НАВРУЗ - ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК ДРЕВНОСТИ

 

      В Авесте (священной книге зороастрийцев) есть строки, которые отражают те ценности, в честь коих люди много тысячелетий каждую весну празднуют весенний новый год – Навруз.
«У тебя спрашиваю, открой мне истину, о творец телесных миров Ахура – Мазда, - говорит Заратуштра, - где находится то место, что стало источником радости земли?
   -Оно там, где верующий воздвигает себе жилище, наделенное огнем, наделенное скотом, женщинами, детьми и отрядами превосходных людей. Пребывает тогда в его жилище изобилие скота, святости, пастбищ, собак, женщин, молодых людей, огней и благополучия во всяком отношении».
 
     
В те далекие времена, а ученые предполагают, что это было не менее чем за тридцать тысячелетий до нашей эры, предки тех народов, что живут сегодня в Персии, Иране, Пакистане, Индии, Афганистане, Киргизии, Таджикистане, Казахстане и других восточных странах, переселились из далеких северных районов, гонимые холодом и нарастающими ледяными пространствами Севера. Их называют «АРЬИ».
   Многотысячными потоками они двигались по обе стороны Урала к югу, солнцу и теплу, пока в течении долгих веков не расселились в названных землях. Они то и принесли с собой уже вошедший в традицию праздник НАВРУЗ, что в переводе с фарси означает не « Новый год», а «новый день»: «нав» - новый, «руз» - день.
   Есть исследователи Навруза как самого древнего праздника на земле, которые считают, что название «новый день» связано именно с проживанием в Заполярье, где Солнце выходит из-за горизонта только через полгода. Это время, по мнению древних, составляло ночь, а затем наступал день. Теория о том, что древние ираноязычные и индоязычные народы, празднующие сегодня Навруз, жили когда-то в Заполярье единой группой, а затем разделились на две могучие ветви и стали уходить на юг от наступающего оледенения, давно закрепилась в науке.
    Ираноязычные АРЬИ избрали путь восточнее Урала, вдоль его хребтов и долины реки Обь. Завершилось их переселение в 3-1 тысячелетиях до н.э. Оно происходило очень медленно, и процесс занял много веков. Люди выбирали места, строили временные жилища-поселения на несколько столетий, а последующие поколения двигались дальше на юг. Указания на эти мировые преобразования ученые нашли прежде всего в древних памятниках « Ригведа» и «Авеста», информацию из этих источников подтвердили археологические и антропологические исследования. Люди очень медленно, век за веком превращались из скотоводов-кочевников в оседлых землепашцев. В «Авесте» находим предписания - древнего праздника на земле - обрабатывать землю «правой рукой и левой», а тот, кто не обрабатывает землю, нищает, теряет возможности жизни - «а голодный - бессилен истине служить».
      Эти истоки важнейшего и самого древнего праздника на Земле - чистое и мощное семя, из которого вырастает наше представление о Наврузе. Будучи в сознании людей в далеком прошлом Новым днем, он постепенно перешел в статус Нового года, начинающегося весной с новых забот землепашцев.
     Навруз – это праздник, который установился 21-23 марта, в дни весеннего солнечного равноденствия, когда день точно сравнивается по времени с ночью. Земледельцы готовы к обработке земли, садов, пастбищ для скота и нелегкому труду в течении весенних и летних месяцев, чтобы земля выносила и родила для людей свои богатства.
   Интересно, что люди, празднующие Навруз, принадлежат к различным верованиям. Его отмечают восточные славяне, мусульмане, все народы, проживающие на линии Великого Шелкового пути, а это Китай, Монголия, Согдиана-Таджикистан, Узбекистан, Татарстан и Башкирия, на юге России Азербайджан, Курдистан. Представьте, из какой глубокой древности пришли традиции и ритуалы Навруза, а люди из поколения в поколение передают их и тщательно соблюдают!
   
 
 
Первое ритуальное действие у всех народов - это наведение чистоты в доме. Выметаются дворы, расставляются приведенные в порядок хозяйственные принадлежности, во многих местностях наряжаются ветви деревьев и кустарники. Тщательно моются комнаты, окна, лестницы, посуда. Люди приводят себя в порядок, надевают нарядные одежды.
 
 
Все это символизирует прежде всего вступление в новую жизнь начало новых дней, новые достижения, создание новых семей и рождение детей, будущие радости и благоденствие.
 
