Николай Фигуровский: АЛХИМИК И ВРАЧ АРТУР ДИ (АРТЕМИЙ ИВАНОВИЧ ДИЙ)

Перед нами редкая, бывшая прежде недоступной в виду почти детективных обстоятельств работа академического ученого Николая Фигуровского, занимавшегося историей химии в сталинские, хрущевские и ранние брежневские времена. Занимаясь вопросом русской алхимии, мы внимательно проштудировали все его сочинения, обнаружив лакуну в научном творчестве этого талантливого ученого. В частности, найдя ссылку на несуществующую работу Фигуровского, мы обратились во все столичные библиотеки и… не нашли ничего. Зная, что Фигуровский работал в Институте истории естествознания, мы заручились поддержкой нашего научного руководителя, Вадима Рабиновича, и поиск привел нас в библиотеку этого полузакрытого заведения. Протекция отворила необходимые двери и случайным образом то, что не предназначалось взору исследователей навроде меня, оказалось у меня на руках, чему я в первую минуту даже не мог поверить. Редкое кембриджское издание 1965 г. с автографом самого Фигуровского (это обычная подпись, плохо рабираемая в виду особенностей почерка, что-то навроде "Дорогому Александру Сергеевичу Федорову на память") сохранилось у нас, в Советском Союзе всего в единственном экземпляре причем в закрытой библиотеке. Такая находка — редкая удача. В одном из общепринятых отчетов (в раннебрежневские времена) Фигуровский заявил, что в Кембридже его работа уже опубликована, сейчас же она выйдет и по-русски. Но работа эта по-русски так и не вышла. Понимая важность этой статьи, я немедленно сделал с нее ксерокопию. Ведь совершенно неслучайно ее выход по-русски оказался заблокированным в то время.
Предыдущие работы Фигуровского были посвящены названию металлов и других веществ в Древней Руси. Фигуровский в сталинские времена говорил, что алхимии на Руси не было и тут же приводил десяток примеров. Вероятно, это был советский "эзопов язык". Во всяком случае тогда издавали алхимические трактаты едва ли не в более бодром темпе, нежели сейчас. Во всяком случае это касается арабских "протогуманистов" навроде Авиценны (Ибн-Сино). Многие результаты исследований Фигуровского попали в обе мои книги. Что особенно меня поразило - так это то, что в сталинские времена его алхимические сопоставления были прямее, объективнее и дерзостнее, а сприходом Хрущева стали более осторожными. Я тогда впервые глубинно, изнытри задумался о подлинной сущности так называемой оттепели.
Я много размышлял, почему спецслужбы того времени не допустили выхода работы о Артуре Ди, сыне Джона Ди в России. Ведь, казалось бы, связь начальных Романовых с Англией, даже если речь шла «всего лишь» о столь прикладных вопросах, как алхимия, была на руку нашим спецслужбам, использовавшим любой повод для обличения происков геополитического врага. Но видимо, как раз при раннем Брежневе начало складываться евразийское геополитическое лобби, стремящееся даже в нашем прошлом обнаружить и изъять любые следы «геополитической порчи». А начало Романовых отмечено именно таковой порчей. У непредвзятого исследователя складывается впечатление о большом заговоре против Московии в лице английской монархии (какие бы передряги ее не сокрушали), извечной польской интриги, а также непомерной нашей доверчивости и глупости.
Артур Ди, сын Джона Ди, фактического создателя английской разведки, врага России, «Джеймса Бонда XVI в.», исколесившего Центральную Европу с особыми миссиями, в начале XVII в. оказался в Московии при дворе ранних Романовых, где и был им написан его алхимический трактат «Fasciculus Chemicus». Самого Джона Ди не раз звали в Московию, но он отказывался, прекрасно понимая, чем это закончится.
Некоторые из исследователей указывают, как явствует из текста Фигуровского, на то, что и отец (Джон Ди) и сын (Артур Ди) были авторами одноименного трактата "Fasciculus Chemicus". И также иные из этих авторов делали вывод о тождестве Джона Ди с Артуром Ди. Для историка тут непреодолимая преграда - возраст фигурантов. Однако исследователи герметики прекрасно знают случаи, когда человек, даже невладеющий секретом Камня, но владеющий им самим, продлевал себе жизнь. Так Артур ли Ди ездил в Москлвию или то был его отец, Джон Ди, отсрочивший свою смерть более чем на полвека?
Характерно, что династия Романовых берет свое начало в Костроме. Михаил Феодорович был призван на Царство, когда он находился в Ипатьевском монастыре Костромы. Троицкий собор, "случайно" взорвавшийся в 1649 г., сам по себе некое темное свидетельство: златые врата, чудом уцелевшие после взрыва, благочестиво перенесенные современными батюшками пару лет назад в музей изображают диалог Аполлона и Платона, философа Менандра, Кумскую Сивиллу, говорящую с Христом и (sic!) Гермеса Трисмегиста, поскольку тот говорил о троичности Божества (остается лишь догадываться, каковы были прочие изображения собора, из-за которых потребовалось потом устраивать всё это безобразие). Царские палаты отапливаются печами, сплошь покрытыми изразцами герметического содержания (правда, до сих пор не снят вопрос о времени их происхождения, а это могло бы прояснить многое): змей распятый на древе, знак витриола в виде державы, упавшей на бок, шестиконечные звезды с соответствующими герметическими подписями. А находящаяся по ту сторону Волги церковь Воскресения на дебрях была построена в конце XVI в., по преданию, на английское золото, «случайно» оказавшееся в трюме русских купцов. Следует при этом добавить, что лепные медальоны, украшающие вход на территорию храма, изображают английских геральдических львов и единорогов, а также пеликана, кормящего своей кровью птенцов, что соотвествует образу Христа на Западе — причем это хорошо известный символ некоторых недружественных по отношению к России оккультных организаций. Что бы не думать обо всем этом, такое скопление герметической символики нигде более в России не встречается.
Связка Джон Ди — Артур Ди — Михаил Романов требует еще дополнительных рассмотрений, но уже сейчас понятно, что клятва, данная русским народом в 1613 г., скорее всего, была предана в самом своем истоке. Ведь бывает и такое предательство, когда господин предает своего слугу.
 
Олег Фомин
 
 
Николай Фигуровский
 
АЛХИМИК И ВРАЧ АРТУР ДИ (АРТЕМИЙ ИВАНОВИЧ ДИЙ)
Отрывок из истории российской химии и медицины
 
Перевод: Анаит
 
Институт истории естествознания и техники Академии Наук СССР,
Малая Лубянка 12, Москва, СССР.
 
