Сочетать Ум с Сердцем

КАК ВНИМАНИЕМ ВСТАТЬ В СЕРДЦЕ.


Известно, что забота ревнителей духовной жизни обращена на то, чтобы поставить себя в должное отношение к Богу. Совершается и обнаруживается это в молитве, она есть путь восхождения к Богу, и ея ступени суть ступени приближения нашего духа к Богу.

Самый простой закон молитвы - ничего не воображать, а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, стать Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему, страшному в величии и близкому в благонисхождении к нам.

Образы держат внимание во вне, как бы они священны не были, а во время молитвы вниманию надо быть внутрь в сердце: сосредоточение ума в сердце есть исходный пункт должной молитвы. А поскольку молитва есть должный путь восхождения к Богу, то уклонение внимания от сердца есть уклонение от истинного пути.

Первый неправый способ молитвы - зависит от того, что иные действуют в ней воображением и фантазией, эти силы составляют первую инстанцию.

Вторую инстанцию на пути внутрь представляет рассудок, разум, ум. Следует и ее миновать и вместе с ней сойти в сердце. Ум, оставаясь в голове, сам собою все в душе хочет уладить и всем управить, но из трудов ничего не получается. Он за всем гоняется, но ничего одолеть не может, а только терпит поражение.

Второй образ молитвы неправой - умно-головной. А между тем как происходит это брожение в голове, во втором образе молитвы, сердце идет своим чередом, его никто не блюдет, и на него набегают заботы и страстные движения, тогда и ум себя забывает и убегает к предметам забот и страстей, и разве уж когда-то опомнится.

Об этом вот что говорят Григорий Синаит, старец Василий, Паисий Нямецкий. Как можно одним ограждением внешних чувств хранить ум не расхищенным, когда помыслы его сами собой растекаются и парят на вещи чувственные? Если не можно, то нужда настоит уму, в час молитвы, бежать внутрь, до сердца и стоять там глухим и немым для всех помыслов. Кто внешне только удаляется от зрения, слышания и глаголания, тот мало получает пользы. Затвори ум во внутренней клети сердца, и тогда насладишься покоем от злых помыслов и вкусишь радости духовной, приносимой умной молитвой и вниманием сердечным. Святой Исихий говорит: ''Не может ум наш победить бесовское сам собою токмо, да не надеется когда-либо сего. Посему, блюдись, да не вознесешься по примеру древнего Израиля, и предан будешь и ты мысленным врагам''.

При этом не забывай наставление святого Лествичника. Он изображает путь восхождения нашего к Богу под видом лестницы о четырех ступенях: Одни, - говорит он, - укрощают страсти; другие поют, то есть молятся устами; третьи, упражняются в умной молитве; четвертые, восходят в видения. Надо восходить с первой, по порядку. Этим путем всякий может взойти на небо.

Умаление и укрощение страстей можно достигнуть хранением сердца и вниманием, а потом заняться псалмопением и противоборствовать помыслам.

Когда молитесь с чувством, где же внимание ваше, если не в сердце, чувство всегда привлекает к себе внимание.

В голове толкучий рынок, там нельзя Богу молиться. Что иногда идет молитва добре ... и сама собой, это добрый знак. Значит, она начала прививаться к сердцу. Храните сердце от привязанности, старайтесь помнить Бога, зря Его пред собою и пред лицем Его действуя.

Когда сношения с людьми нет, то в чем у вас будет теперь исполнение воли Божией? Ни в чем, как в должном настроении вашего внутреннего. А это в чем? В непрестанной памяти Божией со страхом и благоговением и в памяти смертной. Навык ходить пред Богом и памятовать о Боге - есть атмосфера духовной жизни. Нам надлежит потрудиться в стяжании навыка ходить пред Богом. Он состоит существенно в напряжении стоять сознанием пред лицем Бога Вездесущего, но поддерживаться и другими делами, входящими в состав духовной жизни. И здесь труд, чтобы направлять сие делание в цель: сюда должно направлять и чтение и размышление, и молитву и занятия, и сношения так вести, чтобы не мешали и не расстраивали памяти Божией.

Умовые люди все в голове живут и страдают непрестанным бурением мыслей, это не дает вниманию стоять в едином месте, не едином помышлении о Боге. Поэтому заповедано оставить голову и низойти умом своим в сердце и там стоять неисходно. Когда ум сочетается с сердцем, тогда можно ожидать успеха в памяти Божией. Не думайте, что это труд непосильный, но и не думайте, что это легко.

