о традиционализме

 Вообще-то  верность своему , своей традиции  противоречит традиционализму.   традиционалисткий универсализм ,  как активно утверждаемая позиция  чреват  потерей  духовных ориентиров   поскольку  они становятся неясными за общими архетипами. Теряется  абсолютная уникальность конкретных традиций  и погружение в своё подменяется плаванием по поверхности   моря архетипов :)

Буддистам дорого именно просветление  а не архетипическая общность их  пути с каким-то путем ещё. Архетипы усматриваемые традиционалистами    , так называемая "примордиальная традиция" лишь затемняют  восприятие людьми конкретной традиции важных  для них моментов истины своего.Кроме того тезис о существовании примордиальной традиции  находится в конфронтации с уникальностью и значимостью основания конкретных традиций  для их представителей.

Просветление Будды,  Крестный путь Христа , откровение Аллаха  Муххамеду для  представителей соответствующих конфессий  первичны ,а  укорененность в чем-то сомнительна.   Если бы это что-то ( примордиальная традиция) и правда имела место то  не нужны были бы  вышеописанные  великие  деяния верой в которые и живы конкретные религии.

Комментарии

Лев Каждан аватар

Мой дискурс в традиционализм

Мой дискурс в традиционализм вполне укладывается.Ибо столь любимые мною общие черты мистических учений-это и есть те самые архетипы.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Mahtalcar аватар

Нищий, я уже года два на

Нищий, я уже года два на Артании постоянно пишу о том, что есть христианский традиционализм и чем он отличается от классического традиционализма. Вчера об этом здесь же написал Александр Иванов - ярче и понятнее некуда.

Любой традиционализм предполагает возведение элементов разных Традиций к некоему архетипу. Вы же наверняка знаете, что праздники, обряды, ритуалы, мифы у всех народов невероятно похожи, и заимствованием это обЪяснить нельзя. Можно обЪяснить или происхождением от одного исторического источника, или транслированием из одного трансцендентного источника. Структуралисты обЪясняли одинаковостью человеческого сознания, но это уж совсем сомнительно.

Отсюда вопрос: несистематизированные "традиционные"/"языческие" ритуалы всех народов мира (в том числе и принявших "высшие религии", и не исключая даже иудеев) - к какому источнику-прототипу их возводить? Что является ключом к прочтению? Мне известны лишь три широкомасштабные ответа на этот вопрос о причинах схожести традиций народов мира - три версии традиционализма.

1. Неоплатоническая олимпийско-солярная: Плотин, Прокл, далее вплоть до Генона, Эволы, Шпенглера. Она предполагает аполлонический или митраистский монотеизм.

2. Эзотерически-исламская. Согласно ней, Аллах в разное время посылал многие тысячи пророков к тысячам народов. Языческие обряды - осколки исконной исламской Традиции, которая затем в окончательном виде была утверждена Мухаммедом.

3. Христианский традиционализм. Согласно нему, всё "язычество" суть осколки Традиции почитания Св. Троицы, в которой пребывали Адам и Ной, представителем которой был царь-жрец Мелхиседек. Люди, помраченные грехом, забывали целостный смысл Традиции, сохраняя отдельные её элементы. Жизнь Христа стала конкретно-историческим воплощением того, что в противном случае можно было бы лишь логически реконструировать из традиций мира. Земная жизнь Христа дает ответы на все вопросы о том, почему народы мира приносили жертвы, праздновали очистительные праздники, причащались "телом и кровью" языческих богов и проч. Только теперь это дано не в мифе, а в осязаемой истории. В отличие от баснословных Осириса, Диониса, Адониса - Христа все могли видеть и щупать. Христос не отменил ни одной черты из "язычества" - но всем чертам он вместо ложного и спутанного, блудного смысла дал ясный и истинный.

Христос пришёл перед наступлением самого страшного, темного века истории. Чтобы люди не погибли в нём, Он основал видимую Церковь, дав ей полномочия совершать Таинства для спасения и подкрепления людей. При этом наиболее сокровенные задачи Христос возложил на скрытый от глаз посторонних тайный круг. Мария Магдалыня, апостол Иоанн - доселе не умерший, а пребывающий, Илия и Енох, Иосиф Аримафейский. И другие хранители. Они хранили Чашу - Чашу, сделанную из глаза Сатаны в начале времен, Чашу, в которой пребывала затем Кровь Христа. Затем Чаша была у имп. Константина и т.д. Благодаря как видимой, так и невидимой Церкви еще держится мир.

