Специально для дзен-буддистов

Преодоление Модерна с опорой на философию дзэн (о Киотской школе Китаро Нисиды)

Возможность иной философии

Возможна ли иная философия, нежели та, что сложилась на Западе? За-
дать этот вопрос все равно, что спросить, возможен ли иной Логос, чем тот,
который мы знаем из западной философии?
А на этот вопрос можно дать два принципиальных ответа. Первый: нет.
Западный Логос универсален, и в том, что он был обнаружен на Западе и стал
основой западной культуры, следует видеть историко-географическое об-
стоятельство провиденциального толка: раз Логос открылся на Западе и раз
он универсален для всего человечества, то это надо принять как факт, и, по-
стигая Логос, постигать Запад. Только такое постижение и будет движением
к универсальности, путем к философии любого общества (как западного, так
и незападного). Такой позиции по умолчанию традиционно придерживались
практически все представители западной культуры — и в ХХ веке именно
это эксплицитно утверждали Гуссерль и Хайдеггер.
Второй ответ: да, иная, незападная философия возможна, и Логос, от-
крытый Западом, есть только один из возможных Логосов; наряду с запад-
ным Логосом может существовать и иной, не-западный, а точнее, иные, не-
западные Логосы.
Второй ответ постепенно складывался по мере знакомства
с западной культурой представителей незападных обществ с древними и са-
мобытными культурами, преимущественно в ХХ веке, по мере того, как они,
зачастую вынужденно, через опыт колонизации/деколонизации) приходи-
ли в тесное соприкосновение с Европой и ее культурными, социальными,
политическими, идеологическими, научными, религиозными и экономичес-
кими практиками. Кроме того, на самом Западе ряд антропологов, этнологов
и социологов пришли к такому же выводу (Ф. Боас, Л. Фробениус, К. Леви-
Стросс, Л. Дюмон и т. д.).
В разных странах эту проблему решали разные круги по-разному.
Сейчас мы обратимся к опыту Японии и тому течению японской филосо-
фии ХХ века, которое занимает однозначную позицию по вопросу о том,
что незападный Логос возможен, и пытается обосновать это своей фило-
софской практикой. Мы имеем в виду Киотскую школу (????????????????, Ky?togakuha),
основанную крупнейшим японским философом Китаро Ниси-
дой и представленную внушительной плеядой его последователей: Хадзи-
мэ Танабэ, Кэйдзи Ниситани, Сидзутеру Уэда и т. д. Близок к этому кругу
был и знаменитый популяризатор дзэн-буддизма на Западе Дайсэцу Тэйтаро Судзуки.

(Дугин. В поисках темного Логоса.)

Это для затравки. Дальше, Нищий, Вы сами прочтете.