Максим Борозенец: ЦАРЬ И ВОР

Как известно, изначально высшее место в иерархии традиционных языческих пантеонов занимали боги с ярко выраженными стихийными атрибутами — громовержцы и землетрясы, метатели молний и метеоров. Страх был основой поклонения и поводом для войн и распрей, этим первым попыткам соответствия высшим силам. Однако история показывает, что на одном страхе невозможно построить какую-либо структуру, способную стать основой культуры, и тем более цивилизации. Постепенное преодоление страха формирует последовательное осмысление, которое в свою очередь сплетается в Ариаднину нить, помогающую разуму выйти из сумрачного лабиринта. Мирное время, а с ним и перспектива социального становления, требует других качеств и иных ориентиров. Таковым прежде всего было подражание размеренной цикличности природы, и более конкретно — поклонение ее светлому, дающему жизнь началу.
Появление солярных (солнечных) культов у того или иного этноса свидетельствовало в первую очередь о развитии Знания, этого «побочного явления» мирного существования, которое быстро определилось как принцип власти. Знание требовало постижения природы Всевышнего, выявления закономерностей его движения по небу, что также прояснило бы и то, что происходит внутри любопытного наблюдателя. Таким образом, сословие духовенства, а с ним и все мифологические, религиозные и вообще культурные догматы слагались на основе астрологии. Астрологические факты формировали принципы измерения пространства и времени, а символические соответствия планет, звезд и созвездий ложились в основу всей человеческой эпистемологии, и вообще культуры. Мы не будем сейчас углубляться в детали астрологических аналогий, общих практически для всех образов солярных «сынов Божьих» — египетского Гора, иранского Митры, индуистского Кришны, и так далее, вплоть до Иисуса Христа — это тема для отдельной статьи. На данный момент нас интересует чистый символизм солярного начала, доминирующий в человеческом обществе, его культуре и истории.
По всем солярным привилегиям, ни один бог дохристианской эры не пользовался таким блистательным успехом как Аполлон. По преданию Аполлон появился из мистических земель крайнего севера — Гипербореи, где праведники живут по закону Разума и чтут превыше всего мораль и искусство. Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи живут счастливой жизнью и расстаются с ней исключительно от пресыщения, бросаясь в море, а пока живы непрестанно воспевают Аполлона в гимнах, и он за это является им каждые 19 лет[1]
О неиндоевропейском происхождении Аполлона свидетельствуют в первую очередь все тщетные попытки раскрыть этимологию его имени[2]. Однако, всякий герой интересен не столько своим происхождением, сколько деяниями. Аполлон с триумфальной бесцеремонностью Александра Македонского[3]Например, дар прорицания Аполлон «позаимствовал» у Геи; покровительство музыке — у Гермеса, а заодно и предводительство над музами (Аполлон Мусагет); искусство врачевания — у Асклепия и т.д. и т.п. и обезоруживающей харизмой Иисуса Христа[4] вторгался в местные пантеоны Европы и Ближней Азии, и ассимилировал прежних богов-обскурантов, интегрируя в себя их ведомости и функции — как губительные, так и благодетельные. .
То же самое касалось атрибутов и имен прежних богов. У анатолийцев Аполлон соответствовал Аппалюнасу, чье имя означает «отец-лев» или «отец-свет». У этрусков его называли Аплун (Апулу, Аплу), что также соответствует Аплу хурритов и хеттов, которого массово призывали во время чумы (например, во время Пелопоннесской войны)[5].
Аполлон был также на стороне троянцев в легендарной войне, воспетой Гомером, и от них перешел к грекам[6]. Именно у греков началась безудержная слава Аполлона, где он своим блеском затмил не только Зевса и Афину, но и Солнце как таковое — бога Гелиоса, всецело отождествившись с великим светилом, которое в представлениях греков также как и Аполлон обладало в равной мере губительными и благодетельными качествами. Наконец, римляне, переняв эстафету от греков, распространили культ Аполлона по всей Европе среди кельтов и прочих варваров, где он воспринимался уже не иначе как Бог-Солнце, благодетель и исцелитель, со следующими прозвищами: Apollo Atepomarus («великий конюх» или «обладатель великой лошади» — у кельтов лошади традиционно понимались как солнечные животные); Apollo Belenus («светлый» или «сияющий»); Apollo Cunomaglus («повелитель псов»); Apollo Grannus (Граннус был исцеляющим богом весны, позже полностью интегрировавшийся в образ Аполлона); Apollo Moritasgus («морская вода» — атрибут врачевателей); Apollo Vindonnus («ясный свет»); Apollo Virotutis («благодетель человечества»?), и наконец Apollo Maponus[7].
По свидетельству Гомера, Аполлон, этот вечно юный, изящный, полный красоты и изысканности, своим появлением на Олимпе внушил неподдельный ужас олимпийским богам. Этот классический образ бесстрашного героя и светоча мудрости следует понимать как противостояние пережиткам древности, как рациональный протест эманациям слепой равнодушной природы. В этом была, если так можно выразиться, мифо-историческая миссия Аполлона Гиперборейского, вобравшего в себя все традиционные солярные черты для установление внешней, централизованной, официальной власти посреди культурного хаоса. Этот агрессивный, всепроникающий свет Культуры, оформленный как политическая идеология, проявляет все качества классического тоталитаризма, свойственного, увы, не только античным империям. В культурно-религиозном понимании такое возвеличивание одного бога за счет умаления прочих также создало естественную историческую почву для возникновения монотеизма.
Архетипическая миссия Аполлона проявилась еще в его мифической юности, когда в качестве своего первого подвига он сразил чудовищного змея Пифона (Питона), порожденного землей Геей. Пифон сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в окрестностях Дельф, отваживая посторонних различного рода дезинформацией[8]За свой интеллект и ораторские качества ему в свое время Герой было поручено воспитание Тифона, который своим монстрозным обликом в полной мере выразил все гадости, что у Пифона были «на языке»[9]. Аполлон, убив Пифона, основал на месте древнего капища свой храм и учредил Пифийские игры, по своей роскоши и популярности уступавшие только играм Олимпийским. Это символизировало таким образом свержение суеверного хтонического архаизма новой олимпийской властью, торжеством света и разума[10]. Именно в таком качестве образ Аполлона был переосмыслен в Ренессанс и радушно принят в эпоху Просвещения, по-прежнему оставаясь символом античного классицизма..
Но у каждого светоча есть своя тень, ибо нет света без тьмы. Традиционным антагонистом ясного и рационального Аполлона выступает его брат Дионис (Вакх), темный бог экстаза и инстинкта, чей неизменный атрибут — вино. Уже в новейшее время их онтологическая связь воспета ранними филологическими работами Ф. Ницше, который внес в дискурс европейской мысли понятия «аполлоническое» и «дионисийское». Дионис занимает место своего брата, когда тот на запряженной лебедями колеснице отправляется на родину, в Гиперборею, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы и опять навести порядок после буйных вакханалий. Со временем противоположные образы Аполлона и Диониса начинают сближаться — после VII в. до Р.Х. в Дельфах богам устраивали общие оргии на Парнасе, и сам Аполлон нередко почитался как Дионис, и обладал его атрибутами — например, плющом. Однако, в данном случае мы видим идейную противоположность Аполлону не в образе Диониса, ибо какой праздник может всерьез противостоять господствующей власти? Таковой является лишь ее обязательной частью, законным отдохновением от нее, и внятным поводом для ее водворения и даже ужесточения — об этом знали сами древние, перемешавшие элементы образов Аполлона и Диониса. Реальной оппозицией власти, и особенно власти явленной, официальной, может считаться только власть тайная, доступная лишь узкому кругу воистину избранных. Покровителем таковой традиционно считается Гермес, бог ловкости, красноречия и обмана, сопутствующий торговцам и ворам, чародеям и алхимикам.
