О Черном квадрате и Николае Рерихе

 

19 декабря 1915 года в Санкт-Петербурге суждено было произойти знаковому событию, касающемуся всей истории живописи и не только ее. Именно в этот день открылась выставка на которой впервые был выставлен и показан публике, ставший потом знаменитым «Чёрный супрематический квадрат» кисти Казимира Малевича. Неслучайно и то, что выставлен он был на самом видном, «переднем» месте; т.е. там где в русской избе находился «красный угол» откуда на вошедшего в дом взирали лики Спасителя, Богородицы, Николы-чудотворца. Но об этом чуть позже... Сейчас заметим только что цена этого «произведения» доходила до 1 млн. долларов США. Вот уж действительно – продать можно все-что угодно и причем за любую цену. И здесь сразу встает вопрос о цене самого доллара – но это тема совсем для другого доклада.

 

Чем на  самом деле интересен «квадрат» - так это тем, что не вызывает у нормального зрителя никаких ассоциаций. И при этом его все же считают картиной. Все предложенные толкования сводятся в конечном итоге к отсутствующему нечто – «небо без звезд», «скрывающий занавес» и пр. и пр. Однако это ход который уводит нас от самого квадрата, от того как представлен он сам. Разве возможно явить отсутствие? Разве отрицание возможно само по себе без отрицаемого?  Когда М.Хайдеггер, в своей лекции «Wаs ist Меthарhysik?» ставит вопрос – «Что есть Ничто?», то совершенно резонным образом отвечает: «Задавая такой вопрос, мы заранее предполагаем Ничто как нечто… Наш вопрос о Ничто — что и как оно, Ничто, есть — искажает предмет вопроса до своей противоположности. Вопрос сам себя лишает собственного предмета». Однако немецкий мыслитель находит «это» искомое Ничто в фундаментальном переживании ужаса, ужаса уже не как страха перед чем-то или кем-то, а ужаса в смысле немецкого Angst, когда «земля уходит из под ног» и когда у нас «пропадает дар речи», потому что говорить уже не о чем, потому что перед нами предстоит Ничто.

Но вернемся к живописи – квадрат Малевича все-таки не абсолютно ничтожен – он имеет вполне определенную форму. И эта форма традиционно обозначала грань между Абсолютом и проявленным миром. Наиболее четко эта символика находит отражение в индоевропейской мифологии, где существовало представление о двух видах огня – земного, «круглого» – огня в очаге, связанного с женскими божествами Вестой и Гестией; и огня «четырёхугольного», связанного с мужским началом и Божеством.

Если окружность – в каком-то смысле завершенный и совершенный многоугольник, который символически изображает всю полноту творения, а центр этой окружности – это место пребывания Абсолюта; то квадрат (наряду с треугольником) – простейший многоугольник, занимающий серединное положение между Центром и периферией, между точкой и очерченной вокруг нее окружностью. Неслучайно поэтому Богородица, представленная образом «Неопалимая купина» восседает на двух ромбах, т.е. повернутых набок квадратов, формирующих восьмиконечную звезду; и символически изображающих высшие ангельские чины – четырех серафимов и четырех херувимов.

Отсюда две разные основы, лежащие в основе индоевропейских обозначений «огня»:  древнеиндийское Agni и митанийское agn, хеттское DAgniš, латинское ignis, литовское ugnis, латышское uguns; а с другой стороны хеттское hašši pahhur и оскское aasai purasiai, «в очаге огонь», прусское panicke, тохарское puwarsa, древне-иранское θar, древне-индийское. atharvan, «жрец», южно-славянское vatra, албанское vatrё и русское «ветер» (движение воздуха, порождаемое языками пламени).

Дополнительные данные мы можем почерпнуть у испанского эзотерика и конспиролога, «больного от истории» дона Мигеля Серрано; который в частности в своем «Воскрешении героя» утверждает: «Мертвые лишь походят на живых. Кроме того, у Воскресшего зрачки — квадратны». Небесная неизгладимая печать касается не только тела, но самого окна души, по-славянски – ока. Если мы вспомним древненордическое определение окна, а именно  древнеисландское uind-auga, что буквально означает. «ветровой глаз», то проведя параллель с русским определением ветра, родственным определению огненного пламени; должны будем утвердить тезис о первичности огненного сияющего квадрата. Ведь по существу именно квадрат предстает полой геометрической формой, несущей в себе идею креста, как универсального принципа эманации энергий от Божественного Центра к тварной периферии.

