Олег Фомин: ОТКРЫТЫЕ ВРАТА К РУССКОЙ ГЕРМЕТИКЕ. Рязань и Солотча

Под эгидой Евразийского союза молодежи, в рамках программы «Перелетные птицы», с 14 по 28 июля 2007 года была осуществлена краеведческая экспедиция, направленная на сбор этнографических данных в городах и селениях Золотого Кольца России, и шире — Междуречья Оки и Волги. Главной задачей экспедиции полагалось обнаружение и систематическое изучение элементов герметики и алхимии в указанном регионе, а также структурная классификация найденных артефактов. Предполагалось, что наиболее характерные из числа последних должны быть сфотографированы с помощью высокопрофессиональной техники и визуально представлены в своего рода досье, иллюстрирующем теорию руководителя экспедиции Олега Фомина о бытовании алхимии на Руси не только в Средние века, но также в Новое время.
 
     Прежде, чем преподать непразднолюбопытствующим, как мы имеем основание полагать, сколько-нибудь недвусмысленно изложенные сообщения относительно проведенных нами розысканий, было бы весьма предпочтительным указать на крайнюю несистематизированность полученных в ходе настоящей поездки результатов. Тем не менее, последние, даже представляя собой единичные артефакты, с лихвой окупают означенную разнородность в виду чрезвычайной их ценности, а также крайней скудости каких-либо выводов относительно предмета русской алхимии в отечественной науке, имеющей наглость именоваться «академической». Мы уже не раз подчеркивали, что понятие «академический» было взято современными сциентистами напрокат. Вот почему тем, кто не помнит наших прежних отмежеваний, мы еще раз настойчиво предлагаем задуматься, насколько возможной была бы дружеская беседа означенных персонажей с основателем Академии, академической школы — Платоном. Со своей стороны, мы всегда следовали платонизму, поэтому определение для того, что мы делаем, справедливо совпадает с понятием «академизм», хотя платонизм для нас более предпочтителен в изводе Плотина, Прокла и Ямвлиха, о чем наш внимательный читатель должен был бы уже догадаться. В современных онтологических условиях, однако, мы вынуждены подчас оперировать различными метаязыками, уже хотя бы в силу того, что наш читатель преимущественно выкормыш Модерна. Модерн имплицитно содержался уже в изначальном платонизме, — который мы, конечно, не абсолютизируем, почитая его не более чем полутрадиционной европейской оперативной системой, удобной нам, как язык — поэтому различные традиционные понятия нам легче редуцировать к современной философии, нежели нашему вдохновителю и внутреннему цензору Рене Генону. В частности, те же Спиноза, Ляйбниц и Гегель не являются для нас оплотом «сатанизма». Пусть даже и в кавычках.
     Принимая вызов Постмодерна и осознавая свою обнаруженность под коррозийным влиянием парадигмы, тем не менее, мы обращаемся вспять, что обусловлено исторической сущностью нашего предмета, чей объект мы изобретаем на рубеже яростного противостояния Премодерна и Модерна. Конечно, сама наша фасцинированность историзмом, если не сказать историцизмом, предполагает западание под язык Модерна. Однако, мы все же полагаем, что плетка Генона в свое время направила нас в нужном направлении, так что даже обращаясь к методологиям Модерна, таким, в частности, как феноменология, герменевтика, историцизм, навряд ли мы проникнемся в окончательном смысле этого слова посланием торжествующего Модерна.
     Непосредственно приближаясь к теме нашего рассмотрения, прибегнем к фигуре крайней настойчивости. Дело в том, что Премодерн в России закончился очень поздно. Едва ли не во второй половине XX века. Это нужно понять и глубоко усвоить исследователю русской этнографии. На рубеже XIX и XX веков схлестнулись и взаимопроникли различные тенденции культуры. Проявились вторичные экспликации мифа, почерпнутые отдельными образованными представителями простонародья из научных трудов. Миф же впрыснулся в науку. Так было в России. Иначе каким образом объяснить сказавшийся позже сталинский феномен «каббалиста» Марра и «последователя Парацельса» — Лысенко? Отсюда же русский космизм (вне геноновских коннотаций) и русское евразийство. Русская традиция, обретая свое основание в крестьянстве, до конца XX века оставалась аутентичной. Поэтому даже агрессивные проникновения масонского мифа и западного эзотеризма русской традицией переосмысливались. Следует оправдать идущий от низов русский эзотеризм не только XVIII, но даже XIX века! Он в той же степени аутентичен, что и архаика. Цепляющийся за «века» историк сам оказывается в безвременьи.
     Квинтэссенция русского мистицизма, а если говорить прямо — герметизма — открывается нашему взору в цитадели всего русского, всего предназначенного Господом для нашего укоренения в землях срединных, сердцевинных. Русский человек — московит — широко шагает едино тогда, когда у него есть обозрение по всем сторонам света. Вот какова земля наша! Есть у нас бьющееся, стучащее наверняка сердце и вокруг того сердца — служащие наверняка члены. Перемещались наши столицы в древности, как будто сердце ползало, ища пазуху свою предначертанную. Князья наши простирали руку не длинно, наокрест земель. Тот же Гюргий, от копья рука долгая, стелил землю нашу городами близкими, до любого электричкой махни. Сердце ведь бьется. Сжалось — Москва, разжалось — Нижний Новгород. И Плёс там, и Касимов, и Владимир, и Александрова слобода. Всё — Москва, всё — Россия. Широко билось наше сердце, весь континент в биениях его увяз. Весь мир. Весь мир соделался русским, где «Бомбеем и Ладогой веет». Но все-таки, как не лови далекие волны русских сердечных биений, наша земля есть наша земля. Отъедь от Москвы на север, в Ярославль, — всё родное, знакомое, на юг отъедь, в Рязань — там тоже. Степь, лесостепь, лес. С давних пор средоточие всего нашего залегло меж Оки и Волги. Арабы называли эту землю, где обосновались северо-восточные русы, Артанией, чтобы отличить от земель куябских, малоросских, и вечевых, словенских. Называли эту землю островом, ведь реки наши в стародавнюю пору были полноводны, куда там современным плотинам. Посмотрите, какие берега были высокие. Раньше реки не так текли.
     Если ехать смотреть Артанию, что посмотреть? Москву, конечно, первым делом. Она ведь столица Рош — Мешех, как ее с ненавистью наши недружелюбцы из-за океана кличут. Прежде жили на Кавказе мосхи, владевшие секретом золотого руна, а потом переселились на север. Не в Славию же? В Артанию, разумеется. А секретом золотого руна, согласно Канселье, ученику великого Фулканелли, именуется рецепт получения Философского Камня. Мы много искали этот камень на путях пространственного символизма, приложенных к географии нашей Родины. Но главное, что мы поняли — Родина сама является этим камнем. Это не метафора, не фигура речи, не попытка заставить всех поверить в то, чего нет. Иначе, чем объяснить эти постоянно повторяющиеся теозооморфические заклинания наших предков? Даже Запад знает: русские — медведи. Страна медведя — Аркадия, Арктика, Артания. Арс, сар, урс, рус, сюр, сир — всё едино.
     Но у всякого имени есть своя родина. Первым пунктом нашего следования была Рязань. Конечно, не та древняя Рязань, разоренная Батыем, — в ту Рязань нужно было ехать до Спасска, а там еще добираться, — но та Рязань, что прозывалась Переяславлем-Рязанским, «переявшим славу» древней Рязани. Рязань — Ерузянь, Арзяния, Артания. Многие ученые Модерна эксплицировали таким образом имя древней священной Рязани. Княжество Рязань дольше, чем другие сохраняла свою независимость от Москвы, едва ли не до Нового времени. До сих пор еще где-то между Москвой и Рязанью, в Щурово, торчит вблизи от местного храма (XIX в.) межевой столб с изображением ратника с мечом (древний герб Рязани — кобыла со всеми вытекающими отсюда эзотерическими последствиями) — предпочитается считать, что князя Олега Ивановича, уклонившегося, по преданию, от битвы рука об руку с московитами супротив Мамая и даже сношавшегося с оным. Казалось бы, сепаратист и враг России. Но Сергий Радонежский увещевал Олега и тот закончил дни святым, в покаяние нося кольчугу как вериги в им основанном Солотчинском монастыре.
     Предание говорит о том, что в Рязанском кремле находится дворец князя Олега. Современные ученые опровергают это мнение, утверждая, что будто бы упомянутое строение возведено значительно позже и не во славу князя, но во славу Церкви, по крайней мере, одного из ее владык. Здесь жили рязанские архиепископы, а затем и митрополиты. По словам Вагнера и Чугунова (лучшая книга на данную тему: Г.К. Вагнер, С.В. Чугунов. Рязанские достопамятности. — М.: Искусство, 1974, тихое фашистское подполье поповщины и оккультного краеведения), еще в 50-е годы на фронтоне дворца можно было различить изображение Олега Рязанского (вероятно, в клейме фронтона). Дескать, отсюда и название.
 

