Заметки на полях под паром (*)

В речи  Александра Гельевича на вечере, посвящённом Барону Унгерну, затронута тема «Господин-раб».

Дугин  утверждает, что основной водораздел между одной топикой и другой проходит  по   вектору "отношения" Человека к Смерти.

Раб бежит её и мыслей о ней, повернувшись к ней спиной, в то время как Господин-Герой стоит (если не наступает) на месте и смотрит ей прямо "глаза в глаза» .

…в продолжение этой темы возникли следующие соображения...

Чаще всего мы имеем дело не со статикой, но тенденцией.

И эта тенденция динамично и неисповедимо меняется в течение (краткой) жизни человека …

Человек сотворён Господином и Наместником и в определённой  оптике --- свидетелем.

Если наблюдать за детьми 2-4 лет, то (за редким исключением) они не имеют чувства страха, сомнения и им не свойственна трусость как таковая.

Дети (в большинстве своём)-пассионарии и энтузиасты (сравнивать надо их не друг с другом, но с самими собой в более позднем возрасте).

Рабства там нет и в помине.

 Речь не об отсутствии минимального житейского опыта и объективной зависимости от взрослых , но о том, что заложено изначально.

Уверенность, самостоятельность и лидерство детишек безгранично: чего стоит только одно  упорство десятимесячного, наперекор всему, встать и пойти.

После 4 лет от роду, рождённый подвергается первой атаке:  общество плавно и имплицитно  увеличивает обороты, дабы народившееся  господство сломить, сформировав необходимую  общественно-управляемую  функцию.

Т.е.  раба.

Акмэ бунта новородка  как реакция на  «ломание через колено»  называется   переходным возрастом.  Подростковый бунт в разнообразных проявлениях, (в радикальных форматах- суицид  и тюрьма) так или иначе практически не минуем вне зависимости от стартовых условий.

Таков первый разворот вектора  от одной топики (рождение Господина) к другой- социализация    ( как воспитание и адаптация) в рабство.

Дальнейшее развитие  уже менее свободно от  социологии :эпохи, географии, генетики и стартовых страт …

Именно в этот момент только и можно начать «наблюдать»  разделение на флегматиков, конформистов и толпу или- бунтующих нонконформных пассионариев-революционеров.

К 25-30 годам начинает формироваться  определённая траектория как  следствие внутреннего (осознанного, или- не очень)дрейфа к  выбору и гавани. 

Становится ли (не факт!)  бунтарь Господином, выдержав испытание взглядом смерти, или пошёл на соглашение (чаще всего) с собой и системой, списав «прошлое»  на юношескую горячность.

…Последней точкой бифуркации, где  возможен разворот в сторону господства,  является так называемый «кризис среднего возраста».  В радикальном проживании---одноударное переворачивание  всех пропорций и высвобождение первозднного Господина как его второе рождение.

Гейдар Джахидович в одной из своих лекций, затрагивал приблизительно эту тему:  что такое власть (= господство) над человеком.

 К примеру,  манагер велит официанту «принести/унести, пойти вон и снова принести»… или «гопник, приставляя ножик к горлу, велит выдать кошелёк»

- власть это или не власть?

Нет, конечно.

 Официант может и съездить манагеру по морде, растоптав свой месячный гонорар и трудоустройство, а нож может быть выбит у гопника из рук… начальник (как и остервеневшая жена) могут быть посланы подальше и т.д.

Другими словами, есть ситуативность и некое импульсивное поведение.

А есть господство и власть, сопротивление, которым осложнено, если не сказать прямо- практически невозможно…

Т.е.- требует воли и  героических- на грани смерти- усилий.

Так в чём сила Господина, который своим ботинком властно наступает на раба?

 И кто есть раб, не способный сопротивляться давлению властного господского сапога на своей башке?

Если мы все рождаемся с неизбывной памятью о наместничестве, то в какой момент происходит окончательная (?) трансформация этого перворождённого господства в рабство?   

Важно заметить, что Господство всегда рождается вторично, т.е. становится  легитимным,  осознанно (с широко открытыми глазами) отвоёванным и завоёванным.

Социум принудительно изымает врождённое господство  в обмен на социальное здоровье и адекватность.

... хотя глубина порабощения и несвободы социумом прагматически (тактически!) дозируется и  различна в зависимости от…

Если мы говорим о героическом отвоевании себя, как Господина, о  победе над  принуждением к  рабству, то, очевидно, что вся война (как и во всём  парадигмальном)--- перемещается внутрь.

Внешняя борьба, которая у обывателя сводится к защите пресловутого "чувства собственного достоинства», а у интеллигенции-к  агрессивному утверждению элитарности, есть лишь блики и отражения  внутренней борьбы, её узора и окраса.

…Внутри мы (пережившие детство) имеем двух господ, служить которым одновременно, как известно, невозможно.