Но именно Казимир Малевич открывает нам другое окно, другой, «супрематический» квадрат, из которого веет ничтожайщий ветер Angst, само Ничто.

Е. В. Головин, в качестве эпиграфа к своей лекции о континенте-антиподе Антарктиде использовал в качестве эпиграфа потрясающие своей точностью и глубиной слова Жерара де Нарваля:

"Я искал Божье Око и увидел Орбиту черную и бездонную,

там излучалась ночь, постоянно концентрируясь.

Странная радуга окружала это небытие, это преддверие

древнего Хаоса, эту спираль, пожирающую Миры и Дни."

В идее прогресса, где «завтра, – по меткому выражению А.Бенуа, -  всегда лучше чем вчера»; в светлом будущем человечества; там где мы должны были бы найти Божественное присутсвие, мы встречаемся с его абсолютным отрицанием, от которого веет концом, собственно концом того мира, который мы знаем и в котором мы живем; где встречаем не эманацию энергий Божества, а их полное поглощение. И в «красном углу» избы «последнего человека», оказывается уместной не икона – окно в мир принципов, а черный супрематический квадрат, знаменующий конец живописи, после которого только повтор, ретро, симулякр. Последняя картина человечества написана уже в 1915-м, знаки finis mundiуже расставлены, остается только ждать и приближать… 

Следует дополнительно пояснить, что у Малевича был еше и "Красный квадрат" и еще много чего; ну чтож-ж ему тоже хотелось спать и есть... причем как можно больше и как можно слаще. Этот аргумент не  отрицает "супрематического черного", скорее добавляет характеристики личности творца... последняя картина... последний человек... Гораздо интереснее другое - дело в том, что Хайдеггеровское - es ist noch night - все еще продолжается.

Иногда, появляются значимые вещи, и выше "квадратов". Правда оценка их сильно разница. Позволю несколько цитат, которые писались как критика к картинам Н.Рериха, написанным после 1947 года (т.е. спустя более 30 лет после "квадрата"). Их приводит известный богослов А. Кураев, незаботясь видимо о том, что несколько "сошедшая с рельс" жена великого художника и он сам могут несколько отличаться в своих воззрениях.

Итак, "новый русский богослов" приводит следующие, важные с его т.з. оценки:"От их взора, от общаго тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы" Или еще - от Максимилиана Волошина : “Растительное царство загадочно чуждо творчеству Рериха. Деревья на его картинах встречаются лишь в форме грубо отесанных бревен, из которых сложены срубы городищ и построены остроконечные частоколы, похожие на оскаленные зубы, или в форме тяжеловесных, богато и грубо раскрашенных кораблей, напоминающих хищных земноводных. На земле Рериха так много камней и так мало почвы, что дереву негде там вырасти. Он, действительно, художник каменного века, потому, что из четырех стихий он познал лишь землю, а в земле лишь костистую основу ее — камень. Пред его картинами невольно вспоминаются все кельтские предания о злых камнях, живущих колдовской жизнью... И во всем остальном растущем, поющем, сияющем и глаголящем мире Рерих видит лишь то, что есть в нем слепого, немого, глухого и каменного. Небо для него становится непрозрачным камнем, докрасна иногда во время закатов раскаленным, и под тускло-багровым сводом он мечет тяжкие каменные облака... И не только воздух, деревья, человека и текущее море видит Рерих каменными — даже огонь становится у него едкими зубцами желтого камня... И люди, животные видимы для него лишь с точки зрения камня. Поэтому у его людей нет лица. Так бывает, когда проходишь по музею оружия среди кованых доспехов, хранящих подобие человека... У Рериха нет людей — есть лишь ризы, доспехи, звериные шкуры, рубахи, порты, высеченные из камня, и все они ходят и действуют сами по себе. Нет ни лица, ни взгляда... Ужас зияющей пустоты есть в этом отсутствии лика” И далее - "Вот очень точная, на мой взгляд, рецензия «Советской культуры»: Торжественны вершины Гималаев – сияющие снегами купола мира. Стынут под слепящим солнцем синие льды, мрачно недоступны горные кряжи, нечто жуткое таят в себе пасти пещер, таинственно молчит вода в недвижных чашах–озерах. Пустой небесный купол объемлет первозданное величие гор и ледников. С какой силой говорит художник об этой красоте, но какая это неприступная. Неживая, жестокая красота! Кажется, от века царствует в природе величавое, стылое молчание. Кажется, нет человека на свете и не нужен он – природа сотворила себя ради одной лишь смутной власти камня. И чем сильнее звучит восторг художника перед холодным великолепием застывших сил земли, тем сильнее чувстуешь в себе внутренний протест: хочуешь движения, душевного тепла, чтобы обласкало тебя хоть что-то живое… В мире, созданном Рерихом, ты чужой! Зов его искусства волнует, но это зов - в никуда».