 
 
     Рязанский Успенский собор был выстроен уже после Раскола — в 1693–1699 гг. В нем сказались тенденции нарышкинского барокко. Но, согласно Вагнеру и Чугунову, само нарышкинское барокко проистекает из Рязани. Успенский собор — чудо в русской архитектуре. Характерные сдвоенные колонны, отсутствие деления на «этажи» напоминают готические кафедралы. Вероятно, в этом сказалось западное влияние. У строителей готических соборов сдвоенные колонны почитались за священный символ. Это Иакин и Бохас, колонны Иерусалимского Первохрама, между которыми был убит «первомасон» Хирам, чью память чтут западно-европейские братья. Однако, памятуя о митроносных обитателях княжеской резиденции, мы навряд ли удивимся тому, что пышное — до чрезвычайности — убранство собора отнюдь не изобилует не только эмблематой, но и сюжетными подробностями вообще. Как мы убедимся позже, где бы не обосновались Божьи люди, традиционной дохристианской символике — смерть. Даже в редуцированном виде.
 

     Поэтому дивный Успенский собор преукрашен преимущественно орнаментальным образом. Всякое вольнодумие пресекалось церковниками накорню. В некоторых декорах мы почти уже начинаем распознавать противоборствующие алхимические начала, сквозь пальметки, плоды и виноградные гроздья проступают грифоны, змеиные силуэты, но они как будто перечеркнуты гневной рукой духовного владычества с присущей ему безукоснительной ортодоксией.
 

 
«Православные гвельфы» были готовы принять стилистику древнерусских княжеских соборов, но не могли принять их сущность… Пожалуй, рязанский Успенский собор самый несемантично декорированный из числах тех, что нам известны. Складывается впечатление, что заказчики собора были едва ли не более яростными креационистами, нежели иудеи и мусульмане. Как мы полагаем, нужно весьма постараться, чтобы «заделать» такое гигантское пространство ничего не означающим орнаментом и не сорваться в изображение чего-либо сущего, в «кумиротворение».
     Русские гвельфы, допрежде слывшие ревнителями ограды церковной, в какое-то мановение стали действовать, однако ж, против естества своего, стяжав неправоты большие, нежели даже становившаяся всё более антихристовой царская власть.
     Замысел Успенского собора начинался еще при архиепископе Рязанском Илларионе, предавшем сначала Аввакума, затем и Никона, собрав на последнего «всякия вины», что впоследствии ударило по принципу симфонии властей, каковой бы треснувшей она не была к тому времени. Немудрено, что Успенский собор несколько раз обрушивался. Окончательно — несмотря на продолжающиеся обрушения — этот гигантский прототип москового храма Христа-Спасителя был отстроен при архиепископе Авраамии, который в 1691 г., «действуя по царскому указу, повелел архимандриту Пощуповского Богословского монастыря Антонию заточить десятерых раскольников в земляную тюрьму этого монастыря, а кормить узников было предписано хлебом из других монастырей по очереди». Освящался собор следующим иерархом Рязанским — печально известным Стефаном Яворским, что был в чести у императора Петра. Всё это не могло не сказаться на облике собора, где сакральные формы русской древности, сохранившись в виде красот, радующих глаз, уже претерпели пагубные претворства.
     Тем не менее, вслед за иными из рязанских краеведов, мы могли бы даже в этих выхолощенных «скорлупах» — чрезвычайно разнообразных по формам — отыскать следы традиционного символизма. Сам принцип симметрии готов нам в этом помочь. Ибо нечто явленное как бытие наличествующее, как «то, что есть», и симметрично противопоставленное самому себе — будь то два завитка, два листика или два плода — всегда будет обнаруживать герметическое начало. Но как бы не выползала герметическая сущность из-под слоя благолепных узоров, остается только пожалеть выдающегося зодчего из крепостных Якова Григорьевича Бухвостова и его товарищей Никиту Устинова, Герасима Иванова, Ивана Парфенова, творцов Успенского собора, вероятно, подлинных носителей традиционного знания, которым приходилось смиряться с поставленными условиями.
     Современный Рязанский историко-архитектурный музей — любопытное место со своей микрофлорой. Здесь помимо бешеных бабушек, убежденных в своей исключительной миссии служения культуре, живут изразцы — от самых древних, терракотовых и муравленных до более поздних, поливных. Из числа наиболее запомнившихся нам хотелось бы отметить обломок сюжета о ловле первоматерии, что выражено через нехитрую метафору охоты за бабочками. 

