Олег Фомин: ГРИБОВАР И СТЕКЛОДУВЫ

Эжен Канселье, ученик достославного Фулканелли, в своем труде «Алхимия» пишет о том, что слово «хрусталь или кристалл с герметической точки зрения драгоценно именно в его звуковом раскладе: Χριστου, Khristou, Христова и αλς, als, соль = Христова соль, на языке птиц». Эта Христова соль, или хрусталь, есть не что иное, как хрустальная сфера Савиньена де Сирано Бержерака, описанная галантным шевалье в его «Государствах Луны и Солнце», другими же словами, премного взыскуемый всеми алхимиками КУПОРОС (VITRIOLVM), чье именование таит не только сосуд, или купель, купу, купную с росой, но и акростих, впрочем, легко расшифровываемый современным, хотя и не менее от этого загадочным, скрытым за псевдонимом Веков К.А. русским адептом из города Гусь-Хрустальный. В своих комментариях к «Двенадцати ключам мудрости» Василия Валентина мастер из старинного города, знаменитого своим хрустальным производством, пишет: «слово “купорос” (КОУПОРОСЪ) предполагает возможную славянорусьскую <Веков К.А. под этим термином имеет в виду «корнесловно-царское истолкование» — О.Ф.> расшифровку-перевод: Камень Оуменъ Пещенъ Очистивъ Роуду Обретешь Светлу». Причем сам Эжен Канселье в своем предисловии к «Двенадцати ключам» подчеркивает, что купорос, или витриол, «есть также vitri oleum, елей стекла или масло стекла, выражение используемое Пантеусом как одноименное vitrum Pharaonis, стеклу Фараона». Как будто цитируя «Изумрудную Скрижаль» Гермеса Трисмегиста, где сказано о Камне, что «ветер носил его в своем чреве», Владимир Карпец в своем «Четвероглазнике», посвященном находящейся где-то на полпути между Гусем-Железным и Гусем-Хрустальным деревне Вековке, 205 км. Горьковской ж/д, подхватывает: «елей ветра купно с росой — витриоль белья». Напрасно купорос философов путают с обычным купоросом. Это, как пишет Канселье, «конечно, не сульфат железа и не зеленого цвета медный купорос, который можно купить».


