В продолжение разговора о Рёскине

В продолжение разговора с Яхонтрепа о Рёскине и художниках Возрождения. Рёскин – один из крупнейших подлинных традиционалистов XIX века, абсолютно непримиримый ко всему миру Модерна, к капитализму, индустрии, промышленной революции, парламентаризму и проч. и проч. Рёскин не только критик-искусствовед, но и теоретик традиционалистского анархо-социалистического феодализма и, если угодно, провозвестник «дауншифтинга». Вместе с тем, его в традиционалистский дискурс всегда вписывают по умолчанию (перечисляя фамилии, через запятую называют и его), но ни одной специальной традиционалистской работы о Рёскине нет. Хотя его сочинения много раз издавались на русском языке. Привожу список:

Воспитание. Книга. Женщина (1898, переиздание 1901)
Лекции об искусстве, читанные в Оксфордском университете в 1870 году (1900, переиздания 2006, 2008, 2011)
Искусство и действительность (1900, переиздание 2006)
Сезам и лилии: три лекции (1900, переиздание 1901)
Современные художники (1901)
Прогулки по Флоренции: заметки о христианском искусстве для английских путешественников (1902, переиздание 2007)
Мысли (1904)
Fors clavigera: письма к рабочим и землевладельцам Великобритании (1905)
На день рождения: мысли на каждый день (1905)
Избранные мысли (1910, переиздание 1912)
Король Золотой реки (1894, переиздания 1901, 1904 и 1910, другой перевод – 1912)
Современные английские стилисты (1911, переиздания 1916 и 1917)
Законы Фиезоло: истинные законы красоты (2006, переиздание 2011)
Радость навеки и ее рыночная цена, или Политическая экономия искусства (2006)
Семь светочей архитектуры (2007)
Камни Венеции (2009)

Из исследований о Рёскине – до революции выходил ряд брошюр, но единственное серьёзное исследование – это: Аникин Г.В. Эстетика Дж.Рёскина и англ.лит-ра XIX в. М., 1986.

Лишь недавно в докладе на октябрьской традиционалистской конференции в одном из выступлений прозвучало сопоставление Рёскина с Геноном (хотя поскольку речь шла о сфере искусства, было бы уместнее сопоставить с Титусом Буркхардтом). А именно, упоминались «Семь светочей архитектуры». И раз уж Яхонтрепа призвал к отбрасыванию не только Рафаэля, но и периода непосредственно перед Рафаэлем, то было бы полезно посмотреть, что пишет Рёскин о Ренессансе в «Семи светочах архитектуры».

Возрождение и гуманизм вообще, а флорентийский гуманизм особенно – для Рёскина такой же беспощадный враг, как и для Флоренского с Лосевым. Начало падения с атеизм и человекобожие Рёскин датировал самым началом XV века. Ренессанс для него – тройная гордыня: научная, государственная и философская. Ренессанс родил Автора. До этого был Ремесленник, и именно готику – творение безымянных ремесленников – Рёскин считал вершиной искусства. Исследуя в «Семи светочах архитектуры» искусство Венеции, он указывает на мировоззренческий перелом, произошедший после 1418 года: если раньше из солнца на надгробии высовывалась рука Бога, то на более поздних надгробиях остаётся только солнце. Из символа оно превратилось в идола. Книга завершается воспеванием готики и жестоким приговором классической (античной, ренессансной и классицистской) архитектуре: «Греко-римская архитектура низменна, неестественна, безплодна, безрадостна и безбожна. Языческая по происхождению, возрождённая в безверии и гордыне, разбитая в старости параличом, она продолжает улавливать в свои сети всё благое и способное, что кишело вокруг неё в юности; эта архитектура будто бы спец.создана для того чтобы превращать ар-ров в плагиаторов, ремесленников – в рабов, а заказчиков – в сибаритов; архитектура, где разум празден, воображение иссушено, где царит роскошь и торжествует тщеславие; первое, что мы должны сделать – покончить с ней, отрясти её прах с наших ног. Покончить со всем, что хоть как-то связано с пятью ордерами. Вообще с любым из ордеров… Со всем, что хоть немного отдаёт Грецией или Римом, в чём видно хоть малейшее уважение к законам Витрувия или следование принципам Палладио – всё это нельзя долее терпеть».

Комментарии

а ведь Шпенглер сказал почти

а ведь Шпенглер сказал почти то же самое.

потому и подозрительно единство мистерий.

хотя сейчас академические скульпторы считают, что античное ваяние - лучшее (ну и Генри Мур). Античная скульптура - великая, но она педерастична по факту и по существу.  с ... лепили богов

..

Английские штудии по-моему очень нужны, полузабытое время. и Карпец обмолвился...