Из авторов, наиболее значимых для понимания христианского традиционализма, следует назвать св. Климента Александрийского, св. Григория Нисского, св. Дионисия Ареопагита, св. Максима Исповедника, св. Григория Паламу, св. Серафима Саровского, из западных - Данте, Жозефа де Местра, Иоганна-Георга Гамана, Гвидо де Джорджио, Элиаде, Толкиена, Парвулеско, из русских - Флоренского, Эрна, Лосева, Миролюбова, Микушевича, Карпца, Юрия Стефанова, Дугина, и конечно же, наших родных артанцев - Фомина, Александра Иванова и Вашего покорного слугу.

если не вдаваться в детали

если не вдаваться в детали мне представляется что  обьяснение из общности сознания  наиболее близко к истине.Из общих интенций, общности полагания.

Правда не сознания, а  характера   существования.  Религия , вера  ,есть пространство существования, в котором существуют верующий и предмет его веры.  В отношении  язычества(религий народов)  , я кстати склонен согласится с структуралистами.  Нерефлексивное отношение  к миру предполагает одни и те же мифы  с небольшими  различиями. ..   бессознательное отношение,    Das Man   одинаков,то есть  выбор быть слепой частью  чего-то ,а не собой. Это не значит что с уходом язычества с исторической авансцены     Das Man  прекращается , нет.   В отношении к великим религиям тоже есть элемент нерефлексивности убивающей дух: " Евангелие надо не читать ,а целовать"(С).

 " Великие религии"  от зороастризма до ислама  предполагают рефлексию , осознанность ,личный выбор. Их создатели обращаются к личности в центре их внимания - экзистенциальные проблемы .   Понятное дело во всех них кроме  дзен  присутствуют нерефлексивные элементы но все же...

Мне сложно спорить с христианином о христианстве и все же... Христос не пришел дать тому что было иной смысл.Как вообще можно говорить что он не отменил ни одной черты язычества??  " Эллинам- безумие , иудеям-соблазн".  

 Он - ответ на вопрос о смысле  , один из возможных ответов.

  Поэтому   христианство несовместимо с циклическим временем, которое есть именно отрицание какого-либо смысла существования. 

Насчет "сокровенных задач"- не верю я в  них вообще .  И никто кроме Вас и узкой группы Ваших единомышленников в них не верит.  Достижение духовного совершенства- святости- смысл  человеческого существования. Все что необходимо для этого должно быть доступно всем кто желает последовать .  В этом смысл прихода Христа единственный.  " Бог стал человеком чтобы человек стал Богом". А все остальное "от лукавого".

 

 

 

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

1. Т.е. Вы считаете, что

1. Т.е. Вы считаете, что западный Модерн выражал себя неадекватным языком и только обращение к дзену поможет достигнуть полного, абсолютного Модерна?

2. Линейное время началось уже с Адама. Другое дело, что очень долгое время изменения были столь медленны, что линейность не осознавалась. Только к железному веку линейность стала явна для всех, кто познакомился с железом. И вот в этой точке и появился Христос. Христианство убивает линейность изнутри самой линейности. В этом его смысл. Внутрь какой угодно линейности и кали-юги оно вносит вертикальное, вечное измерение - и отныне даже в неблагоприятных эсхатологических условиях человек может спастись и обожиться.

обращение к Дзен разрушает

обращение к Дзен разрушает любую иерархию,  освобождает и снимает абсолютизацию всего.  Модерн- есть абсолютизация имманентного  становления. Каким образом обращение к Дзен может " помочь достичь абсолютного модерна"?

 Только внутри линейного времени  имеющего начало и конец возможен смысл истории  то есть эсхатология.   Для христианина вера в это обязательна вообще-то.

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

Для христианина смысл истории

Для христианина смысл истории в том, что эсхатология раз и навсегда покончит с кошмаром линейного времени.

Кстати, человек традиционных обществ - это почти всегда дифференцированный человек. Das Man - явление позднего Модерна и особенно Постмодерна.

Я полагаю, Das Man  был

Я полагаю, Das Man  был всегда.  

Осторожно!  возможна провокация!

