Олег Фомин: БЕССТРАШИЕ И ЛЮБОВЬ В ПЛЁСЕ

В дорогой моему сердцу Плёс я стараюсь приезжать как можно чаще.  С определенного времени он стал родиной и даже, более того, столицей моего сердца. Именно с Плёса началась моя артанская эпопея. Именно в Плёсе я впервые осознал себя русским и здесь на смену моему прежнему космополитическому спиритуализму пришел русский национальный гнозис. Я даже сейчас отчетливо помню тот момент, когда это произошло.
 
В 1995 г. я приехал сюда, еще юношей, с моей младшей сестрой и нашим дедом, Олегом Вадимовичем Фоминым, создателем ростовского Литературного театра, режиссером и заслуженным артистом России, которому раз в год полагалась льготная путевка в один из театральных домов творчества России. Раньше мы ездили в Щелыково, Рузу, сам дед в одиночку ездил отдыхать в сочинский дом творчества «Актер» или в подмосковный Звенигород.
В последние годы своей жизни дед, еще прежде увлекавшийся древнерусской архитектурой, иконой и русской живописью и прививавший мне с малолетства любовь ко всему нашему самобытному, стал преподавать в красногорских школах и в митинском театре-школе Леонида Филатова так называемый МХК — то есть мировую художественную культуру. Свою обязанность дед понимал своеобразно и под видом МХК преподавал, на самом-то деле, русское искусство во всех его проявлениях, добавляя сюда также и повествование о наиболее известных шедеврах античности, готики и более позднего европейского искусства. Впервые от него я услышал имя «китоврас», впервые он показал мне, тогда еще мальчишке, альбомы с каменными барельефами и стенным письмом Владимира и Суздаля, он объяснил мне как возникли полотна Куинджи и Левитана, рассказал, какова была их судьба.
Однажды дед заявил мне, что этим летом — 1995 г. — мы едем в Плёс, а не в Рузу, и я был огорчен едва ли не до слез. Актерский дом творчества в Рузе был мною столь любим, что я предпочел бы там жить вечно. Дед объяснил мне терпеливо, что русские художники, побывавшие в Плёсе, вновь и вновь возвращались сюда. Здесь жил Левитан и даже, по слухам, легендарный певец Федор Шаляпин купил рядом с Плёсом имение. Дед показал мне картины Левитана «Золотой Плёс» и «Березовая роща», объяснив, что последняя была написана именно в этом удивительном месте. Я с раздражением заметил, что не надо столь далеко ехать, чтобы увидеть березовую рощу, поскольку таковых и в соседней Опалихе, где мы едва не купили дачу позапрошлым летом, было в достатке. Но мое сопротивление было сломлено неукоснимой твердостью семейного решения. И вот — мы едем в Плёс.
 

 

По дороге дед мне, второкурснику филологическо-искусствоведческого факультета московского НГУ, время от времени громко кричал: «Вот-вот! Сейчас будут видны Покрова-на-Нерли! Видел?» По дороге из Москвы в Иваново, развертывающей перед современными путниками панорамы Владимиро-Суздальской Руси, действительно в определенный момент можно увидеть легендарный храм, чудом не снесенный духовными властями Боголюбовского монастыря в XVIII в. Но это всего лишь 3-4 секунды. (Лишь много лет спустя я научился ловить момент, когда храм действительно видно вдалеке.) И стоит добавить, что в то время Покрова-на-Нерли совершенно не казались мне чем-то удивительным. Я тогда еще совершенно не интересовался нашей древней архитектурой. Стоит сказать, что я испытывал от нее даже некоторое раздражение. А дед всё продолжал и продолжал вскрикивать: «Вот! Гляди! Сейчас там будет виден Суздаль!» Я совершенно не понимал его восторгов, но в целом был умиротворен, поскольку мне позволили взять с собой в дорогу БУТЫЛКУ ВИНА «Монастырская изба» и cамостоятельно выпить. Поскольку годы мои были детские, то счастью не было предела и приехал я в Плёс хорошеньким.
По дороге я то проваливался в сон, то принимался читать маленький томик «Младшей Эдды», выпущенный в серии «Литературные памятники». На грани сна мне мерещились описанные там Один, Тор и Фрейр — Высокий, Равновысокий и Третий, которые, как мне казалось, были законными хозяевами этих лесов и пашен.
Въезд в город разбудил меня окончательно. Мы пересели на трясучий театральный автобус, который повез нас вниз, к пристани, а затем к месту нашего дальнейшего пребывания.
 
 
Вид с "верхней палубы" Дома творчества СТД
 
 
 
Территория Дома творчества СТД
 
 
 
"Изумрудная" гора с видом на жилой корпус Дома творчества СТД
 
 
 
Ныне несуществующий витраж столового корпуса Дома творчества СТД
с изображением плёсского герба
 
 
В первую голову поразило меня то, что Плёс в лучшей своей части тянется целиком вдоль Волги, выставив на нее свои ослепительные фасады, в каковых я не замедлил узнать детали из альбомов Левитана. Конструктивистский корпус дома творчества ВТО (аббревиатура от Всероссийского театрального общества) восхитил меня совершенно точной непротиворечивой вписанностью в этот культурный ландшафт и полным соответствием своего наличия душе места. Автобус въехал прямо на площадку перед корпусом, возвышающуюся метров на 10 над уровнем Волги. Вид, открывавшийся с этой смотровой точки уже тогда произвел на меня неизгладимое впечатление.
По незнанию мы выбрали номер, выходящий лицом к Преображенской горе, сверкавшей зеленью в потоках закатного света, подобно дорогому неограненному изумруду. Я тогда написал:
 
Из моего дома видна гора.
Ей Изумруд имя.
Она, как коровье вымя,
Ставит себя два ведра.
 
