Символ на скипетре Софии

Кто такая София точно не знает никто… Традиционно она изображается, в виде ангела, которых Иоанн Дамаскин определяет следующим образом: «Ангел есть сущность, одареная умом…, бестелесная,… получившая для своего естества бессмертие…». Однако далее, он дополнительно поясняет: «Бестелесную же и невещественной она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно (Кн. 2, гл.3)».  Другими словами, более понятными для современного человека, ангелы не являясь чем-то материальным, тем не менее, также, как и материальный мир являются частью Творения, и имеют Божественность только по Благодати Творца. Бессмертие их также не явлется указанием на Вечность, которая присуща лишь Богу, но говорит о том, что эти существа не имея конца, опять же по Благодати Бога, все-же имели свое начало.

О сотворении ангелов рассказывается в книге Бытия (1:3): «И рече Богъ: да будетъ светъ. И бысть светъ». Речь идет о третьем дне творения, т.е. о событиях, т.н. «шестоднева», все события которого согласно традиционному толкованию, предшествовали появлению видимой Вселенной, т.е. пресловутому Big bang’у современных физиков. На шестой день Бог творит человека, который, как известно, не пробыв в раю и одного дня совершает грехопадение – о чем собственно и знают физики, как о Большом Взрыве.

Но вернемся собственно к интересующим нас здесь вопросам. В другой главе святой Иоанн говорит о человеке: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию (Кн.2, гл.12)». 

В этих словах он указывает на то, что ум, который заложен в человеке имеет «невидимую», т.е. ангельскую природу. Итак, ангелов, мы могли бы назвать «умами». София же,  не определяется Традицией в каком-то из ангельских чинов, следовательно, строго говоря, не является ангелом, но только изображается в образе ангела, чем подчеркивается ее «умная» природа и то, что она имеет свое начало от создания мира.  Софией – Премудростью Божией в Священном Писании назван сам Христос: «Мы же проповедуем Христа распята… Божию Силу и Божию Премудрость /в греческом оригинале Σοφ?α/» (1 Кор. 1, 24). Но мы знаем, что Христос,  как Сын Божий предвечно рождается Отцом, не имея начала. Так о чем же идет речь? О Христе, как «Агнце, закланном от создания мира» (Откр. 13:8). Объяснить эти слова можно просто. Это Промысел самого Бога-Троицы о своем Втором Лице – Сыне Божьем, как о его грядущем Воплощении и соединении двух природ.

Но что-то заставляет нас задуматься о недостаточности этого объяснения, и когда мы начинаем вдумываться, что скрывается за этой «недостаточностью», то приходим к мысли, что дело в реальности Софии на протяжении всей истории мира. Ведь в нашей обыденной оптике «грядущее», предстает как нечто несуществующее. Настоящее – да, безусловно есть. Но прошлое уже не существует, а будущее еще не существует. Т.е. и то и  другое – в принципе, ничтожно. Однако «заклание», которое апостол Иоанн описывает в своем Откровении, выступает как существующее уже «от начала мира», т.е. как нечто реальное и настоящее.

Ситуация такова, что само Настоящее включает в себя и Прошлое и Будущее. И если мы попытаемся помыслить этот предмет, с позиций Вечности – то должны будем заявить, о другом Времени, Времени в котором уже все произошло. Другими словами то, что для нас приоткрывается «здесь и сейчас», только как Промысел Божий о будущем сущего, которого еще нет для нашего «подлунного» мира; для Бога и Священной Традиции – уже обладает бытийной природой, т.е. качеством Настоящего. Бытие, как известно – принадлежность Сущего, то что являет Его нам, каждый раз выносит в Непотаенное, дает Ему место (об этом мы уже писали в другом месте). А значит в пределе София, связана с Временем, но не с тем, которое знаем мы, а с тем в котором пребавают вещи мира, как осуществивщийся Промысл Творца, т.е. с тем что существует вместе с Вечностью. На языке Православия – это Царствие  Небесное, которое понимается не как некое лучшее Творение или какая-то лучшая часть Творения вообще; а как состояние слияния с Вечным Божеством.