Деятельность английского алхимика и врача Артура Ди — личного врача царя Михаила Романова — в Москве, составляет одну из важных страниц истории алхимии. Она не только позволяет составить представление о развитии химии (алхимии и ятрохимии) в России первой половины XVII века [1], но также проливает свет на существовавшие в то время научные, экономические и политические связи Москвы и Лондона.
Хорошо известно, что Россия в период с XIII по XVI века была страной отсталой и в научном, и в экономическом отношении. Вторжение в XIII веке татар на ее территорию привело к практически полному уничтожению традиционной русской культуры и подавило зарождающиеся проблески научного знания в Киеве и Суздале. Жестокое монголо-татарское иго, продлившееся 300 лет, — один из самых трагических периодов русской истории. Кроме того, огромные территории страны долгое время оставались неосвоенными, скрытые девственными лесами.
Положительные изменения в российской экономике становятся заметны лишь в XVI веке, когда для Москвы и вместе с ней остальной России наступил период Возрождения. Из Восточной Европы, переживавшей эпоху Ренессанса, в Москву начали проникать технологические идеи, воплощавшиеся в новой архитектуре, развитии научно-практического знания, а также в преображении искусства. В Москве стала появляться научная (в основном медицинская) и техническая литература, печатавшаяся в Восточной Европе и Византии. Внутри церкви зародилась оппозиция ортодоксальному догматизму и схоластике. По сути, Россия повторяла путь, пройденный незадолго до этого Восточной Европой.
Началось активное развитие определенных направлений ремесел и производства, в особенности в военной отрасли [2]. Итальянские, французские и немецкие архитекторы, врачи, мастера военного дела, геологи и металлурги начали появляться в России с конца XV века. Однако ближайшие соседи России, в особенности Дания и Швеция [3], всячески препятствовали миграции на восток иностранцев. Иван Грозный, пытавшийся организовать для таких специалистов школу в Москве, так и не смог воплотить свой замысел в жизнь, поскольку учителям, которых он пригласил из-за границы, не было позволено покинуть родные земли. Несмотря на это, прогресс в торговле и индустрии начался, породив возрастающий интерес к наукам и искусствам в московском высшем обществе.
В 1553 году английский торговый путь стал пролегать через Белое море и один из островов в устье Северной Двины, недалеко от Архангельска. С указанного времени в течение почти ста лет (до 1649 года) англичане торговали с Москвой через Архангельск. Мы не можем позволить себе описывать здесь всю историю деятельности английских купцов и их соперничества с датчанами (начиная с 1564 года) [4], но отметим, что эта торговля привела к налаживанию политических и научных связей русского и английского правящих дворов, в частности, к возникновению переписки между Елизаветой I Английской и Иваном Грозным, между Джеймсом I, Карлом I и царем Михаилом Романовым и к постоянному обмену дипломатическими миссиями. Развитие российско-английской торговли и поиск англичанами новых торговых маршрутов, ведущих через Россию на Ближний Восток, привело к появлению во второй половине XVI века в Москве множества английских торговых агентов и специалистов, в числе которых были врачи и аптекари.
Формирование общественных и политических связей с Россией через Архангельск позволило англичанам заявить, что они «открыли Московию», а русские, в свою очередь, открыли новый мир для себя. Англичане привозили в Россию не только товары, но и новые идеи. В частности, именно благодаря им в Москве распространилось знание об алхимии.
В России алхимия, в отличие от стран Западной Европы, не была известна вплоть до второй половины XVI века; сведений о более ранних практиках в этой области в истории не сохранилось. Гамель [5] пишет, что «интеллектуальное “недомогание” (астрология и алхимия), к счастью, было мало известно в России».
Как бы то ни было, определенные факты показывают, что эта «зараза» проникла в Москву. Так, например, царь Иван держал при себе в качестве врача «арканиста» Элоизиуса («Елисея») Бомелиуса. Псковские хроники не без оснований называют Бомелиуса «волхвом зело лютым» [5a]. Он готовил для царя яды, от которых жертвы «умирали в назначенную минуту». Бомелиус был впоследствии обвинен в измене и сожжен заживо в Москве в 1580 году [6]. Эта расправа произвела совершенно определенное впечатление на иностранцев, поскольку на своей родине Бомелиус также слыл злым человеком. По точно такому же обвинению он находился в заключении в Лондоне. Известно, что по просьбе Ивана IV Елизавета I в 1581 году послала в Москву медика Роберта Якоби и аптекаря Джемса Френчема.
Несколько письменных источников, сохранившихся после пожара в Москве 1812 года, свидетельствуют, что когда царь Феодор сменил на престоле Ивана Грозного, алхимические знания распространились в Москве более широко. Недавно было открыто несколько документальных свидетельств, касающихся русской алхимии — они представляют всего несколько строк, однако весьма красноречивых. Их следует процитировать:
«В 1596 году в Твери объявился некий человек, перепускавший железную руду в серебро и золото. Царю и Великому Князю Всея Руси Феодору Иоанновичу было о сем сообщено, государь послал за ним, и его доставили в Москву, где он приступил к пещному действу. Однажды он получил золото такого же высокого качества, что и настоящее. Однако божественное провидение не наделило его мудростью. Государь Самодержец, подозревая его в воровстве, приказал пытать того вместе с учеником безо всякой жалости. И человек тот сказал боярам: “Какое-то смотрение Божье: много пытаюсь по-прежнему, да не умею. Применяю те же самые зелья (химикаты) и лью те же водки (кислоты), но разделения (сепарации) не получается”. И в таких муках (пытках) умерли оба, отравившись ртутью».
Интерес двора и самого царя к алхимии и астрологии подтверждается попыткой в 1586 году пригласить на службу в Россию известного английского математика, астролога, алхимика и мага Джона Ди — отца Артура Ди. В тот период Джон Ди практиковал алхимию и магию в Богемии [8] (см. ниже).
В 1595 году в Москву из Англии приехал широко образованный врач и философ Марк Ридли (1560–1624) [9]. Он оставался придворным врачом всего несколько лет, прежде чем сбежать обратно на родину. Впоследствии он прославился своими трудами о магнетизме, работая вместе с Уильямом Гилбертом [10]. Не осталось никаких свидетельств того, что Ридли занимался в Московии алхимией, но также известно, что Борис Годунов («лорд-протектор», как называли его англичане) «проводил свободное время» в своей резиденции в Хорошево под Москвой в компании заграничных докторов [11], одним из которых, несомненно, был Ридли, и факты дают основания предполагать, что Годунов и сам интересовался алхимией.
Оставив в стороне деятельность зарубежных врачей в Московии в смутное время (1605–1613 годы) <ныне начало смутного времени как правило принято отсчитывать от 1598 г. — Прим. пер.>, мы перенесемся сразу во времена правления Михаила Романова и пребывания Артура Ди в Московии.
В отличие от своих предшественников, царь Михаил держал при своем дворе целую свиту докторов и других заграничных специалистов, которые входили в специальный «Аптекарский Приказ». Приказ в медицинском отношении единолично пользовал царя и его семью, а также бояр. Приказу принадлежала лаборатория, где производили и проверяли различные препараты, поставляя их в царскую аптеку, а также в несколько других аптек Московии. Помимо этого, Аптекарский Приказ контролировал медицинское обслуживание армии.
В то время медицина в основном основывалась на ятрохимии, несмотря на то, что помимо традиционных ятрохимических средств использовались специфические русские средства, в особенности лекарственные травы и всевозможные изготовленные из них тинктуры, «водки» (продукты настаивания различных трав, цветков, корней и всего подобного на спирту), и прочие зелья [12].
В такой обстановке в течение почти четырнадцати лет Артур Ди жил и работал в Московии. К сожалению, биографическая информация о нем весьма скудна, в то время как о его отце написано множество работ.
Джон Ди (1527–1608), знаменитый математик, астроном, астролог, алхимик и маг, получил прекрасное образование и с юности много путешествовал по Европе [13]. Он преподавал греческий, математику и другие науки. Мария Стюарт заточила его в темницу по подозрению в политической неблагонадежности и ереси. Он был придворным астрологом у Елизаветы I, которая благоволила ему.
Литература о деятельности Джона Ди в областях математики, астрологии, алхимии и магии противоречива, однако, с другой стороны, полна своеобразного романтизма. К концу 1560-х годов он собрал большую библиотеку редких книг и манускриптов оккультного, спиритуалистического и алхимического содержания и погрузился в их изучение. В то время Джон Ди особенно сильно интересовался магией и вызыванием духов. Ему удалось обрести «магический кристалл» («глазок», шарик из дымчатого кварца) и специальный спиритуалистический стол («Скрижаль Завета»). Он верил, что эти и другие добытые им магические предметы, а также одна древняя книга позволяют ему «сообщаться с ангелами и духами усопших» [14].