     Отдельного рассмотрения достоен изразец, содержащий условное выражение того, что известно из западных герметических трактатов под именем ванны светил. Мы встречаем целый ряд подобного рода изображений в европейской алхимической иконографии, где они приводятся, впрочем, скорее с целью напомнить нам о направлении поисков, нежели с намерением указать на что-то действительно заслуживающее нашего внимания. Герметические философы называют такие «вспомоществования» скупыми, то есть не ведущими к какому бы то ни было конечному результату, хотя они, разумеется, вещают истину. 

      Помимо всего прочего мы обнаружили в музее премного любопытную касимовскую вышивку, отличающуюся тем, что свастика здесь ни в коей мере не завуалирована, не припрятана, напротив, она является важнейшим элементом сакрального декора, воспроизводимого, конечно же, исключительно уже из чувства сакрального долга и в повиновении более чем категоричному императиву родовой памяти. Здесь-то и сказывается глубокое атавистическое проникновение Премодерна в Модерн, о чем уже было сказано в нашей преамбуле.

 

      Ко всему прочему нас изумили головные уборы наших предков, точнее, прародительниц. Речь идет, прежде всего, о так называемых «киках». Это женский головной убор с рогами, призывающими, с одной стороны (экзотерически), плодородие (чадородие, конечно же) на чревеса и утробы наших спутниц и матерей наших детей, но с другой стороны (эзотерически), указывающими на особое могущество женского рода, на древнюю, не полярную едва ли традицию матушек. Нет нужды напоминать, — Генон многократно это уже сделал за нас, — что рога крайне редко выступают в традиции символом того, что мы могли бы назвать «сатанизмом». Тем не менее, стоит еще раз напомнить о святых солнечных рогах Агнца-Христа и о священных лунных рогах Моисея (в таком виде его плохо знает Православие, но в западной иконографии это locis communis). 

     Недалеко от Рязани находится основанный, как уже было сказано, князем Олегом в конце XIV века Солотчинский Покровский монастырь, подаривший — и вполне по нашему разумению справедливо — всей округе прозвание «рязанской Италии». Чаще всего происхождение названия местности принято увязывать с пресловутыми «татаро-монголами». Якобы, татарский князек, увидав эти земли, воскликнул: «Красота!», что и прозвучало как «солотча». Версия, столь же достойная рассмотрения, как и та, согласно которой Яхрома получила свое прозвание благодаря перевернувшейся карете с imperatrix Екатериной, неприменувшей тут же огласить округу жалобой о своей хромоте. На самом деле, как нам кажется, не стоит искать этимологию слова слишком далеко, если прямое толкование лежит на поверхности. Еще не забыто, в виду близости родства со своим современным русским эквивалентом, средневековое слово «солодкий» (что значит «сладкий»), откуда, к слову сказать, происходит такое понятие из области спагирии, как солод, необходимый для пивоварения, каковым, более чем вероятно, Солотча славилась в Средние века. Но местные жители упорно говорят «солотча» с ударением на второй слог, тогда как древнее произношение подразумевало, если брать на веру наше предположение, акцент на первом.
По легенде, князь Олег велел прокопать из своего дворца подземный ход в Солотчинский монастырь. Неважно, так ли это на самом деле. Мифология Поочья и Поволжья до чрезвычайности насыщена хтоническими, подземно-подводными и провальными мотивами. Вот их бытование на самом деле важно и характерно, поскольку здесь мы имеем дело с планом более фундаментальным, нежели план исторический, напоминающий нам зыбучий песок, на котором ничто не может устоять достаточно твердо. Между делом, напомним, что Гермес является не только посредующим божеством, но и хтоническим. Та же знаменитая «Tabula smaragdina», творение Гермеса Трисмегиста, была обретена Аполлонием Тианским в подземной крипте, где имелось изображение тройственного Гермеса.
     Две монастырских церкви XVII века — надвратная Предтеченская и напоминающая роскошные княжеские палаты Духовская — являются подлинным прециозным украшением не только Солотчи, но и всего рязанского края. Есть версия, что создатель солотчинского ансамбля и Успенского собора в Рязанском Кремле — одно и то же лицо. На это, якобы, намекает изумительная по своей причудливости каменная резьба храма Св. Духа, где, кстати, помимо уже описанных выше «вензелей над бездной», пристальный взор внимательного наблюдателя обнаружит венчающую замковый камень так называемую мереллу, символическую раковину — атрибут Св. Иакова. И пускай перед нами весьма распространенный в русском зодчестве едва ли не с XV века мотив. При стечении определенного рода обстоятельств, каковое, между прочим, и обнаруживается в описываемом случае, предпочтительнее воспринимать любой зримый образ, напоминающий нашему вниманию жилище морского моллюска, именно в качестве символа первоматерии, ведь подобно раковине, таящей внутри жемчужину, первоматерия скрывает в себе Философский Камень. 

     В принципе, у нас имеется ряд оснований для того, чтобы усомниться в той гипотезе, согласно которой автором солотчинских соборов является Яков Бухвостов. В частности, заказ монастырских владык здесь был едва ли не более императивным, нежели в случае Успенского собора, однако, при всем сказанном, каменный декор церкви Св. Духа намного смелее и даже, не побоимся этого слова, емче, нежели орнаментальная лепнина достоверно бухвостовского храма, несмотря на то, что тимпаны над окнами в случае обоих сооружений весьма сходны. Однако в случае церкви Св. Духа выразительность резных сандриков, возвышающихся над консолями с завершением в виде тимпана довольно своеобычна и сразу же с головой выдает — разве что из целомудрия прикрытый — геометрическо-эмблемативный символизм, заставляющий вдумчивого искателя вспомнить о западно-европейских соборах, выстроенных братьями вольными каменщиками.

      Мы видем в лепном уборе церкви не только розетки, пальметки и специфически характерные для барокко волюты, но и семиконечные звезды, шестиренки, вращающиеся в разные стороны и вопиющие о неуклонном европейском натиске Просвещения с его Богом-часовщиком, пусть и не дотянувшимся еще грозной деистской, на самом-то деле, дланью до обскурантистской Московии, но уже вполне воспринятым здесь — через голову философии — в качестве артистического отблеска чьих-то иллюминированных светом «нового разума» «умозрений в камне». 