В потрясающем красотой своих аллегорий, произведении «Химическая свадьба» Христиана Розенкрейцера 1549 г., которое было опубликовано Валентином Андреа в 1616 г. в самом ее начале рассказывается о встрече автора с некоей «Прекрасной женщиной (Weib)», в красивом небесно-голубом одеянии и «большими красивыми крыльями», которая передала ему письмо. Далее автор и главный действующий герой повести рассказывает: «Со страхом и дрожью я взял письмо. Оно оказалось таким тяжелым, как будто все состояло из золота. Маленькая печать скрепляла его, а на ней был оттиснут необычный крест с надписью: "Сим победиши"».

Те же слова, что были сказаны императору Константину Великому Христом. Согласно сообщению Лактанция, незадолго до сражения с Максенцием, которое произошло в 313 г. по Р.Х., Константин имел видение Христа. Господь повелел ему поместить на щитах солдат своей армии знак в виде перевернутого «Х», с одним из стеблей изогнутым по кругу («transversaXlitterasummocapitecircumflex»). Так появилась христианская монограмма в виде креста с полукругом наверху, обычно повернутым вправо. В своей «Краткой биографии Константина» Евсевий также  утверждает, что в полдень перед сражением Константин и его армия, видели крест на солнце с надписью το?των?κα. Той же ночью Христос явился к нему и повелел начертать кресты на щитах его солдат. Так в Православии появляется «Хризма» (представляющая собой монограмму имени Христа, составленную из знаков X и P)

Этот «необычный крест» мы находим на скипетре, с которым на древних русских иконах изображается София, Премудрость Божия.

В форме знака ,мы находим тот же символ в германских рунических кругах под наименованием Ilx. В реконструкции Вирта, более древнее наименование знака – *Il-gi или *Il-ji, которое обозначало Сына Божьего, вблизи и после летнего солнцестояния. *Gi, *ji, которые выступают у Вирта в качестве  второй части имени Сына Божьего, являются не чем иным, как «летним» вариантом часто смешивающихся *Ka, *Ha; где глухой заднеязычный согласный [k] (в силу особенностей своего тембра, ассоциирующийся с «нижней» частью Годового круга, или произносимый с "весенним" придыханием [h]), заменен на звонкий [g], а гласный начала года [a] на гласный соответствующий его середине [i].

Собственно именно этот знак высекали на своих избах белорусские крестьяне вплоть до начала XX века, чтобы молния не ударила в избу, называя его «громовым». Несколько отступая от темы, напомним, что и к Христиану Розенкрейцеру София, является во время ужасной бури, которая вот-вот готова была разрушить его дом…

Продолжая нашу ретроспективу можно добавить, что у шведов тот же знак назывался tvemaghr, «два человека», что отражало сочетание прямой и перевернутой руны madr, «человек» –   + . И по-существу обозначал соединение верхнего и нижнего, мужского и женского, небесного и земного, а в пределе Бога и мира. Именно так, мы должны истолковывать изображения петроглифов, обнаруженных, например в   ypочище  Чалмы-Ваppэ на берегу р. Поной, как отмечает Рыбаков, «...содеpжат  изобpажения  женщин и женщин-лосих в позе  pодовых  схваток,  иной  pаз  даже  с  «оленьцом»   in   statu   nascendi.   Рожающие   женщины   окpyжены  новоpожденными лосятами; y женщин четко обозначены гpyди  и  иногда  окpyглый живот; ноги y них pаскинyты  и  согнyты  в  коленях,  pyки  pаскинyты в  стоpоны». Уже тогда, во время распада ностратической языковой общности, мы наблюдаем стилизацию абстрактного знака, и распад Изначальной Традиции, на периферии ее бытования, т.е. в Евразии. И только, за Полярным кругом, в недосягаемой (по разным причинам) для археологов Арктике, все еще хранятся следы знания о Софии, о которых, наверное, непосредственно, мы тоже никогда не узнаем… Хотя на все Промысл Творца…

Этот же знак, в котором однако отсутствует идея разделения верха и низа  которая, кроме прочего, определяется древненорвежской рунической песней как kaldastr korna, «”Холодное зерно”, Христос, [который] создал древнейший мир» (…Kristrskophaeimennforna), и носит имяHagall («град», отсюда английское hail/stones/, немецкое hagel, готское hagl).Которое затем, должно превратиться в горящее на что указывает уже сама этимология слова hagall. Значение основы *hag-, реконструируется А. Бомхардом для праафразийского и праиндоевропейского языков, как «жечь, быть в огне, быть в пламени, сиять ярко» (см.Bomhard A., Kerns J. The Nostratic Macrofamily: A study in Distant Linguistic Relationship. Berlin; New York. 1994). Также название этой руны содержит частицу –al, которая в более древней и полной форме представлена в рунических надписях на брактеатах, как непереводимое с германского сочетание знаков , читаемое «alu». Но тот же корень сохранился как el, ilu, alв семитских языках, у финно-угров и хетто-хурритов, и восходит к ностратическому обозначению «Божественного Света».

