое пришел ИЗ ЛЕВОГО! Да будет тебе известно, что еще до того, как я познакомился с Дугиным и увлекся Геноном и Эволой, я вырос как раз на Делезе и Бодрийяре, Лакане и Батае. Не забывай, что я живу в Европе, где левые - ВСЁ, а правые - бойкотируются. Так что "по дерриде я умею ботать". Весьма удивил ты меня таким "заявленьицем". 

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

Не только в Европе.Это сейчас

Не только в Европе.Это сейчас мне легко ругать марксистский материализм.А в свое время на рудновских семинарах по Африке-Азии я восхвалял и исламский социализм и не только исламский.Не кричать же было "хайль Гитлер!" напрямую(хотя в итоге в диссертации все-таки крикнул).А между социализмом и либерализмом любой консервативный революционер выберет социализм.Умею я Максим ботать и по Хомскому и по Шамиру.Еще как умею.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Я еще радикальнее замечу, что

Я еще радикальнее замечу, что истинный путь НАПРАВО лежит только из ЛЕВОГО лагеря. Тот, кто не знает философии новых левых, не способен увидеть в традиционализме ничего, кроме комиксов из непереваренных мифов. Тогда это все становится всего лишь оправданием тупой животной агрессии, замаскированной под священными символами.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

Не случайно же мою курсовую

Не случайно же мою курсовую про исихазм и суфизм которая привела меня к интегральному традиционализму мне дал рудновский красный арабист-поклонник таких далеко не фундаменталистких фигур как Арафат Асад Насер Каддафи и Саддам Хусейн.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Забудь. Я культурно отдыхал с

Забудь. Я культурно отдыхал с 10 литрами крепкого пива. ;) Традиция Постмодерна - это да, сильно сказано....

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Традиционализм от теософии

Традиционализм от теософии тем и отличается что в одном случае речь идет о возведени мистических практик к ЕПТ с четкой оговоркой что ЕПТ как религии давно уже нет а есть разные традиции в каждой из которой какие-то ее элементы а в другом случае попытка реставрации ЕПТ как религии путем смешивания всех мистических практик в одну кучу.В итоге вместо ЕПТ получается  нью-эйдж.Я кстати себя нью-эйджером не считаю т.к.я сравниваю  исихазм суфизм и даосизм по методам интегрального традиционализма а не творю одновременно Иисусову молитву зикр и даосское цзяо.Другое дело что у меня проблема с собственной конфессиональной идентичностью.Я действительно не знаю во что верю.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Упс!

А я думал, тут все такие традиционалисты собрались... А тут - интеллектуалы. Все понимают. I'm sorry. (Я извинился).

Между самой Традицией (в т. ч. в любых ее вторичных проявлениях) и ее изучением - пропасть. Даже между Традицией и Традицией-как-образ-жизни - тоже пропасть.

"Проблема в том, чтобы прорваться через собственную отчужденность... к себе самому".

 

Grrr
Лев Каждан аватар

Я знаю

Я знаю это.Я-традиционалист.Свой собственный народ иначе как жыдами не называю.РПЦ в лице Кураева ненавижу.А ведь российский еврей может быть или иудеем или православным.Не даосом же в конце-то концов.Вот Вам и разница между традиционализмом и традицией.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Все гораздо глубже и

Все гораздо глубже и серьезней, проблема не исчерпывается противопоставлениями Традиция-Традиционализм. Тут изучай, не изучай... И дело даже не в выборе конфессии, и не в вере. "Пицца не та, томат не тот."

А евреи мне по сердцу. Пока не лезут в политику. Но, пока дело не доходит до политики, и русские вполне ничего себе.

Grrr

Ну как-то ты сам намутил воды

Ну как-то ты сам намутил воды на сайте, что теперь участники - и те разобраться не могут..... А ведь трезвый. В отличие от некоторых.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Я намутил воды на сайте

Я намутил воды на сайте потому что вода была мутная у меня в голове.А теперь после двухлетнего воздействия артанцев(подчас кстати и силового) началось какое-то прояснение.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Это ко мне относилось?

Олег, это, так понимаю, ко мне относилось? Да, пожалуй что намутил.

Изучая, мы оставляем Традицию вне нас, как объект. Это пол-беды. Но ведь и "приобщиться" невозможно, как нельзя стать индусом. Ну, натяну я шкуру... Субъект, объект - мы даже (и главное) от самих себя отчуждены! Каждый из нас для себя самого есть объект изучения. Понимаешь, к чему я?