      Архимандрит Игнатий Шангин, будущий митрополит Тамбовский, при чьем владычестве возводились описанные нами постройки, был одним из последних представителей Традиции в нарастающем — как ни дурно то будет сказано — коллапсе никониянства. За сочувствие к старой вере он не продержался в качестве епископа Тамбовского и полугода. Император Петр, лично распорядившийся относительно низвержения криптостарообрядца и его высылки на Соловки, говорил впоследствии митрополиту Стефану Яворскому, что таких, как Игнатий, который «умилялся до слез над чтением грамотко Григория Талицкого об антихристе», больше на кафедры не ставить.
     Как мы видем, ситуация вокруг каменных рельефов храма Св. Духа складывается даже не двоякая, а троякая, и уж во всяком случае непростая. Речь идет, конечно же, опять-таки о своего рода «православном гвельфстве», но здесь это гвельфство оборачивается не против салически помазанного чрез чрево матерне отпрыска, но против погибельного «гибеллина», поругавшего не только Божьи заветы с Земным Царством, но и нарушившего собственные установления чрез сыноубийство и — единовременно — цареубийство. Стало быть, пока еще не время подводить какие-то итоги применительно к фигуре Игнатия Шангина, равно как и в отношении лепных узоров церкви Св. Духа.
     При рассмотрении церкви Св. Духа особое внимание на себя обращают изразцы, выполненные в поливной технике. Их автор — знаменитый московский мастер, выходец из белорусских земель с характерным фамильным прозвищем — Степан Иванов сын Полубес. На церкви Св. Духа изразцы повторяются. Это изображение херувима. Более разнообразны изразцы надвратной Предтеченской церкви.

Полубес изобразил здесь по четырем сторонам света евангелистов. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются анатомические несуразности, что на взгляд пишущего эти строки только придает художественный колорит означенным изразцам. (Заметим, ни что так не убивает дух, как геометрическая резкость.) При взгляде на перстосложение всех четырех евангелистов мы справедливо задаемся вопросом: на сколько случайно указательный палец правой руки указывает вниз, а указательный палец левой — вверх? Что это, иллюстрация основного герметического положения, согласно которому «наверху как внизу, внизу как наверху»? Или всего лишь небрежность Полубеса? Особенно учитывая то обстоятельство, что московские работы Полубеса (в частности, знаменитый храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке) да и, на самом деле, в удаленном Ново-Иерусалимском монастыре отличаются высочайшей техничностью. Этих же четырех евангелистов работы Полубеса мы встречаем неоднократно в Москве и там они выполнены значительно аккуратней. (Не так давно вышло в свет замечательное иллюстрированное исследование: Баранова С.И. Москва изразцовая. — М.: ОАО Московские учебники, 2006. В книге приведены фотографии аналогичных изразцов.) Возможно, в случае Солотчи мы имеем дело всего лишь с мастерской Полубеса. Но разве не он принимал работы? Можно, впрочем, возразить, что чрезмерная точность при размещении на такой высоте изразцов и не требовалась. Только сегодня с помощью специальной техники, той самой необходимой сумеречному человеку третьей ноги, о каковой пытала будущего царя Эдипа льводева, сфинкс, возможно разглядеть все эти нелепости. Да и не настолько уж они чудовищны. Вспомним здесь хотя бы мастеров Ренессанса, что будучи одержимы «античностью», «замерили» наконец-таки колонны Парфенона, и к своему недоумению и даже ужасу обнаружили, что все они кривые и разноразмерные.

( п р о д о л ж е н и е   с л е д у е т)
 

Комментарии

медведь

Уважаемый Олег Валерьевич!Хочу возразить Вам насчет медведя.Медведь-воплощение Велеса,т.е.хтоническое существо.Страна медведя-это навь.Наши западные враги это знают,отсюда и этот термин.Но на самом-то деле навь-это они,во всех традиционных мифологиях запад-сторона мертвых.А мы-то как раз правь.

admin аватар

Медведь - антизапад

Не всё, что хтоническое - "злое". В Традиции нет таких понятий, как добро и зло. Медведь всегда антитеза крокодилу. Медведь крокодила убивает, в конечном итоге. Кстати, Велес, по анаграмме Микушевича, "се лев", так и хочется добавить "Из дома Давыдова". Парономический аттрактант Велеса - "волос" тоже хорошо известен. Волосы же в Традиции обозначение световых эманаций. Таким образом, Велес-медведь всегда защитник солнца. Он пасет скот на своих подземных пастбищах, которые аналогичны елисейским полям. В греческой традиции елисейские ("велесейские") поля место хоть и хтоническое, но всё же более приятное, чем Аид и Тартар. Медведь всегда символ сульфура и зимнего солнцестояния. Крокодил-змея-лягушка-русалка-рыба всегда мать медведя-льва-китовраса. Отсюда их близость, но и противостояние. В Традиции (в манифестационизме) всегда разделение представляет собой соединение. Только в креационизме разделение начинает означать разделение. Хочу обратить внимание, что в Плёсе находился важнейший жреческий центр, где почиталось единое божество Велес-Керемет.
Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Уважаемый Олег

Уважаемый Олег Валерьевич!Убийство Крокодила Медведем,также как и защита им Солнца-это сюжет сказки Чуковского "Краденное Солнце".Важно понять,откуда эта сказка взялась.Если из славянской мифологии,то Вы совершенно правы.Но мне сдается,что взялась она из головы Корнея Ивановича.Добра и зла в Традиции действительно нет,я как человек пять лет занимавшийся даоссским холизмом это очень хорошо понимаю.Что такое волосы в Традиции я тоже знаю,ведь писал же я статьи по старообрядчеству-те самые,которые Вам прислал.Как Вы думайте старообрядческое "Режь наши головы,не тронь наши бороды" связано как-то с символизмом волос?Я подозреваю,что да.Крокодил и медведь действительно близки,поэтому нынешние крокодилисты в начале поклонялись медведю. Боже медведь, Бронза и медь. Автор этих стихов о Власии,т.е.Велесе-Широпаев.Кстати,жалко Вас не было вчера на "Посолоне",вся передача была посвящена Графу фон Сиверсу.Я до передачи о нем ничего не слышал,но судя по всему,это номер еще похлеще,чем широпаевщина.Поэтому я больше не боюсь создавать ему пиар,его упоминая.Итак,целостность Крокодила и Медведя блистательно иллюстрирует эволюция Широпаева.Поэтому я и боюсь хвалить Мишку.А елисейские поля у меня ассоциируются с Александром Елисеевым.Критика Медведя за хтоническую природу-это его идея,она содержалась в статье "Вторжение теней" на Правой.Ру.Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о связи Медведя с зимнем солнцестоянием,ведь любой миф о любом животным так или иначе отражает его реальные качества.Например,китайская демонизация лисы была во многом связана с тем,что она роет нору возле могилы.А дальше китайцы решили,что она-воплощение духа умерших и пошло-поехало.Между тем одно из реальных свойств медведя-впадание в зимнююю спячку.Он не видит зимнее солнцестояние,он его просыпает.И тем не менее символизирует.Парадокс,не так ли?Манифестационизм и впрямь соединение-разделение.Дао проявляется,потом предмет исчезает(все мы смертны),опять становится Дао,потом Дао проявляется в чем-то другом.Т.е.предмет отделяется от Дао,чтобы в итоге вновь с ним соединиться.Именно так надо понимать слова Чжуань-Цзы о том,что он может превратится и в лапку насекомого,и в печень крысы.Кстати,именно поэтому Чжуань-Цзы был против оплакивания умерших.В Плесе я был,на пароходе ездил по Волге,когда в Костроме отдыхал.По-моему,от жреческого центра там ничего не сохранилось.