Какие выводы обязаны сделать мы? "Это все еще нет", совсем не обязывает к сотериологически чуждому и чужому принятию огрызков устаревших оценок, и запиранию в уютном и пустотном пост-петровском православии. Только в тотальном обожении и осмыслении Мира - лежит Новое, Искомое до слез души Начало.

 
 

Комментарии

Mahtalcar аватар

Ваша статья?

Ваша статья?

Александр Иванов аватар

Разумеется

Ели честно, Максим, - это полуфабрикат - ну так..., чтоб не пропало... Есть тема подключить технарей в соавторы ("кризис кремнеевой схемы") и музыкантов ("рок-н-ролл мёртв", "всё уже сыграл Джими Хендрикс"). Додумаем постепенно..., но квадрат драстичен (drastisch), показателен. P.S. Знакомые художники даже обиделись немного...

Mahtalcar аватар

Чёрный квадрат Малевича -

Чёрный квадрат Малевича - излюбленная тема русских мыслителей. Первым был Сергий Булгаков, сразу после написания квадрата. В 70-е годы - Евгений Шифферс. Помнится, у него была мысль, что черный квадрат - икона Антихриста. И Ваша статья замечательно ложится в эту традицию.

Александр Иванов аватар

Окно в Ничто

вместо "красного угла" русской избы. Вот уж когда воистину "Бог умер" - виртуально конечно, только в нашем (вернее ихнем) имажинере.

P.S. :)))) Надпись (эпиграф) на первой сранице книги: "Бог умер" (подпись: Ф. Ницше); надпись на могиле "Ницше  умер" (подпись: Бог).

Александр Иванов аватар

Как выяснилось статья требует доработки

Так, что буду исправлять...

Ключарь аватар

 Если перечислить первое, что

 Если перечислить первое, что пришло на ум после прочтения Вашей статьи, то это, возможно, весьма заурядный набор эмблем "про то время".

 "Чорный квадрат"  как предвозвестие тьмы кромешной. Из этого же тигля и  "павильон "Махорка" Мельникова и  костюмы победивших пролетариев Татлина, ромбики и квадратики  красноармейской формы. 

 зри в корень "Ур"

Александр Иванов аватар

Дело только в том

что "то время" уже закончилось, а новое все-никак не начнется. А "квадрат" - только маркер, какая из нее картина? И тем не менее его посчитали картиной, заплатили деньги, вывесили - значит это Ничто все-же картина, картина о Ничто... Кому раньше взбрело бы в мозг или сердце - писать этакую дрянь? И что после этакого-го вся остальная живопись. Не ушла-ли и у нее "почва из под ног"? Если только квадрат не фикция, не симулякр, а действительное "произведение искусства" - то это веха, путевой знак с девизом “Non Plus Ultra”

Лев Каждан аватар

Вот тут вот о

Вот тут вот о Рерихе.

http://www.arthania.ru/content/v-svyazi-s-razvernuvsheisya-disskussiei-o-rerikhe

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Александр Иванов аватар

Рерих много чего напутал

Но в данном случае он интересен мне, как художник, прекрасный художник. И сколько-бы грязи не вылили на его холсты - они от этого своей ценности не потеряют; пусть даже их автор разъделял совсем не ортодоксальную позицию церкви, а вернее говоря совсем ее не разделял. Вопрос здесь только в том, что Малевич написал "последнюю картину", но картины писались и после него, как-будто время обращало себя вспять. Именно это течение против однонаправленного времени характеризует все настоящее, в "последние времена". Именно против логики этого времени направлена и живопись Рериха и мечты о Великой империи и "человек против времени" вообще (в мысли С.Деви).