Однако через пару дней мы переехали в номер с видом на Волгу, где впредь останавливались каждый раз — это второй этаж, второй балкон, если смотреть на корпус со стороны Волги.
Сестра убежала искать новых подружек по играм, а я сразу же заявил деду, что «иду искать любовь». Выйдя на двор и спустившись с нашей каменной террасы к спортивной площадке близ самой Волги, я сразу же заприметил играющих в бадминтон девушек. Одна из них, чуть старше меня, сразу же привлекла мое внимание. Я почти не спрашиваясь, вырвал ракетку из рук ее подруги и принялся яростно перекидывать волан через сетку. Уже на следующий день мы оказались близки со Светланой, бывшей вожатой у приехавших отдыхать в Плёс из Иваново девчат и пацанят. Их корпус, оказывается, был виден из того самого номера, который мы в такой сметливой поспешности оставили.
Лежа рядом со Светланой, я читал ей стихи в ее честь, ставил на плохой магнитофон кассеты со своей странной для этих мест музыкой, цитировал «Младшую Эдду» и повествовал про замысловатые сумасбродства, запечатленные в «Саду благоуханном» шейха Аль-Нефсави, призывая мою возлюбленную к новым эротическим безумствам.
Культурные программы дома творчества актера не отличались разнообразием. Всё крутилось в основном вокруг Плёса. Правда, нам сразу же предложили поездку в Ипатьевский монастырь Костромы, но мы, по глупости, отказались. Только семь лет спустя увидел я то, что могло намного ранее навести меня в моих исканиях на истинный след ведения. Но всё приходит вовремя.
 
 
Виктор Фёдорович Бебин, душа Плёса
 
Куратор нашего отдыха, похожий на престарелого и очень добродушного медведя, Виктор Федорович Бебин, дослужившийся к старости до почетного титула «засраку» (заслуженный работник культуры), был прирожденным организатором театра. Он с яростью неофита ставил в плёсском театре водевили, хотя это было уже не в первый и не второй, а в тысяча какой-то раз. Святая душа! Он жил творчеством и верил в него. Надеюсь, он жив еще. У нас, к сожалению, не умеют ценить искренних людей. Что он делал? Да он просто забирал нас громогласным окликом с обедов и звал за собой.
Себе на смену он вырастил культур-зазывалу Андрея, который водил нас по тем же местам, хотя нам всегда не хватало ощущения того, что всё остается по-старому.
Нас ждали музей Левитана, Соборная гора, так называемая «изба», где был полностью воспроизведен быт крестьянской избы прошлых лет, а также «языческий дворик» с «щурами», древней «игрой в мельницу», восходящей, на самом-то деле к так называемой тройной друидической ограде, описанной Рене Геноном.
 
 
"Древнерусский дворик". Реконструкция П.Н. Травкина
 
 
 
Игра в мельницу. Реконструкция П.Н. Травкина
 
На Западе «игра в мельницу» была известна под именем «гусёк». Это сакральная игра алхимиков, бродяг и пьяниц, в которую играли в кабаке. Один из королей Англии, Яков I, повелел вывесить ее правила на двери каждого кружала, пообещав суровые кары для нарушителей. На самом деле, все игры, где бросают кубики и передвигают фишки по полю — восходят к «гуську». Поле представляет собой годовой срез дерева. Нужно попасть в центр, двигая фишки согласно выбросам костей. Это попадание возможно лишь в том случае, если кости выкинут верную комбинацию. В древнерусском варианте, вероятно, не было арканов. Во французском варианте для этой игры используются арканы «Тюрьма», «Колодец», «Постоялый двор» и т.д. В современных играх этим арканам соответствуют указания игрокам «пропустить ход», «начать с начала», «скатиться на уровень». Это в изначальном своем виде алхимическая игра, как и Тарок, чьи правила известны очень немногим посвященным. Что касается собственно так называемой «тройной друидической ограды», то указания на нее содержатся в книге Рене Генона «Символы священной науки». Там это понятие предстает в своем чисто метафизическом аспекте, из которого проецируются и все принципы игры в ее этническом приложении: будь она кельтской, англо-саксонской, финно-угорской или славянской.
Историк Плёса Павел Николаевич Травкин, автор исторической реконструкции «избы» и «языческого дворика», впоследствии в штыки воспринял мои упоминания подобных соотнесений, а раннюю версию моей «Священной Артании» разве что не разорвал на мелкие клочки перед моим растерянным лицом за благодушные упоминания в ней Фоменко и Носовского, служивших на первых порах для меня фактически путеводной звездой. И смею надеяться, что именно мои подсказки в области кабалистики и традиционализма, данные мною при наших личных встречах, позволили Анатолию Тимофеевичу в дальнейшем продвинуться на его непростой стязе, хотя, как я до сих пор продолжаю настаивать, Фоменко и Носовский, будучи предельно честными учеными-позитивистами, вскрыли некий механизм, обнажающий метафизику истории, но истолковали свое открытие опять-таки в позитивистском ключе, чем и вызвали столь негативную реакцию в свой адрес и фактически свели всю свою работу на нет. В других местах мы неоднократно указывали на верные по материалу догадки и методологические ошибки Фоменко и Носовского. Здесь же мы встретили, в лице Павла Николаевича Травкина, абсолютного позитивиста от истории, оценивающего Фоменко и Носовского исключительно с позитивистской точки зрения, в чем последние, собственно, и были виноваты в виду своей приверженности позитивистскому методу. «Мятежные академики» в такой же степени правы и неправы, как прав и неправ несчастный провинциальный историк Павел Николаевич Травкин, сделавший так много добрых дел относительно «удревнения» истории Плёса.
 
 
Памятник "основателю" Плёса — князю Василию Димитриевичу
 
 
 
Успенский собор на Соборной горе. XVII в.
 
