Святой Бочаг и Чертов Бочаг

Репортаж из Меринова Костромской области. Это не моя деревня Мериново Нижегородской области, а ее, так сказать, побратим.

http://merjamaa.ru/news/zhivaja_i_mjortvaja_voda_merinovskoj_volosti/2012-11-27-671

Святой Бочаг. По местной легенде, здесь когда-то стоял православный храм. А однажды он провалился "сквозь землю" вместе с прихожанами, и на его месте возникло озеро. (Озерный гидроним Святое широко представлен в Волго-Окском междуречье. Такое название имеют множество озер. Очень распространенным так же является предание, по которому на месте озер, названных Святыми, некогда стояла церковь, скрывшаяся-провалившаяся под воду. Они сродне  легенде о невидимом граде Китеже знаменитой марийско-русской святыни озера Светлояр.) Считается, что вода в этом озере исцеляет от многих болезней. Она на самом деле такая, как на фото - мутно-белая, дна не видно. Там живут пиявки и очень красивые лягушки. Может, ещё кто живёт...

Чёртов Бочаг. Немножко поменьше Святого. Вода очень чистая, голубоватая. Считается, что купание в этом озере вызовет неизлечимую хворь. Одна из наших собак напилась водицы из этого озера, и её потом тошнило...

Камень. У края Чёртова озера - камень. Вот с ним связана уже вполне свежая местная легенда. Считалось, что под камнем (он тогда лежал строго посередине озера) зарыл свой клад то ли Стенька Разин, то ли какой другой борец за народное счастье... Лет 30 тому назад местный тракторист решил пополнить свой бюджет содержимым предполагаемого клада. Пригнал трактор, зацепил камень и поволок... И услышал вой. Оглянулся и увидел стадо разъярённых огненно-красных быков, выскочивших из леса... Остаток жизни бедолага провёл в дурдоме... А камень с тех пор лежит на краю озера. Сосед незадачливого тракториста стал выполнять там роль сталкера..))) Всех желающих посетить Бочаги отводил к ним. Нас в первое посещение отвёл в глубокой темноте... Костромские эзотерики бывавшие на этом месте считают, что камень - Хранитель этого Места. Ощущения возле него сложно передать словами.

В августе 2009 г. местные жители затеяли апгрейд территории Бочагов. Раскопали Святой Бочаг, углубили, расширили... Выкосили траву, вырубили часть кустов... Чёртов (Малый) Бочаг  сильно обмелел, и вода в нём стала белёсо-мутной. А в Святом - наоборот, вода стала прозрачной, дно видно... Что-то с ними (озёрами) произошло... Сейчас вода стала живая в обоих озёрах, но каждая несколько по-разному."

Можно с уверенностью сказать, что почитание этих двух небольших озер и камня у одного из них идет со времен седой мерянской древности. Культ озер и водных источников является древним архаическим культом, который прослеживается относительно волжских финнов с I тыс. н. э. до современности.

Длительную устойчивость культа вод и в особенности родников отмечал Мирча Элиаде: "уничтожить его не смогла ни одна религиозная революция; питаемый народным благоговением, культ вод оказался в конечном счете терпим даже христианством – после бесплодных гонений в средние века.”  Жертвоприношения воде как постоянный элемент языческого культа автохтонного населения наших мест фиксируются в древнерусских летописях, связанных своим происхождением с Северо-Восточными княжествами: «…жруще озером и кладязем и рощением яко же прочии погани».

Любопытно, что очень многие источники нашей земли в православной традиции посвящены святому Николаю. Об одном таком источнике в селе Филипповском Киржачского района мы недавно писали. Давно известно, что святые православного культа прочно вошли у волжских народов в собственные религиозные представления о мире духов и их связи с природой. Ярким примером этого служит культ Николая-угодника, возведенного большинством наших ближайших родствеников марийцев в ранг «малого бога» - Николы-Юмо, помогающего большому богу - Кугу-Юмо. Образ Николы-Юмо совпадает у марийцев с языческими представлениями о Дедушке водяном (летний Никола).

А функция целителя, закрепленная за Николаем в Русской Церкви нашла соответствие «обычному образу мифологического водного «хозяина», каковые у финнов насылали болезни, но также и приносили исцеление, если люди умели задобрить их и упросить об избавлении от страданий», - как отмечает Вятский исследователь Владимир Коршунков. По его словам, «Никола (точнее, Никола-Юмо)» «превратился у марийцев в языческого бога… иной раз довольно-таки опасного и вредоносного», будучи ассоциирован с водными источниками, переняв «черты опасных потусторонних водных «хозяев» их языческой религии».

Здесь даже возникает вопрос, а не произошло ли в сознании наших пращуров соотнесения святого Николая также и с Кереметом – божеством Нижнего мира, брата и соперника бога Верхнего мира, небесного  Юмала...

Комментарии

Лев Каждан аватар

http://www.arthania.ru/conten

http://www.arthania.ru/content/povolzhskaya-vetka-0

Кострома-это тоже Поволжье.Я как-то раз отдыхал в санатории под Костромой и этот санаторий так и назывался-санаторий "Волга".И то что там есть озера о которых говорится то же самое что и об озере где сокрыт Китеж-Град-столица Русской Агарты Беловодья-неудивительно абсолютно.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Mahtalcar аватар

То есть Святой Бочаг - вход в

То есть Святой Бочаг - вход в Агарту, а Чертов Бочаг - в Шамбалу?

Лев Каждан аватар

...

...

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

http://www.arthania.ru/conten

http://www.arthania.ru/content/drevneindiiskie-nagi-i-yuzhnoamerikanskie-chinkanasy

Вот тут вот мною прямо сказано что где есть входы в Агарту там рядом есть и в Шамбалу.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!