Лев Каждан аватар

Я разве разделяю кураевские

Я разве разделяю кураевские наезды на живопись Рериха?Я в свое время после чтения Кураева в музей Востока ходил.Назло дьякону.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Александр Иванов аватар

Вот это правильная позиция

И особенно ценна и вызывает уважение своей действенностью. Кто скажет, что посещение музея востока - недостойно ортодокса, тот бросит камень в основателя самой ортодоксии.

Mahtalcar аватар

Имеет в виду музей Востока у

Имеет в виду музей Востока у Арбатских ворот? Замечательный музей, но кабинет Рериха - лишь его малая часть. Или рериховский музей на Кропоткинской (где я не был)?

Не думаю, что нужно хвалить Рериха просто назло Кураеву. Рерих - крупная контринициатическая, субверсивная фигура. Именно он нарисовал усеченную пирамиду с глазом на долларовой купюре (Генон считал это главным символом контртрадиции).

Билибин вот тоже был масоном,

Билибин вот тоже был масоном, и, слышал, февралистом… 

Mahtalcar аватар

Да. А Васнецов - православным

Да. А Васнецов - православным монархистом.

Ваша концепция квадрата, как

Ваша концепция квадрата, как и статья вообще, безусловно любопытна. Вместе с тем - Вы, конечно, так и задумали - она парадоксальна. Ведь как правило, квадрат выступает символом именно Земли, круг - Неба. Проф. Г. Бидерманн пишет, что в Древней Персии, как и в Китае и Месопотамии, Земля изображалась квадратной, а в Др. Индии она называлась "четырёхконечная". В платоновом "Тимее" говорится: "Земле мы, конечно, припишем вид куба, ведь из всех четырёх родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно Земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания". Можно вспомнить дугинскую схему "шар - луч - отрезок".

Доводы в пользу первичности круга общеизвестны. Круг - символ полноты творения, и Полноты как таковой. Возможно, поэтому стены Небесного Иерусалима - по квадратному плану,  означая "грань между Абсолютом и проявленным миром", "Центром и периферией". В квадрат, для завершения, можно опять вписать круг - как часто видим на изображении мандалы.

С другой стороны, квадрат выявляет разрыв меж Небесным и земным, в этом смысле он диурничен. Утверждая его первичность, мы выделяем аспект трагической неполноты.

С Вашей оценкой Рериха полностью согласен. Не исключаю, что некоторый оккультный дух, в целом, у него всё же есть. Но языком живописи он прекрасно владел, и нравится или нет, это высочайший профессионал. И ближе к Традиции, чем, например, Итальянское Возрождение, кот-е почему-то нравится некоторым традиционалистам.  

Лев Каждан аватар

По-моему наиболее адекватный

По-моему наиболее адекватный итог возрожденческой живописи подвел Боттичели.В тот момент когда бросил свои картины в костер Джироламо Савонаролы.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

согласен. не зря Тимур

согласен. не зря Тимур Новиков, союзник Дугина, сделал акцию в память Савонаролы
 

Ключарь аватар

Все верно, ведь рано или

Все верно, ведь рано или поздно ВСЕ дела рук человеческих Бог бросит в огонь.

 зри в корень "Ур"

Лев Каждан аватар

Вот тут вот о

Вот тут вот о Джираламо(http://www.arthania.ru/content/chtoby-ne-dublirovat-temu-ya-reshil-opublikovat-svoi-vyvody-iz-stati-medovarova#comment-50859).Кстати если мы считаем что победа Паламы Кантакузина и турок спасла Византию от ренесансного падения нравов то получается что Савонарола-это несостоявшийся итальянский Палама а Александр Борджиа-монстр который мог бы вырасти из варлаамизма если бы тот победил.У Лосева про Савонаролу как несостоявшегося итальянского Паламу есть интересные мысли.В частности А.Ф.утверждает что Савонарола  был сторонником паламитской умной молитвы.И даже написал о ней целый трактат.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Кстати, в том триллере Лосев

Кстати, в том триллере Лосев допускает один промах – нападает на школу Джотто. Повторил штамп советского искусствоведения
 

Про доминиканца ещё:

Его египетские губы
Замкнули древние мечты,
И повелительны и грубы
Лица жестокого черты.

И цвета синих виноградин
Огонь его тяжелых глаз,
Он в темноте глубоких впадин
Истлел, померк, но не погас.