Мне кажется, это есть у Генона между строк. А то и явно.

Grrr
Лев Каждан аватар

Относилось ко мне.Просто я не

Относилось ко мне.Просто я не четко выражаю свои мысли и потому моя теория о том что исихазм суфизм и даосизм-это осколки ЕПТ в разных традициях была понята многими как суфодаохазм.Т.е.я будучи интегральным традиционалистом попал в теософы из-за нечетких формулировок.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Абсолютно согласен. У Генона

Абсолютно согласен. У Генона об этом сказано явно. Но очень тонко и с тысячей объяснений и предуведомлений, чтобы провести тонкую грань. Что-то похожее в методологическом плане есть, как ни странно, у Лосева.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

С кем?Со мной мной или с

С кем?Со мной мной или с Герром?

 

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Еще раз обозначу свою позицию

Еще раз обозначу свою позицию в еврейском вопросе раз уж о нем зашла речь.Я признаю право на существование двух типов евреев.

1)Евреи являющиеся патриотами своей страны.Себя я отношу к этой категории.

2)Евреи являющиеся патриотами Израиля и в нем живущие.С ними если они дойстойно держатся(занимают правые позиции не являются мондиалистами ставят интересы своего государства выше интересов мировой масонерии) возможен диалог и пример тому-Авигдор Эскин.

Но к сожалению есть евреи являющиеся патриотами Израиля а живущие в России.Последнее абсолютно недопустимо.Особенно если они начинают отстаивать израильские интересы в российской политике.Та же "Оборона" чья эмблема-кулак грузинской "Хмары" отстаивает интересы Израиля в России(то что в Грузии кулак был предназначен для Ирана как главного врага Израиля очевидно а по Осетии он ударил только из-за неадекватности Сааки за которую ему еще придется отвечать перед хозяевами).Свою двоюродную сестру которая является директором библиотеки МЕОЦ и женой одного из лидеров этой организации я бы убивать не стал будь я у власти.А просто поставил бы перед выбором:или отьезд в Израиль или полный отказ мужа от  участия в политике.В целом МЕОЦ может существовать как организация по изучению еврейской культуры.Но не как центр управления политическими партиями ибо он финансируется из Израиля.

З.Ы.Именно потому что с моей точки зрения нельзя одновременно сотрудничать с МЕОЦ и заниматься российскойт политикой я не иду "в родную традицию" как мне посоветовал Олег.Если бы я туда пошел я бы сотрудничество с ЕСМ прервал на следующий день ибо все кто связан с этнокультурными общинами финансируемыми из-за границы право на сотрудничество с российскими политическими партиями с моей точки зрения просто не имеют.И Артания как евразийский ресурс лишилась бы в этом случае своего домового.Не исключено что в будущем я займусь йогой.По причинам чисто личного характера о которых на сайте я распространяться не буду.Но в еврейство не собираюсь.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Ключарь аватар

 Не пойму, ты соотнес свою

 Не пойму, ты соотнес свою позицию со статьей на Арктогее "Другие" или нет? 

 зри в корень "Ур"

Лев Каждан аватар

Естественно соотнес.На теории

Естественно соотнес.На теории об арийском типе духовности вся конструкция и базируется.Имею в виду принадлежность к этому типу и православной духовности и иранской и китайской.Что же касается моей идентичности то "Другие"-это если ты заметил РЕЛИГИОЗНЫЕ ЕВРЕИ.А я-апикорец(для незнающих поясню что со времен Маккавеев имена Эпикура и других греческих философов являются у иудеев презрительными кличками для тех кто ассимилировался).И как апикорец я вполне могу идентифицировать себя с индоевропейским сакрумом.А что я при этом приму-индуизм или православие-не столь важно.Арийцы живущие вокруг меня большей частью православные.Но важно не это а что ближе всего к Примордиальной Традиции.А к ней ближе всего индуизм.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

что я при этом приму-индуизм или православие-не столь важно

Кому неважно??? Ты вообще понимаешь что такое религия и для чего она??Да насрать на арийцев -семитов!И на "близость к Примордиальной традиции"!  В твоих устах-это не больше  чем  мертвый идеологический конструкт. Даже более того-симулякр Религию выбирают только ориентируясь на себя .Наплюй на политегу , определись конфессионально. А потом уже мудрствуй. Иначе вреден будешь всему с чем свяжешься. Связался с евразийством-навредил итд.

Лев Каждан аватар

Африканыч про "причины

Африканыч про "причины личного характера" ты понял.Другим обьяснять ничего не буду.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!