*THE MOON LAY HIDDEN BENEATH A CLOUD: Новые Солдаты В Ожидании Пришествия Новых Королей*

Что есть Радость Небесная, если не Совершенствование имущества Духа? Что есть Муки Адские, если не Невежество, Плотское Вожделение, Праздность и растрата имущества Духа? ...
Продвигаться вперёд в Познании - значит Возводить Иерусалим.

Уильям БЛЕЙК

Сражайтесь за вашу землю и принимайте, если случится, смерть:
поскольку смерть — это победа и освобождение души.

Historia Regum Britannian


Заслуженно удостоившийся лавров и, к большому сожалению, отошедший в область легенд дуэт The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud, исполняющий необычайную гипнотическую музыку, соединяющую безкомпромиссно тотальные darkwave-industrial ритмы со средневековым куртуазным и народным искусством, можно справедливо считать ярчайшим выразителем ослепительного Нового Средневековья, прорывающегося сквозь, казалось бы, непролазные машинно-информационные дебри, где роль человека как Творения Божьего низведена до предельного минимума. То, что творят австрийские визионеры-«лунарии», довольно таки сложно назвать музыкой как таковой. Скорее это некая грандиозная литургия, эсхатологическое откровение рокового Finis Gloria Mundi и предвкушение ожидаемого Третьего Царствия Духа Святого, предсказанного католическим мыслителем и мистиком Иоахимом де Флорой. Набаты колоколов романских и готических соборов, завывания боевых волынок, пронзительные барабанные дроби, сравнимые с гнетущими полотнами Брейгеля Адского демонические звуковые коллажи, нежные переборы струн старинных лютен, историко-эпические коллажи, тексты на безсмертной латыни и иных староевропейских языках, и полный трагизма решительный вокал Эльзбет (Alzbeth) оказывают воистину монументальное воздействие на зашоренное модерновое «эго», куда более привычное к состоянию «псевдо-активной пассивности». Впрочем, чего ещё можно ожидать от нынешней цивилизации, которая в любой момент может самоуничтожиться «просто так» - исключительно «скуки ради»? Однако оставим кости мертвецам. Негоже следовать правилам их игры...

Колдовская мистерия The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud подошла к концу в апреле 1998 года, когда Эльзбет – ведущий вокал, медиевист-переводчик, лингвист и концептуалист – объявила о своём нежелании продолжать сотрудничать с Альбином Джулиусом (Albin Julius) – музыкантом и композитором-новатором, ответственным за уникальный звук всех альбомов. В результате пути их окончательно разошлись. В 2000 году увидела свет замечательная 313-страничная книга «The Book of Lyrics», подготовленная Эльзбет, с текстами песен, статьями, справками и очерками, где подробно объяснялась философия, мифология и своеобразная символика проекта, тогда как Альбин сосредоточился преимущественно на своём новом детище – право-политизированной группе Der Blutharsch, ставшей одним из законодателей и лидеров стиля martial industrial. Также Эльзбет занялась сочинением музыки и песен, навеянных мифопоэтикой и историей Северной Европы, что, по её словам, вызвало «неодобрительные» взгляды со стороны вездесущих «цензоров».

С 1993 года работы The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud выходили на собственном лейбле Arthur's Round Table (Круглый Стол Короля Артура), а позднее стали распространяться через лондонский бастион европейской «апокалиптической» сцены - лейбл и дистрибуцию World Serpent Distribution (ныне свернувший свою деятельность). Название Arthur's Round Table появилось отнюдь неслучайно, а именно после вдохновляющей поездки-паломничества музыкантов по «артуровским» местам Британии (Tintagel, Glastonbury, Cornwall, Winchester). Тогда же оформилось и то, что стало своеобразной «визитной карточкой» TMLHBAС – отсутствие заголовков песен в треклисте, таинственная аура вокруг личностей исполнителей (то ли они из Австрии, то ли из Швейцарии, согласно контактному адресу), предельно лаконичное оформление, лишённое каких-либо посторонних деталей – минимум информации, дата, координаты. Слушатель должен сам домысливать услышанное, а не руководствоваться неким ограничительным словесно-текстовым и визуальным шаблоном и далее следовать ему. «Мы хотим, чтобы люди исследовали музыку сами. Названия песен - лишь ярлыки, которые уменьшают опыт слушания и лишь ограничивают склонность к восприятию».