Официальная версия относительно основания Плёса — XV в. В 1410 г. князь Василий Димитриевич, сын Димитрия Донского основал крепость на Плесо, разоренном Батыем в 1238 г. Но, как мы видем, Плесо существовал и в XIII в. А благодаря работам Павла Ивановича Травкина, мы можем с полным правом утверждать, что Плёс, или его прототип, существовал и до этого времени. Сам Травкин настаивает на том, и у нас нет оснований ему не верить, поскольку он работал не только с текстами, но и с археологическими данными (хотя наше отношение к археологии весьма специфично, при учете того, что исследователь-археолог всегда видет в объекте предмет, выражаясь языком классической метафизики), что Плёс был основан в XII в. князем Всеволодом Юрьевичем, известным под прозвищем Большое Гнездо. При этом задолго до исторического основания Плёса всего в каких-то 10 километрах ниже по течению Волги находилось поселение финно-угров мерян, известное под названием Алабужское городище. Мы уже неоднократно показывали степень культурной интеграции славян и финно-угров. В конце концов, финно-угры такие же предки современных русских, как и славяне, если не в большей степени. Если же придерживаться концепции культурных кругов Фробениуса и Гребнера, то само понятие этнического наполнения тех или иных цивилизационных локусов перестанет быть столь самодовлеющим. По видимости, и к Плёсу и к Алабужскому городищу в разные века прикладывалось имя Чувиль, с большой степенью вероятия финно-угорское, но столь же охотно принимаемое на веру в качестве славянского: чувиль — птичка. Итак, в качестве «культурного круга», мы можем считать Плёс и Алабужское городище одним локусом. Весьма вероятно при этом предположить, исходя исключительно из позитивистской точки зрения, что финно-угры Алабуги в какой-то момент консолидировались с группами славян, уже объединенных с финно-уграми, строящими новый Чувиль выше по течению. Итак, Плёсу больше тысячи лет. Сколько точно сказать мы не можем, равно как мы никогда достоподлинно не узнаем точный этнический состав строителей нового Чувиля. Остается лишь предположить, что история Плёса-Чувиля восходит к VI–XVIII вв. от Р.Х.
Состав плёсских отдыхающих всегда был причудлив. Это и актеры, и работники театра вообще, включая оперников, эстрадников, декораторов, академических музыкантов. Все они чинной толпой высыпали после завтраков, обедов и ужинов на высокую террасу перед Волгой, чтобы бросить негромкую, но вескую фразу, отплатив таким образом какому-нибудь мнимому обидчику, севшему «не по чину» за их столом. Традиционно в Плёсе живут и художники, в том числе и такие всемирно известные, как авангардист Борис Николаевич Бич. Почти каждый год в Плёсе отдыхал в прежние годы драматург Виктор Сергеевич Розов, автор не только ряда громких советских пьес, но и сценария к культовому фильму «Летят журавли». Мне повезло быть близким к нему, чему немало дивились вэтэошные старожилы Плёса. В начале 2000-х я даже сделал интервью с ним для школьного журнала «Наша школа». Отдыхал здесь и знаменитый академик РАЕН Владимир Георгиевич Ажажа, известный своими «поисками летающих тарелок». В то время я относился к его исканиям крайне юмористически, даже написал о нем премного ироническую статью в журнале «Планета Internet». Сам Владимир Георгиевич относился ко мне всегда с совершенно открытой симпатией, свойственной многим занятым подобным делом. Он искренне восхищался моей музыкой и часто, едва ли не часами, беседовал со мной. После выхода статьи он перестал меня замечать, когда я появлялся в Плёсе. Хотя теперь я готов был бы извиниться перед ним за свои юношеские выходки, особенно учитывая тот неоднозначный опыт, коррелирующий с его тематикой, что приобрел я за последние годы. Впрочем, об этом отдельно.
Ажажа никогда не утверждал, что «летающие тарелки» приходят из «внепланетных цивилизаций». Об этом говорил его многолетний, пусть и настоенный на советском материализме, опыт. Для меня же любое появление феномена НЛО означало исключительно антидуховное проявление, одним словом то, что церковь называет «сатанизмом», а традиционалисты — «черными чудесами». Однако случилось так, что именно в Плёсе и как раз во времена моего первого знакомства с Ажажой я впервые ощутил на себе то, что «энлэошники» называют «контактом первой степени». Просто моя традиционалистская система установок предполагала совершенно другой язык для выражения подобных явлений. Тогдашняя «Младшая Эдда» плюс познания в других религиозных системах выступили здесь в качестве формирующих основ моего восприятия тех явлений, что довелось мне увидеть.
Мне и прежде неоднократно доводилось видеть НЛО. Одно из ярких впечатлений ростовского детства — шар в небе, рассеившийся в течении получаса (могу с уверенностью сказать, что это не была Луна, хотя диаметр был сходен, поскольку ночное светило находилось в это время на большом отдалении от описанного объекта). Были и другие подобные явления. Не уверен, что все из них были не техногенного характера. Хотя сейчас я не стал бы заостряться на факторе «техногенности», после того, как перевел одну из книг Мигеля Серрано, весьма серьезного во «внешних вопросах» автора, посла Чили в Перу и в Индии, представителя Чили в МАГАТЭ. Дон Мигель, в частности, много занимался промлемой летающих тарелок СС, до сих пор базирующихся по его данным в подземных оазисах Антарктиды. Впрочем, эта тема стала настолько популярной сегодня, что, боюсь (или, наоборот?), за этим массовым разглашением, и впрямь скрывается нечто достоподлинное. В конце концов, даже по федеральным каналам нали транслировать фильмы с документальными кинозаписями, содержащими испытания первых эсесовских летающих аппаратов до крайности напоминающих летающие тарелки. Так что — чем черт не шутит?
В одну из ночей, после очередной порции работы над романом «Юбилейное Солнце», а именно вставной «Повестью о Марко», я вытянулся на спине. Следует заметить, что это для меня нехарактерная поза во время сна. Обычно я ложусь на живот, прижав область сердца к матрасу и только так могу заснуть. Здесь же я внезапно провалился в сон. Сугубо отмечу, что вопросом «летающих тарелок» я тогда не интересовался, ничего о доне Мигеле не знал, а господина Ажажу считал за позитивистски настроенного романтика.