Иначе можно сказать,, что речь идет о воссоединении «неба» и «земли» или «сульфура» (серы) и «меркурия» (ртути), в итоге которого рождается единая, двойная вещь – Re-bis, или на праиндоевропейском *Iemo (откуда скандинавский Imir, нуристанский Jima, кельтское обозначение близнецов — eamain, и хеттский образ мира — himma). Понятно, сейчас, почему аллегорически этот же процесс Христиан Розенкрейцер описал как «химическая свадьба».

Так в истории Творения – которое есть возвращение к Истоку, так и в приложении к «микрокосму» - человеку, в процессе «умного делания» (об этом уже писалось много раз) лежит один и тот же Замысел, описываемый символами Царского искусства начиная с эпохи циркумполярной общности. Какова цель его исполнения, это навсегда скрыто от нас. Но итог его, для каждого - счастье, т.е. со-участие в Делании Божества, теургия, выше и лучше которой нет ничего.

 

Комментарии

Mahtalcar аватар

Замечательная статья! Только

Замечательная статья! Только Большой взрыв - это момент отпадения сатаны и аггелов его, а не момент грехопадения человека.

Александр Иванов аватар

Спасибо!

И я соглашусь с поправкой. Ведь действительно Рай, был одновременно и чувственно-воспринимаем в т.ч. 

Но тот же корень сохранился

Но тот же корень сохранился как el, ilu, alв семитских языках, у финно-угров и хетто-хурритов, и восходит к ностратическому обозначению «Божественного Света».

эль- др. евр. слог (харф), который является основой трёх важных имён в теологии. Кроме того, сам по себе он является отрицательной частицей  или  имеет значение «Ничто».

Если к нему прибавить показатель ж.р. и это слово взять во множественном (двойственном числе)

Эль+хе+им, то получаем  имя Элохим, то есть два Эль (в ж.р.)

В араб.  К харфу  Аль так же прибавляется окончание ха  и мы получаем значение «божество», если к «божеству» мы прибавляем  определённый артикль, то получаем Аллах. Однако конечное хе в арабском больше смахивает на косвенный падеж местоимения он, т.е. получаем «конкретно его Бог»

Если к Эль добавить урезанный (находящийся в Эрев Рав) Тетрограмматон, без конечного хе- Шекины ???, то мы получаем  евр. написание имени Илия.

Т.о.  Эль божество  мы можем видеть в двух ипостасях: как двойную женскую сущность Элохим и как Божество, стянувшее (узурпировавшее) к себе испорченную часть Тетрограмматона.

Ну и помним, что само по себе оно подобно Року- «ничто, которое ничтожит».

Связь имен Элохим, Тетраграмматон, Илия  (плюс арабские Имена) много чего могут сказать…

Иначе можно сказать,, что речь идет о воссоединении «неба» и «земли» или «сульфура» (серы) и «меркурия» (ртути), в итоге которого рождается единая, двойная вещь – Re-bis,

Ну и звезда Давида ( если читать её на арабском, то это пересечение двух цыфр- 7 и 8) о том же, о двойной вещи. Однако есть сомнения, что это знак семитский, а не аравийский, точнее- йеменский…

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

Со второго...

Безусловно, "звезда Давида" - вариация того же символа. Как впрочем и сам Давид - пророк того же Бога, и царь поставленный Им же. Но поскольку существует еще иудаизм, то сознательно обошел этот символ вниманием, по тем же причинам, что часто обходят свастику. Хотя адекватная часть аудитории (собственно "артанцы", включая меня и Вас) конечно же это понимают.

По первому - для важно вот это Ваше наблюдение:  "Если к Эль добавить урезанный (находящийся в Эрев Рав) Тетрограмматон, без конечного хе- Шекины ???, то мы получаем  евр. написание имени Илия". Неслучайно на иконе ошую от Софии изображен Иоанн Креститель, явивший "Силу и Славу" Илии.