В период своей увлеченности оккультизмом Джон Ди повстречал Эдварда Келли, чья настоящая фамилия была Талбот. Приключения Келли-Талбота, которого Холмъярд называет «отъявленным негодяем и прожженным мошенником» [15], очень любопытно описаны в немецких источниках [16]. Келли был почти неразлучен с семьей Джона Ди, поэтому юный Артур Ди в течение многих лет пребывал в компании этого самозванного адепта. Трудно понять, каким образом удалось так близко сойтись столь образованному Джону Ди с Келли, чья репутация была более чем сомнительна. Отец Артура работал с кристаллом, столом и другими магическими инструментами, производил трансмутацию металлов с помощью «проекции» и демонстрировал свои опыты перед монархами Центральной Европы.
Согласно Холмъярду, Джон Ди и Келли встретились 10 марта 1582 года. Возможно, основной причиной их сближения стала древняя книга и порошки, которыми обладал Келли и которые были, по мнению Ди, «красным» и «белым» эликсирами [17]. Келли же в лице Джона Ди нашел знаменитого алхимика, в то время как сам он имел весьма скудные представления об этом предмете. Впрочем, всё это затруднительно подтвердить фактами.
Нет никакой необходимости излагать историю этого тандема, который время от времени примыкал к другим практикующим алхимикам и магам. С февраля 1584 года Джон Ди и Келли занимались изготовлением философского камня в Кракове [18], Праге и других городах Польши, Богемии, Германии и Венгрии. Согласно немецким источникам, они произвели успешную трансмутацию в присутствии Рудольфа II, известного любителя алхимии. Как бы то ни было, они не остались вместе надолго. Келли обладал властным и упрямым характером, и наступил момент, когда Ди уже не мог выносить его выходок. Поначалу Келли с большим успехом практиковал в одиночку, и даже получил титул барона в Богемии, но вскоре после этого был заключен в тюрьму, очевидно из-за желания Рудольфа II узнать секрет его «золотого порошка» и трансмутаций.
Разные авторы описывают эту историю по-разному. Общепринятая версия гласит, что Келли, находясь в заключении и желая оправдаться перед Рудольфом, написал о философском камне трактат, который хотел вручить лично императору [19]. При попытке побега он выпал из окна и был убит стражниками. Трактовка Холмъярда разнится лишь немногими деталями, но Гмелин [20] повествует, что Келли был брошен в темницу за убийство своего противника на дуэли и что затем, при попытке побега, по-видимому, сломал себе ногу, повредил многие органы и скончался от полученных травм.
Относительно Джона Ди различные источники также предлагают разные факты. Гмелин предполагает, что Джон Ди, Артур Ди, а также некий Эдмунд Ди являются одним человеком. Джон Ди, как говорится далее, служил Майклу Скотту и Александру Сетону, прославленным алхимикам того времени. Джон Ди, бывший настоящим космополитом, демонстрировал свое искусство во время путешествий по Германии и Голландии. Он был заточен в тюрьму в Саксонии и принужден был раскрыть свои тайны [21].
Таким образом, Гмелин и другие путают Джона Ди с его сыном Артуром Ди и неким Эдмундом Ди, который, возможно, был самозванцем. Вероятная причина путаницы — одинаковые названия книг, написанных отцом и сыном — «Fasciculus Chemicus». Холмъярд [22] утверждает, что Джон Ди возвратился домой из Богемии вместе со своей семьей в 1589 году.
Деятельность Джона Ди и Келли в Польше, Богемии и Германии освещает причины настойчивых приглашений на службу, поступавших Джону Ди от русского царя в 1586 году, когда ему предлагалось ежегодное содержание в две тысячи фунтов стерлингов. Слава об огромных успехах Ди в магии, астрологии и алхимии достигла Московии и, несомненно, стала основной причиной приглашения, которое скорее всего было инспирировано Борисом Годуновым, любившим, как известно, беседы с иностранными врачами [23].
Мы попробуем привести здесь краткую биографию Артура Ди, опираясь на такие источники, как «Dictionary of National Biography» и «Историю медицины» Рихтера [24, 25].
Артур Ди родился 13 июля 1579 года (14 июля согласно Рихтеру) в Мортлейке, графство Сюррей, от второй жены Джона Ди Джейн (в девичестве Фромон). Как мы уже говорили, семья Артура Ди путешествовала из города в город по Центральной Европе с тех пор, как Артуру исполнилось пять лет. В 1589 году, когда ему исполнилось десять, он вернулся в Англию.
Эти ранние путешествия важны с двух точек зрения. Во-первых, еще в молодости ему довелось побывать в странах, где практиковали алхимию и оккультные науки. Нет сомнений в том, что он искренне верил в торжественные заявления его отца и Келли о том, что, глядя в магический кристалл, можно получить ответы на все свои вопросы. Его детское воображение естественным образом усиливало его веру в магические силы. Несомненно также, что он присутствовал при подготовке и даже при проведении демонстраций трансмутации. Сам он впоследствии лично подтвердил, что «собственными глазами, которые не могли обмануть, часто наблюдал проекции, совершенные в Богемии» [26].
Другим следствием этих ранних путешествий стало его владение несколькими европейскими языками. Одна из его работ, написанных в Москве, свидетельствует о том, что он «владел немецким, французским, венгерским, английским и польским языками». Конечно, он знал и чешский. Это знание языков очень пригодилось ему в Московии, где ему приходилось общаться с русскими.
Некоторое время спустя после возвращения в Англию Артур Ди был направлен в Вестминстерскую школу (это случилось 3 мая 1592 года). Позже он заявлял, что изучал медицинскую науку в Оксфорде, и, возможно, он учился также в одном из Кембриджских колледжей. Как бы то ни было, диплома он так и не получил. Неизвестно, когда именно он закончил изучать медицину и получил степень доктора. По-видимому, после учебы в Кембридже он отправился в Манчестер, где и защитился. Так предполагает его русская биография [27], в которой цитируется некий хвалебный официальный документ об образовании, выданный Артуру Ди в Базельском университете, где он именуется Доктором [28].
Согласно «Dictionary of National Biography», в начале своей медицинской карьеры Артур Ди провел некоторое время в Лондоне. На двери своего дома он имел обыкновение вывешивать списки рекомендованных к применению лекарств. Надзиратель медицинского колледжа называл это «возмутительной ложью и жульничеством», и приказал Артуру Ди предстать перед докторами колледжа. Что вышло из этого вызова, доподлинно не известно [29]. Также ничего не известно о том, как прошли первые годы его практики. Известно лишь то, что, находясь в Манчестере, он был уже женат.
Новый период в жизни и работе Артура Ди начался в 1621 году, когда по просьбе царя Михаила король Джеймс I послал его в Россию. Изучение относящихся к этому делу источников со всей определенностью показывает, что он был выбран не столько английским королем, сколько русскими агентами (которые были направлены в Лондон для нахождения врача достаточно сведущего и образованного). Рихтер упоминает некую архивную запись (уничтоженную во время московского пожара в 1812 году), где говорится: «Посланники Юрий Родионов и Андрей Керкерлин, отправленные царем Михаилом Феодоровичем со специальной секретной миссией в Германию, Францию и Англию, во время своего пребывания в Англии и Голландии (1621) со всей несомненностью обнаружили, что доктор Артур Ди премного славен своим искусством» [30].
Таким образом, Артур Ди был широко известен еще до своего прибытия в Московию, причем не только в Лондоне. Рихтер отмечает, что до своего отъезда Артур Ди был придворным врачом короля Джеймса I и королевы Анны, и это ко всему прочему подтверждается документом за подписью Чарльза I, где Артур Ди именуется «верным врачом короля Джеймса». Возможно, выслушав русских посланников, король послал Артура Ди в Москву «по специальной просьбе царя». Одновременно с этим Джеймс отправил царю Михаилу в Москву письмо, в котором рекомендовал Артура Ди как умелого врача. Письмо это датировано 21 июня 1621 года [31].
Доктор Артур Ди отправился в Москву в сопровождении Исакия Семеновича Погожева, московского агента, возвращавшегося на родину. Они прибыли в Московию 8 сентября 1621 года. Вскоре после их приезда царь дал Ди аудиенцию. По-видимому, она прошла наилучшим образом. Ди прибыл верхом, поскольку на улице было грязно, и вручил Михаилу свои рекомендации от короля Джеймса. Процедура приема заграничных врачей детально описана в некоторых старинных документах [32]. После официальных речей Ди (который стал известен в Москве под именем Артемия Ивановича Дия) был «по случаю приезда» награжден «мягким бархатом, дамасской тканью, пурпурной тканью, лондонской тканью, сорока соболями на сорок рублей и деньгами в размере семидесяти рублей» [33]. То есть царь очень высоко оценил образованность и просвещенность Артура Ди.
Приезда Артура Ди очень ожидали еще по одной причине. Царь был болен, и ему требовалась медицинская помощь. Врач, и в особенности хороший врач, часто требовался и другим членам царской семьи, в частности, отцу царя, Патриарху всея Руси Филарету (Феодору) Никитичу.