Первый прием к тому, чтобы привлечь ум к сердцу, именно чрез сочувствие читаемым и слушаемым молитвам, ибо чувства сердца властвуют над умом. Если этот прием исполните, то молитвословие будет идти с чувством. В это время в сердце зарождаются свои, особые чувства, им надо давать свободу излиться, прекращая чтение, пока совсем не изольются и чувство не станет равно с обычными молитвенными чувствами.

Главное, - надо стоять умом в сердце и пребывать пред Господом день и ночь до конца своей жизни. Стой с верою в сердце, там внутри, под левой грудью. Когда навыкните, то этим будете разгонять все смущающее, призывать мир на свою душу. Стой с верою в сердце, что и Бог тут же есть, а как есть, не воображай. Молись и ищи, чтобы благодать Божия дала тебе, наконец, чувство к Богу.

Молитва называется умною, - когда произносится умом с глубоким вниманием при сочувствии сердца. Сердечною, - когда произносится соединенным умом и сердцем, при чем ум, как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву.

Духовное горение сердца к Господу есть любовь к Нему.

На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме - предзрение Господа, в сердце - жажда Бога или общение с Господом. Когда все это будет у тебя постоянно, тогда Господь по Своей милости подаст просимое. Плод молитвы не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение.

Одна внешняя молитва не достаточно, Бог внимает уму, и те монахи, которые не соединяют внешней молитвы с внутренней, не суть монахи. Монах означает уединенный, а кто не уединился в самом себе, тот еще не уединен, тот еще не монах, хотя и живет в монастыре.

Достижение же бесстрастия, освящения или, что тоже, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы - невозможно, в этом согласны все отцы. Надо помнить одно, что наш только труд, а самое дело, то есть сочетание ума с сердце - есть дар благодати, подаваемый, когда и как захочет Господь.

Комментарии

Mahtalcar аватар

Классика -

Классика - Юркевич: http://ethics.narod.ru/articles3/yurkevich.htm

Именно с этой работы началось возрождение интереса в России к сердечной молитве.

по приведённой Вами ссылке

по приведённой Вами ссылке текст для юношеской энциклопедии "Хочу всё знать".

"Умное делание", глава из которой приведена и

вышедшее в том году переиздание

Хоружий С."Исследования по исихастской традиции" в 2 т, ---то с чего реально возрождение. То, что оперативно.

продаётся тут

 

λογοζ νοθοζ (h)

Mahtalcar аватар

Юркевич был первым, кто

Юркевич был первым, кто пробудил исихастское движение в нигилистической России 1850-х. Так что не подобает так отзываться о классиках.

Лев Каждан аватар

Не движение а изучение

Не движение а изучение движения.Движение было пробуждено заново в конце 18-ого века Паисием Величковским.К движению принадлежал Серафим Саровский.Движение базировалось в Оптиной Пустыни которая функционировала с конца 18-ого века до начала 20-ого.А вот изучать его стали-это уже другой вопрос.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

К феноменологии

С. Хоружий

К феноменологии аскезы.
Аналитический словарь исихастской антропологии.

Содержание

Книга снабжена обширным ссылочным аппаратом.

Источник тут


Книга последовательно вводит читателя в содержание и существо православного аскетизма — древней исихастской традиции, существующей с IV в. до наших дней, вошедшей в основу русской религиозности и культуры. Исихастское учение о человеке изложено в форме словаря антропологических понятий. Это изложение дополняется детальным анализом всего устройства исихастского опыта, его методологии и герменевтики. Опыт аскезы раскрывается в двойной перспективе: с позиций самого исихастского сознания (реконструируемых по текстам Традиции) и с позиций современного научного сознания (которое не противопоставляет себя Традиции, но стремится понять ее на путях участности). Вскрываются философские проблемы, связанные с пониманием исихастской практики: необходимость новой трактовки энергии, новых герменевтических подходов и др. Вся тема изучения исихазма очерчивается как обширное поле познания, рождающее новые перспективы для многих наук о человеке.

     Вошедшие в книгу тексты переработаны и расширены, сравнительно с первыми публикациями. Книга адресована всем, кто желает понять духовную традицию России и духовную практику Православия.