Гермес, как и Аполлон, фигура знаковая, архетипическая. Это классический пример трикстера[11], который в среде простолюдинов отождествился с культурным героем. В рамках западной цивилизации, понимающей бытие как бесконечный процесс становления, где идеалом становятся ценности не перенятые в соответствии с Традицией, но приобретенные как результат развития и продукт эволюции — это длинный ряд характерных персонажей от Прометея до Фауста. Шпенглер, к примеру, называл европейскую цивилизацию, балансирующую на грани заката, не иначе как фаустовской. Так Гермес, бог-посредник со всем спектром соответствующих функций — от почтальона богов до проводника душ на тот свет — стал символом европейского духа. Если Аполлон — это власть господствующая, официальная, стремящаяся удержать время и потому обладающая качествами автоматизма[12], то Гермес с крылатыми сандалями — это бунт, это власть темных переулков и туманных недомолвок, динамизирующая любой стазис.
Легенды гласят, что никто не мог превзойти Гермеса в ловкости, хитрости и воровстве. Первое воровство он совершил ещё будучи в пелёнках — покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятнадцать коров, которых пас не кто иной, как Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (другой вариант — приспособил сандалии, которые в последствии стали его атрибутом) и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. А сам тем временем из панциря большой черепахи и из тонких кишок убитых коров сделал лиру. Аполлон же в поисках коров прибыл в Пилос и, расспросив местных жителей, узнал, что коров угнал мальчик, но следов найти никто не смог. Догадавшись, кто это сделал, Аполлон пришёл к Майе, матери Гермеса, и обвинил последнего в краже. Мать показала ему ребёнка, лежащего в пелёнках. Тогда Аполлон отнёс его к Зевсу, и Гермес после расспросов отца показал Аполлону, где находятся коровы, а сам сел неподалёку и стал играть на лире. Аполлону игра на лире очень понравилась и он предложил Гермесу обменять коров на этот дивный инструмент. Гермес согласился и стал пасти коров, играя уже на свирели. Аполлону захотелось иметь и этот инструмент, и он предложил свой жезл в обмен на неё.
Так у Гермеса появился традиционный крылатый жезл вестника — кадуцей, способный мирить врагов. В отличие от Аполлона Гермес использовал свой жезл для власти тайной — усыплять или будить людей дабы во сне передать послание от богов кому-нибудь из смертных. Именно в кадуцее кроется символика аполлонической внешней власти, присвоенной хитростью и мастерством Гермеса, Великого Вора, который просто ради забавы украл также скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, золотые стрелы и лук у того же Аполлона и меч у Ареса. Кадуцей представляет собой скипетр, увенчанный крыльями и обвитый двумя змеями — они обвили жезл в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями, да так и остались на нем, насытив ее глубокой символикой. Взаимодействие двух змей традиционно интерпретируется как вечное начало противоположностей — инь и ян. В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью. Именно поэтому традиционный символ медицины имеет только одну змею, то есть Белое (здоровье, жизнь), отделенное от Черного (болезнь, смерть). В христианстве кадуцей становится атрибутом Софии Премудрости Божией. Известна, например, икона Софии Новгородской — в правой руке она всегда держит скипетр (кадуцей), изображенный в качестве длинного белого с заостренным концом древка.
Даже когда эра политеизма сдала свои позиции христианству, в своем агрессивном развитии всецело наследовавшему аполлонической традиции, Гермесу удалось избежать участи своих небесных собратьев быть выброшенным на задворки истории. В течение многих веков он был неизменным покровителем и символом всех начинаний разума, не вписывавшихся в официальную христианскую доктрину, и потому называвшихся оккультными (от лат. «темный, скрытый»)[13]. Общий свод религиозно-философских течений эпохи эллинизма и поздней античности, носивших эзотерический характер и сочетавших элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии, унаследовал имя Гермеса, и стал называться герметизм[14]. Считается, что герметизм был предтечей того, что сегодня принято называть тайными обществами — движения иллюминатов, франкмасонства и розенкрейцеров. Даже если не исходить из современной теории мирового заговора, проблематика, поставленная в заглавие нашей статьи, остается открытой и актуальной. Аполлон и Гермес, власть явная и власть тайная — кто здесь царь, и кто здесь вор? Согласно герметизму, мир — это Великое Колесо, воплощающее собой непреходящую смену противоположностей, что обнажает великую истину Тождества. Ничто не избегает трансформации, все готовы лишиться своего мнимого статуса и поменяться местами в космическом карнавале, и образы Аполлона и Гермеса — яркий тому пример.
История полна подобных травестийных переворотов, и особенно история русская, где строгая централизованная власть всегда носила ярко выраженный аполлонический характер. Упорно сопротивлявшаяся официальной власти оппозиция в итоге создала целое обособленное сословие — офеней (афеней), странствующих по деревням мелочных торговцев с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками. Спектр деятельностей офеней был поистине «герметическим» — торговцы были не только полупрофанными популяризаторами оккультных учений, но также искусными ворами, гадателями и шарлатанами, фокусниками-чародеями, шутами-скоморохами. Сословие офеней сформировало уникальную субкультуру, со своим собственным языком (феня, «блатная музыка»), инициатическими обрядами, традициями и понятиями. Однако многие века спустя это сословие из ордена рыцарей духа и свободных художников выросло в конце концов в строгую структуру с соответствующим уставом — Воровским Законом, по своему ригоризму намного превосходящий закон официального уголовного кодекса. В постмодернистском карнавале конца тысячелетия воины и воры, духовенство и торговцы перемешались, и когда коммунистический Аполлон пал, тайное тут же заняло место явного, лишь сменив свои маски и атрибуты. Оккультные науки так же давно уже сбросили свой мистический флёр и практикуются вполне открыто, но несколько своеобразно — в виде алхимии банковских операций, где поистине магическое переливание из пустого в порожнее и порождает величественный пузырь современной мировой экономики, доказывающий, что превращение грязи в золото — вполне реально.
Мир как макросоциум, как человеческий муравейник в прочных сетях коммуникации какого-то верховного паука, не может жить без тайны, ибо нет света без тьмы. Так и любая внешняя, солярная власть, независимо от исторического периода всегда пользовалась силами тайного для достижения собственных интересов — развиваются ведь только приемы и атрибуты, принцип неизменен и цикличен, как астрология, с которой началось наше познание мира и определение места в нем. Только вот сегодня это тайное уже неотличимо от мнимого, а реальность неотделима от иллюзии — власть прибегает к любым магическим спецэффектам, от терактов до искусственных войн, которые при всех высокотехнологических приемах по-прежнему следуют древнему догмату — разделяй и властвуй, убивай своих, чтоб чужие боялись. Как и тысячелетия назад Аполлон на время сходит со сцены и терпеливо выжидает подходящего момента, чтобы вернуться во всей красе и навести порядок после вакханалий. Напомним, что Аполлону изначально приписывались как благодетельные, так и губительные качества. Так и свет способен ослепить и задурманить в радужном мельтешении красок, если хотя бы на время не закрывать глаза — в нервном ли моргании, в блаженном ли сне, чтобы хоть как-то отделить свет от тьмы, и сообразить кто враг, а кто бог. Так и Аполлон с Гермесом по-прежнему продолжают незримый бой в ускользающих сумерках, в безуспешной попытке определиться, кто воистину есть Царь, и кто есть Вор.