Я увидел пространство, где было больше трех измерений. Ощутив свое присутствие в «доме», я начал подъем по лестнице. Лестниц было много. Все они были белого цвета, равно как и перила. Я прикоснулся к перилам и камень мне напомнил по ощущениям не то мрамор, не то алебастр. Лестницы расходились по одной оси, но во взаимоисключающих направлениях. Что-то подобное я видел в детстве в ростовской филармонии, а впоследствии на одном из выходов из станции Сокольники в Москве. Разве что не оставляло чувство, что измерений здесь всё равно было больше, чем могли бы себе позволить изыски нашей архетиктуры. Я не шел, а как будто бы плыл, перебирая ногами эту странную лестницу, пока мне наверху не показалась крайне загадочная фигура, которую я тут же опознал. Это было рогатое, но совсем не в христианско-негативном смысле, божество. Это были техногенные, по виду, рога, изгибающиеся одновременно и вниз и вверх. Во всех традиционных культах рога означают символ духовной высоты. Даже в христианстве рога — это символ Христа, Агнца, и также символ Моисея. Но это было совсем нехристианское божество. Я спросил его, пользуясь моей «Младшей Эддой», как руководством: «Аса Тор?», желая узнать является ли он богом войны и разрушения, но он ответил мне, то ли называя себя, то ли называя меня: «Бхакти Рудра!», то есть «любовь бога» или «любящий колдовское», что с точки зрения традиционного понимания этих санскритских слов, одно и то же. Это черное существо было воином, всё его тело представляло собой оружие, каждый сантиметр его доспехов был увешан смертоносными приспособлениями. Но я схватил его голыми руками, приподнял над землей, и бросил назад, через голову. Обернувшись, я увидел, что его тело, как в масло вошло в стену, возвышающуюся над площадкой, и теперь из стены торчит только его лицо, постепенно превращающееся в золотую, перетекающую всеми темными оттенками золота маску. Лицо в бесконечной безнадежности кричало, пытаясь вызволиться из этого странного для меня плена, я же сам чувствовал в себе силу бога и возможность одним своим пальцем перевернуть весь мир. Тогда я услышал со дна, из самого испода, куда вели мраморные ступени, тяжелые шаги, от которых содрогалось всё вокруг. Я спустился на тот пролет, где прежде было исковерканное болью лицо, но его там не заметил, а шаги Матери Богов всё сильнее отпечатывались в моем сердце, совпадая с его тяжким биением. Я почувствовал наконец присутствие существа, спускавшегося в подвал, чтобы общаться с черепом своего предшественника. Я ничего не спрашивал и никто мне ничего не говорил. Я всё знал через дыхание и битие сердца. Увидав Высокого и Равновысокого с женами, а также узнав, что живут они глубоко под Волгой, я почувствовал в себе сердцебиение Великой Матери: «Ты будешь Третьим. Но у тебя должна быть жена». И в этот момент я заморгал и увидел потолок плёсского номера над собой, лихорадочно соображая, идет ли речь о моей прежней и теперь уже бесконечно утраченной любви Наташе, изменившей мне с тем, кого я почитал своим лучшим другом, или речь идет о ком-то другом, кого я пока не знаю. Видение было столь отчетливо и непохоже на любые мои предыдущие сны, что я содругнулся, приняв этот холод за предрассветный озноб, идущий от реки. Тогда я отвернулся к стене, на левый бок, и спал, и видел сны.
Утром отдыхающие из корпуса сказали, что видели ночью, ближе к рассвету, над Волгой НЛО. Я весело заметил, что настоящее событие должно быть заинтересует академика Ажажа и найдет в его творчестве достойное место.
Тем не менее, пока я молчал о происшедшем, со мной продолжали происходить чудеса. Тем более в то время я увлекался всякой экстрасенсорикой. Задумчиво побренчу в кармане — и вдруг появляется необходимая сумма на выпивку. А вот и серьезное. В частности, я сошелся с семьей местных художников. Да так сошелся, что засиживался глубоко допоздна. И вот однажды, уже в полной темноте, отправились они провожать меня с верхнего города в мой актерский корпус. Кто-то в машине болтнул в шутку о колдовстве. Я сказал: «Да что вы знаете о колдовстве? Колдовство — это…» И тут я махнул рукой. Машина как будто на внезапную преграду наткнулась. Никто даже не связал это с моими словами. Вылезли из машины: «У-у… Вал своротило…» Честно говоря, не разбираюсь в автомобилях. Поэтому даже не знаю, про что речь была. Но сам испугался. Попрощался с художниками и пошел вниз, к неосвещенной улице. Как только потерял их из виду, почувствовал недоброе присутствие повсюду. Казалось, мертвые прежде вещи зажглись каким-то неестественным светом. По-настоящему испугавшись, добежал до своего корпуса, чувствуя дыхание холода за спиной.
Потом был мой концерт. Концерт в Плёсе. Live in Plёs. Даже записал часть его убогой техникой. Собралось человек 150–200. Да и как же им не собраться на бесплатное шоу, когда делать всё равно нечего? Все, кто жили в театральном корпусе — все и собрались, да плюс еще два десятка любопытствующих плесян. Я играл на гитаре, пел под фортепьяно, исполняя свои клавирусцуги середины 80 — середины 90-х гг. К сожалению, голос мой почти терялся, поскольку я работал без микрофона. Дедушка почти извинялся перед слушателями, а я всё больше и больше на него злился, поскольку считал основой своих музыкальных сочинений не текст, а музыку. Впрочем, мое исполнительство, как ни странно, оценили профессионалы-консерваторцы. Один из них, профессор, кажется, Саратовской консерватории, Лев Шугом, выступил и сказал, что если бы его студенты играли так же, как и я, то он им однозначно поставил «отлично». После концерта я напился литровой бутылкой «Букета Молдавии». Последнее что помню — удар лицом об асфальт.
Плёс растянут вдоль Волги. Наиболее популярная этимология слова «Плёс» — это участок реки от поворота до поворота. По преданию, бывавшая здесь императрица Екатерина, услышав, как щука бьет хвостом по воде, воскликнула в восторге: «Плёс!». Вот, дескать, откуда «Плёс» взялось. Кабалистически «плёс» соотносится с «polis», «pilos», наконец, «polus» (!), «пляж» (весь город выходит фактически «на пляж»), «плоск» (нижняя часть Плёса «плоска»), и даже, воспользовавшись теми соотнесениями Мирчи Элиаде, которые он предлагает для «pleistoi», то есть для обозначения неких праведников (пророков и колдунов?), живших в прежние века в Дакии, «клюв», «птичка». Слово «чувиль», старое название Плёса, до крайности напоминает славянское звукоподражание выкрикам какой-нибудь маленькой птички. А «плёс», по народной этимологии, — звук удара от рыбьего хвоста по воде. Итак, если следовать такой этимологии, «чувиль» — это птичка, а «плёс» — это рыба, точнее, «рыбий хвост». Стало быть, символом Плёса должна была бы быть ПТИЦЕРЫБА. Это поэтическое образование, которое не должно смущать историков, поскольку наши предки не были историками, они были поэтами, а стало быть, мыслили так же, как и мы:
 