P.S.Ему пиар,в

P.S.Ему пиар,в смысле Широпаеву.Фон Соиверса я-то как раз в своих работах до сих пор не упоминал.И если бы вчера не пошел на "Посолонь",не узнал бы об его существовании.

Кстати,когда я

Кстати,когда я был в Костроме,я ездил смотреть не только Плес,но и Ярославль.В связи с нашей дискуссией я вдруг вспомнил про герб Ярославля.Как Вы думайте,уместное воспоминание?
admin аватар

Сиверс: Ганс или Амвросий?

Знаю обоих Сиверсов. Оба - душки. Но первый - "дядя шутит", а второй (Амвросий), - кажется, просто провокатор, хотя и небезынтересный трикстер. Надо же такое придумать: "Епископ Готфский"! Медведь уходит в зимнюю спячку именно потому, что символизирует солнце. В циркумполярных областях солнце в это время отсутствовало, "уходило под землю", как отсутствовал медведь, "уходя туда же". Согласно бестиариям, медведь, с одной стороны, не занимается "задоскаканием", то есть на жену "налазит" не сзади, а  спереду, говорится также, что он "охотник и к девицам и часто с ними совокупляется", но с другой стороны, согласно Физиологу Александрова, он двупол, а также символ содомского греха: "Да не оуподобишися ты медведоу, нелепотная мужеська на мужеськом соделующа". Содомский грех, как разрыв, "преломление" - также зимнесолнцестоянческое действо. Вспомним здесь также понятие "медвежья болезнь" да и образ медведя в современных анекдотах с сексуальным окрасом (например, о том, как медведь поймал мужика и дал ему соответствующее задание из четырех букв). Насчет связи медведя и солнца, хотя и у финно-угров, смотрите здесь, вполне академичный текст http://www.msta.ac.ru/web2/naukan/sci_tech_info/izdat/konf2007/tex_d14_1.aspx всё лучше, чем ссылаться на полужурналистских авторов. Наука начинается там, где заканчиваются "источники из вторых и третьих рук". Что касается войны символов, то сейчас негативный облик медведю пытаются придать оранжевые, в частности, Касьянов.
Итак, медведь - это солнце, но солнце нижнего мира. А крокодил-ящер змей - тьма нижнего мира.
Разумеется, в Плёсе не могло  остаться следов жертвенника. Вы вообще как себе это представляете в христианской стране и после 70 лет советской власти? Хотя один рудимент остался - это фаллический камень - "памятник Залупе", как его называют плесяне. Но до него еще дойдет речь. О гербе Ярославля я очень долго думал. Здесь всё не так просто. Позже мы еще вернемся к этой теме.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

О фон Сиверсе

О фон Сиверсе дискутировать не буду.Нельзя дискутировать о тех,про чье существование неделю назад вообще не знал.Когда буду знать о нем не только из вчерашнего "Посолоня",тогда и подискутируем.О влиянии полярной ночи на мифологию сказано в той статье,которую я Вам прислал.У лапландцев Заря-это отблески Солнца во время полярной ночи,поэтому она и Северное Сияние-против Солнца и за Луну.А русская Заря(и об этом я тоже написал)-мать Солнца.Вот что значит нет Полярной Ночи.Так что Ваши аргумента насчет медведя я принимаю полностью.Лучше Петрухина об угрофинской мифологии никто еще не написал.И автор Вашей ссылки тоже.Елисеев-полужурналистский автор?Мне так не кажется,у него очень интеллектуальные статьи.И не только "Вторжение теней",где он критикует Медведя за хтоническую природу,но и его блестящий "Неофеврализм или Снова об оранжизме".Из всей критики Касьянова-это самое лучшее,что есть.Поэтому нельзя всех,кто не любит Мишку записывать в оранжевые.Посмотрите на Витязя Елисея.Где в Плесе "памятник Залупе"?Я не видел.А насчет Крокодила я уже все сказал в последних статьях.

Мою трактовку

Мою трактовку лапландского мифа поймите правильно:ночной мир против дневного.Луна,Заря и Северное Сияние-вместе против Солнца.
admin аватар

Сумбурно

Сумбурно довольно-таки. Что "против" в Традиции, что "не против" - понятия относительные. Елисеева люблю, он мой хороший товарищ, замечательный человек и пишет всё правильно, я даже ссылался на него в "Артании". "Полужурналистскиий" же означало "полунаучный-полужурналистский". Он сам выбрал для себя полемическую заостренность своих статей. За что его не сужу, но это не наука, конечно. Хотя и большая часть моих работ тоже не наука, а предварительная болтовня. Это всё пока "бродячие материалы", которые нужно еще "пообтрясти". Что касается плёсского памятника Залупе, то видя ваше нетерпение, забегу вперед и опубликую его раньше срока. Хотя пока и без комментариев.

Это, по моей версии, остаток древнего Велесова святилища, находившегося на нынешней Соборной горе. Хотя местные легенды об этом "камне" сугубо бытовые, полупорнографические и не особо интересные. Когда дойдет дело - расскажу. Мне, кстати, в свое время даже предлагали издать в Алгоритме целую книгу под названием "В поисках каменной залупы".