Один Господин- это Страсть во всех  изощрённых ипостасях.

другой---Совесть.

В отличие от начальника, манагера или гопника- этих двух Господ, обладающих реальной и без боя  не снимаемой властью над человеком, просто так обойти, игнорировать или послать –не представляется возможным.

Господство страсти- это своего рода ответ на весть о смерти.

 Бежать от смерти, повернуться к ней спиной, «забыть» о ней- это и есть кровля  власти Страсть…

Сила страсти сопоставима с силой смерти. Поэтому она и способна от неё (до времени) "защитить".

…обернуться и посмотреть в глаза страсти---тоже, что посмотреть в глаза смерти…

Страсть утешает, отвлекает от смерти,  даёт успокоительное, допинг…   входя в свои права, становится  господином навсегда… .

...или пока не наступит наш  час «х» - ва-банк и второе рождение …

Но господство страсти требует не только отдачи всего и вся и беспрекословного последования, но и борьбы против второго власть- имущего Господина-Совести.

Если процесс подчинения Господину  страсти пошёл по нарастающей, то к 40 годам- человек креативен, успешен, богат и комфортен: от мыслей о смерти и о совести не осталось  (?!) никакого следа.

(…холод смерти и жар совести сродни птице Феникс, и  их периодические атаки возможны… Но, тем не менее, в большинстве случаев, рабство утвердилось и  «жизнь» таких креативных рабов может быть вполне долгой и вполне беспроблемной…)

….Что касается иного пути, то принятие вассалитета от Господина Совести  делает нас не рабом, но воином по преимуществу.

Совесть ведёт не к взвинчиванию аппетитов и доз, но к совершенно иным горизонтам.

…вассал Совести как воин-Герой перманентно атакуем армией Страсти...

…человек может бесконечно идти на мелкие компромиссы и столь же мелкие бунты. Шараханье  от одного Господина к другому ведёт  «к служке двух господ», неврозу и психозу…

Переход в окончательный статус- это либо слом и поглощения страстями, либо верность и преданность в служении Совести и её великому Истоку.

 Окончательный статус  редко достижим… нравится оно нам или нет.

Возможность бунта- один из излюбленных и тонких допингов господина Страсти…

Вульгарна  пафосная элитарность, волюнтаристски и голословно утверждающая своё господство над некой рабской чернью.

 Только пройдя внутренний джихад  можно выйти из него дважды рождённым Господином.

И никак иначе.

Начало рождение Господина- это действие «обернуться».

Посмотреть на башмак на собственной шее или голове.

(…страшнее башмака Господина--- только заблуждение, что его нет)

И взгляд в глаза Господина Страсти и/или- в глаза Господина Совести… благороден и есть Начало пробуждения. 

Взгляд в глаза Страсти… испепеляет её.

Взгляд в глаза Совести---референтен.

Именно на это указывал Гейдар Джахидович в своём заключительном слове на семинаре о Василиде и гностицизме.

Сложно не заметить, что двум внутренним господствам соответствуют две «геометрические» топики: Центр и Полюс.

 (Может с этим различением  и была связана надпись при входе в платоновскую Академию: «Не геометр да не войдёт»?)

...Центр- Господство во Имя своё…

Полюс--- Иное

Вся антропогония (макро и микрокосм) движется вокруг Центра и Полюса и между ними…

ЗЫ:

Россия  же -всегда славилась своими полярниками…  

Есть надежда и подозрение, что технологии и  школа --- не утрачены.

прим.

(*)- "поле под паром"- точный перевод на др.гр. названия нашего хутора, где и нахожусь в данный момент.

Комментарии

Ключарь аватар

заметки на "заметках под паром" Анны

выскажусь тезисно. 

 

- Апостол  заповедует христианам "пусть у вас все будет благопристойно и чинно". Так или иначе, но исторически  любая земная иерархичность заявляла себя  отражение Иерархии Царствия Небесного, установленного самим Творцом ( тезис "всякая власть от Бога" пока оставим в стороне, ибо есть в нем важны нюансы  перевода).

- Сам Господь говорит :  

Я уже не называю вас рабами,
ибо раб не знает, что делает господин его;
 но Я назвал вас друзьями
.

В этом контексте  "господин"  может  означать   не господина, распоряжающегося рабом, а опекуна, имеющего авторитет по отношению к несовершеннолетнему  и тождественному слову «Господь».

- "Господин" есть титул текучего состава. Высшие господари, сановники тем не менее  сами "царевы холопы", а царь -раб Божий. 

- В очень понравившемся мне  турецком сериале "Великолепный век" есть эпизод получения Ибрагимом везирской печати на острие ножа от  султана Сулеймана, ножа  который за мгновение до этого был  возле горла будущего  везиря за некую провинность. А  предыдущий везирь говорил новому, что везирский  мундир из огня. Об этом следует помнить всем сановникам.

 

 

 зри в корень "Ур"