[1] 19 годам соответствует Метонов цикл, предложенный в 433 до н.э. афинским учёным Метоном и лёгший в основу древнегреческого календаря.
[2] Происхождение имени Аполлона неоднократно исследовалось еще в Античности. Например, Платон в диалоге «Кратил» соотносит его имя с απоλυσις «искуплять», с απоλουσις «очищение», и с απλουν «простой», особенно в отношении фессалийской формы имени Аπλουν, и наконец с ’Аει-βаλλων «вечностреляющий». Версия απλουν также повторяется Плутархом в Moralia в смысле «единство». Гезихий (Hesychius) указывает на связь с дорическим словом απελλα «собрание», понимая главную функцию Аполлона как покровителя политики. Позже греки ассоциировали имя Аполлона с глаголом απολλυμι (apollymi) «разрушать».
[3] Образ Аполлона с характерным наклоном головы, приоткрытыми губами, большими глазами и курчавыми волосами, ниспадающими на шею, был неотъемлемым изображением Александра Великого с 300 до Р.Х. и лицом эпохи эллинизма.
[4] Внешний образ Христа в период раннего христианства воплотил в себя все традиционные качества Аполлона, и потому поначалу изображался безбородым. Даже «приобретя» бороду, Христос долгое время изображался с солнечным ореолом вокруг головы, неизменным атрибутом Аполлона Гелиоса на многочисленных античных мозаиках. Император Юлиан Отступник отрекся от Христа также в пользу никого иного как Аполлона.
[5] В следствие этого Аполлон также приобрел прозвище Пеан — «разрешитель болезней», поэтому традиционные гимны Аполлону назывались «пеаны» — у римлян стало обычаем петь их до и после решающей битвы. Существует также версия, что Аплу происходит от аккадского Aplu Enlil «сын Энлиля», прозвища, данного богу Нергалу, имевшего отношение к Шамашу, вавилонскому богу Солнца.
[6] Сравните греческое название Трои — Илион, то есть Город Солнца, Гелиоса. Туда же относится солярный образ малоазиатского пророка Илии.
[7] В кельтском пантеоне Maponos или латинизированное Maponus («божественный сын») был богом юности и сыном богини-матери Dea Matrona. Таким образом, общим для Мапоноса и Аполлона стал аспект юного бога как наследника и переемника (ср. с Аплу Энлиль). Уэльский вариант имени Мабон используется в неопаганизме как название праздника осеннего равноденствия, где «сын великой матери» символизирует урожай. Сравните также с Гором, сыном Осириса и Изиды.
[8] Обладая всеми качествами Змия из библейского Эдема, Пифон был в последствии переосмыслен христианскими демонологами как покровитель Лжи. В зоологии питон, как и удав, известен тем, что молча душит своих жертв.
[9] В латинском варианте Python и Typhon — анаграммы. По Гесиоду Тифон — последнее чудовищное порождение Геи (земли), зачатое от Тартара (хаоса), обладает невероятной силой рук и ног и имеет на затылке сто драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами; из пастей его раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Позднее отождетвлялся с Сетом, ослоглавым египетским богом Зла, в христианском мистицизме — с Дьяволом.
[10] Считается, что в образе Пифона воплощен реальный источник, чьи ядовитые испарения вызывали у пифийских жриц галлюцинации. О том, изменился ли метод пророческой работы в храме Аполлона, история умалчивает. Но, по словам А.Ф. Лосева, «двусмысленный характер предсказаний, допускавших самое широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов воздействовать на всю греческую политику».
[11] Трикстер (англ. trickster — трюкач, шалун) в мифологии, фольклоре и религии — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия. Трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно (например, скандинавский Локи) но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей (напр., у Эриды) или воровства. Трикстеры бывают хитрыми, или глупыми, или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции. Яркий тому пример — гётевский Мефистофель: «Я тот, кто вечно хочет зла, и вечно совершает благо».
[12] Только 3 месяца в году считались не посвященными Аполлону — пока он был «в отпуске», то есть в Гиперборее. В ряд его праздников входили Boedromia, Carneia, Carpiae, Daphnephoria, Delia, Hyacinthia, Metageitnia, Pyanepsia, Pythia, Thargelia — и это только число основных.
[13] В алхимии имя Меркурия носит Философская Ртуть, символизирующая принцип текучести и изменчивости — обязательный компонент для алхимического процесса, так называемого Великого Делания.
[14] Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — древнеегипетскому жрецу Тоту или Гермесу Трисмегисту (греч. «триждывеличайший»). Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