Дождь на Советской набережной Плёса
 
 
Радуги в Плёсе
 
 
Подъем на Соборную гору
 
 
 
Вид на Соборную гору с Холодной горы
 
 
 
"Березовая роща Левитана"
 
 
 
Дом отдыха "Плёс" в стиле деревенского модерна. Начало XX в.
 
 
 
Вид на Заречье с Соборной горы
 
 
Не рифмуются Полис и Пилос,
Не рифмуются Полюс и Плёс,
Но в какой-то момент расступилось,
Но как будто иным пронеслось…
 
И случилось наверное что-то,
А душа не умеет назвать.
Золотится благая дремота,
Золотая живет благодать…
 
По преданию, Плёс на семи холмах стоит:
 
На седьми холмах стоит
Улыбается вода
Колокольнями звенит
Зеркалами рассыпалась…
 
Сколько не пытался я, живя в Плёсе, пересчитать холмы его, да всё безполезно было. Но вот еще одна попытка. Первая гора — Сосновая, где сосны растут, рукотворно посаженные, грибы там знатно лезут. Вторая гора — Преображенская, где кладбище и храм Преображения Господня. Третья гора — Воскресенская, где храм Воскресенский, возведенный супречь старого в 1817 г. Четвертая гора — Соборная, где самый старый плёсский храм Успения стоит (XVII в.). Пятая горая — Безымянная. Шестая гора — Левитана. Седьмая гора — кто знает где… То ли это поросший сосной холм с детским санаторием наверху, то ли не досчитались прежде чего. Тем более, что между третьей и четвертой горой в XV в. ров прорыли. Пока рыли, поднимали насыпь Соборной горы. Все наиболее интересные исторические раскопки на этом месте ведутся.
 
 
Земляной вал Соборной горы. Насыпан в XV в.
 
 
 
Врата Соборной горы
 
 
 
Вид с Воскресенской горы на Воскресенскую церковь XIX в.
 
 
 
В прошлом старообрядческий странноприимный (бегунский) дом
 
 
 
Ансамбль Троицких церквей XIX в.
 
 
 
Воскресенская часовня ("Над вечным покоем") на горе Левитана. XVII в.
 
 
В древности наши предки поклонялись на этой самой высокой горе Плёса Велесу-Керемету. Велеса, рогатого и волосатого скотьего бога изображают то как медведя, то как быка. По преданию, на Велесовых пастбищах «пасутся» души праведных русов, это прямой аналог, в том числе и фонетический, «елисейских полей», известных из античной мифологии. Керемета изображают иногда медведем (отсюда и сближение), иногда крокодилом, иногда лягушкой. Крокодил и лягушка с символической точки зрения полностью соотносятся, поскольку тот и другая — твари земноводные. Любопытно в связи с этим предание, записанное со слов местного художника Алексея Громова, с которым мы в разное время учились у одного и того же преподавателя Пелевина (не путать с писателем). Согласно рассказу Громова, местные рыбаки до сих пор сообщают, что в Волге вблизи Плёса водится странное существо — наполовину гигантская лягушка, хвост же крокодилов. Архетипы народного сознания сильны, они действуют даже вопреки христианской догме, «выплескиваясь» в сферу быта. Это тот самый ящер, которому наши предки скармливали своих первенцев. Вероятно, здесь имели место с определенного времени обряды, когда первенцев сжигали в печи, подобно тому, как это описано в Библии относительно жителей Ближнего Востока. Во всяком случае нечто подобное в виде практики мы имеем в случае культа крокодила в Великом Новгороде. Не осуждая это явление и тем более не приглашая к нему, смеем заметить, что на наш взгляд, главным идолом Чувиля-Плёса был каменный фаллос. Именно ему, на наш взгляд, возносились главные молитвы о чадородии и плодородии. Именно он отождествлялся с производительной силой Велеса, его семя, по мысли язычников, оплодотворяло их скот, а также их женщин. Этот «каменный гость» отождествлялся единовременно не только с Велесом, но и с Дядькой-Уем. Современные язычники легко увязывают одно с другим, но нам хотелось бы в тоже время указать, что поводов для подобного соотнесения, кроме плёсского казуса, не наблюдается. Да и то, последний весьма под подозрением.
 