)))

и очень мало того, что было и есть кроме него... Сплошной фанатизм(((

λογοζ νοθοζ (h)

но цикличное время гораздо

но цикличное время гораздо хуже в нем существование присутствия вообще лишено всякого смысла.

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

циклическое да, а стоячее,

циклическое да, а стоячее, неподвижное? "Времени больше не будет" - на этой надежде основана христианская эсхатология.

да я знаю .

да я знаю .

Осторожно!  возможна провокация!

источник

источник

λογοζ νοθοζ (h)

В Музее народов Востока лет 9

В Музее народов Востока лет 9 назад висела в экспозиции Тибета потрясающая картина " Карпы". К сожалению в Сети её  я не нашел.

Осторожно!  возможна провокация!

угу

я видела её))) и в альбоме есть- перееду, достану альбом и сканер и поставлю сюда

λογοζ νοθοζ (h)

Будет очень хорошо если

Будет очень хорошо если сканируете

Осторожно!  возможна провокация!

for Нищего only

читаю присланного Вами Судзуки: удивление растёт с каждой страницей! Была в полной уверенности, что начала с Корнфильда, как Вы и рекомендовали, но файлы в книжке перепутались и оказалось так...

По мере чтения сами собой начали вырисовываться два контура-

расплывчитый, но различимый- контур понимания почему буддизм включон в четвёртую мировую религию на равне с тремя монотеистическими религиями Откровения...

второй контур по ходу чтения оформляется подробными, чёткими и мельчайшими деталями. Это гора, которая называется "Бесы" Достоевского... "Бесы" встали фоном всего чтения... и внимание одновременно и равно распределено как на тексте Судзуки, так и на мысле о "Бесах"...

Такие вот картинки по ходу)))

Вам, разумеется, премного благодарна, пойду продолжу...

λογοζ νοθοζ (h)

интересно  , напишите

интересно  , напишите пожалуйста как именно "Бесы" стали фоном? 

 

Осторожно!  возможна провокация!

отвечу обязатель, у меня

отвечу обязатель, у меня переезд и...

а пока вот, если не читали- новый евразийский разворот))

http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1625

... и крикливые станут последними...

)))

λογοζ νοθοζ (h)

кстати уже купила три книги

кстати уже купила три книги Судзуки- очень его тональность повествования нравится.

Статья Заньньковского очень понравилась. Из неё следует, что не освоившие основ дзена в ЕСМ скоро уже будут не рукопожатными)))

меня тоже очень фасцинировало, частое упоминани о "ущипнул нос" и "бамбуковой тростью по голове"

потом это как-то осозналось через образ: ученика как черепаху или улитку бьют по носу и конечностям, что б загнать в себя и эксайт сменился бы инсайтом...

а Вы что про статью скажете? И про такой евразийский разворот?)))

λογοζ νοθοζ (h)

понимаете нет Логоса Запада и

понимаете нет Логоса Запада и Логоса Востока , есть просто Логос и не- Логос .Как есть Дзен и не- Дзен( я понимаю всю рискованность последнего предложения).Можно обнаруживать Логос на  Востоке или Дзен на Западе , но это будут именно Дзен и Логос.

Включение во что-то (гео)политическое  Логоса мне кажется снижает уровень проблематики. Простите , но я вижу именно так. Русский Логос-это Логос на русском языке.

Относительно  Дзен  - может лучше его просто практиковать чем включать в метафизику или тем более геополитику?  Говоря о Дзен мы всегда находимся вне его.  Поэтому мастера Дзен это порицают .  Дзен снимает дуализм ,а если о нем говорить мы  попадаем в ситуацию где есть  Дзен и не-Дзен . И вместе с тем как мы можем узнать что-то о Дзен не говоря ничего о нем? Коль скоро мы говорим о нем мы им задеты и вовлечены вероятно , а это уже хорошо. Метафора с "недвойственностью  России"  в тексте Заньковского ужасна , тем более, что он  в какой-то мере насколько я понял знаком с Дзен.

О Шунье - нет иной  Пустоты чем пустота мира форм . Об этом всегда надо помнить   если мы  хотим понять Дзен.  А вообще конечно то, что Дзен попадает в умственный горизонт  русских интеллектуалов можно только приветствовать.

 

 

Осторожно!  возможна провокация!

"но это будут именно Дзен и

"но это будут именно Дзен и Логос."