Комментарии

Лев Каждан аватар

Статуя очень

Статуя очень сексуальная.Да-да я серьезно.Я и впрямь неравнодушен к статуям Апполона.У нас в РУДН был музей с такой статуей так ее на каждой лекции за х.. хватал.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Ох, Лев Маркович!

Ох, Лев Маркович! Профессиональный провокатор вы наш...

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Максим Борозенец аватар

Не то, чтобы загасить Ваш

Не то, чтобы загасить Ваш пыл, а истины ради спешу заметить, что статуя оная - не Аполлон, а Давид от Микеланджело. Хотя место для хватания не уступает Светлейшему.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

Правда!Кажется я видел эту

Правда!Кажется я видел эту статую в Музее Изобразительных Исскусств.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

КАРПЦУ - НАСТОЯТЕЛЬНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Потрясающая, блестящая работа европейского стиля! Я восхищен. Многие интуиции предвосхищают мои собственные выводы, которые только еще наклевывались - причем не для ближайшей книги "Открытые врата", а только для "Русской алхимии". К этому относится прежде всего герметическая политическая теология, заставляющая меня аплодировать. Взгляд, правда, несколько "конторский" (в том самом смысле), но разве Евгений Замятин в своем романе "Мы" показал не тоже самое противостояние стазиса и динамики? "Конторский" перегиб состоит в одном: слишком схематично (хотя я, будучи последовательным дугинцем, схемы очень люблю). Но тогда давай доводить уже схематизм до конца: есть два аполлонизма власти явной и два герметизма власти тайной. Некогда из лагеря традиционалистов прозвучала фраза "светлый хаос против темного порядка" (не уверен, что это определение Дугина, возможно, это Джемаль, хотя это и на него не очень похоже). Автор не рассматривает такую "наклонную по отношению к обрисованной им перспективы"? В противном случае - и впрямь все "переворачивания" в русской истории выглядят как чистый демонизм. А это не так. Петербургская допавловская Россия - это темный порядок, а клюевские крестьяне, Болотников, воевода сокрытого старообрядческого Царя Михаила, - светлый хаос. Но этот светлый хаос - на самом-то деле прикровенный светлый порядок, а темный порядок "петербургского трупа" - это прикровенный темный хаос. Также и масонские ложи - это темный хаос, сокровенно являющийся темным порядком. Необходимо мыслить диалектически, иначе мы увязнем в болоте дуализма, где не видно ни тропы, ни просвета меж редких деревьев. Если несколько осовременить фигурантов этого онтолого-политического пейзажа, то речь идет о четырех силах: светлый порядок (то, чем должна была бы быть "контора", или чем являются "некоторые из башен"), светлый хаос ("подземный Христос", выводящий из Ада, подлинные сокрытые розенкрейцеры), темный хаос (ТНК, ложи, мондиалистские "клубы"), темный порядок (власть не от Бога, иначе говоря то, к чему готовы результироваться "некоторые из башен", войдя в заговор с ТНК и, во-первых, лобби масонов, во-вторых, узконациональными лобби, в-третьих, лобби содомитов). Тем не менее, это вероятно первый материал на сайте (помимо наших), который стреляет в цель и попадает, пусть не в "десятку", но где-то рядом.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Максим Борозенец аватар

Спасибо за теплый отзыв!