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Эту картинку я

Эту картинку я в Плесе как раз видел,но о ее связи с Велесом не догадался.Я тогда изучал исихазм и это сказывалось на моем мировоззрении.В этот период своей жизни я считал,что кроме православия все фуфло.Славянским язычеством я тогда не интересовался,т.к.считал,что история русской культуры началась одновременно с историей православия.А что было до православия,то на свалку.Поэтому мимо этого камня я просто прошел,даже не догадавшись о его сакральном значении.Ни один экскурсовод меня на эту мысль не навел.А Вы навели.Если бы Вы изложили научную аргументацию того,почему Вы считаете,что это-Залупов камень,я бы с удовольствием ее оценил,составил бы собственное мнение и в зависимости от него уже либо согласился бы с Вами,либо поспорил.Но сейчас я буду с Вами спорить насчет "за" и "против" в Традиции.Я начну спор с цитаты из Вэнь-Цзы-китайского философа,которого опубликовал в своей книге "Непостоянство вечности" мой университетский завкафедрой А.А.Маслов.Вэнь-Цзы пишет,что и Солнце,и Луна в равной мере проявления Дао.В плане холизма Китайская Традиция очень близко стоит к Традиции Примордиальной.Оно и понятно,ведь китайцы древнее всех и в "Евразии и Крокодиле" я обьясняю почему.Прочтете-обсудим.Но из этого не следует,что все производные от нее холистичны в той же мере.Между тем мифология гуннов производна от мифологии китайцев,а мифологии всех угрофинских народов-от мифологии гуннов.Это уже даже не вторая,а третья ступень лестницы.На этой ступени стоят все угрофины,включая,в частности,лапландцев.И здесь уже совсем не исключен антагонизм Луны и Солнца,что мы и видим в лапландской мифологии.Елисеев-глубочайший автор.Он и Карпец.Пока они оба работают у Бражникова,у православных патриотов будет хотя бы один яркий сайт.Это-Правая.Ру,но не "Алгоритм".В "Алгоритме" публиковаться не надо,это национал-оранжистский примитив и издание этим издательством книг таких ставленников Белковского,как Рогозин-яркое тому доказательство.Я был в ВДНХ на презентации дугинского "Обществоведения",даже автограф получил.Потом встретил старого папиного друга,с которым они когда-то вместе диссиденствовали.Правда,сейчас этот человек давно во всем покаялся(впрочем,каяться не в чем,я согласен с Езеровым в том,что загнивающий совдеп и смог ельцинизма в одинаковой мере не свежий воздух)и уже в 1993-ем году защищал Белый Дом.Он предложил мне пойти посмотреть стэнд "Алгоритма".А я ответил ему,что после вкуснейшего интеллектуального пирожного(Дугин)нельзя совать нос в интеллектуальный сортир("Алгоритм").Сказал и поехал к Езерову на "Посолонь".

Мудаки вы все

Мудаки вы все сексуально озабоченные. Это не залупа, а белый гриб.

Не понимаю,чего

Не понимаю,чего общего Залупа имеет с сексом?И вообще похож ли этот памятник на гриб?

А

А да,похож,спросоньи не сообразил.Но вопрос насчет Залупы и секса остается.
admin аватар

Из-под брёвен подмигивая

Этот камень не я, а плесяне называют "памятником Залупе". Залупа стояла в святилище Велеса, который был, как известно, богом плодородия со всеми вытекающими. Между прочим, тому кто на Востоке сравнит лингам с шишна (мужским членом) могут эту шишну и оборвать ненароком.  Равно как сравнение йони с бульба считается тяжким оскорблением Высшей Матери. Лингам есть шишна, но шишна не есть лингам. А druklesov сам озабоченный. Я его хорошо знал когда-то. Вот уж кто мудак, из-под бревен подмигивающий, так это он.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Полностью Вас

Полностью Вас поддерживаю,Олег Валерьевич!Действительно индусы не разрешают путать лингам(а,стало быть,и залупу)с членом.Член-это материальная проекция лингама,а материальная проекция всегда ниже духовной реалии.Материальная прекция-это как Дао,которое может быть выражено словами.Факт существование такого Дао Лао-Цзы признавал,но с оговоркой,что оно не есть настоящее Дао.Таким образом,мы вплотную подходим к теме мистического безмолвия-по-гречески "исихазма".Паралель Паламы и Лао Цзы была темой моей магистерской.Я уже тогда,когда ее писал,мог понять,чем отличается лингам от члена.А друхлесов не понял этого до сих пор.Вы его знали?Вы считайте,что он-озабоченный?Приведите аргументы в пользу своей версии.На мой взгляд он просто дурак,не понимающий сакрума.Дело здесь именно в этом,а не в озабоченности.Дурак-не мудак,у него ума не хватает,чтобы быть мудаком.И тем болле подмигивать из-под бревен.

А если все-таки

А если все-таки озабоченный,можно за путаницу лингама и шишны оторвать друхлесову шишну по примеру индусов.Тогда вся озабоченность и мудастость тут же исчезнет.Без муд мудаков не бывает.
admin аватар

Если друк оказался вдрук

Ну, отрывать ему муде не надо. Он всё-таки человек заслуженный, уважаемый, опять же. Сакрум он тоже понимает. Пусть просто идет туда, куда он меня послал, сам. И вот еще, я все-таки считаю, что название "памятник Залупе" - сугубо народно-профаническое обозначение этого камня. В залупе как таковой ничего сакрального я не вижу. Это, извините за выражение, и есть член, главная его часть. Хотя слово "залупа" изначально не соотносилось с головкой члена. Оно сначала стало метафорой головки члена, а потом табуировалось как неприличное. Однако это нормальное русское слово. Ничего ТАКОГО. Залупой называли шишкообразные наросты на деревьях в лесу, на пнях. Друклесов должен был бы постыдиться, что он таких элементарных вещей не знает. А может, он лесам и не "друк" вовсе, "а так"?

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Как

Как скажете,Олег Валерьевич.Если Вы не хотите друклесову ничего отрывать,не надо.Заслуженный,известный и при этом Вас послал на залупу?Согласитесь странно.Заслуженные и известные матом не ругаются.Понимает ли он сакрум?Если он лесам не друг и не враг,а так,значит,не понимает.Русский Сакрум немыслим без леса,в лесу согласно Левкиевской живут многие персонажи славянской мифологии.Левкиевская обьясняет это тем,что Древняя Русь была лесной страной,кстати,это говорит не только она,но и Гумилев,у которого Евразия-это Лес(Русь)и Степь(кочевники).Древнерусский человек жил среди леса и если он куда-то уходил,то только в лес.В итоге лес стал местом,куда уходят,т.е.неким подобием нави.Поэтому там и поселились потусторонние персонажи-Баба-Яга,леший,духи умерших и т.д.Это что касается язычества.А Православный Сакрум тоже ведь лесной.Где подвизались исихасты?В лесу.Где самосжигались староверы?Там же.Так что сначала надо выучить, как называются наросты на деревьях,а затем уже на что-то претендовать в мире сакрума.Залупу с лингамом прошу не путать и если плесский памятник-лингам,больше его так не называть.Я к Вам хорошо отношусь,Олег Валерьевич,и не хочу,чтобы индусы,которые тоже в любой момент могут зайти на Артанию,Вам(дальше говорить ничего не буду,ибо не считаю для себя возможным такое Вам говорить).
admin аватар