именно так и понимаю, и если Вы посмотрите на выставленную на Артании статью Мелентьевой - то сой комент и был таков, что нет Логоса Хоры)))

имхо, такие абрисы суть пропедефтика, во всяком случае со стороны АГД... согласитесь, такой разворот в ракурсе... не прост, учитывая ВЕСЬ контекст.

"Относительно  Дзен  - может лучше его просто практиковать чем включать в метафизику или тем более геополитику? "

разумеется, поскольку уже усекла, что писаний и теорий в Дзен нет... а в остальном, см. выше, т.е.- пропедефтика...

"если о нем говорить мы  попадаем в ситуацию где есть  Дзен и не-Дзен . "

очень понимаю. Опытно. Но это было случайно и не надолго. Но опыт топоса\"состояния внедуальности" ---запечатлелось на всю жизнь...

имхо Антон с ним знаком теоретически, так же как и с суфизмом, Каббалой, тантрой и т.д.

но!

"задеты и вовлечены вероятно , а это уже хорошо."

угу)))

λογοζ νοθοζ (h)

так хочется читать и

так хочется читать и написать, но вот отвечаю Вам в промежутках между разбором старой квартиры, тюками и строительством новой, но мысли все с Судзуки)))

λογοζ νοθοζ (h)

кстати, вот расписание

кстати, вот расписание лектория Музея Востока на 12-13 год

http://www.orientmuseum.ru/visitors/lectures1/#6

λογοζ νοθοζ (h)

Mahtalcar аватар

Лично с Заньковским я не

Лично с Заньковским я не общался, но после вот этой его статьи http://rossia3.ru/politics/russia/lenin_occult я не могу воспринимать его всерьёз.

P.S. В своей рецензии на "В поисках темного Логоса" я отметил, что "логику мест" придумал Флоренский на полвека раньше Нисиды. Опять нет пророка в своем Отечестве? Сколько ж можно наступать на эти грабли, читая Нисид прежде Флоренских...

вай-вай, никто не слышит Медоварова!!!

однако на вечере 1-го декабря АГД только Антону предложил  читать рецензию на презентирующуюся книгу и именно её опубликовал на Арктогее)))

ЗЫ: ну сколько можно читать? пора жить, рефлексировать... до тех пор, пока не настанет момент "разорвать все книги"...

А то не успеете оглянуться в своих разговорах с Кажданом- а вот и пенсия((( И где Тёмный Логос? Где евразийская реализация? (((

λογοζ νοθοζ (h)

Mahtalcar аватар

Темный Логос отрицаете именно

Темный Логос отрицаете именно Вы.

Двести раз уже было сказано, что Темный Логос Диониса противостоит как светлому Логосу Аполлона, так и черному Логосу Хоры, но Вы снова и снова бубните что-то про Хору и про то, что у нее нет Логоса...

про "Бесов"

В обзорной части Судзуки очень тонко, деликатно и с великим сочувствием оговаривает кучу врождённых моментов, которые европейскому сознанию, читающему его строки, будут диктовать иные дефиниции... Судзуки великолепно ориентируется в западной философии (включая религиозную) и глубоко чувствует тот водораздел, который может вообще блокировать сознание европейского читателя и текст будет воспринят превратно... и сам он говорит, что фантазии на тему дзен- сплошь и рядом...

Вот множество этих оговорок, терпеливых объяснений смысла и пути дзена, создают в тексте  некий образ того, для кого это написано. Т.е.-  западное дуальное мышление, самосознание с его ежесекундным "или-или" и гордыней, уникальностью, величием и веры в личное мессианство и полубожественность, ему присущее.

Такой образ- дзено-бежное направление- возникает как дырка в бублике)))

Ассоциация с "Бесами" Достоевского прямая, поскольку он гениально описал (множество психотипов романа) всех нас и наши тайные надежды на выдающуюся собственную судьбу.

АГД говорил, что "Бесы"---это настольная книга ЕСМ)))

А сам роман ведь тоже указывает на нечто иное и сам уже формирует свою дырку... от противного. имхо- это "Шатуны" Мамлеева... Ну а Шатуны... понятно на что указуют...

как-то так...