Спасибо за теплый отзыв! Схематичность текста - это компромисс с его "эссейностью". Я же писал для непосвященного журнала, для литературного.  Но все равно хотелось донести наш традиционалистский ответ "Аполлон-Гермес" академическо-ницшеанскому "Аполлон-Дионис", и я рад если это удалось. Комментарии по поводу двоякости Аполлона и Гермеса - полагаю, что схема тетрады такова - Север (явное), Юг (тайное), Запад (новое), Восток (вечное). Так качество накладывается на количество (то бишь линеарную историю), и те или иные комбинации и создают хаос/порядок.  

Ex Borea Lux!

Максим Борозенец аватар

Нотабене

Забыл еще добавить, что я не думал противопоставлять "Аполлона-Гермеса" официальному "Аполлону-Дионису", а хотел корректнуть, изобразив структуру неизменной сакральной триадой - основной фигурой всех умозрительных, духовных начинаний человека. Таким образом, получается архетипическая Троица: Аполлон (царь-иерарх), Дионис (жрец-оргиаст), Гермес (пророк-трикстер). Предлагаю почтенному собранию самому провести аналогии с "Высокий, Равновысокий, Третий", "Создатель, Хранитель, Разрушитель" и другими вариантами тройственности.
Я вот думаю, если идея триады непрозрачна в статье, может быть есть смысл втиснуть этот комментарий туда, в виде сноски?

Ex Borea Lux!

Ушкуйник киберпространств аватар

>схема тетрады такова - Север

>схема тетрады такова - Север (явное), Юг (тайное), Запад (новое), Восток (вечное)
 
я тут подумал, что в наше время Север, пожалуй, всё-таки нельзя назвать явным. В то-то и дело, что нынче, скорее, явен как раз Юг. а вот Север и есть тайное, то, что ушло в сокрытие до срока.
Запад -как ни странно, можно назвать "вечным" (для нашего времени) (да и в контексте фукуямовского "конца истории"...), то бишь вечным в смысле -эоничным. Ибо нынче -всё ещё -эон Запада.
А Восток, получается, -как раз НОВОЕ -в смысле Благой Вести о Новом Адаме, да и Откровение св. Иоанна тоже -"се творю всё новое..." То есть Восток -то НОВОЕ, что является новым даже по отношению к "Новому мировому порядку", этому окончательному проявлению Эона Запада. Восток -НОВОЕ для Запада, Восток так и остался НОВЫМ для Запада, который так по сути и не познал Благую Весть. Восток -Новейшее, прорывающееся сквозь "новое"-"вечное" Запада к древнему-примориальному.
 
Т.о. -Север (тайное), Юг (явное), Запад ("вечное", как кое-кому кажется), Восток (новое).
 
("тайный" Север коррелирует с "новым" Востоком -ибо вышедшее из сокрытия древнее-примордиальное покажется кое-кому НОВЫМ. А "явный" Юг коррелирует с "вечным" Западом.)
 
Ой, перечитал -что-то я больно намудрил, кажется:) или нет?..
Максим Борозенец аватар

То есть у Вас получилась

То есть у Вас получилась перевернутая тетрада, как нельзя лучше соответствующая нашему профанному времени, под стать сатанинской пентаграмме. Но я все-таки говорил о вневременных соответствиях, о примордиальных.

Ex Borea Lux!

Мне кажется обе схемы

Мне кажется обе схемы надуманные. Нельзя безусловно всё отнести со всем. А вот Анаит, похоже, на твою фразу таки обиделась. Больше с этой фразы она не появлялась. Зачем девушку обидел? Армянки, знаешь ли, они гордые.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

На фразу о том что

На фразу о том что она-фройляйн?А что ей было бы приятнее быть мадемуазелью?Ну извините я даже по джентльменским соображениям не могу революционную Францию ставить выше консервативной Германии.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

На то она и схема, чтобы быть

На то она и схема, чтобы быть надуманной. Только условности безусловны. А на что обижаться-то? Я и не думал никого оскорблять. Почитав ваши прежние постинги, счел эту шутку невинной шалостью. 