 
 
"Памятник Залупе"
 
И вот, с приходом христианства, «идолище поганое» укатили со Святой горы, освященной во славу Господа и Царя. Но не сбросили в реку, как это было в Киеве и во многих других городах. Оно очутилось в огороде, где и пролежало до относительно безопасных времен. Плёс стал тогда обычным заштатным судоходным городом империи со своими кабаками и борделями. И вот, у одного из последних появляется это самое «идолище поганое». Что бы вы думали делает просвещенный христианин, идущий в бордель? Ниспровергает кумиры? Как бы не так! Оглушительный хохот сопровождает лицезрение оного предмета, ставшего «символом» ремесла продажной любви.
В Плёсе этот каменный реликт называют не иначе как Памятником Залупе. Древнее назначение памятника забыто. Настает пора интерпретаций. Одни говорят: «Так это капитан поставил. Его-то девка оказалась легка нравом, а он ей назло и поставил!» Другие: «Какой там! Это же Федор Иваныч Шаляпин зазнобу свою поселил там. А вернулся и застукал ее с ейным хахалем. Драться не стал — не таков человек. А велел (хе-хе!) другам своим до Карьера смотаться. Выкопали там камень, на хер похожий, привезли сюда, подточили, покрасили и вот стоит теперь. Вот тебе, дескать, хер, подруга». Третьи совсем просто говорят: «Да что судить-то! Был здесь попросту как есть публичный дом». Все эти легенды разнятся деталями. Однако нас они совершенно не интересуют.
Плёсский фаллос — безусловный реликт, имеющий не меньшее значение, чем збручский идол или фестский диск. И надлежит ему оставаться на своем месте. Поскольку живая культура, как показало время, лучшая хранительница, нежели музейные запасники.
Вроде бы и всё поведал о Плёсе, но слишком многое осталось «за бортом». Например, современные плёсские легенды. Говорят плесяне, что за Волгой, со стороны Костромы, находится военная база, где испытывают «всякие редкости». Вот, дескать, отсюда и всякие вспышки в небе. А вода у нас, то вперед идет, то назад, то по кругу крутится от того, что выше по течению шлюзы стоят Волгореченска (но это уже не легенда во многом, а горькая правда, именно эта ситуация убила несколько рыбных пород). А еще от того она крутится, что здесь два атмосферных фронта сходятся, с Иваново и с Костромы. И впрямь, в Плёсе часто бывает совсем странная погода: то ливень, то солнце, то грибной дождик, то частями по городу идет. А вот еще говорят. Плёс ведь Северная Венеция, всё лушие дома по бережку, а там, где не успели, Шохонка поперек в Волгу втекает. А вот по Шохонке-то жил ученый академик, под прикрытием кагэбэ жил, занимался летающими тарелками, так я сам видел, как у него утюги над Шохонкой летали…
 
 
Sapienti sat
 
Приехал я в Плёс со своими друзьями. А ощущение такое, что умерли все. Город весь разделен-переделен московскими бандитами. По слухам, зять Чубайса за бесценок скупил все дома и теперь продает тем, кто грабил Россию в 90-е. Моих друзей-художников стали выживать. Угрожают поджогом систематически.
Пошел я к нашему Дому творчества. А там цены подняли невыносимо. Точно не для актеров цены. Если актер не снимается или не работает на трех работах сразу, на убой — так можно ему забыть про отдых в Плёсе. Русский народ, подлинную элиту его, вне зависимости от национальности, стали подвергать геноциду. Вот он, капитализм с человеческим лицом…
Сел я на лавочку возле столового корпуса. Слезы на глазах выступили от обиды. Вспомнил прошлое. Гляжу — Виктор Федорович идет. Узнал меня, голубчик, прослезился. Бросились в объятья друг к другу. У него Марья Васильевна умерла, которая нас устраивала в жилом корпусе СТД, сначала с видом на гору, а после с видом на Волгу. У меня — дедушка умер. Обнялись мы и долго горько-горько плакали. А за нашими слезами, как тысячи лет назад, плыла и текла Волга.

Комментарии

Лев Каждан аватар

Я один раз в жизни был в

Я один раз в жизни был в Плесе.В 2000-ом году РУДН дал мне и маме льготные путевки под Кострому.Папу пристроили третьим.Мы втроем плавали оттуда в Плес на ракете.Есть на Волге речной маршрут Кострома-Плес.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Судя по статье ты Олег не

Судя по статье ты Олег не исключаешь того что Мигель Серрано прав насчет НЛО СС и Антарктиды.А раз так то почему нельзя об этом писать в диссертации?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

admin аватар

Об этом можно писать. И даже

Об этом можно писать. И даже в дисере. Но только феноменологически. Например, можно написать, что есть такой экстравагантный автор Мигель Серрано, кстати. эксперт по атомной энергетике в МАГТЕ и бывший посол Чили в Индии и в Перу, относящийся к так называемым "дуракам от истории", и он высказал в одной из своих книг с характерным названием "Гитлер - последний аватар" довольно неожиданное мнение: Гитлер, по словам Серрано, не умер, а улетел в мае 1945 г. на летающей тарелке в Антарктиду, где якобы подо льдом находилась обанруженная подводниками Канариса нацистская военная база. Ты же вместо этого пишешь: Гитлер улетел в летающей тарелке в Антарктиду, что может подтвердить и книга Серрано. Ничего она подтвердить не может. Наука основывается на повторяемом опыте и верификации (ты хотя бы слово такое знаешь?). А иначе это не наука, а паранаука. И тогда тебе не научное звание давать надо, а в Кащенко ложиться или на худой конец нести свои сочинения в ВЕЧЕ, может, там издадут, чтобы другие пациенты Кащенко читали. Есть факт, что Серрано написал о Гитлере, тарелках и Антарктиде в такой-то книге. Но нет факта, что Гитлер улетел в тарелке в Антарктиду. Разницу понимаешь? Описывать феномены можно. И нужно. Настаивать на них - ненаучно. Даже слово "гипотеза" в отношении этой темы слишком сильное, черезчур уже получается. Ты спросишь меня, почему же я тогда написал о тарелке не как о феномене? Да потому что жанр другой! Это фактически художка, ты разве не заметил. Это очень личное краеведение, каковое может позволить себе лишь писатель-беллетрист с хорошо поставленной рукой и чувством стиля. Это авангардный жанр "живой этнографии". Но не наука. Если я вставил бы этот текст в дисер, мне сказали бы, что врачи не доглядели.