     Вульгарная этимология слова «хрусталь» также исходит из греческого, в котором это слово, помимо прочего, означает «лед». Современная наука полагает, что невежественные древние греки считали бесцветные кристаллы горного хрусталя чрезвычайно застывшим льдом, который уже невозможно оттопить.
     Веков К.А. стал известен образованным книголюбцам обеих столиц благодаря вдумчивым, герменевтичным переводам трудов по алхимии. Он также участвовал в качестве вольного консультанта в редакционном совете алхимической серии «Алый Лев», каковую автор этих строк уже несколько лет ведет в издательстве «Энигма».
     Теперь, когда Веков К.А. покинул наш мир, исчезнув из него тем же образом, как это было принято у мастеров Древности, о некоторых обстоятельствах, связанных с его персоной, стало возможным говорить более без утайки. В течение ряда лет участниками серии «Алый Лев», а именно вашим покорным слугой и учеником гусевского мастера Владимиром Карпцом, активно поддерживалась мистификация, условно именуемая Веков К.А. Однако нашей задачей было вовсе не уверить кого бы то ни было в существовании неизвестного мастера, но, напротив, увести возможных недоброжелателей по ложному следу, придав текстам и переводам того, кто скрывался за псевдонимом Веков К.А. видимость мистификации, что нам с успехом и удалось.
     Имя Веков К.А. — псевдоним географического свойства. В деревне Вековке, неподалеку от одноименной станции Горьковской железной дороги, куда еще совсем недавно в виду крайней нужды и систематических невыплат получки, отходили «к поездам» торговать изящными безделушками, керамикой и хрустальной посудой работники гусевского завода, обосновался на лето, было время, ничем особо не примечательный, хотя по сегодняшнему дню, пожалуй, что уж и колоритный своей характерно русской степенностью хозяин. Окладистая борода, крупные черты лица с особенно выделяющимся, почти монументальным носом, широкие плечи. Грибы, рыбалка, баня — что еще нужно мужику? Писáл, правда, что-то в большой тетрадке, напоминающей амбарную книгу. Так на то у всех свои тараканы. В городе Гусь-Хрустальный, говорят, квартирка однокомнатная у него осталась. На зиму в город и уезжал. А чуть весна — за строчком, за сморчком, за сморчковой шапочкой. А потом и колосовик подоспеет. Грибоварня неподалеку — в Заколпье. Там подрабатывает, гриб тащит.
     Еще в начале 90-х познакомились Владимир Карпец и мастер. Велики, обширны муромские леса, где змеи справляют свои свадьбы. Карпец, как уехал из под Нового Иерусалима, повадился сюда за грибом ездить. Две корзины стабильно при хорошем раскладе отоваривал. Причем отборным боровым. Белый здесь — шляпка золотая. «Скоро родился — скоро умрет». Всякому грибнику известно, если на белый гриб посмотришь, приметишь его, авось еще подрастет, всё, сгниет гриб. Но где гниль, там и Философское Золото.
     Трудно двум гриболовам схлестнуться в лесных палестинах — на борах да раменьях. Да еще таким. И не любят они разговоры разговаривать, когда лес отовсюду дремотным затишьем веет. Глушь в муромских лесах. Лишь кукушка-маринка века считает да дятел стучит. Однако ж у Вековки-реки встретились, и как-то слово за слово до главного-то и дошли.
     Ищущий Тайны имеет меньше резона раскрыть ее, нежели Тайна остаться сокрытой. Это правило действует неукоснительно по отношению ко внешнему миру. Но в том, что касается стратегий самой Тайны, нет никого ее промыслительней, ведь это же наша Мудрость, путеводительница всех Философов. Ни встреча, ни расставание без нее невозможны, ибо она Мудрость и только ей ведомы должное и сроки.
     Мастер представился Климом Бугровым. Позже выяснилось, что это опять-таки псевдоним. Забегая вперед, скажу, что настоящего имени мастера мы так никогда и не узнали. Карпец еще в начале 90-х предложил мастеру подписываться «Климент Александрович Бугров-Ермус». Мастеру по-видимому было всё-равно. Первая часть псевдонима вызывала ассоциации с христианским гностиком Климентом Александрийским, вторая — с вековскими буграми, где грелись под не слишком щедрым северным солнышком серые гадюки. С Ермусом всё несколько сложнее. Во-первых, так именовалось урочище, в котором еще в 1972 г. прошлого столетия дотла сгорела деревня того же названия. Во-вторых, собственно имя урочища и деревни происходит от Ермус, Ермий или Гермес. Также известна река Ермус, протекающая по территории Персии. В своей книге «Священная Артания» мы приводим легенду о трех братьях, трех царях-волхвах. Имена трех «царей-волхвов» — Касым, Кадм и Ермус — эксплицируют топонимику мещерского края. Это собственно, Касимов, Кадом, Ермишь и Ермус. Впрочем, об этом мы поговорим отдельно в другом месте — и более обстоятельно.
     Что касается повсеместно приводимой биографии мастера, то она почти всецело шутовская и скорее заставляет вспомнить обстоятельства жизни самого Владимира Карпца: «Веков К.А. (Бугров-Ермус Климент Александрович) родился в 1954 г. в городе Усть-Ильичи. Учился в МГПИИЯ им. Мориса Тореза (3 курса), МИФИ (1 курс), на Высших режиссерских курсах (1 семестр). Автор исследований “Эффект белого гриба и принцип дополнительности в квантовой механике”, “Boletus virtualis”, “Троя, Псков, Реймс” (все три труда в голове). Живет в гор. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Работает профессиональным сборщиком грибов и поставщиком их на рынки гор. Москвы, где известен под кличкой “Дед”».
