ТАЙНА СВЯТОГО ВОЙЦЕХА (Часть 4)

4.

К.Т. Витчак предложил реконструкцию имени собственно для праславянской общности, зафиксированного, по Г. Ловмянскому, только на перефериях Старой Европы (в связи с расселением) — "венеты" < *wenHtoi (< и.-е. *bhrghntoi “великие, высокие”), как наследие более древней, реликтовой индоевропейской общности[1]. С этим соглашается А. Брюкнер, указывая, что это — первоначальное племенное название индоевропейцев, в то время как название «арии» имеет отношение только к индийцам и иранцам[2]. К тому же О.Н. Трубачев настаивает на том, что славянскую культуру необходимо рассматривать как «архаический вариант индоевропейской культуры» [3].
Праславяне-«венеты» продвигались в богатые и оживленные общественной и культурной жизнь области прибрежных районов Северного моря, а оттуда — на восток, юг и запад. Как указывает Ю. Петухов, процесс этот характерен для всех индоевропейских народов того времени, и исключать из него представителей праславян, олного из самых мощных этнических массивов Европы, нет оснований[4]. Именно сдесь, между средним течением Эльбы и нижней Одрой, часть «венетов» изменила протославянское самоопределение «венеты/венеды/вятичи»(*wenHtoi < и.-е. *bhrghntoi “великие, высокие”)на праславянское «великие/вильцы/велеты»(*vel-), что зафиксировали их германские соседи (Oueltai, Wilzi, Wilti, Wiltios, Vulsi, Vuloini, Vilini, Wulzi, Weletabi; Адам Бременский в ХІ в. заметил, что племена, которые славяне называют «вильями», немцы называют «лютичами», Leuticii, в то время как биограф карла Великого Эйнхард утверждал, что «вильцы» — это немецкое название славян, которые сами себя называют «велетами»[5]; Географ Баварский насчитывает у «велунцан» 70 городов, что сопоставляют с упомянутым в «Великопольской хронике» XIV ст. названием города Волин как Welunecz в устье Одры).
Только столкнувшись с Римом, как считает С.В. Назин, праславяне самоопределились как «нероманизированные» (в отличие от кельтов и даков-влахов), — «словяне» — «те, кто понятно говорят», аналогично как «шкиптарет» — «те, кто понятно говорят» (самоназвание албанцев) и «эскалдунак» — «те, кто понятно говорят» (самоназвание басков)[6].
Подвергнувшись культурному романскому влиянию, праславяне возвратились на земли предков в междуречьи Вислы и Одры, где сформировали культуру подклёшевых погребений (400-100 гг. до н.э.), но также подверглись и мировоззренческо-хозяйственному влиянию кельтских племен (латенская и тшинецкая культуры)[7] и создали симбиоз с германскими племенами (вандалы, бургунды и племена союза лугиев — гарпии, гелизии, маннамы и наганарвалы; пшеворская, оксивская и зарубинецкая культуры и пряшевская на Среднем Подунавье и этулийская на Нижнем Подунавье, происходящая из пшеворской)[8], известный как «венеды/венеты» письменных источников. Далее они заняли территорию Прикарпатья, сосуществуя с носителями латенских культур (среди них — карпатское горское племя котинов — специалистов по добычи железа, которые Тацитом определяются как не германцы, но говорящими галльским языком, т.е. используют кельтский как посредник в системе разноэтничной латенской культуры[9]) или вытесняя отсюда фрако-дакийские племена — носителей липецкой культуры[10] или балтские племена — носителей зарубинецкой культуры(І-нач. ІІІ в.), которые одновременно с праславянами пытались колонизировать Верхнее и Нижнее Поднестровье.
В Прикарпатье праславяне ассимилировали местное население, оставшееся незащищенным после перехода в 50 г. н.э. в Тисо-Дунайское низовье (где римляне разромили дакийское государство одриссов) значительной её части — сарматское племя языгов (находящегося в союзе с германцами-лугиями). Собственно с остатками местных ираноязычных языгов (просуществовавших на Прикарпатье до ІІІ в)[11], на наш взгляд, и связан субэтноним «гуцулы»: ср. с осетин. гыццыл чизг«девушка», где «гыццыл» — «малый», а «чизг» — «девица», и собственно последнее в европейских письменных источниках передано как «языг». Т.е. карпатские гуцулы — это «малые языги» в смысле того, что остались в Карпатах, а не выступили в поход на Западную Европу. Аналогично группа остготов/остроготов, отказавшаяся от похода на Запад (из европейских языгов, например, происходит знаменитый канцлер короны Франции, епископ Парижа в 867-879 и 883-889 гг. Гоццелин д’Анжу), в «Гетике» Иордана определяется как «малые готы» (GetiMinores). Со временем малые языги ассимилровались гото-вандальскими племенами, их этноним начал осмысливатся в среде соседнего романизированного населения как «готские»: got/guth + румынский постартикиль -ul > gu?ul „разбойник, рекетир”.


[1] Витчак К.Т. О первоначальных венетах / Пер. с польск. // Этимология. 1986 – 1987: Сб.статей / Отв.ред. О.Н. Трубачев. – М.: Наука, 1989. – С. 109
[2] Витчак К.Т. О первоначальных венетах / Пер. с польск. // Этимология. 1986 – 1987: Сб.статей / Отв.ред. О.Н. Трубачев. – М.: Наука, 1989. – С. 109
[3] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования / 2-е изд., дополн.. — М.: Наука, 2003. — С.381.
[4] Петухов Ю. Родина Аполлона // Дорогами тысячелетий: Книга третья: Сб.историч. ст. и очерков / Сост. Л.В. Поспелов. – М.: Мол.гвардия, 1989. – С.18.
[5] Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники ІХ-ХІ веков: Тексты, перевод, комментарии. — М.: Наука, 1993. — С.16-17.
[6] Назін С.В.VI — VII стт. і проблема слов'янської міграції // ІІ Читання пам'яті академіка О.М. Трубачова (Алупка-Херсонес-Севастополь, 14—21 вересня 2004 р) (усне повідомлення)
[7] Гуцуляк О.Б.http://www.gallart.narod.ru/celtic.html
[8] Lehr-Splawinski Т. О pochodzeniu i praojczyznie Slowian. — Poznan, 1946. — S.114.
[9] Балагурі Е.А., Бідзіля В.І., Пеняк С.І. Давні металурги українських Карпат: Історико-краєзнавчі нариси. — Ужгород: Карпати, 1978. — С. 52.
[10] Цигилик В.М. Населення Верхнього Подністров’я перших століть нашої ери (Племена липицької культури). — К. Наук.думка, 1975. — 175 с.
[11] Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья (Раннеславянский и древнерусский периоды) / Отв.ред. А.П. Черныш. – К.: Наук.думка. 1990. – С.27-33.