λογοζ νοθοζ (h)

Mahtalcar аватар

А вот теперь объясните на

А вот теперь объясните на пальцах, почему Хоружий, столь много зная про исихазм, систематически уже четверть века изрыгает потоки лжи и фальсификаций на этот счет. Можно владеть предметом и сознательно обращать всё во зло.

если на пальцах--- то

если на пальцах--- то ответьте себе (или нам) на вопрос: Вы практикующий исихаст, что б "оценить" "потоки лжи" и в особенности- "фальсификацию"?

Или Вы всё же историк? И к теме имеете научное отношение.

Это относится и к Вашей статье (перепечатанной и на сайте ЕСМ)- полном и интересном, но очередном разборе обстоятельств по теме.

И что?

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

А Хоружий-практикующий

А Хоружий-практикующий исихаст?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Mahtalcar аватар

Конечно, нет! Как можно

Конечно, нет! Как можно вообще говорить об этом персонаже, который из исихазма выводит... светское государство и радикальный креационизм? О персонаже, который люто ненавидит Дугина? О персонаже, которого на дух не переносит такой специалист по исихазму и последователь Лосева, как Кудрин?

Потоки лжи?

Хоружий в связи с книгой Петрунина:

"Исихазм и политика – две глубоко различные, разноприродные сферы и чтобы они достигли
сближения, одна из них или они обе должны измениться. Поэтому, когда налицо их
сближение, недостаточно просто констатировать его – следует рассмотреть, с каким именно изменением оно связано, какая из двух сфер менялась и применялась,
приспосабливалась к другой. Мы видим, что исихазм тут не изменял своей природы – и заключаем, что, стало быть, изменялась политика! Итак, в Византии 14 в. не исихазм становился политическим, а политика делалась исихастской, испытывающей влияние и воздействие исихастской традиции, исихастских начал."

и далее...

"Политический класс Византии прибегал к указаниям
исихастов, к исихастскому наставничеству, в некой мере усваивал исихастские установки
– и в данных терминах это означает, что политический класс включался в примыкающий
слой исихастской традиции. Это и есть искомая квалификация происшедшего сближения:
становление не политического исихазма, а исихастской политики, исихастское
претворение политической сферы
, ее включение в примыкающий слой исихазма. Не
политизация исихазма, но «исихастизация политики»: так мы прочитываем наследие
Исихастского возрождения. (Напомним, кстати, что подобные же процессы происходили
и в других сферах византийской жизни, прежде всего, в культуре. Культурный слой также
делался примыкающим и влияния исихазма в искусстве были не менее значительны, чем в
политике. Историки, искусствоведы сегодня изучают и очень подчеркивают их – однако
не думают утверждать, что исихазм тут превращался в художественное явление и
появился некий «художественный исихазм»...)"

источник тут

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Максим имел в виду

Максим имел в виду другое.Ведь политический исихазм-это Сакральная Монархия и ориентация на Восток.А Хоружий вкладывал в это понятие тот же смысл какой вкладывается в понятие "христианская демократия" и утверждал что это мол ориентация на Европу и республика протестантского типа.Что полная ложь.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

ссылки в студию, Лев

ссылки в студию, Лев Маркович!

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Я думаю Максим и сам кинет

Я думаю Максим и сам кинет ссылки в студию.У него же есть статья в сборнике "Развитие и экономика" где Хоружий критикуется именно за это.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Mahtalcar аватар

Статья Хоружего и моя статья

Статья Хоружего и моя статья идут подряд в №4 РЭ, на который ссылки, полагаю, есть у всех. Хоружий проклинает в своей статьей сакрализацию государства (от византийского Царства до Советского Союза) и космоса вообще как "языческую", утверждая "светское государство", оправданное только в той мере, в какой оно согласует свой курс с церковью, т.е. опять всё та же нигилистическая теория "двух мечей"! В своей статье я показываю, что исихасты XIV в. поддерживал именно сакральную иерархическую монархию и что исихасты XX в. в России и Румынии продолжили в том же духе.

печально, но говорить с Вами не о чем

понятно.

цитат сегодня как и всегда- не будет.

как всегда голые обличения...