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Лев Каждан аватар

"Вече"-это и впрямь Кащенко

"Вече"-это и впрямь Кащенко согласен."Орел-это НЛО а стон Прометея-рев мотора".Только одна цитата из вечевика Асова.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Я бы назвал это

Я бы назвал это гонзо-этнографией. "Бесстрашие и любовь в Плесе", как наш ответ атлантисту Хантеру "Акуле" Томпсону.
Михаил аватар

Интересно.Надо бы туда

Интересно.
Надо бы туда съездить.
Ушкуйник киберпространств аватар

ВЕЛЕС -ВЕСЕЛ

ВЕЛЕС -ВЕСЕЛ
елисейские -велесейские -веселейские поля
 
"А когда пройдёт всё мимо,
Чем тревожила земля,
Та, кого любил ты много,
Поведёт рукой любимой
В Елисейские поля."
 
(с) Александр Александрович
Ушкуйник киберпространств аватар

а "ВЕСЕЛИЕ (Руси) есть пити",

а "ВЕСЕЛИЕ (Руси) есть пити", конечно
возможно, Святой Равный Апостолом Князь Владимир имел в виду, что Велесу угодны возлияния
Ключарь аватар

вино

Наверно, братья, не моя вина,
Что избрал я путь вина...
Верить бы хотелось что не тот сосуд,
Из которого аггелы и демоны сосут...
В этом мире нет гарантий четких,
Череп твой пойдет чертям на четки...
 
(или: Череп твой пойдет святым на четки...)
 
Ненавистная двоиственность или третий глаз поэта?

 зри в корень "Ур"

Лев Каждан аватар

Путь вина-это путь избранных

Путь вина-это путь избранных у суфиев.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Ergo, подавляющее большинство

Ergo, подавляющее большинство наших соотечественников - избранные суфии. Что доказывает твой тезис о "суФФийских и даосскоисскихасских народах". :))
Ушкуйник киберпространств аватар

питие определяет сознание

Ю.П. Соловьёв написал в предисловии к сборнику работ Ю.Н. Стефанова:
 
"Юрий Николаевич подошёл, возможно, ближе кого бы то ни было к дуxовному смыслу русcкого пьянства... Только очень поверxностный человек не заметит религиозного момента в этом феномене. Пожалуй, здесь и заключено "самоуничтожение тоскующего о Боге человека", обозначенное словом "тауxид". Быть может, это и есть второй, как будто, путь, предписываемый гностицизмом для своиx последователей наряду с аскезой."
admin аватар

Похоже, уже всем стало

Похоже, уже всем стало очевидно, что последний год я пишу только по дикому обжору. В этот текст, кстати, ушел 1.25 литр отличной дешевой вкусной водки. А что, так заметно? да, да? Решил через неделю поправить, но оказался опять в том же положении, ошибок не нашел. :) Через неделю решил опять почитать, отредактировать. И - то же самое... Ну, раз ошибок нет, подумал я, предварительно как следует выпив, значит можно вешать. Только с пьяных глаз про картинки забыл. Сейчас исправлю, если не накушаюсь. Пока только начал читать "интересную главу".

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Ключарь аватар

Сего дни впервые увидал

Сегод дни впервые увидал новую рекламу водки "Русский Лед".
Рекламирует ее никто иной как сам Рембо (Сильвестр С Талоном). А все здоровый образ жизни, и пр. амер. х...ю проповедовал, а тут вдруг вот те нате-х... в томате. Сломали мы Рембу ихнюю, скоро и Шварц будет рекламировать "Жигулевское".

 зри в корень "Ур"

Лев Каждан аватар

А я-только что с годовщины

А я-только что с годовщины смерти деда.Скупая бабушкина сиделка напоила японским дыневым вином.Такая гадость!Даже нормального пьяного головокружения нет.Этим япошкам бы "Старую Москву" в глотку.Ту самую которую мы с Олегом на Чистых распивали.Чтоб знали как готовить хорошие спиртные напитки.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

А что наши соотечественники

А что наши соотечественники вино пьют?А не водку?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Ушкуйник киберпространств аватар

вино

я вот, честно говоря, предпочитаю вино. На втором месте водка. На третьем -пиво. Коньяк я вообще пить не могу почему-то, не знаю даже..
Лев Каждан аватар

Сейчас все вина-гадость.Хоть

Сейчас все вина-гадость.Хоть я и первый был за победу в Южной Осетии а все-таки жаль времена русскогрузинской дружбы "Киндзмараули" и "Саперави".Хоть я и за дружбу с Китаем а все-таки восточноазиатские абрикосовые и дыневые вина-откровенная гадость.Других же вин нету весь юг-во вражеских руках(Молдавия с ее несравненным коньяком Грузия и т.д.).Да и Сарко  с его шампанским не шибко рвется с нами дружить.Вот и остается "Старая Москва".Наша русская водка.То что будет всегда нашим как бы ни повернулась мировая политика.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

admin аватар

Я тоже предпочитаю СУХОЕ

Я тоже предпочитаю СУХОЕ КРАСНОЕ. Но уже не получается его. Организм, извиняюсь за подробности, не справляется, всё насквозь протекает в течение нескольких часов подряд. В юности любил портвейны "Агдам" и "Три топора" (777). Но сейчас уже вообще смерть для меня.