     
Второе ритуальное действие для празднующих Навруз есть приготовление специальной пищи в ночь перед восходом солнца 22 марта – днем солнечного равноденствия. Эта ритуальная пища изготавливается в основном женщинами и называется в разных местах « сумалак» или «суманак». Расскажу, как однажды я участвовала в изготовлении сумалака в ночь Навруза во дворе дома своих таджикских друзей. У меня с Наврузом есть свое магическое родство - я родилась рано утром 22 марта.
В моем родном Таджикистане, где я прожила сорок с лишним лет, меня за это друзья называют Наврузмох или Наврузовна, что означает « рожденная в месяц Навруза». И мне сказали, что если человек, рожденный в день Навруза участвует в изготовлении сумалака, магическая сила еды увеличивается и несет людям благо во сто крат большее, чем если такого человека нет.
       Во дворе (хавли) просторного, большого и уважаемого в квартале (махалле) дома зажигаются обрядовые огни в маленьких емкостях, подставках и плошках, и при множестве таинственных, расставленных по всему дому огней на очаге в огромном казане (на150-200 порций) варится всю ночь сумалак - коллективная ритуальная пища для праздника.
   Сумалак варится-колдуется только из трех продуктов – проросшей пшеницы, приготовленной заранее, муки и грецкого ореха. Всю ночь содержимое котла помешивается деревянными крепкими ложками с большим ложем и длинными ручками. Помешивается без перерывов с напеванием песен, чтением рубаи, рассказыванием историй, тихими всплесками смеха. Тщательное наблюдение за процессом осуществляет хозяйка дома. К утру получается вязкая сладкая масса красно-коричневого цвета, распространяющая по всей округе чудо-аромат, который ни с чем не сравнить, а словами не описать.
      Я помню, что устала за ночь и очень хотела прилечь, но возбуждение и восторг перед магическим ритуалом было настолько сильным, мерцание многочисленных огней создавало такую ауру тайны и волшебства, что когда наступило мгновение рождения Солнца, и первый луч засверкал из-за горы я вместе со всеми с криком «Навруз! Навруз! Офтоби нагз!» начала плясать и кружиться вместе со всеми под рокотание дойры (бубен с кольцами) и дикую музыку карнаев. Мне не надо было сдерживать своих чувств, потому что все вокруг были охвачены той же радостью.
 
  
С первыми лучами Солнца к нашему дому потянулись люди, и каждый получил свою порцию ароматного сладкого сумалака. Удивительно то, что сумалак получается сладким, хотя ни сахара, ни меда, ни других подсластителей не применяется. Вокруг ни одного хмурого или озабоченного лица, все смеются, шутят, пританцовывают, слух ласкает смех и непередаваемое порхание слов « хуш омадед, хуш омадед, хуш омадед» (добро пожаловать), когда их одновременно и быстро произносит несколько человек. И непременно по всему дому и двору как букеты цветов расставлены чаши с проросшей зеленой пшеницей, достигшей от 10 до 15 см. высоты. Удивительное зрелище – эта проросшая пшеница, которую потом можно увидеть в руках людей на праздновании.
   Некоторые люди спрашивают: а почему все делается при огнях? Костры, огни в плошках, на камнях играют такую большую роль в праздновании Навруза… Почему ждут первый луч Солнца?
   
Как можно вычитать во многих древних источниках, Навруз возник очень давно. В те времена, когда появился первый человек по имени Каюмарс, созданный богом света, добра и блага АХУРА-МАЗДА (ОРМУЗД) Бог света имел сильного противника своих идей – злобного черного духа АХРИМАНА ( АНГРА-МАНЬЮ). Мир разделился на светлый и темный, благомыслящий и злонамеренный, отрицающий благо. Идея дуалистического мира легла в основу зороастризма (по имени пророка Зороастра или Заратуштры, 1 тысячелетие до нашей эры).Основная доктрина мудреца и пророка Заратуштры: Благая мысль, Благое слово, Благое дело. Именно тогда наступит для человечества всеобщее благоденствие, когда люди сумеют соединить воедино эти три ипостаси. В постоянной борьбе с силами зла Каюмарс к старости воспитал своего внука Хушанга. Именно во времена царствования Хушанга совершилось открытие людьми Огня. Воины молодого царя во время борьбы со злобными дивами АНГРА-МАНЬЮ (АХРИМАНА), забрасывая их камнями и огромными скалами, увидели, как высекаемые из камней искры воспламенили траву и деревья вокруг. Так Хушангу открылась тайна огня. Это случилось в холода, в день зимнего солнцестояния. Люди оценили подарок бога света АХУРА-МАЗДЫ и поклялись поклоняться Огню и Солнцу вечно. Ввели в обычай в это время года праздновать рождение Солнца и Огня и назвали этот праздник Сада.
   Знаменитый источник, из которого мы черпаем знания о событиях древности, зороастризме, царях, героях, и народах, их быте и праздниках – поэма «Шах наме» Фирдоуси, где он так запечатлел в стихах праздник Сада:
            « Тот праздник как память Хушанга мы чтим.
                Властителю быть подобает таким!
                Он благами землю насытил сполна;
                За то ему миром хвала воздана!»
 