За всё время существования TMLHBAС выпустили ряд превосходных полноформатных дисков и несколько мини-альбомов, включая и редкие синглы на виниловых пластинках – треки, специально записанные для компиляций (Knights Of The Abyss, Palace Of Worms, ON – The World And Everything In It (арт-инициатива небезызвестного британского поэта и композитора Тони Вейкфорда (Sol Invictus)), Terra Serpentes), а также совместные работы с такими серьёзными авторитетами как Hybryds/Yasnaia (изумительные этно-ритуальные индустриальные натурфилософы-шаманы, создающие потрясающую по красоте и силе интеллектуальную «музыку для ритуалов» XXI столетия) и Deutsch Nepal (скандинавские мастера отчуждённого dark ambient звучания). В 1997 году Эльзбет также приняла участие в записи панорамного альбома-реквиема, альбома-мемориала «Die Weisse Rose» французских футуристических консерваторов Les Joyaux De La Princesse и Regard Extreme, посвящённого Европе 1940-х годов и судьбам тех, кто прошёл через горнило тяжёлых военных испытаний.

Концепция TMLHBAС основывается на наследии традиционного иерархического общества Средневековья и Восточноевропейского Ренессанса, когда болезненная техническая зависимость ещё не столь довлела дамокловым мечом над человечеством, страшащимся только одного – Гнева Господнего. «Во всей полноте эмоционального звучания, они рисуют нам образ человека в органическом единении с мiром, где тот предстает как высшее проявление творческих сил природы, приводя к более глубокому осмыслению внутреннего психологизма мiровой классики, северных саг и мифов древности», - отмечает маститый музыкальный журналист, критик и художник Игорь Ваганов, шеф web-портала «Achtung Baby!». Средневековье Альбина и Эльзбет никоим образом не наивно-пасторальное, кое сейчас довольно-таки успешно «продаётся» в виде скороспелого книжного «фэнтези»-ширпотреба, отупляющих компьютерных игрушек и трескучих западных киноподелок. Напротив, это суровый, беспощадный и открытый безпокойным стихиям мiр, где религиозный фанатизм и самые примитивные суеверия движут человеком и его страстями. В нём возможны языческие шотландские песнопения, ведьмовские шабаши в глухую ночь Вальбурга, неистовые Крестовые Походы и осады неприятельских крепостей под пение псалмов, поля сражений Столетней Войны, густо усеянные трупами павших, аутодафе, истошные вопли сжигаемых еретиков и пыточные станки Святой Инквизиции, виселицы вдоль залитых дождями топких дорог с истлевшими висельниками, вымершие немые города, где нет ни единого огонька, стаи одичавших собак, терзающие непогребённые тела, и чадящие дымные костры Великой Чумы. Так, в 1996 году TMLHBAС выпустили пластинку «Kostnice» с композициями, исполненными «живьём» в Костеле Всех Святых (Kostel Vsech Svatych) в Богемии. Kostnice («Дом Костей» - The House of Bones) – место особое, устрашающее своей «танатофильской» откровенностью – рядами несчётных костей и черепов (некогда бывших людьми, что умерли в конце 40-х годов XIV столетия, в разгаре эпидемии «Чёрной Смерти»), из которых изготовлены даже отдельные предметы – в частности люстры-светильники и геральдический герб. Быстротечно, бренно бытие человеческое, но разве Госпожа Смерть не является ли преддверием самой Вечности? Что есть Смерть Побеждающая – Mors Triumphalis - как не Торжество Духа над тлением и распадом? Примечательно, что в качестве основной своей эмблемы TMLHBAС избрали коронованный королевский череп (уж не намёк ли это на миф Возвращения Государя, чья Смерть есть искупление рода людского?), а обложка альбома «A New Soldier Follows A Path Of A New King» (1995) украшена мёртвоголовами, вмурованными в стену из костей. На обложке другого, вышедшего чуть ранее, мистического диска «Amara Tanta Tyri» изображено не менее жутковатое действо – Пляска Мёртвых – Dance Macabre – с лихо отплясывающими и музицирующими костяками. «И тут около полуночи при свете луны они увидели, как мастер Виллибальд вышел из своей могилы у кладбищенской стены. Держа в руках свою волынку, он прислонился к высокому надгробному камню, так что его лицо ярко освещала луна, и начал играть, перебирая при этом пальцами на своем инструменте точь-в-точь так, как при жизни. В то время, пока сторожа в оцепенении смотрели на него, на кладбище стали открываться другие могилы, и их окостеневшие обитатели высунули наружу свои голые черепа и, оглядываясь по сторонам, стали кивать в такт музыке, а затем и вовсе вылезли из могил и задвигали своими гремящими суставами в резвом танце» (Иоганн Август Аппель «Пляска Мертвецов»).