да, именно ошую... не

да, именно ошую... не случайно.

Что касается др.евр. интересно, что корень Соф означает "Конец". 4 буквы евр. алф. имеют инаковое написание в конечной позиции и называются "от-софит", т.е. "конечная буква". Ну и бесконечность- "Айн Соф".

Что бы это могло означать? Есть подозрение, что Имя София- из семитского языка происхождением...

А вот символы единения- имхо- это не совокупность двух частей (а Вирт и показывает как символ в процессе географической миграции  был разобран "на цитаты").

Это- не сигизия, несмотря на симметрию. Но монолит. Другими словами- это абрис шестиконечной звезды (и Восьми!) или буква Ж, в случае указанного Вами креста.

ЗЫ: меня же зовут АННА, а не уменьшительно АН или НА)))

"Так в истории Творения – которое есть возвращение к Истоку, так и в приложении к «микрокосму» - человеку, в процессе «умного делания» (об этом уже писалось много раз) лежит один и тот же Замысел"... так Вы заканчиваете статью.

Но вначале звучала иная тема--- связи Софии и Исуса... и-имхо- она казалась в начале статьи центральной... но потом куда-то уплыла...

София с Хризмой- практически икона Богоматери с Младенцем... (исходя из всей приведённой Вами и Виртом символике)... Но это же не так и на иконе рядом мы видим Богоматерь с Младенцем.

И говорить о Софии-Исусе--- тоже не выходит. Он изображён выше (в позиции июльского "И").

Тогда как можно осмыслить приведённую Вами иконографию Софии???

Или предполагается продолжение статьи?)

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

АННА, специально

не стал называть "О Софии..." и пр., а только о символе на скипетре. Может когда-нибудь и напишу что, но пока что вижу,  как многие серьезные теологи об это голову себе сломали... Выскажу мнение, но только как непродуманное предположение - речь вероятно идет о человеческой природе Христа - отсюда и Богородица, и Иоанн Предтеча и прямо напрашивающееся само собой желание отождествить саму Богородицу с Софией... Но об этой природе, до Его Пришествия. Как это может объяснятся без выхода за рамки ортодоксии - не знаю пока... Но еще раз - это только непродуманное предположение... И кстати, Илья ведь до сих пор, как и Иоанн (Богослов) где-то здесь "пребывают"...???

Насчет "Айн Соф" - вообще убеждаюсь, что имена такого плана, как София, так и Мария, Иоанн, Георгий и Анна кстати, появляются в Традиции, как "стихийные" (на самом деле Богодухновленные) реконструкты пра-языка. Потому что, как это ни дико звучит именно их индоевропейская и чаще русская транскрипция - совпадает по семантике с ностратическими пра-основами, а на тех языках откуда они исторически пришли их смысл не совпадает с теми качествами, что приписывается им в Православии.

Mahtalcar аватар

Пребывают. Где - читай

Пребывают. Где - читай Микушевича:)
 

Пока длится эон. Именно эон, а не профанное французское "гран дюре", которое означает просто длинные исторические эпохи.

 

Александр Иванов аватар

Заинтригован...

Ссылку бы хоть...))

про Дом бытия...

интересны ещё семитские огласовки:

араб. "сукун", "сакин" ("*"точка сверху согласного)--- отсутствие гласного, закрытый слог (означает "покой, остановка")  имеет корень тот же, что и в семитских словах "скиния", "шехина" (Шахар- рассвет, сумерки перед рассветом; искать, стремится; имена Шэхеризада/Заря/Зухра). евр. шэхин- огонь, язва, восполение, нарыв и русское ... "сукно" (семантика: плетение? карзина? карпец-ковёр?), шхуна (чаша, лодка)

и др.евр. огласовка "шва" (":" двоеточие под согласным)--- закрытый слог, остановка, отсутствие гласного. Слово "Шва"-  имя племени сабеев (йеменских) и имя их (утренней) Царицы- Сааб-Савской. В Израиле, в Центре пустыни есть город БеерШева...

Шехина, Версавия, Савская и ... фр. Савойя... вот тоже гендерный языковой ряд)))

ЗЫ: по ходу: "дебора" - др. евр. "Слово", "речь" (однокеренные с "пчела", "медведь"). Ну и имя ж.р. нам известно. Но в  в др. явр. оно означает так же и "гон", "выгон" скота и "пустыня"...