λογοζ νοθοζ (h)

Лев Каждан аватар

А то не успеете оглянуться в своих разговорах с Кажданом- а вот

Я думаю мы все так на Артании до пенсии и досидим.Я лично на ней уже пять лет.Нищий тоже.Интересно будем ли мы отмечать в 2017-ом году десятилетие нашего пребывания здесь?Нищий как ты думаешь?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

:)

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

Как же Вы собрались отмечать?

Как же Вы собрались отмечать? А конец света 21 декабря?

Лев Каждан аватар

Ну значит на том свете

Ну значит на том свете отметим.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Mahtalcar аватар

Одеколоном?

Одеколоном?

Лев Каждан аватар

В зависимости от того куда

В зависимости от того куда попадем 21-ого декабря.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

...никакой это не буддист...

λογοζ νοθοζ (h)

да ,поскольку дуализм.

да ,поскольку дуализм и раскол экзистенциальный явный

Осторожно!  возможна провокация!

 только

только нек-е факты...

статью А. Иванова о Ветхозаветных пророках-язычниках

http://www.arthania.ru/content/proroki-v-svyashchennom-predanii        публиковали официальные Церковные интернет-издания

традиционалистский альманах Волшебная Гора знают на Афоне, и благословили ряд материалов - по сообщению покойного А. Медведева

про обожение особо великих до Христа учил Максим Исповедник, про ведение Троицы в ту эпоху - Палама...

 

а можно конкретную цитату про

а можно конкретную цитату про обожение до Христа?

Осторожно!  возможна провокация!

Св. Григорий Богослов Слово

Св. Григорий Богослов
Слово на мучеников маккавейских

«Но есть также таинственное и сокровенное учение (весьма вероятное для меня и для всякой боголюбивой души), по которому из достигавших совершенства прежде пришествия Христова никто не достигал этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя ясно открылось уже впоследствии, в определенное время, однако же умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прославленные до Христа. Почему и Маккавеев нельзя унижать за то, что страдали прежде Креста. Но поскольку пострадали по закону крестному...

Mahtalcar аватар

Вот отличная цитата

«В самом деле, Церковь есть всеединство во Христе и всеединство явленное. Поэтому мир, сознательно не исповедующий, т.е. не признающий, не познающий Христа и не живущий по этому познаванию Его — Церковь только в потенции: он оцерковлен лишь в инобытии, не в эмпирии. Разумеется, все истинное и благое, все бытийное в язычестве, в иноверии и в инославии — Церковь; однако — Церковь не явленная, не видимая нам, эмпирически не познающая себя таковою и не познаваемая как Церковь другими. И Платон и Сократ, утверждают отцы Церкви, тоже в Церкви Христовой, однако образ их бытия в ней не эмпиричен и нам непонятен. Нет и не должно быть резкой грани между Церковью и миром (не оцерковленным эмпирически еще или вообще миром); не может быть этой грани даже при самом точном определении Церкви» (Карсавин. Путь Православия)

Mahtalcar аватар

Кельтская Церковь V - XI вв.

Кельтская Церковь V - XI вв. учила, что Христос вывел из ада не только ветхозаветных, но и всех языческих праведников. Поэтому, в частности, был проведен обряд посмертного крещения некоторых из них, в частности Кухулина. В Германии это учение принималось триумфально, пока посланник папства Бонифаций не стал его искоренять.

Св. Григорий Палама Омилия 11

Св. Григорий Палама

Омилия 11 О честном и животворящем Кресте
Как, например, еще прежде пришествия "человека греха, сына погибели", я говорю об антихристе, возлюбленный Христу Богослов говорит: "И ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть" , так и Крест был у праотцев и раньше того времени, как пришел в исполнение. И великий Павел еще яснее уча нас, что и раньше того времени, как придет, антихрист - уже среди нас, говорит, что "тайна его деется среди нас" . Так и Крест Христов, и не явившись еще, был уже среди праотцев: ибо тайна его совершалась среди них."
 