В нем правый гнев рокочет глухо,
И жечь сердца ему дано:
На нем клеймо Святого Духа -
Тонзуры белое пятно...

Мне сладко, силой силу меря,
Заставить жить его уста
И в беспощадном лике зверя
Провидеть грозный лик Христа.
 

Mahtalcar аватар

Это чьи стихи? Ваши?

Это чьи стихи? Ваши?

Елизавета Дмитриева

Елизавета Дмитриева Серебряного века

Александр Иванов аватар

Че-то меня тоже пробило...

 

И давайте забудем, чертов черный квадрат

А раз так, то не будем – на дороге в свой Ад.

Только в Небе искрятся Ангирасы в Заре,

Наши сирины мчаться к «шатамат- тама»- затяжной,

много дней преходящей заре –

Ту, что видел во сне;

Наш Тилак, наша Деви, наш голландский поэт;

Наш баварский провидец, наше русское – Нет.

Наши маги – наш ладан и смирна, наш желтый металл.

Наша совесть и жатва – и Гермеса печаль…

Почему же…, доколе… в нижнем прахе не видно подобия Небу и дню?

Мы – дождемся, мы воля, наша честь– Вайлинген!–наяву.

Это наши печати, это наши кресты.

Верю, Фридрих проснется, и найдя ржавый меч,

Он порушит устои, тех кто крепко забыл  гиббелинскую честь.

А потом если Бог даст, объявит конец и тому, 

Что они, на своем полудиком реченье называли - cultura,

А в полярном и русском запомнилось словом «халтура»… 

 

P.S. Про круг и квадрат надо думать долго - ненавижу диалектику, а поэтому не хочу скоропалительных речений. Но, что-то говорит мне о том, что Генон был не прав и рассматривать круг как завершенный многоугольник - тоже самое что рассматривать круг как самый несовершенный многоугольник... Это так первые мысли - надо искать, что говорит Традиция. 

Если взглянуть на круг и

Если взглянуть на круг и квадрат через зрительную систему человека (по Хьюбелю), получатся следубщая картинка. Механизмы опознания круга и квадрата отличаются. Есть рецептивные поля реагирующие на кусочки прямых проходящие под определенным углом, а есть клетки реагирующие на дуги. Так же в квадрате присутствуют резкие изломы линий, а в круге их нет (то есть различия в спектре пространственных частот). Другими словами зрительная система имеет специальные средства для того, чтобы опознавать и различать круг и квадрат. Эти функции заложены на клеточном уровне (от рождения, причем и у кошек тоже) линия и дуга являются базовыми подобразами из которых состоят образы более высокого порядка, такие как квадрат.

Получается, что рассматривать круг как несовершенный квадрат, то же самое что рассматривать ужа как несовершенного ежа.

 

Последнее двустишие звучит

Последнее двустишие звучит как довольно удачный афоризм, в разных смыслах )

мне кстати нравится

 

Александр Иванов аватар

"Энто пан" -" все во всем"

Абсюлютный нктюрн... Статус ночи... Хотим диурна - хотим креста,  квадрата, чего-угодно, но не круга.... Не "уробороса", которого скандинавы обзывали "Змеем Митгарда". Кажется сюда -же следует относить и римское обозначение Orbis terrarum. Круг - нечто известное, завершенное; но завершенное не в смысле совершенства, а в смысле своей конечности. Он логичен, но хаос окружающий это очерченное пространство  - куда более выражает идею все-возможности и бес-предельности, а это апофатические определения Абсолюта, т.е. Божественного, мужского, активного начала. 

В соборе Константинопольской

В соборе Константинопольской Софии преобладающая фигура всё же круг, и вообще Православная архитектура довольно округла.  

Александр Иванов аватар

Ну это спорно...

В Православной меровингской Франкии совсем другие каноны архитектуры. Я лично не против и округлых форм, но эстетически - круглая основа и навершие ввиде призмы - т.е. 3-х мерного выражения 3+4 кажется более удачным...., тем паче что завершает всю композицию "краеугольный камень" (по Генону).

Mahtalcar аватар

Смотрите "Сакральное

Смотрите "Сакральное искусство Востока и Запада" Титуса Буркхардта.

