О вавилонском либерализме

Принято считать :), что царство количество неотделимо от знамений времени, что именно современность отмечена переходом от общины (Gemeinschaft) к обществу (Gesellschaft), а от общества - к "толпе одиночек". Принято считать, что либерализм как парадигма, в которой и существует царство количества, берет свое начало если не прямо в 1789 году, то немногим ранее, с торжества протестантской этики над католической догмой.

"Но есть нюанс".

Профессор Александр Немировский - видный современный востоковед, семитолог, ассириолог, и вообще большой специалист по древней Передней Азии

(кстати, очень рекомендую его "Удел Могултая" и ЖЖ - http://wyradhe.livejournal.com)

еще в древнем Аккаде и вообще в Междуречье фиксирует ментальный комплекс, который он называет "вавилонским способом мышления".

 Картинка 68 из 139118

"Вавилонское мышление", насколько я понял, характеризуется следующим:

- восприятие любого отношения как договора;

- восприятие любой общности (от семьи до государства), как команды индивидов, связанных договором или клятвой;

- ориентация на имманентное, посюстороннее;

- допускается право трансцендентного на существование, но при этом оно воспринимается как нечто враждебное и зловещее; страх смерти

- комфорт и удовольствия индивида - высшая, и по сути, единственная, ценность;

Картинка 39 из 2916

- "вавилонянин" не понимает, что такое идея (что в платоновском, что в обыденном смысле), идею он воспринял бы, как некий сверхценный бред

Получается, что противоложный "вавилонству" полюс - это Платон, и вся, наследующая Платону традиция. Где-то между этими полюсами, но ближе к Платону и бесконечно далеко от "Вавилона" - "Афины" и "Иерусалим".

Слом "вавилонского мышления" происходит с началом осевого времени (по Ясперсу) - VII-I века до н.э. А его реабилитация начинается с эпохой Просвещения, переживает почти фатальный кризис в первой половине XX в., и вновь входит в силу в наше время.

Кстати, выходит, что вавилонские темы в пелевинских Generation P и Empire V не так уж случайны.

 Картинка 3 из 177

Сам проф. Немировский, будучи последовательным либералом (и притом умным, что крайняя редкость) оценивает реконструированное им мировоззрение сугубо положительно, а всех "сверхценников" - сугубо отрицательно. Собственно, и либералы и демократы последних трех веков подозреваются им в несоответствии вавилонскому эталону, ибо служат идее, истории, прогрессу, но не своему личному благу.

Чтобы было понятнее, вот программное эссе Немировского о Георгии Иванове: http://www.wirade.ru/babylon/babylon_streloj_nemvroda_g_ivanov.html , которого он считает последовательным и полноценным "вавилонянином", которому, к несчастью, довелось жить в сверхидейном XX веке.

ЗЫ. Что, собственно, можно сказать по этому поводу? Один раз "город крепкий" уже пал.