Как бы то ни было, Артур Ди в Московии вряд ли был перегружен обязанностями и потому имел много свободного времени. Новомбергский дает следующую характеристику жизни придворного врача в Московии: «Наделенные бесчисленными привилегиями, московские врачи проводили массу времени в бездействии. Как говорит нам Олеарий, они были обязаны ежедневно появляться в Аптекарском Приказе “на поклон боярину” (главе Приказа) с вопросом “не стряслось ли чего?”». Их обычным занятием был осмотр больных сановников, лечение кого-нибудь по указанию царя, и, в особенности, лечение членов царской семьи, которые лишь как к последнему средству обращались к медицинской помощи. Как бы то ни было, Приказ держал в тайне свою бездеятельность и время от времени уверенно сообщал, что члены Приказа проводят свое время в изучении книг, «дабы лучше заботиться о здоровье Его Царского Величества» [34]. Всё это можно без колебаний отнести на счет Артура Ди, который, как главный врач (Архиатр) царя не занимался мелкими поручениями.
Вскоре после своего приезда в Московию Артур Ди получил от царя в качестве подарка большой каменный дом возле Ильинских ворот, недалеко от Кремля, где жил царь и располагался Аптекарский Приказ. Размеры дома — около 420 футов в длину и 224 в ширину — свидетельствуют о том, что он жил в роскоши. По приказу царя ему было положено жалованье размером 250 рублей в год и дополнительно 72 рубля в месяц на продовольствие. Всего, таким образом, в год он получал 1 114 рублей, что эквивалентно 10 000 фунтов стерлингов при пересчете на сегодняшние деньги. Помимо этого он получал значительное количество провизии. Помимо запасов зерна в 1634 году ему было позволено «ежедневно получать при дворе четыре меры боярского вина, одну четверть (галлон) цыганского (вина), одну четверть вишневого меда или малинового меда, четверть “обарного” меда, ведро патоки, полчетверти фильтрованного меда, половину царского меда, полведра пива высочайшего качества и ведро простого пива» [35]. Общее количество выпивки, по большей части алкогольной, составляло более 50 литров в день! Также он получал и другие продукты, в частности, корм для лошадей.
Существует некоторая неопределенность относительно медицинской деятельности Артура Ди в Москве, в особенности в первые годы пребывания. Осенью 1623 года в составе медицинской комиссии он отправился в Нижний Новгород (Горький), чтобы оценить состояние здоровья и объяснить причины болезни невесты царя, Марии Ивановны Хлоповой. По-видимому, ее отравили и она страдала от некой непостижимой хвори [36].
В конце 1626 года Артуру Ди было позволено ненадолго вернуться в Англию. Он отправился туда не только по своим личным делам, но также с некоторыми поручениями, которые обязан был исполнить. В письме царя Чарльзу I говорится: «По Нашему Царскому приказу послан от Нас в Английскую землю доктор Артемий Дий исполнить Наши повеления и посетить своих родных, и по Нашему приказу послан с ним также толмач Захарий Миколаев» [37].
Письмо градоначальника Архангельска от 20 августа 1628 года гласит, что доктор Артемий Дий был послан из России «через Швецию на Английскую землю» (то есть по зимнему маршруту) «по государственному делу» (возможно, в январе 1627 (7315)) года и вернулся в тот же год морем через Архангельск. Ди отослал переводчика Миколаева во Францию и Германию вместе с французским переводчиком Жаном Мартеном. Оба вернулись в Россию в 1628 году [38].
Что именно скрывалось за «поручениями» Артура Ди, становится ясным из желания, которое царь высказал в то время английскому послу Джону Мейрику — нанять английских специалистов, в особенности металлургов и ювелиров. По этой же причине английский агент в Московии, Джон Гилберт, и француз Жан Мартен покинули Московию одновременно с Ди.
По возвращении в Москву Артур Ди был принят царем 26 сентября 1627 года и передал ему письмо от Чарльза I, датированное 2 июня 1627 года [39].
Впоследствии Артур Ди вел в Москве обычную жизнь придворного врача. Его имя упоминается в различных сохранившихся документах. Так, записи Аптекарского Приказа от 20 июня 1630 года говорят нам о прибытии в Архангельск английского фармацевта, приглашенного Ди во время его нахождения в Англии. Этот человек привез с собой «множество лекарственных средств» [40]. Другая запись от 28 февраля 1631 года затрагивает тему жалованья Ди [41].
Шестого июня 1631 года доктор Артур Ди дал царю письменное «напоминание», в котором было сказано, что Ди каждый год посылал в Архангельск людей, дабы они отправились за границу изучать медицину. В том году он отослал за море двух из своих «юных сыновей». В то же время он ожидал приезда своей «молодой дочери». В этих обстоятельствах он просил царя «даровать» ему экипажи для путешествия из Москвы в Архангельск и обратно [42]. У Ди было семь сыновей и шесть дочерей [43] — огромная семья, содержание которой доставляло ему немало хлопот.
В числе прочих упоминаний о докторе Ди в документах Аптекарского Приказа можно найти немало совсем малозначащих, касающихся, например, распределения денег и других «пожалований» ему [44].
24 июня 1631 года доктор Артур Ди экзаменовал заграничного врача Филиппа Брио, приехавшего в Москву в надежде поступить на службу и с блеском выдержавшего экзамен. Следуя протоколу, Ди сказал в завершение экзаминации: «Я не буду спрашивать долее, ты ответил на все вопросы, что я могу засвидетельствовать лично. Да благословит Бог твою практику, пусть люди будут здоровы, а ты получишь славу от государства» [45]. Интересно, что много лет спустя, в 1645 году, после отъезда Ди из Москвы, репутация Брио была поставлена под сомнение, и было проведено расследование его экзамена. Вскрылось, что Ди экзаменовал его не только как фармацевта, но и как врача, и звание того было упрочено.
В 1631 году Артур Ди получил в качестве подарка от царя владения под Москвой, принадлежавшие князю Юрию Хворостину, попавшему в опалу. Ди тотчас серьезно занялся сельским хозяйством и в том же году засеял 56 четвертин ржи (около 4 тонн). Однако Ди так и не успел собрать урожай, поскольку Хворостин вернулся в свое имение из изгнания и был восстановлен в правах на собственность. Царь повелел Хворостину вернуть Ди высеянную тем рожь, что не было исполнено, и история эта стала известна лишь после того, как Ди покинул Москву [46].
Большое содержание, данное Артуру Ди, его обычное бездействие и высокое общественное положение не в полной мере его удовлетворяли. Возможно, жизнь тяготила его, а воспитание детей являлось тяжелой ношей, и время от времени он испытывал недовольство. В 1628 году он почувствовал сильную тоску по дому. Видимо, из-за большого количества свободного времени он начал изучать алхимические трактаты, привезенные из Англии. В результате этих исследований он написал книгу «Fasciculus Chemicus», рукопись которой отослал в Париж для публикации (в то время в Москве не печатали книги на латыни).
Учитывая склонность Ди к алхимии, следует заметить, что из-за отсутствия книг по этому предмету и неудовлетворительных условий он не мог заниматься поисками философского камня в Москве. Возможно, этим было вызвано его стремление вернуться на родину. Он «со слезами» умолял Чарльза I вернуть его в Англию и снова принять на службу. Он просил дозволения стать хотя бы одним из придворных врачей с содержанием, равнявшимся половине того, что он имел в Москве [47]. И, возможно, это была не единственная его попытка вернуться.
Его старания увенчались успехом лишь в 1633 году. Чарльз I в письме царю Михаилу от 20 декабря 1633 года [48] просил о возвращении доктора Ди домой. Характерно, что этот документ отослал лично Ди, получивший его 7 мая 1634 года при дворе посла от дьяка Ивана Грязева [49].
Ответ царя последовал далеко не сразу. Прошел еще год, прежде чем был написан ответ Чарльзу I (25 или 15 июля 1635 года). В нем говорилось, что доктор Артемий Дий служил врачом 14 лет и «способствовал здоровью государства» именно так, как и должен был исполнять свою обязанность умелый врач. Царь отметил, что Ди получал большое содержание и просил Чарльза также хорошо платить ему [50].
16 июля 1635 года Ди получил очередную аудиенцию у царя и получил «на прощание» 300 рублей соболями. Свой дом у Ильинских ворот Ди продал английскому агенту Саймону Дигби. Артур Ди вновь отправился в Англию через Архангельск, и градоначальнику Плещееву было приказано пропустить Ди, его жену и детей без помех и волокиты [51].
Очень мало известно о дальнейшей работе и жизни Артура Ди в Англии. Он стал «обычным врачом» при дворе Чарльза I. После казни последнего он оставил придворную службу и переехал в Норвич, где у него была хорошая врачебная практика, а также [52] возможность заниматься алхимией. Стремления изучать алхимию и магию, унаследованные им от отца, возродились. Он поддерживал отношения с сэром Томасом Брауном, который позже (25 января 1658 года) написал Элиасу Ашмолу, что Артур Ди с большим рвением изучал в то время герметическую философию [53]. Помимо этого Ди общался с алхимиком Гансом Гуньядом [54], занимаясь совместно с ним проекциями. Рихтер [55] придерживается мнения, что «эта связь (с Гуньядом) сократила его благосостояние и приблизила его смерть». Артур Ди умер в сентябре 1651 года и был похоронен в Томбландсе, в церкви святого Георга.