     О своих зеленых годах мастер не любил сказывать. Во всяком случае нам было известно очень немногое. Кажется, родом он был из Гуся-Хрустального. Деда его, мастера с мальцовского завода, уважали как настоящего, без подмесу искусника в хрустальном деле. Отец тоже работал на заводе — бухгалтером. По окончании гусевской школы, Клим проявил норов — поехал учиться в нижегородский (тогда еще горьковский) университет. Вроде бы даже закончил аспирантуру, но так и не защитился. Где работал до грибоварни — так и не взять в толк. То он говорил, что в школе физкультуру преподавал и заодно завхозничал, а то выяснялось, что всё-таки с хрусталем дед его сдружил. Мастер часто балагурил и понять, что было правдой, а что форменным измывательством, решительно неможно.
     Публикаций у мастера меньше, чем пальцев на одной руке. Пожалуй, почти ничего. Во-первых, это коротенькая заметка в журнале путешествий «Sтраус» о весенней охоте за строчками и сморчками — «Весенний заговор торчков». Во-вторых, пара-тройка рецензий, написанных для моего альманаха «Бронзовый Век» — все какие-то несуразные, нарочито бестолковые. Когда я читал их, мне почему-то вспоминалось, как Николай Клюев написал в анкете про свое образование: «нисшее». Вот это и было то самое «нисшее образование». «Интеллектуальное юродство» — говорили про А.Ф. Лосева. Однако настоящее интеллектуальное юродство — это именно Веков К.А. Лосев никогда не глумился над своими знаниями да еще прилюдно, а Веков К.А. только этим и занимался. Он никогда не выпячивал своего образования, хотя свободно изъяснялся по-французски, блестяще знал латынь и читал по-английски.
     Есть еще «Золото вещественное и золото умное» — обширное послесловие-комментарий к переведенному им труду Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости». До определенной степени это послесловие можно считать отдельным сочинением. Что касается произведений, перечисленных в биографии мастера, то они, разумеется, вымышленные. Хотя это и не совсем точное слово. Темы, означенные в заглавиях этих мнимых сочинений действительно затрагиваются мастером, но совершенно в другом произведении, написанном вроде бы в первой половине 1980-х гг.
     В середине 90-х гг. минувшего века Климент Александрович передал своему ученику, Владимиру Карпцу, рукопись «Открытый карьер, или Философское наблюдение за Природой». Нам довелось бегло проглядеть этот современный манускрипт, представлявший собой что-то вроде блокнота формата A4, где около 70–80 страниц были исписаны крупным, но и не так, чтобы очень уж размашистым почерком. Мастер довольно быстро потребовал рукопись обратно и дальнейшая судьба ее нам неизвестна. В середине 90-х гг. ксероксы и сканеры у нас в стране еще не были так распространены, как теперь. Бытовых ксероксов и сканеров было до крайности мало. Не было и цифровых фотоаппаратов. Чтобы сделать копию, нужно было очень постараться, либо заплатить действительно очень большие деньги. Да мы и не думали на ту пору, что никогда уже рукописи не увидем. В тот момент она и не показалась нам чем-то действительно замечательным. Так, своеобразные лесные заметки, немного напоминающие Пришвина — особенно «Фацелию». Через процессы происходящие в природе, автор описывал этапы Великого Делания. Особо интересна своеобразная микософия, присутствующая в трудах мастера. Особое внимание он уделяет белому грибу, в особенности боровику. Он описывает цвета шляпок, истолковывая через такого рода образы алхимические тинктуры. Но важно понять, что всё это не просто аллегории, а сама жизнь. Великое Делание, согласно мастеру, происходит в самой природе, сам Господь Бог варит наш мир в своей реторте. Нас часто спрашивали с соответствующей усмешкой, не про псилоцибиновые ли грибы идет речь. Веков К.А., кажется, лишь единожды упоминает строфариевые — причем довольно язвительно. Мастер пишет, что грибы, вызывающие галлюцинации, сравнимы с теми никчемными материалами, которыми пользуются лжеименные алхимики, так называемые пафферы. Настоящему же философскому золоту, иначе говоря, нашей материи, подобен лишь боровик — царский гриб.
     Помимо сказанного в наследие мастера входит ряд придуманных им сюжетов, которые он завещал нам со временем в том или ином виде представить миру. Это серия посвятительных картин со стихотворными подписями. Называется серия «Бомж в лесу». Также рассматривался вариант «Про ежа и бомжа». Все стихи, как и картинки, маразматические, просто дебильные даже. Это уже не просто веселая наука. Это наука хохочущая или даже ржущая. К примеру, бомж убегает по лесу с мешком за спиной. В мешке что-то явно шевелится. Бомжа преследует одетые в форму, как было принято при позднем совдепе, милиционеры со взявшей след овчаркой на поводке. Один из милиционеров стреляет в воздух. Перед бомжом ручей. Подпись гласит:
    
