Угрофинское солнце

Угрофинское солнце.
В статье «Евразия и Крокодил» мы писали о том,что у русских и китайцев схожа солярная мифология.Похожая солярная мифология есть и у угрофинов,т.е.мы снова видим проникновение китайской мифологии в славянскую в результате гуннского нашествия.Женский пол Солнце(по аналогии с древнерусской «солонью») имеет в мифологиях венгров(стр.425) и обских угров(стр.341).Мать Солнца(по аналогии с китайской Сихэ и русской Зарей) есть в мифологии удмуртов(стр.237).Брат Солнца(по аналогии с тремя Русскими Солнцебогами и девятью китайскими солнцами)(стр.200) есть в мифологии коми.Это и есть Луна,с которой Солнце играет в прятки,чем и обусловлена смена дня и ноч.Семья Солнца есть и в мифологиях других других угрофинских народов.У финнов(стр.67) и эстонцев(стр.141)оно соперничает за невесту с Луной и Полярной Звездой.Однако самая развитая солярная мифология-у лапландцев(стр.156-167).Лапландское Солнце-мужчина,который ездит по небу утром на медведе,днем-на быке,вечером-на олене,а ночью заходит в свой дом и становится человеком-Пейве.У Пейве есть даже сын-Пейвалке.Но ему негде найти невесту:любая девушка боится выходить за того,чей отец может их сжечь.Тогда Пейве решает женить Пейвалке на неземной невесте и сватается к Луне.Но именно Луна больше всего и боится солнечного света:ведь когда Солнце восходит,она исчезает.В итоге лунная дочь выходит замуж за Зарю.В Лапландии заря-это отблески солнца в полярную ночь,когда оно не светит.Она живет в том же ночном мире,что и Луна,поэтому Заря-законный жених лунной дочери.Так Луна Солнцу и обьясняет.Солнце отвечает обьявлением войны.Фактически в бой вступают два мира-дневной и ночной.Солнце нужно Земле,чтобы ее прогревать,но Воде,которая может высохнуть,нужнее Луна.День нужен людям,которые ночью спят,но зато духам и теням,которые днем не являются,нужна ночь.Она же нужна и сполохам северного сияния,которое днем не видно(Лапландия относится к числу земель,где оно есть).Людям подчиняются домашние животные,домашние птицы,олени(на последних лаплпндцы ездят).Духам-дикие звери,в которых они любят вселяться,отсюда и феномен оборотничества.Все эти силы(земля против воды,люди против теней и духов,домашние животные против диких зверей)и столкнулись в войне между Солнцем и Луной.Война оканчивается по воле некоего Старца-Моржа,который мирит эти две силы.Позже сестра Солнца-Акка-удочеряет дочь Луны и жену Зари.Так появляется Акканийди(«нийди» по-лапландски будет «дочь»).Пейвалке не забыл свою прежнюю невесту.Он бился за нее с оадзью-безобразной ведьмой в лягушачьем облике,которая хотела,чтобы Акканийди вышла замуж за ее сына.В итоге она досталась Найнасу-богу Северного Сияния.Но Северное Сияние-как мы уже отмечали выше,соэзник духов.А среди духов живым не место.Поэтому Найнас возвращает Акканийди Пейвелке,а сам тайно навещает ее в его доме.Однажды Пейвелке появился при встрече Акканийди и Найнаса.Найнас тут же растаял:ведь при солнечном свете не видно Северного Сияния.А Акканийди была наказана Солнцем за измену солнечному сыну.Луч Солнца выхватил ее из комнаты и забросил на Луну,где она до сих пор и живет.Итак,мы видим,что в лапландской мифологии Солнце-живое:у него есть и сын,и невестка,и сестра,не хватает только внуков.Такое же оно и у других угрофинских народов,и у славян,и у китайцев.Иными словами,таково наше Евразийское Солнце,которое пытается пожрать змея в лице крокодилистов.Но на защите Евразийского Солнца-евразийцы.И потому оно будет светить и дальше.
В.Петрухин, «Мифы финоугров»,М., «Астрель-Аст-Транзиткнига»,2005