Теперь нам следует дать краткое описание книги «Fasciculus Chemicus», которая была написана в Москве и принесла Артуру Ди славу (см. иллюстрацию).
Книга была начата в конце 1627 года, когда Ди вернулся из своей поездки в Англию. Возможно, он привез с собой необходимые работы, а также черновики своего труда, написанные еще в Англии. Источники говорят, что при отъезде из Московии он забрал с собой целую библиотеку книг по алхимии, причем интересно то, что основная часть этих книг была посвящена практической алхимии — описаниям изготовления философского камня и его использования для трансмутации (проекции). Ди, возможно, хотел не только теоретически познать тайну изготовления Камня, но и применить это знание на практике.
«Fasciculus Chemicus» — небольшая книга размером в одну восьмую печатного листа — может быть сравнена с типичными алхимическими работами того времени. Она производит впечатление компиляции — набора мнений и цитат из сочинений авторитетных алхимиков и философов об успешных операциях по изготовлению философского камня. Ди отражает свое личное мнение в форме вступлений, предваряющих главы, и заключений, данных также в конце каждой главы.
При попытке оценить эту книгу следует помнить о традиционной манере алхимиков излагать свои мысли. Отсылки к наиболее выдающимся и известным авторам были необходимы для подтверждения собственного мнения относительно «алхимического эксперимента». Такие ссылки делали повествование достоверным в глазах читателя, поскольку никому не пришло бы в голову сомневаться в мастерстве авторитетов. Как и указано на титульной странице книги, она является разбором отрывков из сочинений «избранных и наиболее известных Авторов» (см. факсимиле титульного листа).
В начале автор обращается к изучению химии (chemiae studiosis), и предисловие, адресованное «беспристрастному читателю», завершается выражением надежды, что книга будет полезна самым различным категориям читателей, а также словами «Vale. Ex Musaeo nostro, Moscuae. Kalend. Martij 1629» — то есть работа Ди над книгой была завершена в марте 1629 года в Московии.
Затем следует панегирик Артуру Ди — «самому достойному мужу, знатоку тайной философии, главному придворному врачу императора Всея Руси», написанный неким «проповедником» Томасом Родесом <или же, если тот был французом, Фомой Роде. — О.Ф.>. Автор предисловия восхваляет работу Ди в самых напыщенных фразах. Он даже называет его «достойнейшим отцом всех философов» (dignissime Philosophorum pater) [56].
«Fasciculus Chemicus» состоит из десяти глав, каждая из которых имеет собственное название, отражающее этап успешной операции по изготовлению философского камня. По традиции того времени, каждая глава завершается «Короллариумом» <Corollarium. — О.Ф.>. Помимо этого, в конце книги присутствует заключение («Observanda»), состоящее из 21 резюмирующего тезиса.
В главе I Ди знакомит читателя с предметом, объясняя, где следует искать «физическую материю» (для приготовления философского камня). Здесь прослеживаются алхимические традиции, возникшие в арабском мире и в дальнейшем развившиеся в Европе, получив завершение детальной формулировкой у Роджера Бэкона в виде правил соединения «ртути» и «серы» как исходных материй для приготовления философского камня. По мнению Артура Ди, все металлы также состоят из этих «исходных». Как бы то ни было, автор не является обычным последователем Бэкона. На третье место он ставит еще один ключевой элемент — «соль».
Описав источники «исходной материи», порождающей философский камень и искусственное золото, в главе II автор переходит к описанию первых операций. Глава II носит название «Приготовление» («Praeparatio»), однако в ней описана только первая стадия, «Opus primum». В главе III продолжается рассказ об «экстракции» духов из трех начал.
В главе IV, «Что такое философский огонь», указаны условия, которые должны быть соблюдены перед нагреванием экстрактов исходных материй. Вопрос о «философском огне» рассмотрен крайне подробно и с многочисленными ссылками на авторитеты.
В главе V, «Происхождение [философского] камня», в крайне темных намеках указано, что необходимо сделать для достижения успеха.
В главе VI автор переходит к указаниям относительно «второй операции» (Pondera secunda operis): противоборству воды и огня в материи.
Дальнейшие главы посвящены важным заключительным операциям — «настаиванию» (De imbitione — глава VII), «ферментации» (Fermentatio — глава VIII), и, в конце концов — «проекции» (De proiectione — глава IX). Все эти операции призваны растворить неблагородные металлы. В последней, X главе описан процесс «умножения» (Multiplicatio).
Из этого краткого описания книги Артура Ди становится ясно, что, по-видимому, его целью являлось написание практического руководства по алхимии. Появление «Fasciculus Chemicus» совпало с апогеем алхимической практики в Европе. Книга вышла в свет накануне великих событий в истории естественных наук, в частности, химии — издания работ Фрэнсиса Бэкона (лорда Верулама) и Ван Гельмонта.
Такие книги, как «Fasciculus Chemicus», пользовались огромным спросом в первой половине XVII века. Ди не зря слыл великим алхимиком и ятрохимиком в Западной Европе и России.
При анализе содержания книги становится ясно, что Ди придерживался «ятрохимического» эклектического взгляда на элементы и их соединения, характерного для того времени. Основу его теоретических рассуждений составляет учение Аристотеля об элементах, которое гласит, что металлы и минералы зародились в чреве земли, а также алхимическое учение о трех исходных материях (Tria prima): ртути, сере и соли. Идеи Аристотеля в то время подверглись некоторому пересмотру, что заметно в интерпретации Ди.
Интересно, что Ди за основу берет «ртутно-серную» теорию Роджера Бэкона. Он нигде не упоминает Парацельса, и, возможно, у него просто не было работ последнего — полное собрание трудов Парацельса в трех томах было издано в 1603 году [57].
«Fasciculus Chemicus» содержит в себе множество свидетельств всесторонней образованности и эрудиции автора в областях алхимии и химии. Книга состоит из множества цитат и мнений великих алхимиков средневековья и более позднего времени, а также древних философов — Аристотеля и Платона. Он часто цитирует Луллия, в особенности его «Codicillus» [58]. Также часты ссылки на работы Арнольда де Вилланова, Гебера и Василия Валентина. В числе прочих Ди цитирует Авиценну, Роджера Бэкона, Альберта Великого и более поздних алхимиков — Петруса Бонуса <Доброго Камня. — О.Ф.>, Николая Фламеля, Задита, Вентуру, Рипли, Гермеса и других [59]. Много ссылок и на анонимные труды: «Rosarium philosophorum» <в среде исследователей герметической философии принято считать, что этот труд принадлежит Арнольду де Вилланова, «Арнольду из Новеграда». — О.Ф.>, «Turba philosophorum», «Ludus puerorum», «Scala», «Semita Semitae» и прочие.
Определенно, в Московии у Ди было в распоряжении не менее сорока книг по алхимии — целая библиотека, что было редкостью, учитывая уровень книгопечатания того века. Возможно, все эти книги он привез с собой из Англии.
Его книга была переведена на английский при его жизни, в 1650 году [60].
Книга Артура Ди — неоспоримое доказательство того, что в Москве в конце XVI и начале XVII века практиковали алхимию. Помимо этого существуют и иные свидетельства, но, в отличие от государств Западной Европы, в России распространенность алхимии была невелика. В Московии алхимией занимались почти исключительно иностранцы, в основном англичане и позже датчане.
Нельзя сказать, что эти иностранные алхимики оказывали своей практикой какое-то влияние на российский народ, за исключением некоторых высокопоставленных особ, с которыми они имели дело и которые, в частности, проявляли интерес к составлению гороскопов заморскими астрологами. Обычные люди рисковали жизнью, занимаясь алхимией, поскольку за подобные занятия их подвергали жестоким пыткам и «заживо сжигали в клетях», ведь алхимия считалась одной из разновидностей магии и колдовства. Как государство, так и церковь очень внимательно следили за людьми, которых подозревали в этих занятиях.
Неизвестно, были ли у Артура Ди помощники и ученики в Москве. Скорее всего, в своей работе он был одинок и, несмотря на свое высокое положение при дворе, должен был соблюдать все меры предосторожности в беседах со своими иностранными коллегами и врачами. Возможно, одиночество и ограниченность возможностей для научных занятий алхимией и магией объясняют, хотя бы отчасти, его страстную тоску по родине.
Деятельность Артура Ди, от его первого знакомства с алхимией в Центральной Европе в конце XVI столетия до последующего его пребывания в Московии, указывает на существование научных связей России и Англии, развивавшихся и укреплявшихся на протяжении более чем ста лет в XVI и XVII веках.
 