Заглянул в Титуса. «Если

Заглянул в Титуса.
«Если квадрат …представляется символом …неизменности …, а круг, соответственно, рассматривается в связи с … безконечным движением, тогда квадрат будет символизировать реальность, высшую по отношению к реальности, представленной кругом».
Это неправомерно, поскольку окружность, рассматриваемая в связи с таким движением, всё-таки символизирует синтез движения и покоя, т. к. любая её часть качественно подобна любой другой, что выражает идею единства; как Сам Абсолют, будучи выше покоя и движения, мыслится и покоящимся, и движущимся. Кроме того, окружность более единовидная фигура, п.ч. её части не в ней самой, но выделяются произвольно, что прообразовывает простоту Бога, не имеющего частей.

Или античный космос: шар, покоящийся и движущийся.

Поэтому, положение:«всю сакральную архитектуру, к какой бы традиции она ни относилась, можно рассматривать как развитие основной темы превращения круга в квадрат»
представляется неубедительным. 

Ведь и характеристика квадрата как неизменности с таким же успехом м.б. дополнена понятием о его тяжести, вещественности. В платонизме 4-е начало - вещество. Далее, если бы квадрат был первичнее окружности, то средняя часть храма, наос, был бы важнее алтаря с полукруглой апсидой.

      По Шуази, «Внутри византийского здания получаешь впечатление не только единства, но также своеобразного спокойствия и безмятежности; это не что иное, как чувство совершенного удовлетворения, испытываемое при виде здания, в котором ощущается полная устойчивость». Но формы пространства Византийской архитектуры определяются прежде всего сводами, куполами, полукуполами... С другой стороны, интерьер св. Софии, напр., производит впечатление безконечности и парения, т.е это синтез движения и покоя; и не ноктюрн. Очевидно следующее: в Восточно-Христианской архитектуре купол – завершение. Верх – «глава». И хотя, действительно, имеет место и выявленность прямоугольника, купол - символическая и зрительная доминанта. Первичность окружности подчёркнута и тем, что внутренняя часть апсиды именуется горним местом, и присутствующий в алтаре, проходя мимо, крестится на него. И Чаша… В куполе и конхе апсиды, символе духовного Неба, изображается Христос.

Это относится и к зодчеству древнего Закавказья: шлемовидная форма завершений армянских и грузинских храмов более древняя, чем конусообразная. 
  

    В Апокалипсисе Небесный Иерусалим освящается Славой Божией (иногда изображаемой круглою), которую можно окружностью символически вписать в квадрат.  «Я есмь альфа и омега, звезда светлая и утренняя». Понятно, что образ звезды тяготеет к шару. И на иконе Неопалимой Купины Богородица - на фоне квадратов: образующих звезду. О том, что символика Безплотных сил в общем кругообразна, вполне известно (см., напр., "Первозданная сущность" АФЛ). И в Апокалипсисе говорится, что Слава сходит на Иерусалим (как бы с купола). Нимб… И т. д.
Если трактовать круг как наивысший символ, да, пожалуй, это будет ноктюрном. и здание с круглым планом  вроде Пантеона - ноктюрн: Небо имманентно Земле.
(Константинопольский храм искажён перестройками. И изувечен, как и вся Византийская архитектура этого города).
против романтизирующей Западной тенденции тоже конечно не возражаю, но и в пользу её преимущества внутри Христианства нет оснований.  
 

предыдущий комментарий

предыдущий комментарий исправил и дополнил. в первоначальном виде он был очень сумбурным.

Mahtalcar аватар

Не совсем в тему: хохлы

Не совсем в тему: хохлы официально обЪявили, что Софию Киевскую начал строить св. Владимир в 1011 г., а не Ярослав в 1037 г., и спешно отмечают 1000-летие Софии.

Александр Иванов аватар

Вот интересно

а какой они в этом видят смысл? 

комментарий удален

коммент удален

Осторожно!  возможна провокация!

а в платонизме как раз

"хаос окружающий это очерченное пространство  - куда более выражает идею все-возможности и бес-предельности, а это апофатические определения Абсолюта, т.е. Божественного, мужского, активного начала".

а в платонизме как раз всевозможность, хаос выражает женское, материальное; а мужской Эйдос - вседействительность

Александр Иванов аватар

Мне недавно один товарищ сообщил

что из-за преступной халатности работников Эрмитажа картина Казимира Малевича "Черный квадрат" два месяца провисела вверх ногами :))))