Ну что вы, Лев

Ну что вы, в самом деле. Я же не от своего имени называю. Да, в конце концов, далась вам эта залупа! Что в моей работе "залупа" - главная тема? Я поднял болезненную, кровоточащую тему противостояния русских "гвельфов" и "гибеллинов". Хоть бы одна "сцабако" почесалась. Всем нет дела. Скоро нужно уже будет платить деньги за чтение Германа Вирта, как выразился Дугин. В смысле не тот, кто хочет прочесть Вирта должен заплатить деньги, чтобы почитать Вирта, а ему должны заплатить, чтобы хоть как-то заинтересовать. Пустыня ширится... Для кого я всё это пишу? Кругом свинство полнейшее, всех интересует только распил бабла.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Уважаемый Олег

Уважаемый Олег Валерьевич!Я и сам понимаю,то не от своего.Но тех,кто от своего,т.е.плесян оправдать все равно нельзя.Я-сторонник строжайшего соблюдения сакральных пропорций.Меня волнуют именно они,а на залупу мне плевать.Никон-русский гвельф?Пожалуй,я с этим соглашусь."Светская власть-только Луна,а Солнце-духовная".Никон был последователем Гильдебрандта,он же-Григорий Седьмой.Папа,к-рый пригнал в Каноссу и поставил на колени императора Генриха Четвертого,в полной мере воплотив идеал гвельфов.Старообрядцы-русские гиббелины?И да,и нет.С одной стороны,гиббелины-это были те,кто папской власти противопоставлял императорскую.Старообрядцы русских императоров иначе,как наместниками Антихриста не называли.Теме их отношений с властью целиком посвящена моя статья"Роль религиозного нонконформизма в революционных движениях России и Китая".Она Вам прислана.Прочтете-обсудим.А с другой стороны,в АГД есть и старообрядчество,и гиббелинство(эволаизм).А,стало быть,одно с другим совместимо.

А насчет всего

А насчет всего остального прочитайте мои стихи и оцените меня как поэт поэта.Зараннее оговариваю:Децлы-это те,кого интересует только распил бабла и кому надо платить за то,чтобы они прочитали Германа Вирта.А теперь внимание. Децлы бывают разные. Сиротастые и папастые, Мужастые и вдовастые. А мы императивом Канта скованы. А мы химерой совести отравлены. А нас христианство учит вдов и сирот беречь. Отчего же мы Духа Дети Смотрим молча на царство денег? Оттого,что звездное небо нам ставит везде преграды,А нравственный закон изнутри их преодолеть мешает. Мы-сверхчеловеки Ницше. Заткнитесь же,гуманисты. Последователи Мартина. Заткнитесь же,кантианцы. Шел я по Красной Площади И слышу курантов бой И вдруг до меня донесся их голос Голос Кремля живой "Мы бьем новый час истории Час белокурой бестии На царство мещан с башни Спасской Не можем больше смотреть мы. Взывали "Спаси,Христос!" мы Все десять ельцинских лет, Христос не пришел нам на помощь, Так пусть же придет Эвола!" Эвола похож на Эола, Эол у греков-бог ветра. Ветер дует истории, Утешая башни Кремля. Ветер дует нордический, Царство мещан снося. А мы движем ветром истории А мы движем ветром нордическим, А мы Арктогеи льдинки в Москву мещанскую принесли. Отчего вдруг так холодно стало в уютных мещанских домах? Это холод Гипербореи Ветры Севера принесли. В той далекой земле полярной Только духом можно согреться Там великий саровский подвижник Фаворским греется светом И мещанский уют не согреет уже буржуа. Мы-сверхчеловеки Ницше Заткнитесь же,гуманисты. Последователи Мартина. С дороги прочь,кантианцы. Очень хочется надеется,что после этих стихов Вы небудете утверждать,что я не поддержал дискуссию о русских гвельфах и гиббелинах,т.к.мне за это не платят.Просто я действительно отвлекся на залупу.Но сейчас я готов выкинуть ее из головы и включиться в дисскуссию.СВои соображения на эту тему я Вам уже привел.Жду Вашего ответа.

Кстати, о музыке

Все идеи Фомина о "русских гвельфах" и "русских гибеллинах", а также про медведя ( кроме того раздела, что про содомскаий грех) - ворованные. К сведению уважаемого Льва Каждана.

За

За бездоказательные обвинения в воровстве подают в суд.К сведению уважаемого Сцабаки.
admin аватар

Пшла на двор

Может быть, сцабако даже не затруднится сказать, у кого ворованные? Отчего бы и не сказать? Говорить нечего! По его логике тот, кто скажет "Христос - воскресе!" - тоже вор. Потому что не он это придумал. Есть вещи, лежащие на поверхности, на которые никто не обращает внимания. Русское гвельфство и русское гибеллинство из этого разряда. Кстати, когда я ему, отрицая Стоглав, про русских гвельфов и гибеллинов говорил, он не соглашался со мной, уверял, что у нас этой диспропорции не было, сплошная симфония, а если перегибы и были, то в гибеллинскую сторону. Нет, будет теперь брехать, что из его книжек я это надергал. Итак, Сцабако бухает, гавкает на всех (и всем он уже омерзителен, как кус говна), переживает за то, что любит, когда ему минет делают, и подумывает принести в жертву то единственное дорогое, что у него есть, дабы стать святой праведный. Он просто издевался над собой всю свою жизнь. Вся жизнь его "стыд и жалкое уродство", словами Ницше. Он свою жизнь профукал на ложные идеи. Когда они были правильными - сцабако на них гавкал, а потом, когда их актуальность уходила, он начинал им подгавкивать. Он изнутри интеллигент и субверсивная фигура. Он может только рушить. И если Сцабако найдет ХОТЬ ОДНО! упоминание медведя не в комментах!, а в моем текст, который ни одна сцабако, похоже, даже и не прочла, то я, пожалуй, Сцабако прощу. Ах, нету? Пшла на двор, в конуру!

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Если Сцабако

Если Сцабако когда и бухал,то не демонстрировал при этом граду и миру свои пречендалы и голым не бегал. Если и издевался над кем ,то только над собой, а в милицию телег на бывших возлюбленных не писал. Кстати, с т.зр. гвельфа дурно иметь возлюбленну., а с т.зр.гибеллина дурно писать на нее телеги . ЭЭто все выше сказанное не о ком-то конкретно, а так, в принципе...

И вообще я не

И вообще я не понимаю,Олег Валерьевич,зачем Вы упоминали сцабаку?Не тронь говно,вонять будет.Перед тем как провоцировать участие цабаки в наших дискуссиях,вспоминайте эту народную мудрость.Моя к Вам на будущее личная просьба.

Г-н Каждан! Я

Г-н Каждан! Я был о Вас лучшего мнения. Дальнейший разговор полагаю лишенным смысла.