Перевод с английского: Анаит
 
под научной редакцией Олега Фомина
 
 
Ссылки:
 
1. N.A. Figurovski, «Die Chemie in Russland im Zeitalter der Iatrochemie», Nova Acta Leopoldina, Vol. 27, Nr. 167, R. Zaunick Festschrift, стр. 351.
2. К этому можно привести следующую иллюстрацию: чугунные пушки и огромные церковные колокола в Москве XV века уже не были редкостью. Пушки весом в 16–20 тонн выплавляли уже в середине XVI столетия. В 1586 году мастер Андрей Хохлов создал «Царь-пушку» весом в 40 тонн — см. Н.И. Фальковский, «Москва в истории техники» (Москва, 1950, с. 63 и 490). Следует помнить также о том, что когда Ваноччио Бирингуччио, знаменитый автор «De la pirotechnia», представил во Флоренции в 1529 году пушку длиной 6,7 метров и весом 6 тонн, он произвел настоящий фурор на Западе. См.: Bugge, «Das Buch der grossen Chemiker», том I, Berlin, 1929, стр. 73.
3. В 1553 году на конференции представителей портовых городов в Любеке было решено не поддерживать морскую торговлю с русскими… «поскольку они не знают искусства войны и не имеют никакого вооружения». Впоследствии король Густав I попросил датского монарха воспрепятствовать навигации английских кораблей в Белом море. См. Н.И. Фальковский — ссылка 2, с. 254–255.
4. И.И. Любименко, «Торговые сношения России с Англией и Голландией с 1553 по 1649 г.», Издательство Академии Наук СССР, Отделение Общих Наук, № 10, 1933. С. 729 и последующие.
5. И. Гамель, «Англичане в России в XVI и XVII столетиях», Санкт-Петербург, 1865, с. 123.
5 а. «Псковские Летописи», Издательство Академии Наук СССР, том II, Москва, 1955, с. 262.
6. Н. Новомбергский, «Врачебное строение в допетровской Руси», Томск, 1907, с. 70; И. Гамель — см. ссылку 5, с. 99; И. Любименко, «Врачебное и лекарственное дело в Московском Государстве», Русский исторический журнал, тома 3–4, 1917, с. 7.
7. «Пискаревский Летописец», Материалы по истории СССР, выпуск II, Москва, 1955, с. 94; О.А. Яковлева, Труды Института Истории Естествознания, выпуск IV, 1952, с. 474; Н.А. Фигуровский — там же, с. 445.
8. И. Гамель — см. ссылку 5, с. 122.
9. «Dictionary of National Biography», Vol. XLVIII, London, 1896, с. 285. Здесь ошибочно говорится, что Ридли был придворным врачом Бориса Годунова, который правил с 1598 по 1605 год. Несомненно, однако, что Борис, регент царя Федора, был хорошо знаком с Ридли и с его деятельностью.
10. «Dictionary of National Biography» — см. ссылку 9, с. 286; William Gilbert, «On the Magnet» (Edited by Derek J. Price), New York, 1958 (The Collector’s Series in Science), с. 31, 59, 62.
11. И. Любименко — см. ссылку 6, с. 7 и 8.
12. Относительно Аптекарского (Врачебного) Приказа и медицинской службы в России в то время см.: В. Рихтер, «История медицины в России», часть II, Москва, 1820, с. 142; Л.Ф. Змеев, «Русские Врачебники», Памятники древней письменности, CXII, Санкт-Петербург, 1895; М.Ю. Лахтин, «Старинные памятники медицинской письменности», Москва, 1911; Материалы по истории медицины в России, Издательство Н.Е. Мамонова, выпуски I–IV, Санкт-Петербург, 1881–1885; Н.А. Фигуровский и А.В. Голованова, «Ассортимент лекарственных растений в русских фармакопеях», Аптечное дело, № 5, 1959, с. 76.
13. Deutsches Theatrum Chemicum, auf welchem der beruhmtesten Philosophen und Alchemisten Scriften, die von der Stein der Weisen, von Verwandelung der schlechten Metalle in bessere usw, Dritter Theil, Nürnberg, 1732, с. 4–12; E.J. Holmyard, Alchemy, Pelican Books, Harmondsworth, 1957, с. 200–205; Dictionary of National Biography, Vol. XIV.
14. E.J. Holmyard — см. ссылку 13, с. 200. Хрустальный шар и другие инструменты, принадлежавшие Джону Ди, хранятся в Британском музее, и согласно Холмъярду его дневник и каталог книг его библиотеки хранятся в музее Ашмола в Оксфорде и в библиотеке колледжа Троицы в Кембридже.
15. E.J. Holmyard — см. ссылку 13, с. 200, 202.
16. Deutsches Theatrum Chemicum — см. ссылку 13, с. 735–748; Karl Christoph Schmieder, Geschichte der Alchemie, Halle, 1832, с. 302; H. Kopp, Geschichte der Alchemie, Vol. I, Heidelberg, 1886, с. 194, 197.
17. Karl Christoph Schmieder (см. ссылку 16, с. 302) и Deutsches Theatrum Chemicum (см. ссылку 13, с. 742) указывают (ссылаясь на слугу Келли), что он родился в 1555 году в Ворчестере и учился, возможно, в Кембридже, хотя так и не получил степени. В течение какого-то времени он был юристом в Лондоне, в затем нотариусом в Ланкастере. Он был пойман на мошенничестве — получение денег за поддельные бумаги. Согласно законам того времени, он был подвернут наказанию у позорного столба: ему отрезали уши. Боясь дальнейшего преследования (учитывая его занятия некромантией), он сменил свою настоящую фамилию «Талбот» на «Келли», бежал в Уэльс, где укрылся в отдаленной деревне в горах.
Однажды он обнаружил старинную книгу и спросил у людей, откуда она появилась. Ему сообщили, что никто не может прочесть ее, поскольку написана она на старом уэльском. Как бы то ни было, Келли удалось расшифровать часть книги, и уяснить, что речь в ней идет о трансмутации металлов. Он вновь начал выяснять ее происхождение и наконец узнал, что она была найдена в могиле одного священника. Священник этот был очень богат, и в надежде на то, что богатства его похоронены вместе с ним, жители деревни, соблазнившись легкой наживой, вскрыли могилу, но не нашли в гробу ничего, кроме книги и двух шаров из слоновой кости. Когда они вскрыли шары, то в одном обнаружился «красный» порошок, а в другом — «белый». Келли, сочтя, что это в действительности красная и белая тинктуры, купил всё за один фунт стерлингов.
18. Hubicki освещает некоторые детали деятельности Джона Ди и Келли в Кракове. Он также сообщает, что в Англии Ди и Келли жили под патронажем польского покровителя, магната, губернатора города Серадз и известного алхимика Альбрехта Ласки. Ласки, согласно Hubicki, проматывал свое состояние на алхимические штудии, живя в Англии, и был вынужден бежать в Польшу, чтобы скрыться от своих кредиторов. Джон Ди и его «ассистент» Келли отправились вместе с ним. Ласки, Ди и Келли демонстрировали трансмутацию перед польским монархом, Стефаном Баторием. Hubicki также говорит, что, согласно дневникам Джона Ди и его переписке с Уолсингемом он занимался в Польше шпионажем, а алхимия и оккультизм были лишь прикрытием его настоящих занятий. Hubicki упоминает, что Джон Ди подарил множество книг Краковскому университету и приводит фотокопию подписи Джона Ди на одной из них. См. Wl. Hubicki, «Chemie und Alchemie des 16 Jahrhunderts in Polen», Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, Polonia-Lublin, Vol. X, 7, 1955. с. 66–67 (1957).
19. «Edouardi Kellaei, Angli. Buch von dem Stein der Weisen. An dem Röm. Kayser Rudolphum II, Anno MDXCVI. In latenischen Sprache geschrieben», Deutsches Theatrum Chemicum — см. ссылку 13, с. 733, 595, 736 и другие; Holmyard — см. Ссылку 13, с. 203–204; Schmeider — см. ссылку 16, с. 304; H. Kopp, Geschichte der Chemie, Vol. II, Braunschweig, 1844, с. 197.
20. J.Fr. Gmelin, Geschichte der Chemie, Vol I, Göttingen, 1797, с. 310–311.
21. J.Fr. Gmelin — см. ссылку 20, с. 311.
22. E.J. Holmyard — см. ссылку 13, с. 204.
23. I. Gamel — см. ссылку 5, с. 123; W. Richter — см. ссылку 12, часть III, с. 27, с которой далее следует ссылка на Milton, Brief History of Moscovia, 1682, с. 100.
24. Dictionary of National Biography, Vol. XIV, 1888, с. 269.
25. W. Richter — см. ссылку 12, часть II, с. 24–34.
26. Dictionary of National Biography цитирует работы Сэра Томаса Брауна, под редакцией Уилкина (Vol. I, с. 463).
27. W. Richter — см. ссылку 12, с. 26.
28. W. Richter — см. ссылку 12, с. 27.
29. Dictionary of National Biography — см. ссылку 24, с. 269.
30. W. Richter — см. ссылку 12, с. 27.
31. W. Richter — см. ссылку 12, часть II, приложение, с. 3–5.
32. Н. Новомбергский — см. ссылку 6, с. 182–183.
33. W. Richter — см. ссылку 12, с. 28–29.
34. Н. Новомбергский — см. ссылку 6, с. 200.
35. «Русская историческая библиотека», Издательство Археологической комиссии, том 8, Санкт-Петербург, 1884, с. 262.
36. Н. Новомбергский — см. ссылку 6, с. 106–107; Собрание государственных грамот и договоров, часть III, Москва, 1822, № 63, с. 262–263.
37. S. Konovalov, «Twenty Russian Royal Letters (1626–1634)», Oxford Slavonic Papers, Vol. VIII, 1958, с. 126; W. Richter — см. ссылку 12, часть II, с. 29.
38. «Русская Историческая Библиотека» — см. ссылку 35, с. 203–205.
39. Это было опубликовано Рихтером вместе с другими английскими королевскими бумагами. См. W. Richter — см. ссылку 12, приложение к части II, с. 7–9.
40. Материалы по истории медицины в России, том I, Издательство Н.Е. Мамонова, Санкт-Петербург, 1881, с. 8.
41. См. ссылку 40, с. 12.
42. См. ссылку 40, с. 15.
43. Dictionary of National Biography — см. ссылку 24, с. 270.
44. Материалы по истории медицины в России — см. ссылку 40, с. 19, 20, 42 и другие.
45. См. ссылку 40, с. 65–66.
46. «Русская историческая библиотека» — см. ссылку 35, с. 270.
47. И. Любименко, Русский исторический журнал, 1917, приложение на с. 14 (см. ссылку 6). Любименко цитирует письмо Артура Ди, датированное 16 января 1628 года и написанное в Москве, которое хранится в Публичном архиве записей (Public Record Office) в Лондоне. Возможно, это письмо (адресованное сэру Джону Коку) — именно то письмо, которое опубликовал Коновалов в Oxford Slavonic Papers — см. ссылку 37, с. 119.
48. W. Richter — см. ссылку 12, приложение к части II, с. 9.
49. W. Richter — там же, примечание на с. 9.
50. «Русская историческая библиотека» — см. ссылку 35, с. 266–269; см. также S. Konovalov, «Seven Letters of Tsar Mikhail to King Charles I, 1634–1638», Oxford Slavonic Papers, Vol. IX, с. 43–44.
51. W. Richter — см. ссылку 48, с. 31–33.
52. Dictionary of National Biography — см. ссылку 24, с. 270.
53. W. Richter — см. ссылку 48, с. 33; Dictionary of National Biography — см. ссылку 24, с. 270.
54. W. Richter — см. ссылку 48, с. 33; E.J. Holmyard — см. ссылку 13, с. 210; F. Sherwood Taylor and C.H. Josten, «Johannes Banfi Huniades», Ambix, Vol. V, октябрь 1956, с. 115.
55. W. Richter — см. ссылку 48, с. 33. Рихтер ссылается здесь на «Mathiae conspectus medicorum chronologikus», Gottingen, с. 613; «Adelung im Ergänzugz Bände zu Joher’s Allgemeinen Gelehrten Lexico», II, с. 643.
56. Arthur Dee, «Fasciculus Chemicus».
57. «Nobilis clarissimi… Aureoli Philippi Theophrasti Bombast, ab Hohenheim, dicti Paracelsi Operum Medico-Chimicorum… Nobili Francofurto, Anno MDCIII».
58. «Raymundi Lulli, doctissimi et celebrissimi philisophi liber, qui Codicillus, seu Vade mecum inscribitur… Coloniae Anno 1563».
59. Подробно об этих алхимиках см. K.C. Schmieder — см. ссылку 16; E. O. v. Lippmann, «Entstehung and Ausbreitung der Alchemie», Berlin, 1919; H. Kopp, «Die Alchemie in alterer und neuerer Zeit», Vols. I и II, Heidelberg, 1886.
60. Fasciculus Chemicus: или коллекция сведений по химии, отражающая зарождение, рост и начала тайной герметической науки, собранная одним из лучших и известнейших авторов… где также раскрыта великая Тайна герметической философии. Переведено на английский Джеймсом Хасоллом (James Hasolle), он же Элиас Ашмол (Elias Ashmole), Лондон, 1650.
 
 

Комментарии

Лев Каждан аватар

Мне не понравилось обьяснение

Мне не понравилось обьяснение экономикой того что на Руси появилась алхимия.И сюда проникли карлатомарлатые.Весь академический мир-засилие карлатых и марлатых дедков истеричных христианских демократов и отвратительных гнусных либералов.Бедный Дугин!Как он собрался набирать в МГУ кадры для ЕСМ с университетской подготовкой!Это надо будет биться с карлатомарлатой и христианскодемократической чернью за право тех кто захочет стать такими кадрами спокойно кончить ВУЗ.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Маркович, всё-таки вы

Лев Маркович, всё-таки вы полный кретин. Вы на год издания статьи посмотрели? В 1965 году за такую статью, как за антисоветскую, могли срок дать. В статье абсолютно антимарксистский подход. Вы просто совершенно ничего не понимаете. Вы осознаете, что "алхимия лженаука"? А то, что Фигуровский пишет в конце работы - это "антинаучное мракобесие". Причем при Сталине элементы этого мракобесия, как ни странно, допускались, а вот при Хрущеве и Брежневе - уже нет. Сталин был очень раскован. А визжащие советские интеллигенты в более поздние времена везде пытались отыскать крамолу. И чуть что - "буржуазный", "антисоветский", "лженаука".