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Лев Каждан аватар

Олег а куда девался твой

Олег а куда девался твой юзерпик?И почему ты заходишь не как Олег Фомин а как админ?Ни фотографии ни имени ни фамилии только админ и редактор портала.Прямо призрак какой-то.Если так пойдет дальше скоро все посетители Артании забудут кто такой Фомин.Ну кроме меня разве что.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Да, я "Три топора" тоже,

Да, я "Три топора" тоже, пожалуй, ниасилю. Вот крымский массандровский портвейн - это вещь. Русская :)
Максим Борозенец аватар

Вода? Я пил ее однажды...Вода

Вода? Я пил ее однажды...
Вода не утоляет жажды...

Ex Borea Lux!

Ушкуйник киберпространств аватар

а по-украински радуга

а по-украински радуга -ВЕСЕЛКА. Т.е. ВЕЛЕСКА
Ключарь аватар

А Воскресенская часовня чудесна

А Воскресенская часовне действительно чудесна. А еще то, что на горе Левитана. В этом- вся современная Россия.

 зри в корень "Ур"

admin аватар

Археомодерн. А что, Левитан

Археомодерн. А что, Левитан был гораздо более русским по своему духу, чем многие так называемые русские. Одна его картина "Над вечным покоем" стоит всех "Поморских ответов". Это настоящая проповедь РУССКОГО. Еврей-художник - это вообще уже еретик по определению. А из его картин еще и следует, что он пантеист. Хотя, вот, подумалось мне, что фигурку женщины в "Вечере в Сокольниках" он сам отказался рисовать и попросил об одолжении друга вовсе не потому, что не умел людей рисовать, КАК это представляет советское искусствоведение, а совсем, совсем по другим причинам. Всё-таки что-то на дне оставалось... Но тем не менее.

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Лев Каждан аватар

"Еврей-художник-это вообще

"Еврей-художник-это вообще еретик по определению".Верно.В иудаизме и исламе любое изображение кроме арабской вязи-идол и грех на него даже смотреть.Религиозным евреям запрещено смотреть европейскую живопись.Да-да  сам на их семинарах об этом слышал.Ничего не придумываю.Единственное чего не понял из поста-это почему русскость Левитана никого не удивляет а русскость моя всех шокирует.Чем я его хуже?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Ушкуйник киберпространств аватар

Лев и Левитан

>>Чем я его хуже?
 
ну да, Лев это почти Левитан. Четырёx букв не xватает.
У вaс не руcскость, Лев Маркович, а.. не знаю, что. "Чему названья в мире нет"))
admin аватар

ПОВЕСИЛ ФОТО ПЛЁСА

Повесил фото Плёса. Наконец-то добавил важный иллюстративный ряд. Подредактировал текст. Так что теперь можно не только почитать, но и посмотреть.

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Лев Каждан аватар

Маска покажи лицо.Пост

Маска покажи лицо.Пост адресован админу.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Иван Ночнин аватар

Вот мое истинное лицо

А помню, еще были картинки с изображением памятника Залупе. Фомин еще во время нашей совместной работы в "Нашей школе" писал, что Залупу развернули в неправильном направлении. раньше она указывала на Агартху, а потом упала, ее вкопали, но не в ту сторону и она теперь указывает на северо-запад. То есть сориентировали в направлении НАТО.
У меня есть старая фотка этой Залупы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
"Из той же мы материи, что сны..."
Ушкуйник киберпространств аватар

юзерпик рулит))

>>сориентировали в направлении НАТО
 
ну да, и понаеxали "Иx Королевские Высочества", понятно..
Иван Ночнин аватар

И пусть только хоть

И пусть только хоть кто-нибудь скажет, что у меня херовый юзерпик.
"Из той же мы материи, что сны..."
Михаил аватар

Да уж, хуевый какой-то

Да уж, хуевый какой-то юзерпик ))).
Лев Каждан аватар

Простите я ничего не

Простите я ничего не понимаю.Я думал что здесь админ-Олег Валерьевич.А оказывается какой-то непонятный Ночнин.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Ночнин - хтоническая сторона

Ночнин - хтоническая сторона светлейшего Олега ибн Валерьевича.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

А по-моему

А по-моему Ночнин-самозванец.Никто кроме Олега Валерьевича Фомина не имеет право быть здесь админом.Ночнин ты будешь отвечать за узурпацию.Тем более что я уже написал Олегу о том что самозванцы украли его сайт.И по почте и по эсэмэс.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

admin аватар

Да всё нормально. Просто я

Да всё нормально. Просто я прописывал специальные права Ночнину и Ключарю, поэтому оба в какой-то момент могли выглядеть как админы. Они теперь по статусу выше зарегенных юзеров, но ниже випов. Это сделано для того, чтобы они могли помещать картинки (это я сделал по их просьбе), но не могли размещать собственные статьи и убивать чужие. Вот так-то. А дальше посмотрим. Сейчас на АРтании только четыре випа: я, бримстоун, Борозенец и Чесноков. Но Чесноков что-то совсем не пользуется этим своим правом.

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Лев Каждан аватар

Значит админ попрежнему

Значит админ попрежнему Фомин?Но почему тогда без своего знаменитого юзерпика в колпаке с балалайкой и на фоне Кремля.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

admin аватар

А это юзерпик пользователя

А это юзерпик пользователя Олег Фомин, а не пользователя админ. Это разные пользователи, админом может выступать и бримстоун. Его сообщения могут быть технического порядка. И мое использование админа то же в основном техническое. Долго объяснять. Не забивай себе этим голову.

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Лев Каждан аватар

А что админ и Олег Фомин-это

А что админ и Олег Фомин-это разные пользователи?Я думал что Фомин и есть админ.И до сих пор так  думаю.Поэтому и не понимаю почему ты Олег заходишь как админ а не как Фомин.Какие на то причины?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

admin аватар

Бог есть имя, но имя не есть

Бог есть имя, но имя не есть Бог. Это должен понимать всякий сторонник исихазма.

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Лев Каждан аватар

Но админ-то-не Бог а человек

Но админ-то-не Бог а человек вот в чем дело.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!