     Вот перед нами друг природы.
     А впрочем, он она и есть.
     Бежит он, ищет-рыщет броду.
     Там по хрен будет чья-то месть.
    
     Веков К.А. исходил из того, что алхимические сюжеты в наше время должны излагаться актуальным языком. Все эти цари, царицы, львы, драконы, триумфальные колесницы и дворцы как-то несколько намеренны… Какая уж тут криптопись, когда всё прямым текстом сказано? Это всё равно что писáть современные пьесы белым пятистопным ямбом и называть себя «продолжателем дела Шекспира». Китч да и только.
     Но, пожалуй, главное наследие мастера в тех алхимических доктринах и идеях, которые он вдохнул в нас, открыв перед Владимиром Карпцом и пишущим эти строки потайную герметическую Русь.
     Веков К.А. не был многословен. Внешняя ученость не надмевала его и не затмевала в нем глубины. Именно он обратил наше внимание на то, что на реке Гусь, простирающейся с севера на юг и впадающей в Оку, стоит три местности с говорящими на языке птиц названиями: Гусь-Железный, Гусь-Парахино, Гусь-Хрустальный. Названия очень поздние, XIX–XX вв. — но разве алхимия реликт? — и тот, кто давал их, действовал умышленно.
     Несколько лет назад в «Священной Артании» мы давали общий обзор русской алхимии. Пассаж относительно гусиной мифологии, а также герметического опознания иных из мещерских топонимов представляется нам настолько удачным, что м ы приведем его целиком:
     «Междуречье Оки и Волги, поэтически именуемое “Золотым кольцом России”, представляет собой водное кольцо в форме неправильного круга. На западе этого круга находится Москва, на востоке — Нижний Новгород, на юге — Касимов и Гусь-Железный, на севере — Кострома и Плёс. И здесь мы находим повод выразить чрезвычайную и искреннюю признательность Владимиру Карпцу <на самом деле за именем Карпца скрывался здесь Веков К.А.>, исследователю герметической символики, геральдики и сакральной генеалогии, нашему сотруднику в деле издания классических и современных алхимических трактатов, обратившему наше внимание на следующее обстоятельство: в нижней точке этого круга или, если спроецировать на него зодиак, точке зимнего солнцестояния, на реке Гусь, впадающей ниже по течению в Оку, стоит город Гусь-Железный, а выше по течению — город Гусь-Хрустальный. Река Гусь имеет пси-образную форму, или форму руны мадр, напоминающей известное из ботаники растение гусиная лапка или росянка, именуемое на латыни Alchemilla vulgaris. Хорошо известно, что в герметике гусь, или гусыня, матушка гусыня — иероглиф ртути, единственного вещества, по утверждению адептов, необходимого им для получения Философского Камня. Гусь кабалистически, а именно к этому методу постоянно обращались алхимики, соотносится с гас или газ. Фигуровский замечает: “как известно, понятие "газ" введено в научный оборот Ван-Гельмонтом в XVII в., хотя и имеются указания, что его употреблял еще Парацельс. Это слово обычно сопоставляется с немецким Geist (дух) или голландским ghoast и английским ghost. Но, как указывает Васильев, может быть слово газ происходит от древнегреческого χ?ος (хаос). Хотя само слово гас встречается в русской литературе не ранее XVII в., производные этого слова имеются в языке уже в глубокой древности. <…> Таким образом, следует констатировать наличие понятия гас (газ) в очень древние времена у наших предков”. Стало быть, гусь, это не просто ртуть философов, но еще и дух, минеральный хаос, что в точности соответствует концепциям европейских алхимиков.
     Хрусталь, с точки зрения алхимиков, иерархически выше железа. Но само железо — металл Марса, металл, с помощью которого раскрывают книгу (еще один иероглиф первоматерии). “Этот пария, — по выражению Фулканелли, — несравненно благороднее золота”. А в другом месте знаменитый адепт XX века говорит: “Среди металлов именно железо содержит в себе больше всего огня или скрытого света. <…> Этот активный огонь, который необходимо передать пассивному веществу, чтобы преобразовать его холодную и бесплодную основу в горячую и плодоносную, Мудрецы называли зеленым львом”, иначе говоря, витриолом. Что касается Гуся-Хрустального, через который проходит средний рукав реки Гусь, то хрусталь означает фиксацию вещества. Согласно Фигуровскому, “твердые тела характеризовались словами: хрусталь или крусталъ (кристалл), брение, т.е. порошок или густая суспензия”. Этимологически же хрусталь означает Христова соль, от греческого Χριστου? αλς, как на то указывает Эжен Канселье.
     Однако между Гусем-Железным и Гусем-Хрустальным есть еще один населенный пункт, совсем уже мало известный. Это Гусь-Порохово. Когда мы узнали об этом обстоятельстве, то были крайне удивлены, поскольку порох, прах, пепел или зола — с позволения сказать, алхимические синонимы. Фулканелли указывает, что в ходе Великого Делания “живая белая вода [меркурия] теряет белизну, блеск, умерщвляется и чернеет, передавая свою душу эмбриону камня, который появляется на свет в результате его разложения и питается его прахом”. Впрочем, сообщение о Гусе-Порохово было обнаружено нами в виде постинга на туристическом форуме, который был впоследствии модерирован и нам так и не удалось узнать никаких подробностей о возникновении этого топонима. Было ли там какое-либо производство или здесь мы имеем дело всего лишь со “случайным” совпадением. Во всяком случае, при работе с картами именно такого топонима нам найти не удалось. Зато выше по течению от Гуся-Железного находится населенный пункт Парахино, чье название ничуть не смутило бы алхимика, поскольку с точки зрения фонетической кабалы это одно и то же.
     Воспользовавшись описанием Фулканелли особняка Лальмана в Бурже, где указываются три важные точки Делания, подставим сюда наши неизвестные и получим связный текст: “Смерть вещества (Гусь-Железный) сопровождается появлением темно-синей или черной окраски, которую символизирует ворон, иероглиф caput mortuum Делания. Ворон — показатель и первый признак разложения, разделения элементов и последующего рождения Серы, красящего нелетучего начала металлов. Крылья у черепа указывают на то, что после удаления летучей водной фракции происходит распад, разрыв связей. Умерщвленное вещество превращается в черную золу (Гусь-Порохово), напоминающую угольную пыль. Затем, под действием внутреннего огня, образующегося при распаде вещества, зола прокаливается и теряет грубые нестойкие примеси — рождается чистая Соль (Гусь-Хрустальный), постепенно окрашивающаяся и приобретающая сокровенную огненную силу”.