λογοζ νοθοζ (h)

Mahtalcar аватар

Мне давно говорить с Вами не

Мне давно говорить с Вами не о чем. Хотите цитат - зайдите на сайт "Развития и экономики" и откройте №4.

дилемма либо Артанию

дилемма

либо Артанию закрывать как исякший ресурс, либло хамло (или это болезнь головы врождённая?!) блокировать.

Но такого оголтелого и бессодержательного "духа гнили"- здесь не будет больше.

Обещаю.

...подумаем ...

λογοζ νοθοζ (h)

до выздоровления Олега сайт

до выздоровления Олега сайт будет отключен. Далее  судьба Артании будет решаться. К такому результату привели два оголтелых автора, чьи посты и воспитание- позор интеллектуальной молодёжи.

Мы полагаем, что сайт превратился в логово бесноватых.

Поскольку он находится на нашем сервере и мы его поддерживаем и оплачиваем- то несём всю полноту ответственности за происходящее.

Отстраннёность Олега- его личное дело.

Мы же считаем далее невозможным пребывание сайта на нашем тех. ресурсе в таком мракобесногм контентном состоянии.

О чём неоднократно предупреждали, а так же делали всё возможное, дабы ресурс привести к изначальным целям и задачам- обсуждению философско-религиозной-традиционалистской тематики.

Медоваров и Каждан своим поведением сделали невозможным участие кого-либо ещё, обсуждение актуальных тем и т.д.

Сайт закрывается и должен будет искать себе иной ресурс.

 

 

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

Знаю я эту книгу.Одна из

Знаю я эту книгу.Одна из первых вошла в историографию моего диплома.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Who like to move it?

интересно, что исихия означает угасание, успокоение, недвижение. Ум останавливается, снисходя в сердце...

...

тут уместно вспомнить о семитском корне "остановка-покой". В арабской грамматике есть знак "сукун"- отсутствие движения "харака"- т.е. огласовки (гласного, соеденительного звука). Арабские тексты читаются не от начала слов и до его конца, но транзитом от "сукуна" до "сукуна".

араб сукун-сакин = евр. Шекине- Скинии (завета)... ну и нашему русскому "сукно" (любопытный способ производства)))

...

монах недвижим и сосредоточен при этом, дабы не попустить уму...

вспоминается сразу строчка Ницше, где он пишет, что мысль, рождённая не на ходу, не в движении и не во время прогулки- не имеет ценности...

... многоплановые и интересные узоры получаются...

 

"Из сочинения св. Григория Паламы "О священно-безмолвствующих"

"Так как y тех, кои недавно вступили в подвиг сей, ум и будучи собираем внутрь, часто отскакивает во вне, а им должно также часто тотчас опять возвращать его внутрь, а он, y не навыкших еще сему делу, ускользает, как крайне подвижный и трудно удерживаемый вниманием в созерцании единого, то некоторые советуют им воздерживаться от частого дыхания, и несколько сдерживать его, чтобы вместе с дыханием и ум удерживать в себе, пока, с Божиею помощию, через навыкновение в сем, приучив ум не отходить на окружающее и не смешиваться с тем, сделать его сильным к сосредоточению на едином. Это впрочем (сдержание дыхания) как всякий видеть может, следует само собою за вниманием ума (или сопровождает его); потому что при усиленном размышлении о чем либо, дух сей (дыхание) не спешно входит и выходит, особенно y безмолвствующих и телом и духом. Ибо сии, субботствуя духовно и почивая от всех дел своих, сколько это уместно, приостанавливают разнообразные движения душевных сил, особенно в видах познания, всякия восприятия чувственныя и всякое вообще движение тела, в нашей власти состоящее. "

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

исихия означает угасание, успокоение, недвижение.

Или недеяние.У вей.Вот Вам и суфодаохазм.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

хочу заметить, что на двух

хочу заметить, что на двух ветках опубликовано несколько отрывков из работ Хоружего.

Зачем отсылать к единственной обзорной статье молодого историка Медоварова  с целью демонстрации лжи и фальсификации деятельности указанного автора, если можно тут, на месте указать на места лжи и фальсификации, а так же привести лживые цитаты из указанной его статьи о политическом исихазме...

...необходимо поддерживать корректный и вменяемый академический диалог, тов. молодые учёные,отвечать за него и подтверждать конкретно свои эмоциональные оценки...

 

λογοζ νοθοζ (h)