И я тоже был о

И я тоже был о Вас лучшего мнения,г-н Сцабако!Честно говоря,не думал,что Вы позволите себе оскорблять Олега Валерьевича.Я упал в Ваших глазах,но и Вы в моих тоже.
admin аватар

Сплошной оффтопик

Посты с матерной бранью буду впредь удалять. Если бы вы, Лев, знали, кого обложили, то горько бы пожалели об этом. Извиняет вас только то, что вы не знали с кем разговор ведете. К этому гражданину в оффлайне вы относитесь с пиететом.
Да, кстати, Я НИКОГДА НИКАКИХ ЗАЯВЛЕНИЙ В МИЛИЦИЮ НЕ ПИСАЛ. А если и говорил о чем-либо подобном, то не значит, что делал.
А вообще мне уже надоел весь этот оффтопик.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

А почему он не

А почему он не печатается под своим именем?Чтобы не вызывать таких недоразумений.

На кого Вы

На кого Вы писали заявления в милицию,а на кого нет меня не волнует.Мне тоже надоел оффтопик да еще с таким дурацкими ситуациями как история с Сцабакой.Я хочу продолжить нашу научную дисскуссию.Итак,прошу ответить на мои вопросы. а)Считаете Вы Никона последователем Гильдебрандта,да или нет? б)Что по Вашему мнению общего у старообрядцев с гиббелинами?Согласны ли Вы с тем,что общее-то,что и тех,и других любит АГД-эволаист(а Эвола был гиббелином) и старовер в одном лице?А различия-все остальное.Впрочем,все не так однозначно.Бегуны(и АГД об этом писал) сильно напоминают "обособленных людей"Эволы.Так что в любом случае эволаизм и старообрядчество,особенно радикальное,совместимы.Но из этого еще не следует,что гиббелинство Эволы позволяет считать гиббелинами,т.е.поклонниками императорской власти тех,для кого слова "император" и "Антихрист" были синонимами.Сократ смертен и кошка смертна.Но из этого не следует,что Сократ-это кошка.

Кроме того,я

Кроме того,я недоволен полным отсуствием Вашей реакции на мои стихи.Когда поэт игнорирует поэта,это всегда плохо.

Так что хватит

Так что хватит оффтопика.Мы с Вами обо многом еще не договорили.Я призываю Вас вступить в дисскуссию.
admin аватар

Учтите, везде кавычки

Никон типологически соотносим с Гильдебрандтом, но он, конечно, не его последователь. Сюда же попадает и Стефан Яворский. Но от того, что гвельф-Никон и гвельф-Стефан были гонителями старообрядчества - еще не следует, что старообрядцы - гибеллины.  Старообрядцев я с гибеллинами не отождествлял и даже не сравнивал. Диспропорция между гвельфами (Никон) и царской властью (Тишайший, кстати, не был гибеллином) привела к церковному расколу, то есть к удару по гвельфам же. Кстати. Тишайший сам до какого-то момента был гвельфом. Здесь получился спор, где вообще занять ничью сторону невозможно.

Я бы заострил вопрос таким образом. Гораздо интереснее противостояние между сакральностью жреческой и сакральностью царской. Шла война символов. Одновременно могло развиваться две тенденции, когда цари перетягивали (как в случае с Иваном Грозным, умучавшим митрополита Филиппа) и попы перетягивали (суд над нестяжателями). Кто здесь хороший? Да никто! Жертвы опричнины? Навряд ли. Разве что нестяжатели. Грозного Царя мы, конечно, любим не за то, что он распорядился главу Церкви подушкой удушить (хотя тот и был формально низложен, но мы же понимаем откуда это "низложение" проистекало).

Только слово "гвельфы" и слово "гибеллины" применительно к средневековой Руси мы всегда должны употреблять, подразумевая кавычки.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Уважаемый Олег

Уважаемый Олег Валерьевич!Придется мне с Вами поспорить.Никон-гвельф без кавычек.Хотя я сразу заявляю Вам о том,что с третьего курса являюсь жестким противником европейского взгляда на русскую историю.Я думал,что не надо нам итальянской терминологии,нужнее китайская,мыслил как евразиец.Но в дискуссию с Вами все же вступил,чтобы не выглядеть Децлом в Ваших глазах.Кроме того,Никон сам по себе представлял инородное цивилизационное тело.Поэтому я и назвал его Гильдебрандтом,которого он цитировал почти дословно:"Царская лунная власть отражает свет солнечной духовной!"Добра Руси его гвельфство не принесло:ведь он своими попытками подделать РПЦ под Ватикан(напоминаем,что гвельфы-партия папы)он спровоцировал раскол.Старообрядцы при таком отношении к императорам,конечно же,не гиббелины(гиббелины-партия императора).Но с Тишайшим дело обстоит сложнее.Он ведь сослал Никона в Новый Иерусалим,верно?Т.е.царскую(будущую императорскую)власть в обиду не дал.Поэтому его я с гиббелинами как раз сравнил бы.В тех конфликтах,о которых Вы говорите дальше,и впрямь хорошие только нестяжатели.И вот почему.Лично моя эволюция от радикального западничества(я-бывший фанат Новодворской)крадикальному евразийству(с 2000-ого года-фанат Дугина)была обусловлена парралелями исихазма с суфизмом и даосизмом(часть этих парралелей в области безмолвия я Вам уже на этом форуме изложил,см.нашу полемику с друклесовым).Так у меня выработался взгляд на православие как на восточную религию со всеми вытекающими отсюда последсвиями.Я до сих пор считаю исихазм евразийским цивилизационным параметром.А в лице нестяжателей исихазм был практически полностью осужден.Церковь без исихазма перестала быть евразийской и евразиец Грозный,воевавший с Ливонским Орденом вместо Турции,знал,что делал,когда поставил на место Колычева.При Никоне уже начался открытый атлантизм.Не случайно его главные противники-старообрядцы-обратились к Востоку(поиск Беловодья в Китае)и к исихазму( гипертрофированное нестяжательство радикальных согласов).Впрочем,в никонианской церкви тоже был возрожден исихазм:Паисий Величковский-Серафим Саровский-Оптина Пустынь-Сергий Мечев.Мечев был расстрелян и РПЦ стала никонианской в худшем смысле этого слова.Мои паралели разгромил последователь линии Роуза-Кураева-Воробьевского.Что означает эта линия?Отрицание Востока.А что значит отрицание Востока?Отрицание исихазма.Варлаамизм в чистом виде.Моя мечта-предать их всех анафеме.Это можно сделать,т.к.варлаамизм осужден Вселенским Собором.Что же касается старообрядческого исихазма,то он напрямую перерос в евразийство,иначе и быть не может при его бюлизости к суфизму и даосизму.Духовным лидером евразийского движения является Дугин-согласно Вербиле "патриот старообрядческой нетовской традиции".Капитон был учеником Преподобного Нила.Так мы пролвели нить от исихазма к Дугину.Дугин-это и есть исихазм.