     Теперь мы точно знаем, что речь шла о населенном пункте Гусь-Парахино. Вероятно, на том форуме, где мы повстречали вариант Гусь-Порохово, была допущена ошибка, приведшая нас в смущение.
     Следует также, по слову мастера, обратить сугубое внимание на некоторые обычаи русского народа и малые жанры нашего фольклора.
     Когда летят гуси, вслед им кричат: «Задний переднего перегнал!» Также и в алхимии — один гусь, то есть ртуть, другого рождает, а тот его же и обгоняет, причем впоследствии питается им: «И то бывает, что свинья гуся съедает».
     «С гуся вода, с тебя худоба», — приговаривают в бане, окатывая малыша водой из шайки. Баланс стихий — необходимое условие роста нашего Камня, который должен избегать как переувлажнения, так и пересыхания компоста, сиречь погоста, где он произрастает. Вот почему народная поговорка гласит: «Ни в печи, ни под столом не заставай гуся, а застань на столе; в печи: рано; под столом: поздно, одни кости». Выдворение гуся из печи тоже особая церемония. В Астраханской губернии стряпуха прежде на свадьбе говаривала: «Гусь  из  печи  не  лезет!» Тогда дружка поил ее вином и стрелял из ружья в печь. Только после этого подавали гуся. Вино здесь выполняет функцию так называемой пропитки, каковая составляет едино естество с тем, чтó она пропитывает. Пропитка может символически совпадать с тайным огнем, открываемым не столько на поражение, сколько на отворение печуры-каверны.
     Гусянками и полугусянками некогда назывались крытые барки, ходившие по Оке, Цне и даже самой реке Гусь. Корму гусянки зачастую украшала резная гусиная голова в короне. Рубили такие гусянки и полугусянки в Касимове, чей старинный герб украшен не мечетью, не минаретом, не текие, но остовом гусиного судна, увенчанного коронованой гусиной головой.
     На праздник Алексея-с-гор-вода, 17 марта, бывал день гусиных боев. Неслучайно эта дата так близка к весеннему равноденствию. Согласно герметической философии, это время наиболее благоприятное для начала Великого Делания. Один же из важнейших сюжетов алхимической работы представляет собой схватку двух непримиримых противников: хорасанского кобеля и армянской суки, двух мужланов, витязя и змея, ну, или, двух гусаков.
     В связи со сказанным нелишним было бы вспомнить деревню Арсамаки, находящуюся на половине пути из Владимира в Гусь-Хрустальный. Местные жители утверждают, будто название это, дескать, татарское, поскольку сюда некогда дошли татары и с ними была большая битва (какая именно — они затруднились уточнить), отсюда топонимы Арсамаки и Побойки. В своей книге «Священная Артания» мы приводим Арсамаки в связь с греческим αρσαμαχ?α, что можно перевести как «медведеборчество», «правдоборчество» или даже «русоборчество». Кстати, похожее слово — «сиромахи» — мы находим в южнорусском диалекте. Так жители более теплых мест называют волчье племя. Корень «сир» в своем семантическом значении эквивалентен корню «арс», «урс», «рус» и означает «царь», «господин». Таким образом, «сиромахи» — это те, кто грызут «царя» — медведя (во многих индоевропейских языках медведь — «арк» или «арт»). Кроме того, имя «Арсамаки» есть фонетический вариант от «Арзамас». То, что здесь использовано греческое слово не так уж невероятно. Так, например, на раскопках в Плёсе была найдена чаша с надписью Διον. Причем надпись была явно местного происхождения.

     Итак, Арсамаки и Побойки представляют собой иероглифы алхимической баталии, которая также именуется «Древней битвой конных». В Арсамаках — находятся заброшенная церковь и кладбище. Есть источник, почитаемый некоторыми как святой.

     Мы, впрочем, несколько отвлеклись. После этого небольшого отступления стоит вернуться к другим толкованиям наших малых форм фольклора, предложенным гусевским волшебным старцем.
     Субъект двойственен, он содержит в себе Серу и Ртуть. Два содержатся в одном  — «чайка гусь, и ворона гусь», — как говорят в народе, но одного из агентов недостаточно. «Одним гусем поля не вытопчешь», — гласит народная мудрость. Впрочем, и двух недостаточно, нужно третье, содержащее в себе первое и второе. И называется оно солью. Кстати, еще каких-нибудь сто лет назад гусаком называли выварную соль в виде сахарной головы.
     «Полетали за море гуси, а прилетели — тож не лебеди!» Субъект-то всегда один. И Философский Камень получается не из чего иного, как из Камня Философов. Обработка гуся-ртути в случае сухой работы называется музыкальным искусством, поскольку во время Философского Делания слышны странные скрипы и свисты: «Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны».
     Много и других историй да присказок слышали мы от мастера. Всех не перескажешь. Но время от времени, к случаю приводить их будем.
     Иных приводили в замешательство наши упоминания так называемой Лесной школы, каковую-де основал в 70-е гг. прошлого столетия Веков К.А. Нас часто спрашивали, в том числе и публично, о чем здесь речь. Этот вопрос, вероятно, должен до поры остаться без ответа. Причиной тому вовсе не наше нежелание что-либо утаить от интересующихся, но всё та же манера поведения мастера. Порою он и впрямь говорил о некой лесной избе, где он обучал герметическим наукам одаренных учеников. Иной раз Веков К.А. упоминал какие-то детали своих «уроков» и даже называл имена учеников, приводил в пример их вопросы. Но бывало, что при нашей личной с ним встрече, он запросто заявлял: «вы и есть моя Лесная школа». Из чего можно сделать вывод о том, что Лесная школа — это не какой-то «Хогвартс», а не более чем сообщество собеседников мастера. А это мог быть кто угодно.
     Феномен «Веков К.А.» — это, в конечном счете, феномен русского человека, который, по определению классика, «широк». И в то же время — это явление интернациональное. За фигурой мастера угадываются такие персонажи мировой литературы, как Пантагрюэль, Кола Брюньон, Швейк, Дед Щукарь. За тем исключением, что здесь мы имеем дело с реальным человеком, который не был также и трикстером в расхожем смысле слова. Очень хотелось бы донести все его своеобычные жесты, мимику, с позволения сказать, повадки. Но мы никогда не ощущали в себе особого таланта к портретам. Человек — даже такой — нас интересовал всегда крайне мало. Поэтому впитанное от мастера — это не «сермяга» его краснобайства, а вполне определенный круг идей.
     Веков К.А. не родился сам по себе замечательным герметиком, исследователем алхимических тайн. У него были если не учителя, то по крайней мере наставники, направившие его на тот путь, который и привел его впоследствии к определенного рода практике и, сколь бы ни казалось опороченным сегодня это слово, к доктрине. Мы не сторонники представления, согласно которому любой мыслитель есть порождение той социальной среды, где он развивался. Однако влияние среды полностью сбрасывать со счетов мы также не стали бы. Как мы полагаем, в прежние века любые производства, связанные с обработкой, особенно огненной, металлов и минералов, подразумевали знакомство лучших из мастеров с доктринами, отличными от современой химии. Чаще всего речь шла о спагирии, которую тоже ведь не следует считать всего лишь жалкой предшественницей современой химии. «Парацельсова наука», к которой благоговейно апеллируют сегодняшние сторонники гомеопатии, представляла собой по большей части именно спагирию, а не алхимию, как принято думать в так называемом «цивилизованном научном сообществе». Но это не значит, что Парацельс не интересовался алхимией и не занимался ей. Равно как и относительно «высших мастеров», работавших на производствах, связанных с обработкой минералов и металлов, нельзя сказать, что они владели только спагирическими арканами. Изучая историю европейской алхимии, мы видем, что там спагирия и алхимия всегда шли рука об руку. И те, кто изготавливали первый европейский фарфор или порох, или яды, или стекло, были зачастую искателями Философского Камня.
     Чтобы по-настоящему ощутить дух места, породивший феномен «Веков К.А.», необходимо обратиться к истории Гуся-Хрустального.
    