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

Так вот о чем шла речь.Ну

Так вот о чем шла речь.Ну по-моему даже если Борозенец Анаит и обиел я все перечеркнул сказав что она фройляйн с монгольской фамилией из рода Унгернов-Штернбернгов.Большего комплимента на моем евразийском языке нету.Эх барон барон!Восстань из мертвых собери свои монгольские орды и расшвыряй всех этих медведов и прочих либерастов.Это и будет евразийская революция.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Нет нет Вы все сказали

Нет нет Ушкуйник. Вы все сказали правильно.Меня ведь в РУДН чморили именно как новатора.Хотя манифестационизм из к-рого я исходил существовал за много тысячелетий до всего того во что верили чморители(никонианство либерализм марксизм и т.д.).Сегодня Древнее воспринимается как Новое.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Категорически несогласен с

Категорически несогласен с тем что Болотников-это светлый хаос.Клюев-да.Михаил Китежский-да.Ибо если бы победил Иван Хованский(кстати я на  днях познакомился с одним из его прямых потомков который меня за "Беловодье-Опоньское Царство искренне поблагодарил)и сделал царем Михаила Русь вернулась бы к своей самобытности в первую очередь к  самобытности дораскольной религиозной.Именно это и было то что ждал(увы напрасно!) Клюев от большевиков(об этом см."Роль религиозного нонконформизма").А что было бы если бы победил Болотников?Победил бы Григорий Шаховской-воевода Отрепьева бежавший после его свержения в Речь Посполитую и оттуда управлявший болотниковским восстанием.И это было бы еще похлеще чем то против чего боролись Хованский Михаил Клюев и т.д.Тут хоть свои вестернизировали хотя это Романовых(не путать с Павловичами) не оправдывает.А там была бы прямая колониальная администрация ибо Московию присоединили бы к Речи Посполитой.Именно этого и хотел Болотников.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Вы, Лев Маркович, озвучиваете

Вы, Лев Маркович, озвучиваете официальную позицию. А если старообрядческий Царь Михаил действительно был, а Болотников был его воеводою - тогда вся история по-иному разворачивалась бы. Кто есть кто - это большой вопрос. Мы и не знали бы, кто легитимный, кто нелегитимный, всю историю за нас написали бы, а мы бы ее в школах учили. И уже написали бы за нас всё. Вы не понимаете? Вот незадача, знаем ли мы сейчас, кто был кто. Какая наглость - утверждать, что понимаешь хоть что-то в русской истории. Да вы не поняли, кстати, толком статью Максима... Вы всё хотите приспособить под свою собственную идиотскую саморекламу. Вы хотя бы что рекламируете? - для начала определитесь. Я вот думаю - звать или не звать вас на свой день рождения. Если вы там такой же пиз...ец устроете, как на форумах, то лучше бы и отправить вас гулять и общаться с вашей мамеле. Я весь в размышлениях.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Максим Борозенец аватар

Ну что же Вы хотите лишить

Ну что же Вы хотите лишить Льва Марковича именинного пирога? Я отдаю ему свой кусок.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

Я неуверен в том что Олегу

Я неуверен в том что Олегу Валерьевичу на день рождения стоит ставить на стол пирог.И что мне даже если меня туда и пригласят стоит этот пирог есть.Мы итак оба похожи на пироги.И я и он.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Юморной Лев Маркович! На день

Юморной Лев Маркович! На день рождения я вас зову при условии, что вы будете себя хорошо вести, не будете монологичны и не будете в девушек швыряться бокалами. В качестве подарка я хотел бы видеть от вас литра 3 водки - 3-4 бутылки "Старой Москвы" по 0.75.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Завтра я буду Вам звонить по

Завтра я буду Вам звонить по поводу Болотникова и заодно обсудим день рождения.Вы скажете мне где в Павшино можно купить "Старую Москву" и во сколько Вы собираете гостей(последнее важно ибо мне надо посчитать время дороги от "Юго-Западной" до "Кунцевской" от "Кунцевской" до "Строгино" и от "Строгино" до "Трикотажной" а также электричку).Без подарка не останетесь.Во сколько Вам завтра можно будет позвонить?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Завтра мы с Миланой едем к

Завтра мы с Миланой едем к Микушевичу на день рождения. Но я думаю по-быстренькому можно было бы поговорить. Позвоните в 13:30.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Хорошо.

Хорошо.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

В итоге получается что

В итоге получается что Микушевич  и Фомин родились в одном диапазоне.А Каждан-в диапазоне с Малером.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

"Мы итак оба похожи на

"Мы итак оба похожи на пироги.И я и он."

С одною лишь разницей: Каждан - это кошерный пирог.

Лев Каждан аватар

Вообще-то потомки сефардов

Вообще-то потомки сефардов тоже кошерные.А не только потомки ашкеназов.Другое дело что про Фомина и сефардов никаких доказательств нет.Евреев из Испании изгнали за четыреста с лишним лет до начала 20-ого века.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Что касается сефардов -

Что касается сефардов - предлагаю иудео-герметическое прочтение "Огненный Бог марранов" Волкова.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

А о чем это?

А о чем это?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Лев Маркович, а Вы когда-то

Лев Маркович, а Вы когда-то были маленьким? Это сиквел знаменитого "Волшебника Изумрудного города". Там марраны, они же прыгуны, являются следующим -
народ, населяющий горную долину к северу от Розовой страны. Сильные и ловкие, хотя и невысокого роста люди, азартные и вспыльчивые. Традиционно увлекаются разными видами спорта: прыжками (за умение делать гигантские прыжки другие народы даже прозвали их Прыгунами), бегом, кулачным боем, а после завоевательного похода — и перенятым от Мигунов и гостей из внешнего мира волейболом. На протяжении многих веков Марраны были самым отсталым народом Волшебной страны. В давние времена Марраны жили в городе на берегу подземной реки (по преданию, в Подземелье они укрылись от теснивших их врагов). Когда ресурсов этого района Подземелья стало не хватать, Марраны под предводительством князя Грона, после неудачной войны с подземными рудокопами, вынуждены были переселиться на поверхность, где они терпели много бедствий из-за того, что долго не могли приспособиться к дневному свету. К тому времени, когда Марраны обосновались в своей горной стране, они разучились пользоваться огнем, изготовлять железные орудия, утратили другие знания, и их уровень культуры так и оставался низким, потому что с другими народами они почти не контактировали. Впервые со всеми плодами прогресса — от огня до алкоголя и от деревянных домов до классового общества — Марранов познакомил Урфин Джюс, объявивший себя Огненным богом. Однако только после его свержения Марраны стали жить в мире со всеми народами и полноценно приобщаться к их культуре. Тогда же они изменили форму правления: отныне Марранами правили не князь и другие аристократы, а выборные старейшины.
 