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Михаил аватар

Нас уже учили так, что

Нас уже учили так, что алхимия - не то, что лженаука, а примитивная химия, перемешанная с "религиозными предрассудками". Во времена темного средневековья люди были глупые, и не знали всех природных закономерностей, но в процессе поиска несуществующего философского камня открыли некоторые закономерности "настоящей" химии ))). Вот как-то так.
Лев Каждан аватар

Я лично разобрался что к чему

Я лично разобрался что к чему когда у Мирчи Элиадэ из "Мефистофеля и Андрогина" выцеживал про Фаворский Свет и свет в китайских техниках.Там же было и про даосскую алхимию где есть и "вэй дань"-внутренняя алхимия работающая с духом и "нэй дань"-внешняя алхимия работающая только с материальными веществами.Тут-то мне и стало ясно что позитивисты внутренее вырвали а внешнее оставили.Другое дело что вместо того чтобы обсудить данное открытие вдвоем с Сашей  я кинулся в магистерскую его пихать.И  в итоге мой прокураевский научник получил поддержку всего академического сообщества против меня ибо для академистов позитивизм-это священная корова которую нельзя трогать.К моменту поступления в аспирантуру я уже был  персоной нон-грата  везде кроме магазина "Арктогея".

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Вы сами во всем виноваты. О

Вы сами во всем виноваты. О внутренней алхимии люди прекрасно диссертации защищают и научные статьи пишут. Всё дело в ненаучности твоего метода. Твой метод: всё, что я прочел и мне понравилось - то правда. А наука - это прежде всего критика. Не верить ничему, во всем сомневаться. Проверить. Нельзя утверждать того, что не подтверждается опытно или не засвидетельствовано документально. А документ тоже может быть подделкой, современной или синхронной тому времени, когда он возник. Это могло быть ошибкой переписчика, а могло быть заказом. А началась ли Великая отечественная 22 июня? А действительно ли вода в результате гидролиза разделяется на кислород и водород? Всё проверяется. Изначально берется за основу тот факт, что перед нами фальшивка. Гиперпозитивизм порождает Фоменко и Носовского, но они-то как раз ближе к метафизическому вИдению реальности, чем позитивная наука и шарлатаны навроде вас. Современная наука - наш враг, мы должны действовать как разведчики, а не как слоны в посудной лавке. Слоны, к тому же страдающие идиотизмом. История вашей диссертации - это примерно как история пришедшего в Берлин весны 45-го пейсатого хасида с юдаторской повязкой на рукаве и автоматом наперевес, бегающего и спрашивающего: "А где тут у вас Гитлер?" Вот ваше поведение именно таково.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Ты неправ Олег.Я стал

Ты неправ Олег.Я стал дугинцем когда убедился в том что это правда что Восток-манифестация без христианства Запад-христианстов без манифестации Россия- и то и другое т.е.Евразия.И убедился не благодаря Дугину а благодаря сворим собственным научным исследовавниям.Так что не так уж я и подвержен авторитету "тех кого прочел и кто понравился".Другое дело что после этого Дугин стал для меня высшим авторитетом в вопросах политики хотя пришел я к нему совсем из-за другого.Но произошло это именно потому что политика-это не моя специализация.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

эпистемология

Во, Бафомин, это отличная тема для твоей следующей лекции в младо-новом университете. Очень мало говорится на эту тему- про проверить, имеется в виду.
Вот я бы хотела говорить лишь только о проверенном и с проверенными проверяльщиками...
Вот, к примеру, моя последняя проверка...
Взяла др.гр. словарь и проверила- а Параклет оказывается означает, кроме всего прочего и "возлежать за трапезой возле сотоварища"; "сотоварищ по трапезе, возлежащий рядом"...
Ни фига себе... подумалось мне- нну и проверочка...
С уважением и ЛЮБОВЬЮ.
АН

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Ну и что в этом такого

Ну и что в этом такого особого?Параклет судя по имени-древнегреческий философ.А в Древней Греции гомосексуализм был нормальным явлением.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

вот говорил же Вам Владимир

вот говорил же Вам Владимир Игоревич...
Молчите, Лев Маркович...
Эта не Ваша Тема...

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

О чем?

О чем?О Параклете.Да судя по последнему комменту и впрямь какое-то православное понятие.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

"Параклет судя по

"Параклет судя по имени-древнегреческий философ. А в Древней Греции гомосексуализм был нормальным явлением."
 
:)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Да, это сильно!
Максим Борозенец аватар

Они там, кстати, не только

Они там, кстати, не только возлежали. Они выблевывали предыдущее блюдо, и приступали к следующему. Рядом был приставлен раб, который все убирал и подавал. 

Ex Borea Lux!

И  имя рабу- европеец

И  имя рабу- европеец

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Так и представляю себе

Так и представляю себе нынешнего президента европейской страны выполняющего данные обязанности при президенте США.Молодец Анна!Я просто восхищен!

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег ,есть вопрос : если

Олег ,есть вопрос : если Михаил Романов ничего не знал о деятельности Артура Ди ,в качестве английского агента , не понимал ничего в алхимии , то есть  был вообще не в курсе дела ,в какой мере можно ставить под вопрос "чистоту в истоках" Соборной Клятвы 1613года?
А то получается , что пятно лежит на всей династии . (если ЗНАЛ и ПОНИМАЛ) .
Лев Каждан аватар

Я уже обьяснил что

Я уже обьяснил что Романовы-это польские коллаборационисты.И этим все сказано.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Та же самая закономерность

Та же самая закономерность прослеживатся и с христианскими демократами.Я помню как тот самый научник который меня травил за паралели исихазма и даосизма шипел на меня за мои высказывания о Тяньаньмэне:"Студенты имели права на свою позицию!"Кричи:"Долой тоталитарный режим!"-право на свою позицию есть.А вот если рискнешь про православие сказать что оно-манифестационистское христианство  а не креационистское то тут же все права как рукой снимает.В общем свобода слова для всех кроме евразийцев.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Думаю, только в такой стране

Думаю, только в такой стране как Россия возможен безболезненный переход с марксизма на православие. Вот вам где истая Консервативная Революция в призме Постмодерна! 
А кадры Дугин наберет, не боись. Та молодежь, которая врубается в то, что истина не кроется за экраном СМИ и в экономических рассчетах, будет идти за ним. А за кем еще? Единственное опасение - Дугин очень легко провоцирует фанатизм. Впрочем, у вас без фанатизьму и в сортир не сходишь... 

Ex Borea Lux!

Анна тут выругалась на тебя:

Анна тут выругалась на тебя: ЕВРОПЕЕЦ! Это в ее глазах было страшное клеймо, от которого теперь уже не отмыться. :) Не стоит принимать торжество современного греко-керигматического православия за Консервативную Революцию. Так же, как не стоит пытаться вернуть в России монархию романовского толка. Это консервативный откат, запоздалая реакция, очень осенние тона. Революцией здесь и не пахло. В действиях большевиков было гораздо больше Консервативной Революции, нежели в наших 90-х и начале 2000-х. Как писал Клюев: "Убийца красный святей потира".

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Я ниже написал коммент на

Я ниже написал коммент на тему о том какое у нас православие после марксизма.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Я от этого и не собираюсь

Я от этого и не собираюсь отмежевываться. Да, я - Европеец, если угодно - Западный Евразиец. Там лежат мои культурные вкусы. Я в 14-15 лет сам выучил латынь, потому что она меня очаровала как только я книги начал в руках держать и эпиграфы разбирать. И "Ордо Ботоземелис" соткан по-европейски, и ориентирован на Западную Эзотерическую Традицию.
Меня не клянуть надо, а ценить. Так как у большинства евразийцев весьма гипертрофированный взгляд на Европу, преломленный через американское ТВ. Тут мало кто был, и еще меньше тех, кто действительно жил. Таким образом, я предлагаю взгляд на Евразийство с Запада, из самого логова. Но это не просто Запад, это Северо-Запад, который ныне оказался провинциальным захолустьем Традиции, и где ее руины чернеют явнее других мест. 
 

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

В Европе нет

В Европе нет манифестационизма.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Что за бред??? И Вы себя

Что за бред??? И Вы себя после этого называете исследователем манифестационизма? В Европе всегда был манифестационизм в оккультных кругах, в тени от официального креационизма.Тот же самый герметизм, к примеру. Одно никогда не может существовать без другого! Есть просто смена масок, один выходит на сцену, другой уходит за кулисы.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

В европейском христианстве

В европейском христианстве манифестационизма нет.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Смотря что считать

Смотря что считать христианством... А вот Сведенборг - христианство или нет?

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Думаю что нет.

Думаю что нет.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

А если все-таки подумать?

Христос - это Творец или творение?
Лев Каждан аватар

И то и другое

И то и другое одновременно.Творец он потому что Сын Бога-Отца.Творение-потому что принял человеческий облик.Т.е.оппозиция Творец-творение характерная для креационизма в христианстве снимается.Творец входит внутрь творения .Но следует ли из этого что творение получает возможность слиться с Творцом.Если Святой Дух филиокве то не следует ибо стяжание Святого Духа-это слияние с человеческой ипостасью.Вот почему борьба православия с католицизмом есть борьба манифестационистского и креационистского христианства.Посколько православие-это христианство  плюс манифестационизм Россия оказалась на перекрестке нехристианских манифестационистских цивилизаций Востока(это и шиитский Иран и даосский Китай и Индия) и католической Европы.Быть на таком перекрестке это и значит быть Евразией.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

ТИГР И СТУЛ

Поздравляю, Макарыч! Ты с исихастской точки зрения - еретик. Во-первых, "рожденна, а не сотворенна" сказали на 7-м Вселенском соборе против таких "суфодаохастов" как ты; во-вторых, у исихастов любимое слово "нетварность". Ощущение, что у тебя в голове две полки. На одной находится одна половина всего, что ты знаешь, на другой - вторая. Во всякой структуре есть ряд оппозиций, причем не только контрарных, но и контрадикторных (тебе Максим пытался это объяснить), а есть вообще не особо соотносящиеся между собой вещи: например, тигр и стул.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Святой Дух и впрямь

Святой Дух и впрямь нетварен.Это верно.Но ведь Сын-то вошел в тварное тело даже будучи "рождена а не сотворена".Именно поэтому исихазм и филиокве несовместимы.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Вот это я не понял

Лев Макарыч, по-моему, выступил с православных позиций. В Символе веры сказано не только "рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша", но и "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
В чем же здесь ересь? Богочеловечество Христа - это ортодоксия.