     Начало гусевскому хрустальному заводу было положено в 1750 г., когда Аким Мальцов приобрел у саранского помещика Николая Симонова село Никулино с прилегающими землями — в том числе с урочищем Шиворово, где после вырубки леса в 1756 г. и принялись отстраивать по-новому хрустальный завод. «По-новому», ибо по-старому завод уже более 30 лет стоял в Можайском уезде. Но по указу Сената о снесении «винокуренных, медных, железных и стекольных заводов в пределах г. Москвы и от Москвы в двухстах верстах», один из братьев Мальцовых — Александр — перенес дело свое в Трубчевский уезд (ныне территория Брянской области), другой же — упомянутый Аким — во владимирские земли. Аким Мальцов перевез в эти

Памятник Акиму Мальцову

места из Можайского уезда семьи мастеров — «74 мужских души и 82 женских души». Вскоре был построен и второй завод — оконного стекла.

     Решение Сената о переносе ряда предприятий за 200-верстовую черту от Москвы явилось неслучайно. Сложно себе представить, но в XVIII в. о чистоте окружающей среды заботились куда больше, нежели ныне, в так называемое «цивилизованное время».
     История Мальцовых внешне очень похожа на историю Баташовых. Но только внешне. Казалось бы, столько совпадений. Во-первых, само место. Во-вторых, владельцам заводов, находившихся не на «дистанции огромного размера» от Москвы, пришлось из-за распоряжения Сената покинуть прежнее место производства. В-третьих, два брата разделили производство и перенесли его в разные края. Наконец, в-четвертых, Мальцовы, как и Баташовы, будучи купцами, «восстановили» свое дворянское достоинство, как это, зачастую не совсем честным образом, практиковалось в XVIII в. Но при всём сказанном, за семейством Мальцовых не кроется ровным счетом никаких тайн, кроме тайн производства. Поэтому говорить мы будем только о них.
     Традиционно хрусталь изготавливается путем сплавления оксида свинца с кремнеземом, основой для которого берется правильно выбранный и надлежащим образом приготовленный песок. Используются и другие добавки. Одна из наиболее используемых — поташ. И это весьма характерно. Здесь нелишним будет напомнить об одной из возможных этимологий фамилии «Баташов». Баташов был выведен как Поташев и у Мельникова-Печерского. Баташов из Гуся-Железного, таким образом, является знаком необходимого агента для приготовления хрусталя. Сплав обрабатывается при помощи ручной работы. В прежние времена использовались выдувание формы и ее внешняя обработка в расплавленном виде. Эффект «игры света» — дисперсии — возникает после огранки заготовки. Помимо огранки мастера также используют гравировку, резьбу и шлифовку.
 
 
 
В этих домиках старые мастера учили своих учеников
 
 
 