Исторические же марраны, кто не знает - термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV — XV вв.).

Ex Borea Lux!

Вот эту вещь и я не читал,

Вот эту вещь и я не читал, равно как и "Желтый туман". Вообще ряд советских детских писателей (а также писателей-фантастов) крайне интересен. Видно их знакомство с традиционными и даже редкими эзотерическими текстами. Тот же Волков в "Изумрудном городе" описал хорошо узнаваемые герметические структуры. В "Семи подземных королях" - узнаем Агартху, сами же спящие по очереди короли - адитья. "В деревянных солдатах Урфина Джюса" узнается легенда о големе, а в летающих обезьянах - индуистский полубог Хануман. Очень хорош Носов с его Солнечным городом, заимствованным у посвященного (хотя на первый взгляд всего лишь жалкого утописта) Кампанеллы, великолепна серрановская Луна (кажется, в тртетьей части про "Приключения Незнайки"?) и ее обитаемая подземная (то есть подлунная) часть, мотив заимствованный у Горбигера. Стоит здесь вспомнить "Землю Санникова", "Плутонию" (внутренняя часть земли, населенная ящерами), также "Арктанию", советский летающий остров, висящий над Северным Полюсом, на который покушаются живущие на подводных лодках фашисты, возглавляемые садистической Ее Святейшеством. А насколько хорош "Капитан Врунгель"! Это же почти "алхимический вояж к Дионису", парафраз навигаторской части "Гаргантюа и Пантагрюэля". Лет 10 назад я хотел написать статью на эту тему, но теперь мне уже кажется это скучноватым. Может, ты, Максим, попробуешь?

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Михаил аватар

Священная Арктания :)

Автор "Арктании", ныне совершенно позыбытый писатель Григорий Гребнев, еще написал книгу под названием "Мир иной", про то как в 1913 году русские ученые нашли на Камчатке какой-то чудовищно древний подземный город, в котором когда-то обитали... ну, практически Old Ones, древние пришельцы (Леве Марковичу эта книжка точно бы понравилась). Потом оказывается, что это не город, а космический корабль, на котором дореволюционные ученые в конце-концов улетели бороздить просторы Вселенной. Вполне возможно, что концовку написал Аркадий Стругацкий, который доделывал книгу после смерти Гребнева. А начинается вообще практически в стиле "Хребтов Безумия" (правда, автор обошелся без эпитетов "устрашающий", "омерзительный", "богохульный" и т.п. ^_^):
 
"Кто знает, может быть, давно-давно, тысячи лет назад, вдали от Египта, Месопотамии, Индии и Китая, вдали от всех древних колыбелей человеческой культуры, на далеком Севере, может быть, даже на каком-нибудь не открытом еще материке у полюса, существовало могучее цивилизованное государство… И египетские мудрецы по сравнению с учеными этого государства были… ну, вроде нынешних австралийских папуасов по сравнению с учеными Санкт-Петер­бург­ской Академии наук, парижской Сорбонны и Британского королевского научного общества".
 
Кстати, можно вспомнить и о книге самих Стругацких "Обитаемый остров", про жителей некоей планеты, думавших, что они обитают на внутренней поверхности сферы. Эту фишка была позаимствована у Петера Бендера, одного из ведущих (наряду с Гёрбигером) "альтернативных космологов" Третьего Райха, который на полном серьезе проталкивал теорию о том, что Вселенная - это пузырь, заключенный в гигантский камень, а солнце - это скопление раскаленных газов в центре этого пузыря.
Максим Борозенец аватар

Не помню где, слышал ли читал

Не помню где, слышал ли читал ли, есть вполне обоснованная научно астрофизическая гипотеза о том, что все безграничное пространство вокруг земли - это обман зрения, преломление и аберрация. Вселенная, якобы, это огромный, но вполне ограниченный пузырь, где края перетекают в середину а ля Мёбиус (или что-то в этом роде), а все бесконечные дали - это иллюзии на ее гранях 

Ex Borea Lux!

"Мир иной" не читал, но ваш

"Мир иной" не читал, но ваш анонс меня заинтриговал. Стругацких люблю не особо. Однако "Обитаемый остров" - моя любимая вещь. "Жук в муравейнике", - кажется, продолжение. Впрочем, я был разочарован этой штукой еще в детстве. Также отмечу "27 теорему этики" Витицкого (это Б. Стругацкий). В 1997 г. я написал в "Литературное обозрение" рецензию на этот роман (она содержится в самом конце моей "Сакральной Триады", которую можно скачать на сайте). Владимир Гопман, редактор "Текста" передал мне от Стругацкого сугубую благодарность, автор сообщил мне, что я единственный, кто понял, о чем на самом деле в книге идет речь.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Сегодня в девять статья про

Сегодня в девять статья про сказки появится.Фомину скучно Борозенец не обещает.Сами сдали тему Каждану.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Насчет сказок не обещаю, но

Насчет сказок не обещаю, но на днях я закончил большой текст из 5 глав на основе как раз "Города Солнца". Я вообще люблю тему утопии. А текст этот, называемый "Разорванный круг", затрагивает также цикличность истории в оглядкой на "новую хронологию", а также показывает, что манифестационизм и креационизм - два аспекта единой сущности, подобно сакральным 0 и 1 (вспомните сентенцию герметиков - "Все сводится к Одному, которое делится надвое"), которые в свою очередь в несколько извращенной форме волпощены в современных компьютерных технологиях. 
 