λογοζ νοθοζ (h)

"А значит в пределе София,

"А значит в пределе София, связана с Временем, но не с тем, которое знаем мы, а с тем в котором пребавают вещи мира, как осуществивщийся Промысл Творца,"

В лекции о Цивилизации Дугин говорит о "гранд дюрэ" (фр. большая длительность).

Имеет ли то софийное Время из Вашего утверждения к "большой длительности", о которой говорит АГД? 

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

пока не смотрел эту его лекцию, посмотрю определюсь

Вот еще насчет Софии пояснить хотел. На чем основано предположение. В "Символе Веры" сказано: "...и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася". Акцент как-бы делается на "плоть". Но Христос имел и человеческую душу и волю. Вопрос в том - под "плотью" понимается и душа с волей, т.е. "умная" часть человеческой природы или же умалчивается о Софии? Причем София - как медиатор между Девой Марией и Духом Святым "зависает"... Откуда Она? Сверху, или в чистоте Пречистой? И т.д.

это очень тяжёлый вопрос...

это очень тяжёлый вопрос... но если заставить себя на него ответить- то имхо- не сверху, но в чистоте Пречистой. И да, умолчивается, что она имманентна Человеку...Это некое "место", куда по чистоте его был "споклоняем" Св. Дух...

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

Очень много

аллюзий - шхина, барбелло и пр. - и все не Она... Я пока не готов, честно признаюсь, поддерживать эту тему. 

Время могуществ

"Шеллинг радикально утверждает: в Боге есть время. Но это не наше время, которое не могло бы затронуть того, кто вечен. Это иное метафизическое время; время, развёртывающееся внутри вечности, а не за её пределами; время могуществ.

Это божественное время состоит из метафизического соотношения потенций между собой"

АГД "В поисках тёмного Логоса"

Именно соотношение меняет время даже тут, и оно начинает очевидно течь по-разному...

ЗЫ: с таким нетерпением не ждала выхода ни одной книги))) А жадность до чтения (сегодня купила) такова, что хочется её съесть)))

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

АННА, у Шеллинга...

спекуляция! Очередная авантюра - а ну-ка попарьте мозги между Платоном и Хайдеггером, а сейчас насчет Черного Логоса... Оставте "политических трупов" пусть парят что хотят.. АГД - Гений, но окружив себя "чем-то" - знает и свой приговор. Это все ИМХО - переубедите? - может поверю....

Mahtalcar аватар

Вы купили?! Всем ЕСМовцам АГД

Вы купили?!

Всем ЕСМовцам АГД безплатно разослал в pdf...

)))

есть две причины:

- я люблю бумажные книги

- я- не есмовец

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

Он же сам сказал - среди...

тех Кто со мной - есть много "ненаших"; среди тех, "Кто не со мной" - есть много Наших!... Мне пока не дали фактической возможности (потенциальные не в счет) "быть с ними". Также остаюсь ихним, но не с ними. И причем, при условии - "поправки приветствуются". Я упертый ортодокс ненавидящий Маллера и Кураева... но сатанизм я не приветсвую ни в каких формах (даже в "апгрейде" невозможного прыжка в Ничто...)

он не так сказал. "Необходимо

он не так сказал. "Необходимо среди наших различать- ненаших и среди не наших- наших".

А уж с ним они или не с ним- дело десятое...

И вообще, те идеи, которые озвучиваются Дугиным меньше всего предполагает персонализм и психологию...

И если понимать, что именно он творит- всё остальное мишура и фантики...

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

Смысл...

в цитате не утрачен. Да, в оригинале красивей... Для меня эти тезисы предполагают идеологический фундамент 4-й ПТ (о которой грезят даже коммунисты, кургинянцы и пост-либералы. Почва у них уходит из под ног! "Мир качается"...) Наше Время близится!

Максим, правильно ли я Вас

Максим, правильно ли я Вас понимаю, что опубликованные Вами посты и коменты, с момента получения Вами пдф. новой книги АГД --- преоритетнее, чем Ваш пост с рецензией на эту монографию??? Посему Вашей рецензии до сих пор нет...

???

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

АННА, сейчас

и я получил... Пока читаю.