     Описывая жизнь и достижения последующих поколений, Фирдоуси в своей «Книге царей» («Шах наме») раскрывает и рождение Навруза. Это произошло вскоре после правления Хушанга, в пору царствования его знаменитого внука Джамшида. Джамшид еще более чем дед возвеличил свою страну и свой народ. И когда царь в один из счастливых дней своего царствования на небывало богатом троне был вознесен на небеса к самому солнцу, люди объявили этот день праздником, и был это день весеннего равноденствия.
              « Забыв о заботах, не помня кручин,
               Под говор струны, за ковшами вина,
               Вся знать пировала, веселья полна,
               И люди тот праздник святой сберегли,
               Как память о древних владыках земли».
   Те же самые легендарно-мифологические сведения мы найдем, если прочитаем малоизвестный, редкий трактат Омара Хайяма «Навруз наме».
   Навруз набирает царственную силу. Надев свои лучшие красочные одежды, головные уборы люди семьями с детьми, группами из мужчин и женщин выходят на улицы, площади, во дворы. Где накрыты национальные скатерти-дастарханы прямо на траве в поле или цветущем саду, или на улицах, площадях поселков и городов.
      Однажды я попала за дастархан, расстеленный и накрытый на большой поляне прямо у дороги, где жители горного кишлака Чартым приглашали к нему каждого человека, проходившего или проезжавшего мимо. Горы лепешек разного вкуса и размера, сухофрукты на больших глиняных и деревянных блюдах, конфеты и сахар кусочками рассыпаны по всей длине многометрового дастархана, мед, вареное мясо жертвенных козлят и баранов, плов, сумалак в плошках.
     В крупных городах и поселках столы с угощением являют собой целые кулинарные состязания, где мастера-хлебопеки состязаются в выпекании хлебов и массы других изделий из теста. Даже человек, привыкший к изобилию, невольно ахает, дивиться, смеется, пораженный таким гимном хлебу! Голодный будет накормлен досыта и унесет хлеб с собой. Он будет сыт долго, ведь Навруз длится целый месяц.
 И все это не просто так. Это еще целая серия ритуальных, узаконенных древними традициями действий. Тысячи лет назад Заратуштра заложил в умы людей мысль о том, что самая сильная помощь АХУРА-МАЗДЕ в борьбе со злом и нуждой, со злодеем АХРИМАНОМ – это возделывание земли, выращивание садов, уход за скотом, поддержание своего жилища в благости. Выращивать и обрабатывать хлеб – это большая добродетель, чем религиозные обряды и даже принесение жертв богам.
   Везде, в любой местности празднование Навруза сопровождается выступлениями талантливых исполнителей песен и танцев, рассказами и пантомимами, кукольными народными театрами. Разыгравшиеся люди танцуют на Наврузовских праздниках вне зависимости от возраста: дети до годика на руках отцов и матерей, молодые парни и девушки, мужчины и женщины в возрасте, бабушки и дедушки, которым далеко за 60. Это день всеобщего народного ликования по поводу наступления Весны. Люди состязаются в национальных играх, например козлодрании или гуштингири, борьбе в кругу. Все чувствуют азарт слышны повсюду крики и победный смех ловких и сильных.
   Есть еще одна из особенностей этого праздника. Так как в этот день особое внимание уделяется изгнанию злых сил, ненавистных полчищ АХРИМАНА с родных земель. Люди придумали свистульки символы, которые делаются из глины в образе драконов (аджахо). Неживые, статично застышие драконы являют собой чудовищ, дэвов, которые уже изловлены, порабощены человеком, а теперь с их помощью люди отгоняют от домов злые энергии, наполняя пространство пронзительным разноголосым свистом. Дети в селениях, кишлаках и аулах всегда радостно носятся со свистульками-драконами и призывают силы природы, дождя, солнца, света, будущий благодатный урожай.
   Так где же то место, о творец миров АХУРА-МАЗДА, что сегодня, спустя тысячелетия продолжает быть источником радости земли?!
   Оно по-прежнему там, где наше жилище, наделенное огнем, водой, пищей. Где живем мы, наши дети и внуки, кошки и собаки, где изобилие любви и добра. Сюда каждый год приходит 22 марта – день пробуждения Весны, природы и будущего благополучия.
        С НАВРУЗОМ. Дорогие соотечественники! 22 марта 2011.