Сычев №3. О Дугине

И всё-таки Дугин хороший.


В публичном пространстве современной России это самая значимая фигура для русской мысли, возможно, не было бы сказано столько хорошего и плохого в его адрес, если бы были ещё какие-то сопоставимые по значимости фигуры, но их нет, так что "центр масс" неизбежно притягивает самые разрозненные энергии.

О Дугине сказано столько всего негативного, но сказано людьми, которые как мыслящие единицы не годятся ему и в подмётки.

По-моему святым долгом и традицией каждого его ученика и отколовшегося последователя было "обличение" и "выведение на чистую воду" зарвавшегося злодея, хотя ничего по-настоящему предосудительного для философа в этой жалкой критике не было.

Надо сказать, что равно нелепо выглядят всевозможные "стратегии сакрального смысла последних Империй" вышедшие из под пера адептов дугинского "силового поля". Если ты знаком с трудами самого Дугина, то все работы его окружения в лучшем случае тянут на статус бледной тени, и даже до полноценного эпигона, на мой взгляд, ещё не дорос никто.

Для более адекватного восприятия столь разносторонней личности следует ввести допущение жёстко разделяющее Дугина на политика и философа.

Как верно в своё время заметил Джемаль в своём тексте (похожим больше местами на некролог), вышедшем к юбилею Александра Гельевича - последний делал неоправданно много инвестиций в текущие политические процессы в России и из-за этого в некотором роде пострадал. Пожалуй, это так, но такова судьба пионеров.

В России нет политики, но есть прыжки с граблей на грабли в окружении граблей.

Во многом из-за этого образ Дугина-политика затмевает в неокрепших умах куда более неоднозначный и любопытный образ Дугина-философа.

К безусловным добродетелям философа стоит отнести:

- популяризацию гуманитарной мысли в России;

- открытие множества неизвестных в России имён, особенно Дюрана;

- майевтические методы работы с последователями;

- талантливейшую компиляцию под единым сводом разрозненных областей западно-европейского мышления;

- пропедевтику к русской философии;

- тонкое чувство юмора;

- работу в разных жанрах искусства;

И многое другое...

Если логос это демиург человеческого микрокосма, то Дугин для меня в 2005 году стал "субъектом предположительно знающим" - отцом логоса. Это надо принять и не пытаться делать вид, что "ничего не произошло".

Сумма моих хаотических интуиций о том, что что-то происходит не так была систематически оформлена в курсе лекций по постфилософии. Пускай сейчас этот курс кажется несколько наивным, но для подобных оценок надо было через это пройти.

К безоговорочным шедеврам его гения стоит отнести: цикл программ Finis Mundi, которые были звёздным часом и для Гарика, дополнив желчную атмосферу Трансильвании интеллектуальными изысками;  Богему против НАТО, смотренную по юности под лсд и другими всевозможными "ПАВ-ами" множество раз; Кровавый навет и Поп-культуру - лучший сборник журнальных колонок ever.

Всё же магистральная работа Александра Дугина, через которую только и стоит оценивать значимость этого мыслителя, это работа по закладке фундамента к русской философии.

Для этой работы он выбрал научный аппарат, созданный Мартином Хайдеггером. Прекрасный выбор и единственно возможный в наших условиях.

Думается, что специалисты по феноменологии легко определят то, что при попытке прорваться к языку непосредственно русской философии, сама феноменология осталась за бортом. Один тезис о возможности русского Da-Sein противоречит всем работам не только Хайдеггера, но и Брентано, Гуссерля, Мерло-Понти, Гадамера и других.

Так же и большевики вынуждены были взять на вооружение язык марксизма, полностью выбросив из него гегельянский фундамент.

Оставим это без оценок, но сам жест по своей интеллектуальной "отмороженности" достоин уважения.

Единственное, что меня по-настоящему расстраивает это пробуксовка АГД в пелёнках неоплатнической топики, во всяком случае артикулируемой на публику. Хочется верить, что это некое оперативное прикрытие для своих followers, ведь обратившись к Хайдеггеру уже нельзя всерьёз говорить о Геноне и прочих нью-эйджерских апологетах Платона.

Второй большой загадкой является Дугин-христианин, пускай и в оригинальном изводе старообрядчества, но всё равно я отказываюсь верить в то, что человек его глубины может всерьёз воспринимать этих. Привычка? Артефакты протестной жизни в совке? Политический камуфляж? А как же Головин?

Я абсолютно уверен, что Александр Дугин ещё не написал своего главного произведения в котором наконец обретут свою полнокровность все, казалось бы, незначительные знаки, расставленные повсюду в его работе специально для тех кто умеет читать.

Надеюсь, что этот будущий труд станет краеугольным камнем, положенным в основу фундамента русской философии.

Недаром ведь с бутонов нераскрывшихся нарциссов слетало декадентское ничто...

Комментарии

Mahtalcar аватар

Обсуждайте пока, а я пошёл.

Обсуждайте пока, а я пошёл.

Тонкий  текст:)

Тонкий  текст:)

Осторожно!  возможна провокация!

понятия не имею кто такой

понятия не имею кто такой сычёв и почему номер 3? дайте ссылку на источник, хоть.

А чего бы Вы, Максим, хотели услышать в качестве обсуждений?

Всё написанное- частное мнение стороннего человека, "проходившего мимо"... из-за веток и кроны ствола не увидавшего.

Нет ни одного текста -интегрального осмысления делания АГД.

А это самое важное и оперативное: Дугин "учениками" (это самоименование. у АГД не может быть учеников по определению))). Об этом вся лекция "Евразийский Дзен" ) "растащен" на темы и дисциплины. А это- не восхищает. Понимаете?) 

 

λογοζ νοθοζ (h)