*Николай фон Крейтор: Вернер Зомбарт: Социалистическая международная политика*

В своей работе «Немецкий социализм» Вернер Зомбарт затрагивает важную тему социалистической международной политики, которая  обсуждалась многими видными представителями «Консервативной революции» в Германии, в частности Мюллером ван ден Бруком, Эрнстом  Юнгером и Гансом Церером. Припомним слова Мюллера ван ден Брука из его книги «Третья империя»: «Социализм должен быть национальным, не интернациональным, и он должен мыслить в категориях международной политики».
К подобным же выводам приходит и Зомбарт. В своей теории социалистической международной политики он опирается на работы известного  итальянского политолога марксиста Энрико Горрадини (Enrico Gorradini “Il Nazionalizmo Italiana”), для которого социализм – это национализм пролетарских наций. Подобно тому, как в капиталистическом обществе ведется классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми,  аналогичным же способом происходит классовая борьба между нациями эксплуататорами – Западом и пролетарскими нациями. Победа  социализма на арене международной политики – это решительная и окончательная победа над Западом.
Зомбарт пишет: «Исходя из позиций марксизма и идеологии угнетенных классов, Горрадини пришел к выводу, что классовая эксплуатация имеет  аналогию в национальной эксплуатации и поэтому понятие социалистическая классовая борьба приложимо также и к классовой борьбе наций на  международной арене. В международных отношениях необходимо различать между эксплуатируемыми нациями и нациями – эксплуататорами.  Первые – это пролетарские нации, вторые – буржуазные империалистические нации Запада. Социализм – идеология пролетарских наций.  Классовая борьба внутри нации соответствует классовой борьбе между нациями, стачка ultima ratio первой, война второй. Капиталистический  класс – враг на национальной арене, империалистический Запад – на международной. И социализм невозможен без сокрушения и одного, и другого. Зомбарт подчеркивает, что Горрадини испытал в молодости влияние Жоржа Сореля и его теории генеральной стачки как главного  инструмента классовой борьбы и в своих поздних работах понятие «генеральной стачки» он применил к войне пролетарских наций против Запада.

СОЦИАЛИЗМ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Внимательно читая работы Вернера Зомбарта, можно четко наметить концепцию социализма как геополитическое понятие. Эта концепция  включает определение пространства, принципы организации и социальная структура этого пространства, и его организующую идею.
Вернер Зомбарт, как и другие представители «Консервативной революции», был ярым противником идеологии универсализма и концепции  геополитического пространства, определенного как абстрактный экономический рынок.
Национальное пространство определенного народа всегда исторически специфично, и в пространственном плане ограничено и защищено.
Национальное пространство для Вернера Зомбарта – это то, что Карл Шмитт называет Гроссраум, в котором превалирует воля определенного  народа. В экономическом отношении Гроссраум экономически самодостаточен, т.е. экономически обусловленный принцип организации этого  пространства – это автаркия.
Автаркия, как понятие, было в геополитике анализировано шведским геополитиком Рудольфом Челленом. Припомним слова Челлена:  «экономическая самодостаточность не столько экономическая как политическая проблема». Немецкий же геополитик Отто Маул, рассматривая  американский экономический империализм, подчеркивал, что «полное экономическое проникновение имеет тот же эффект, что и  территориальная оккупация». Рудольф Челлен писал в своей книге «Государство как форма жизни», что «принцип автаркии в корне несовместим с  космополитической концепцией свободной торговли. Под лозунгом «свободной торговли» происходило завоевание и колонизация мира  империалистическими государствами. Автаркическое государство защищает «народный дом». Автаркический принцип заменяет «открытые двери» «закрытыми сферами влияния».
Для Зомбарта, как и для Челлена, автаркия – антитеза экономическим принципам Запада. Таким как «свободная торговля» и экономический  империализм под лозунгом политики «открытых дверей».
Автаркическое пространство – антитеза западной концепции мира, воспринятого как абстрактный рынок. Автаркическое пространство всегда  конкретное пространство определенного, исторически сложившегося народа. Не случайно Челлен назвал Швецию «народным домом». В этом автаркическом пространстве превалирует примат политики над экономикой.
Основополагающая идея этого автаркического пространства – социализм, подчеркивает Зомбарт. Народная структура в этом пространстве характеризуется соборностью Gemeinschaft, антитеза которой атомизированное буржуазно-либеральное общество Запада, которое  функционирует наподобие акционерного общества – Gesellschaft. Соборность – это соединенный и сплоченный народ. Поэтому соборность в корне несовместима с максимой Гоббса: «Все против каждого и каждый против всех».
Отталкиваясь от своей работы «Герои и торгаши» и в некотором отношении подходя близко к концепции «Труженика» Эрнста Юнгера, Зомбарт  определяет этот сплоченный народ как народ-Труженик, народ-герой.
«Народ-Труженик» руководствуется во внешней политике принципами социалистической внешней политики. Социалистическая внешняя политика – это решительное противопоставление нациям-паразитам, нациям эксплуататоров. К этому противопоставлению концептуальная пара «враг-друг» Карла  Шмитта применима. Иными словами пролетарская нация – это политический пробужденный народ, который стремится к самоутверждению. И элемент этого самоутверждения, снова подчеркивает Зомбарт – бескомпромиссная борьба с нациями-паразитами. Иными словами – с Западом.
Чтобы обобщить идею социализма как геополитическую концепцию, в итоге можно сказать следующее: Социализм – это конкретное пространство  исторического существующего народа (Gemeischaft), которое в экономическом отношении является защищенным экономическим  пространством-автаркией, в котором превалирует принцип соборности и примат политики над экономикой. Доминирующая идея этого пространства – социализм. Социализм не только экономическая структура, но и организованная воля политически пробужденного народа, ведущая к  историческому самоутверждению. И социалистическое государство руководствуется принципами социалистической международной политики в своих международных отношениях.