 

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

Летающая обезьяна-это не

Летающая обезьяна-это не только Хануман но и его китайский аналог Сунь Укун.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

В каком-то пироге есть

В каком-то пироге есть мистический боб, а в каком-то нет. Один ешь для поиска и преображения, другой - для вкуса и сытости. Пифагор вот, среди всего прочего, считал как раз бобы сакральными (как потом профаны пытались интерпретировать - из-за формы, напоминающей член). Как гласит легенда, когда за ним пришли силы тьмы, он бежал, и дорогу преградили грядки с бобовыми культурами. Пифагор предпочел умереть, нежели ломануться через посадки фасоли и прочей сои, и попрать тем самым свой собственный логос. Данную заметку не должно исповедовать как призыв к вкушению Фомина и Каждана. Лучше привать светлейшего Пифагора (как натасканную по наркоте ментовскую собаку, но уровнями повыше) - он все обьяснит.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

А почему бы духу Пифагора не

А почему бы духу Пифагора не явиться завтра к нам на праздник?Я был бы рад его видеть.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

А Хулио?

Один вот уже так статую Командора призывал... (подробности - http://magazines.russ.ru/bereg/2007/18/bo5.html). Не шалите, Дон Хуан.

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

Ну так я же у Пифагора бабу

Ну так я же у Пифагора бабу не отбил.так что мне-то чего боятся?Кстати статья у Вас интресная.Статую Командора оживили каббалисты?А почему бы и нет?Сюжет-то и впрямь напоминает истории о големе.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Звучит так: искренне

Звучит так: искренне поблагодарил и сделал Царем. Вы хотя бы на минуточку понимаете, что вы не можете быть не то что Царём, но и Псарем, если этот псарь является постельничьим Государя или что-нибудь навроде этого? Ваш путь - покаяние. Может быть, и впрямь, юродство. Не знаю, что вам нужно над собою совершить, чтобы хотя бы приблизиться к человеческому облику вообще, от которого вы, кстати собственной волей, отказались. Да, вам неприятно будет слушать сказанное мною, поскольку вы в вашем же собственном понимании "слишком высоко поднялись". Для начала поставьте себя ни во что. С этого начнется настоящий Каждан, которому я искренне подам руку, и которого я буду готов вести к местам, может быть, более высоким, что предназначены мне самому.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Олег Валерьевич Вы  меня

Олег Валерьевич Вы  меня неправильно поняли.Аскольд Хованский(мой новый знакомый)поблагодарил меня за теплые слова о его предке в "БеловодьЕ".И теплые слова я произнес потому что Иван Хованский хотел сделать царем Михаила.К сожалению не сделал.И в итоге победил отечественый Сигизмуд Ваза.Сбылась мечта Болотникова.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Старообрядческий царь Михаил

Старообрядческий царь Михаил согласно преданиям ушел в Китеж  при царевне Софье.А Болотников был при Василие Шуйском.И был он воеводой Сигизмунда Вазы-короля Речи Посполитой которому Ватикан поручил окатоличить Русь.Его задача была прямо противоположной той которую ставили перед собой сторонники Михаила-Иван Хованский и его стрельцы.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Мы знаем это про Болотникова

Мы знаем это про Болотникова из официальной романовской версии. Что там правда, а что нет, большой вопрос. Появились новые сведения насчет Болотникова. История с Сигизмундом Вазой - это лучший способ замазать Болотникова грязью. Будто он и так не Болотников.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Олег Валерьевич я был бы Вам

Олег Валерьевич я был бы Вам очень признателен если бы Вы мне  эти сведения изложили.Во-первых потому что главными союзниками Сигизмунда Вазы сами Романовы и были.Никита Романов был шурином Грозного а Борис Годунов-шурином Федора Иоаановича.Между ними двуми шла борьба за регентство при Федоре.Годунов победил и уничтожил Романова но за это Филарет Никитич раскрутил первую самозванческую интригу.Он же раскрутил и вторую самозванческую интригу а потом когда самозванцы стали Варшаве не нужны поляки его взяли в плен и тем самым создали Романовым мученический ореол который пригодился после победы Минина и Пожарского.Если Болотников был марионеткой Шаховского который бежал из Москвы после свержения первого Лжедимитрия то он и Филарет-одного поля ягоды.А если нет то почему восстал против Шуйского-единственной альтернативы Сигизмунду и Владиславу?Ваши  Олег сведения меня очень заинтересовали.Может я даже позвоню Вам завтра по этому поводу.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

Максим, большое спасибо за

Максим, большое спасибо за статью.
 
Если верить последнему пророчеству последней пифии, однажды Аполлон вернется, и на этот раз навсегда.
 
Максим Борозенец аватар

И вам спасибо.

И вам спасибо. Да не оскуднеет чаша...

Ex Borea Lux!

Поправка: "Не оскудеет..."

Поправка: "Не оскудеет..."

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Миша просто опечатался.

Миша просто опечатался.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Я жду с нетерпением.Ибо чем

Я жду с нетерпением.Ибо чем хватать в музее РУДН Статуи Апполона лучше с ним живым......

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Михаил аватар

э...

Лев Маркович, ты педераст, что ли?
 
Кстати, Аполлон пишется через одно "п" и два "л".