Другое дело, что Макарыч дальше опять начинает долдонить про "манифестационистское" и "креационистское" христианство. Хотя Богочеловечество, "усыновление творения" в принципе преодолевает креационистскую перспективу как таковую (об этом см. у АГД).

Лев Каждан аватар

Преодолевает В ПРАВОСЛАВИИ И

Преодолевает В ПРАВОСЛАВИИ И ТОЛЬКО В ПРАВОСЛАВИИ.В католицизме никакого преодоления нет.Там чистая креация:мол стяжай-не стяжай Святой Дух а приобщишься все равно к человеческой ипостаси.Православие же преодолело креацию до такой степени что там появились практики стяжания Святого Духа(исихазм) схожие(подчеркиваю что не тождественные а именно схожие) с практиками в нехристианских манифестационитских учениях Востока(даосизме суфизме и т.д.).И сама Россия после этого стала Евразией с христианским богословием как на Западе и манифестационистской практикой как на Востоке.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

практики стяжания Святого

практики стяжания Святого Духа(исихазм) схожие(подчеркиваю что не тождественные а именно схожие) с практиками в нехристианских манифестационитских учениях Востока

Вот, давно бы так ))).

Но я бы все-таки не стал бы уравнивать католицизм и эвионитство, арианство и прочие, действительно, креационистские трактовки христианства, идущие от иудеохристианства. Ересь и неполнота - все-таки разные вещи.

Кстати, в католическом мистицизме были такие персонажи, типа Терезы Авильской, у которых переживание общения с Богом (ну, или того, что они принимали за общение с Богом) носило совсем уж чувственный характер. Какой там трансцендентный Творец - "Иисус Сладчайший" к ним являлся :)

Лев Каждан аватар

Так и я про то.Да Иисус

Так и я про то.Да Иисус Сладчайший.Человеческая ипостась.Святой Дух стяжаешь-человеческая ипостась является.А Божественная отрезана строго по-креационистски.Ибо "и от Сына".

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев сначала не с православных

Лев сначала не с православных позиций выразился, только потом скорректировался. Сказать, что "Христос и Творец и творение" неверно, ибо Христос естествоствовал (слово "был" также не уместно) "прежде всех век".

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Этот твой пост Олег уже

Этот твой пост Олег уже какой-то позитивистский.Мол не говори слово "был"  "прежде всех век"  потому что не было времени а стало быть и понятия "был" время и пространтсво-часть Вселенной.В общем Эйнштейн и теория относительности.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Христос- это Путь.Творения к

Христос- это Путь.
Творения к Творцу...

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

ППКС.Но только в православии

ППКС.Но только в православии Творение может пройти этот путь до конца а в католицизме и протестантизме-нет.Поэтому православие-это особое христианство близкое скорее к манифестационистским ученям Востока чем к христианству Запада.И потому путь России-на Восток к Китаю к Индии к Ирану  от Европы прочь.Это для Максима.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Маркович, вот я- за Ваш

Лев Маркович, вот я- за Ваш дао-исихазм.
Нет ни Китая, ни Ирана, ни европы- есть МЕТАФИЗИКА,
А там ... было чего-то...
"Она" думала, что одна и ее бросили- оказалось СИЕ ЛЮБОВЬЮ,,,
Но баба= Дура, как водится... ничерта не поняла...и натворила...
Но все закончится хорошо. КОНЕЦ СВЕТА- нотр наше все.
Так приблизительно звучат все учения, традиции и практики...
Слава Богу... Сыну.

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Все

Все правильно.Метафизика-определяющий фактор цивилизации.А дао-исихазм означает что мы ближе к Китаю чем к Западу.Поэтому я и евразиец.
Да много нас нас тьмы и тьмы
Попробуйте сразитесь с нами
Да скифы мы да азиаты мы
С раскосыми и жадными глазами.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Скифы

Можно вспомнить и другой фрагмент из той же поэмы. Мне он очень нравится.
 
Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
 
Лев Каждан аватар

Продолжение цитаты

Привыкли мы хватая под уздцы
Играющих коней ретивых
Ломать коням тяжелые крестцы
И усмирять рабынь строптивых.
Придите к нам!От ужасов войны!
Придите в мирные обьятия!
Пока не поздно старый меч-в ножны!
Товарищи мы станем братья!
А если нет-нам нечего терять
И нам доступно вероломство
Века века Вас будет проклинать
Больное позднее потомство
Мы широко по деебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся!Мы обернемся к Вам
Своею азиатской рожей!
По-моему пора обернутся.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

У Евразийцев нормальный

У Евразийцев нормальный взгляд на европы- как на труп.
Латынь может очаровать только того, кто евразийские языки не знает.
Ваша латынь- г... собачье по-сравнению с алтайским, китайским и арабским...
Взгляд на Евразийство из европы нафиг никому не нужен- это бессмыслица  равная кашерной свинине...
Ценить мы будем только Мысль, а в европах она не водится ТЕПЕРЬ...
 
Жившая и наблюдавшая много времени европу
АННА
 
ЗЫ.
кто во Франции, кроме академистов в теме знает ХОТЬ ЧЕГО-ЛИБО про Тамплиеров? Что такое готика и про что она? Где находится Монсегюр и про ЧЕГО Он?
НИКТО!!!
А академисты "в теме" таакого Вам расскажут, что лучше не спрашивать...

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Анна я с Вами согласен

Анна я с Вами согласен полностью.Из-за того что в Европе Святой Дух исходил от Сына т.е.от человеческой ипостаси в тамошнем христианстве победила креация.В России же где практика стяжание Святого Духа гарантировала приобщение к Божественной Ипостаси было манифестационистское христианство.Теперь насчет китайского и арабского.Насчет китайского согласен:да Китай-это страна Абсолютной Манифестации где весь мир-проявление Дао.Насчет арабского ислама вопрос спорный:хоть там и есть суфизм манифестационистская модель все-таки господствует в персидском исламе.И что мы имеем сегодня.Где люди говорят на фарси китайском русском там сохранилась Традиция:Абсолют был близко и в него верили.А католикопротестантская Европа стала континентом победившего модерна где и впрямь давно забыты и Монсегюр и готика и тамплиеры.Там-Ничто которое ничтожит и рвется в Россию Китай Иран изничтожить нас вслед за европейцами.Евразийство же-это платформа позволяющая нам всем сплотиться и опрокинуть модернистический Запад в Атлантический Океан.Я конечно понимаю переживания Максима за небзызвестную польскую колонию которая четыре года назад сама для себя выбрала Грушевского и Конотоп и потому будет опрокинута нами вместе с остальной Европой.Но не надо личные переживания маскировать под нелепое "европейское евразийство".Это подстава и дискредитация.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Вот видите как, а у меня и

Вот видите как, а у меня и латынь, и русский, и китайский, и алтайский, и албанский и даже эсперанто - чудо Духа. Мысль дается в синтезе, а не в "разделяй и властвуй" - это только прикрытие для самых низменных страстишек.
 
В России тоже узнали о Тамплиерах вкупе с НЛО, экстрасенсорикой и прочим нью-эйджем. Если бы АГД не начал обьяснять что да как, до сих пор мешали бы кашу. Ведь как советскую идеологию оторвали от висков как присоски, туда сразу же ринулись туда вампиры заокеанские, с чтивом попсовым и сектами тоталитарными. Потому и мобилизовали РПЦ, чтобы свято место пусто не бывало.

Ex Borea Lux!

Бедный мальчик

Боже, я не думала, бедолажечка-Максим, что тааак все запущено...
Иначе бы, зная об этом, не начала полемику.
Лечитесь,
кушайте глюкозу
и не смотрите много телевизоров.
 
С пожеланиями здоровья, максимально возможного на вашей территории...
АННА, с территории Святого Места
 

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Чтобы на датской территории

Чтобы на датской территории стать здоровым надо оттуда поехать в Иран и с криком "Аллах акбар!" поджечь посольство Дании за каррикатуры на Пророка.Тогда оздоровишься.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Для тебя Магомет - Пророк?

Для тебя Магомет - Пророк? Ну-ну.
Лев Маркович, тебе давно уже советовали заняться каббалой. Не пора ли перестать заниматься постмодернистской фигней, и погрузиться в собственную традицию? Только так, если верить Генону, можно достичь общего истока.
Лев Каждан аватар

А ты что не понял что я

А ты что не понял что все что я  делаю-я делаю в соответствии со своей традицией.Иудаизм хтонический имеет такое же право на существование как и солярный.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Во Франции про тамплиеров и

Во Франции про тамплиеров и Монсегюр ничего не знают, - и тем хуже для Франции. Европа - труп, но ее наследие не должно пропасть втуне. В конце концов, европейская герметическая традиция, это тоже "всё наше навсегда".
Значит, мы, - те, которые об этом знают, - и есть европейцы, потому что Евразия включает в себя не только Китай с Ираном, но и Европу.