Св. Григорий  Палама. Письмо к Акиндину , посланное из Фессал 

Св. Григорий  Палама. Письмо  к  Акиндину , посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина
…каждое из существ, получивших божественную благодать и обоженных, называется безначальным, вечным, бесконечным, и, что то же, соответственно ей, нетварным. (... ) Поэтому и великий Павел, не живя больше жизнью временною, но жизнью вселившагося в него Слова, божественнойвечной, стал по благодати безначальным и бесконечным (Галатам, 2, 20); и  Мелхиседек , не имея ни начала дней своих, ни конца жизни (Быт 14, 18; Евр. 7, 3) не по своей тварной природе, по которой он начал и окончил бытие, а по благодати божественной и нетварной, всегда превышающей всякую природу и время, идущей от вечно сущего Бога. Итак, Павел был тварен только до тех пор, пока он жил жизнью, происшедшей из небытия, по определению Божию, а когда он стал жить не этой жизнью, а той, которая приходит со вселением Божиим, то он стал нетварным по благодати, как и  Мелхиседек  и всякий, кто стяжал, чтобы в нём жило и действовало только Божие Слово.

Прп. Максим Исповедник. Трудности к Иоанну.

тем, у кого воля (?????) доблестно посредством добродетели преодолела весьма труднопреоборимый закон естества, и движение ума посредством ведения нескверно воспаряет над свойствами времени и века, сим справедливо будет называться не по признакам свойств оставленного ими, но скорее по великолепию воспринятого, по которому и в котором только они и суть, и познаются. ... прилично ему, дабы не естественные и временные качества, как то отец и мать, и родословие, начало и конец дней, от которых он уже прежде совершенно освободился, обладали им, но именоваться по божественным и блаженным признакам, по образу коих он себя претворил, и коих не достигает ни время, ни естество, ни слово, ни ум, ни иное что: сказать вообще, – ничто из существующего. … Единственным же таковым его представляет Писание, вероятно, как первого ставшего по добродетели превыше вещества и вида

тезис о существовании примордиальной трад. находится в конфронта

тезис о существовании примордиальной традиции  находится в конфронтации с уникальностью и значимостью основания конкретных традиций  для их представителей.

 

...по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,

Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека
. Послание к Евреям
 

не знаю, показались ли Вам

не знаю, показались ли Вам конкретными цитаты, но думаю, обратившись к соответствующим главам, сами убедитесь. Добавим прп. Максима Грека: Мелхиседек - священник не точию иудеом, но и языком. Напоминаю Вам, что он Царь и священник ( Послание к Евреям ). 

прп. Ефрем Сирин: 

Моисей написал в пустыне то, что уму Адама открыто было в раю.
От народов первых, которые знали сие без письмени
, от народа, приявшего сие в Писании и уверовавшего, от народов последних, которые прияли Писание от сего народа Божия, и от тех, которые остаются еще при своих жертвах и не уверовали, Богу и Христу и Духу Святому слава и честь и ныне, и во все времена, и в веки веков!

 

уникальность традиций

 не помешала Египтянам и Евреям участвовать в совместном погребении патриарха Иакова, где была вся верхушка Египта; останки его и Иосифа мумифицированы, помещены в ковчег. Нетрудно найти др. черты определённого синкретизма в Еврейско-египетской истории... 

...

Иов тоже не Еврей ни по крови, ни по Преданию

отдельные  люди-да видимо

отдельные  люди-да видимо могли  обожиться до Христа.  Иначе пророки не почитались бы святыми в христианстве.   Видимо и помимо  собственно еврейства и иудаизма. Но это вопрос индивидуальных усилий и   благодати... 

Признание же наличия "архетипической традиции" снижает  значимость прихода Христа и основания им Церкви. Вот с чем я не могу согласится . А то что пророки и Мелхиседек могли обожится я не спорю.

 С тем что:"Земная жизнь Христа дает ответы на все вопросы о том, почему народы мира приносили жертвы, праздновали очистительные праздники, причащались "телом и кровью" языческих богов и проч. Только теперь это дано не в мифе, а в осязаемой истории. В отличие от баснословных Осириса, Диониса, Адониса - Христа все могли видеть и щупать. Христос не отменил ни одной черты из "язычества" - но всем чертам он вместо ложного и спутанного, блудного смысла дал ясный и истинный." несогласие.

 У этого радикально  иной смысл, который отдельные люди могли воспринимать и до его явленности , но только отдельные.В противном случае не было бы сказано: " Эллинам безумие , иудеям соблазн"  , если бы" не отменил ни одной черты из язычества".

Осторожно!  возможна провокация!

А за напонимание о пророках и

А за напоминание о Пророках и Мелхиседеке спасибо. Это позволило мне уточнить и скорректировать позицию.

Осторожно!  возможна провокация!