П.А. ФЛОРЕНСКИЙ. ФАЛЛИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КОТАХЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

П.А. ФЛОРЕНСКИЙ

ФАЛЛИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КОТАХЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Некогда широко распространенные в Закавказье фаллические культы и доселе остаются в народной толще в виде явных следов фаллизма. Иногда эти следы выражаются известными пережитками быта; иногда же являются вещественными памятниками, явно относящимися к почитанию производительной силы. Для примера упомяну хотя бы о каменной многоранной призме, вывезенной из Ахалкалакского уезда Тифлисской губернии и хранящейся (под № VI/8) в Тифлисском Церковном Музее при Сионском Соборе. По языку грузинской надписи на этой призме её относят к XI веку; из надписи же следует (как объяснил мне хранитель Музея), что призма эта имеет фаллическое значение. Добавлю ещё, что высота её около 2,5 м.

Настоящая заметка имеет целью указать на доселе неизвестный превосходный памятник, также имеющий фаллическое значение. Памятник этот весьма хорошей работы, вытесан из грубого белого известняка и имеет высоту около 1 м. Общий его вид - выемчатая цилиндрическая колонна на пьедестале, представляющем нечто вроде усечённой пирамиды, причём сверху эта колонна увенчивается эллипсоидальной округлостью с небольшим углублением на вершине. Несмотря на некоторую стилизацию, это изображение фалла весьма реалистично, так что не может быть сомнений в его смысле. К реалистическим чертам (а не к несовершенству ваятеля) нужно отнести и некоторую асимметрию относительно вертикали, а именно: колонна поставлена несколько наклонно, и ось полуэллипсоида в свою очередь наклонена к оси колонны (но в той же вертикальной плоскости), так что дырочка наверху не приходится на конец оси колонны.

Местонахождение описываемого памятника таково: монастырь Котахеви, или, другое название, Зелёный Тифлисской губернии (между станцией Ксанкою и урочищем Манглис, за 7 верст от села Кавтысхеви). Памятник просто стоит на земле, так что нужно предполагать, что теперешнее его состояние не соответствует первоначальному, когда необдланный низ его (основание) был, вероятно, вмазан в какую-то каменную кладку. Достойно внимания то обстоятельство, что помещён он против алтаря, внутри храмовой ограды.

Удивительно то, что местные жители не понимают уже смысла этого далеко не символического изваяния. Однако благоговейное почитание его, сохраняющееся и поныне, доказывает, что он был предметом культа. Местны жители говорят, что это - "могила святого"; действительно, под фаллом что-то вроде могилы. Бесплодные женщины приходят в Котахевский храм, славящийся своею древностию, некоторыми событиями своей истории и чудотворной иконой Божией Матери - иконою чудной работы! - и, помолившись в храме, садятся на памятник обнажённым телом, чтобы таким образом иметь детей.

Так как в данном местности был весьма распространён культ Армази, т.е. местного Ормузда, то можно полагать, что описываемый фалл (как сказано, едва ли первоначально находившийся на своём теперешнем месте) привезён в Котахеви из какого-нибудь ближайшего капища, например, с высот Кавта.

Среди окружающего Котахеви населения (например, в селе Кавтысхеви) бывают иногда фаллофории. Во время засухи грузинские крестьяне пекут слепленную из теста куклу, изображающую человека и имеющую фалл, размерами превосходящий самую куклу (величина последней - около 0,5 м). Хлебную куклу носят по селу, имея в виду вызвать этими фаллофориями дождь - всемирно распространённое представление о дожде как о небесном семени, оплодотворяющем землю, и столь же всемирно распространённый приём первобытной магии склонить бога к подражательной деятельности. Куклу эту жители называют почему-то "Лазарем". К сожалению, я не знаю, происходит ли приобщение ею фаллофоров.

***
Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000. С.49-50. (Первая публикация - Живая старина, 1908, №1. "Живая старина" - русский журнал начала ХХ в., посвященный мифологии, фольклору, этнографии, солержит очень много материалов по Традиции. Редактором был крупный историк-славист и предтеча евразийского геополитики В.И. Ламанский)

Вот такое у нас Православие! Но характерно преображение Ахура-Мазды...
 

Комментарии

Александр Иванов аватар

Примерно о том же культовом

Примерно о том же культовом использовании каменных изваяний говорит М.Элиаде в своей "Истории веры..": "Следует учитывать также и сексуальный смысл менгиров, ибо он повсеместно документирован на различных уровнях культуры. Иеремия (Иер 2:27) упоминает тех, "кто говорит дереву: "ты мой отец" и камню – "ты родил меня".Вера в оплодотворяющие возможности менгиров бытовала среди европейских крестьян еще в начале этого столетия. Во Франции, чтобы иметь детей, молодые женщины устраивали "скольжение" (лежа, скользили вдоль камня) или "трение" (сидя на монолите или прижимаясь животом к скале)". Знаменательно, что в данном случае речь идет о мегалитических памятниках, которые гораздо древнее Ахура-Мазды. Еще хочется добавить о подозрительной сохранности этих памятников - например на Соловецком архипелаге, где как известно жили практически исключительно монахи, каменные лабиринты и т.н. "курганы" (пирамидальные насыпи из валунных камней диаметром до 4-х метров) явно не вызывали никакой антипатии у христиан, и кто знает - может-быть за их сохранностью даже следили? Но конечно самая потрясающая параллель, приведенному в статье примеру сохранения и культового испольхования в христианские времена дохристианских памятников - Келл-Дарра в Ирландии где в честь Бригитты горел вечный огонь, такой же как в Новгородской Перыне (ср. Бригитта - Фригг - Перкуния - Перынь).

И кстати вспоминается каменная плита в Благовещенском соборе одноименного мужского монастыря в Муроме, которая по преданию покрывала мощи каких-то святых (имена которых точно неизвестны), к которой люди прикасаются какой-то частью тела, пораженной недугом.

Что касается огня в Келл-Дарра, то здесь магический символ неугасимого огня - явно ассоциируется с самосущим огнем, как символом Святого Духа, а поленья с человеческой природой (Древо - человек). 

Как вы думаете Максим, как мы можем истолковать, не выходя за грани христианской метафизики обряды с фаллоподобным каменным изваянием о котором говорится в приведенной вами статье? 

Mahtalcar аватар

Думаю, как вполне

Думаю, как вполне христианское благословение плодородия. Если эту куклу освящал священник, то вообще замечательно. 

Александр Иванов аватар

Если не ошибаюсь есть даже

Если не ошибаюсь есть даже какой-то особый молебен о плодородии? Но все же, я имею ввиду в смысле символизма. По типу: язычество - "молот Тора", христианство - "якорь Спасения"; Я - Хагаль, "Ледяное зерно", Х - Хризма; Я - Адити в позе женщины в родах, Χ - Богородица Оранта и пр.