Господский дом
 
     Промышленный хрусталь получил свое прямое название по аналогии с горным хрусталем — бесцветным кварцем, кристаллической модификацией кремнезема. Здесь и впрямь есть определенное соответствие, но необходимо не забывать, что вещество естественное и вещество обработанное, согласно традиционным герметическим воззрениям, — разные вещества.
     Секрет приготовления хрусталя был известен еще в Древнем Египте и Месопотамии. До нашего дня дошли артефакты, свидетельствующие об этом. Позже секрет был забыт. По крайней мере в Европе он был долгое время неизвестен. Лишь в 1676 г. англичанин с говорящей фамилией Джордж Рэйвенскрофт, то есть Георгий-Вранова-Сила, вновь обрел этот «философский камень» спагирии. Ворон, согласно алхимическим воззрениям, есть знак работы в черном, нигредо. Ворон в отдельных случаях может выступать символической подстановкой свинца, что весьма примечательно. Таким образом, история, представляющая собой Алхимический Акт Бога-Вседержителя, оставляет нам подсказки.
     Долгое время английский хрусталь считался непревзойденным. Но в XVIII в. именно мальцовский хрусталь составил ему конкуренцию. «Брильянтовая отделка» гусевского хрусталя сделала его широко известным за пределами Российской Империи.
     Наряду с дорогим хрусталем гусевской завод изготавливал также и оконное стекло, бутылки, даже листовое железо, а супротив того еще и колбы, реторты, стеклянные трубки для химических работ.
     В XIX в. гусевской завод, называвшийся об то время Гусь-Мальцовский, но еще не Гусь-Хрустальный, начал с какой-то поры терпеть убыток. Тогда Иван Сергеевич Мальцов, внук Акима Мальцова, предпринял поездку в Чехию, в Богемию, где ознакомился с тамошним производством всемирно известного хрусталя. Богемский хрусталь, использующий калиево-кальциевое стекло, был существенно дешевле. По этой причине производство такого рода хрусталя было предпринято и на гусевском заводе.
     Однако помимо бытовой посуды на Гусь-Мальцовском заводе тамошние мастера создавали подлинные произведения искусств, при изготовлении которых уже не учитывалась ни цена работы, ни затраченное на нее время. Хрустальные цветы, фонтаны, фантазийные волшебные вазы, как будто выхваченные из внебытия взором пробуждающегося сновидца. Все эти «стеклянные сады» светятся разными цветами, образованными при помощи хитроумных добавок. До XX в. при изготовлении некоторых изящных произведений из хрусталя в качестве добавок использовался, в частности, уран, придававший характерный зеленый оттенок полученным с его помощью изделиям. Уран был очень дорогим агентом. Его использование вменялось лишь мастерам. Поэтому мешочек с редким металлом, как было заведено, мастера подвешивали под своим стулом. Евгений Головин, выдающийся русский знаток герметической науки, настаивает на том, что уран был знаком спагирикам и алхимикам и в более отдаленные времена. Впрочем, в какой-то момент было замечено, что «мастера стула» слишком быстро умирают. В самом скором времени это связали с пагубным воздействием урана, который вследствии того и был изъят из производства, однако до сих пор еще представлен на экспозиции гусевского хрустального музея, располагающегося в здании бывшей Георгиевской церкви.
 

     Про самих мастеров хрустального дела никто, кажется, специально не писал. Однако мы были бы рады, если что-нибудь подобное выплыло бы на свет. Одно понятно, это были настоящие знатоки своего ремесла, во всяком случае те, кто делали единичные вещи на заказ. Безусловно, они составляли высшую страту среди работников завода. И конечно же, их секреты передавались из поколения в поколение.
     Георгиевский собор, ныне являющийся главным украшением Гуся-Хрустального, строился в 1892–1903 гг. по проекту Л.Н. Бенуа. На волне национального подъема храм этот строился в характерном стиле древнерусского узорочья.

 

Расписывал собор сам Васнецов. Огромных размеров полотно Страшный Суд долгое время томилось вне храма. Ныне оно возвращено обратно.

 

Хотелось бы, чтобы и другие работы Васнецова наконец обрели свое место назначения. К сожалению, до наших дней не сохранился шатер 45-метровой колокольни, придававший городу столь характерную физиономию. Особое внимание привлекает смальта в алтаре бывшего собора на богородичный сюжет «О тебе радуется». Смальта — особый вид мозаики из непрозрачного стекла. Смальта Георгиевского собора была выполнена В.А. Фроловым по эскизам Васнецова и до сих пор производит незабываемое впечатление на всех посетителей.

 

     Гусь-Хрустальный получил свое имя лишь в начале XX в. Это имя было заслужено заводом и городом, возникшим вокруг него по праву. Ничего случайного в истории, творимой Господом Богом, участвующим в каждом часе и в каждом миге творения, не бывает. Неслучаен Гусь-Железный, стоящий на реке Гусь, неслучаен и стоящий на этой же реке Гусь-Хрустальный, где вырос и стал тем, кем он стал мастер Веков К.А.

Комментарии

Ключарь аватар

Олег, поздравляю

....

 зри в корень "Ур"

Отто Устриц аватар

С Днём Рожденья, Олег!

С Днём Рожденья, Олег!

Лев Каждан аватар

С днем рождения!Между нами

С днем рождения!Между нами все в силе?Насчет завтра в 16.00.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег,поздравляю с днём

Олег,поздравляю с днём рождения. Надеюсь тебя завтра лицезреть. Готовлю" парадный мундир"))

Лев Каждан аватар

Значит мы с тобой завтра

Значит мы с тобой завтра увидимся.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Олег, поздравляю с Днем

Олег, поздравляю с Днем Рождения! Учти, что завтра солнечное затмение, а тебе 33. Так что без фокусов там.

Ex Borea Lux!

Ололо аватар

С Днем Рождения!

С Днем Рождения!

bezgol аватар

 поздравляю с Днем Рождения!

 поздравляю с Днем Рождения! и ерунда это, с затмениями..:))) всё будет хорошо :)))

(всё что говорю дели на два иль умножай по обстоятельствам)

Лев Каждан аватар

Тане

Раз ты зашла на Артанию значит ты в Красногорске а не в Вороново.Баночку из-под чая завезти?Я ведь сегодня поеду к Фомину.К 16.00.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

bezgol аватар

я вообще переехала из

я вообще переехала из красногорска вместе с интернетом и тд. и живу в другом месте, про банку я тебе говорила - мне пофиг, у меня знашь ли этих банок :))), и кончай мне звонить по идиотским поводам :)))

(всё что говорю дели на два иль умножай по обстоятельствам)

Лев Каждан аватар

Таня не ругай меня.Я пьян я

Таня не ругай меня.Я пьян я после дня рождения.Даже не помню кто ты.То ли Таня то ли нет.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Всем спасибо. Что касается

Всем спасибо. Что касается солнечного затмения, то относительно себя я воспринимаю его как добрый знак: "Не все умрете, но все изменитесь". Жаль только ничего не успел я в этом мире доделать. Но, кстати, солнечное затмение в Дании - это не солнечное затмение в средней полосе России. Затмения всегда территориальны и являются знаком для той страны, над которой они происходят.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Максим Борозенец аватар

Прошу прощения за дезу -

Прошу прощения за дезу - затмение на самом деле лунное. Ведь это совершенно меняет дело! Луна же очень управляет твоим знаком, и тобой лично, Олег, так как ты повышенно чувствителен к психическим флуктуациям. А сегодня, в этот знаменательный день, ее влияние символически подавлено. Воистину "все мы изменимся"! Восстань Солнцем!

Ex Borea Lux!

Насчет влияний луны. Ты

Насчет влияний луны. Ты знаешь, я уже два дня рыдаю, не переставая. Вчера ходил за покупками в тот магазин, где ровно год назад мы ходили с Миланой. Сегодня дозвонился до нее, узнал, что нашла-таки себе кого-то, точнее кто-то ее себе нашел. Можно сказать, последняя надежда отпала. Мне нужно срочно найти себе кого-то или я таки решусь. Я вообще ничего не делаю последнее время. И не могу делать. Только лежу часами. Да еще жру, сру, пью, ссу и сплю. Если бы не пил, наверное было бы еще хуже.

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

Лев Каждан аватар

Сам тоже лунатик.В лунные

Сам тоже лунатик.В лунные ночи вообще не сплю.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Максим Борозенец аватар

Украина Вам поможет! :)

Украина Вам поможет! :)

Ex Borea Lux!

Лев Каждан аватар

А что сегодня было солнечное

А что сегодня было солнечное затмение?Если где-то и было то не в Москве.А если и в Москве то не на Южке.Я ничего не видел.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Лев Каждан аватар

Сейчас прочел на мэйл.ру что

Сейчас прочел на мэйл.ру что будет лунное затмение.Сегодня после 12 дня.Но увидеть его смогут только там где ночь когда у нас день.Т.е.в западном полушарии.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Ушкуйник киберпространств аватар

присоединяюсь к

присоединяюсь к вышеизложенным поздравлениям! многая лета главному редактору сайта сего!

Саня Кипр аватар

Олегу! Пусть сбудется!!

Олегу! Пусть сбудется!!

Sane Keeper

Михаил аватар

Вчера поздравил лично,

Вчера поздравил лично, сегодня подтверждаю свои поздравления "в дистанционном режиме". Многая лета!

Лев Каждан аватар

Как доехал вчера?Я от самой

Как доехал вчера?Я от самой Щуки ехал один домой с сильным алкогольным головокружением.И таки доехал.Хотя при пересадке с Баррикадной на Краснопресненскую я один поезд пропустил ибо мне показалось что это поезд-призрак(см.arthania.ru/node/717).На пролете "Парк Культуры"-"Юго-Западная" все было благополучно.От "Юго-Западной" я взял такси до дому и заплатил стольник за две остановки не соображая что делаю.И в довершение всего позволил себе пьяную выходку в  адрес ЕАФ позвонив ему и попросив к телефону скотча Лордика.Теперь прошу у него извинений.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Ключарь аватар

....

.....

 зри в корень "Ур"

Михаил аватар

Я нормально доехал

Я нормально доехал, вроде, без приключений ))

Ключарь аватар

 Олег, нашел ссылку на тебя у

 Олег, нашел ссылку на тебя у одного автора, возможно тебе будет интересно:

 http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/08/780/72.html

 зри в корень "Ур"

Андрей Чернов аватар

...

Незнаком с этим ГБ.   Но у в КПИ имеется соответствующая структура   И уж очень давно...     ;)

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

мертвец аватар

Жили у бабуси три весёлых

Жили у бабуси три весёлых гуся...

Один серый, другой белый,

Третий мощный юзер.

Один серый, другой белый

Кабы у Ягуси...

 

Если стал бы красным Кафель,

Стал бы Филька наш как вафель.

А пока не вафель Филька,

И лосось всё та же килька...

 

Перед камерами мялись

Как сказать cum grano salis..

Но сказали всё ж, авось 

Бог и нам прокинет мост...

 

А пока Он вечно ждёт,

Время дел - водоворот...

 

 

мертвец