Вот ещё одна поразительная по мощи и символизму работа – десятидюймовый винил «Yndalongg» (1996) с пьесами (естественно безымянными), записанными в Little Saxam Church (Саффолк) и повествующими о печально знаменитом «Детском Крестовом Походе» 1212 года от Р.Х., когда тысячи детей, отправившиеся из Марселя в поисках Нового Иерусалима, пропали без вести, погибли или были проданы в рабство иноверцами-сарацинами. Смерть снова торжествует и цена её триумфа неимоверно дорога и горька – чьи-то тугие кошельки («христианских» ли или магометанских работорговцев), набитые звонкою монетой и истерзанные тела детей, раздираемые на части оголодавшим зверьём.

TMLHBAС задаются извечным, и потому всегда актуальным, вопросом: «Что есть Жизнь и что есть Смерть? Что есть Вера и что есть Безверие? Что есть Истина и что есть Ложь? Что есть Святость и что есть Грех?». Они выступают в роли искусных иллюстраторов (предпочитающих, правда, неяркую цветовую гамму и сдержанные тона) и проводников по мрачным страницам истории, где есть место героизму и предательству, величию и подлости, вдохновению и дурному мракобесию, высокой духовной поэзии и грубому площадному сквернословию. «Пропущенный через современные урбанистические технологии, голос времён оживает, живописуя пред нами картину сотворения мира и жизни - из крови и стали, печали, бесхитростных чувств и обмана. Иносказательные притчи сменяют придворные пиры Вальтасара, кровавые мессы - крестовые походы и битвы, отсвет витражей - скорбно застывшую стать кафедральных соборов» (Игорь Ваганов). Братоубийственная балканская драма, длящаяся из века в век, кровоточит в композициях на диске «Were You Of Silver, Were You Of Gold?» (1996), где Эльзбет проникновенно поёт хорватские песни, а яростная наступательная музыка Альбина простирается от возвышенных церковных хоралов и гудения волынок до сумеречных darkwave пассажей. Дохристианское прошлое, Средние Века и Вторая Мiровая Война тесно переплетаются друг с другом в гимнических атмосферно-грозовых композициях на CD «The Smell Of Blood But Victory» (1997) – оглушительные колокольные перезвоны, громыхающие ударные, депрессивные аудио-ландшафты и сэмплы с пропагандистскими речами и беспокойными мятущимися голосами. Или тихая, романтичная старофранцузская, переходящая на английский, баллада, исполняемая под аккомпанемент лютни на «A New Soldier Follows A Path Of A New King» (1995). Вслушайтесь в слова предпоследней песни на сборнике синглов «Rest On Your Arms» (1999), где речь идёт о «королях-конунгах Туле», а в финале звучат смех и развесёлая песенка удалых воителей-северян. «Пусть на твоих плоскогорьях я буду единым!/Я посещу ряд могил, где герои уснули,/Я поклонюсь твоим древним угрюмым руинам,/Ultima Thule» (Валерий Брюсов)

Отдельно стоит сказать о нечастых концертных выступлениях TMLHBAС, кои обычно проходили на подмостках старинных театров или в заброшенных церквях, поскольку музыкантам были несимпатичны обычные площадки. На концертах полностью отсутствовало привычное освещение – только свечи или факелы; публика завороженно смотрит на полутёмную, окутанную призрачным туманом, сцену, где замерли неподвижные, чем-то напоминающие статуи, фигуры Альбина и Эльзбет; сильный экспрессивный вокал, строгое, сродни военизированному, облачение вокалистки и плотный обволакивающий звук – архаичная, опустошающая, пламенная энергетика, интенсивно воздействующая на эмоции и воображение, и оставляющая после себя лишь потрясённые, умолкшие пространства, где даже воздух становится другим, непохожим на то, чем он был ранее. Отчасти традиция подобных феерических акций была продолжена Альбином в рамках Der Blutharsch – снова факелы, мощнейшая ритм-секция, зачитывание воинственных манифестов и исполнители, затянутые в чёрную униформу.

Увы, бледная луна The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud безвозвратно спряталась за седыми зимними тучами, хотя слухи об издании раритетных работ дуэта нет-нет да и просачиваются оттуда (как, например, однажды (к радости поклонников) был выпущен диск-бутлег с архивной записью «живого» выступления). Остаётся только надеяться, что серебристые искры сего лунного света ещё не угасли... На этот раз уже навсегда.

«Люди ищут новые острова, будучи перегружены технологиями и материализмом в обществе. Ищут внутренние ценности, тем самым обнаруживая некоторую ностальгию по прошлому. Средневековая и ритуальная звуковые стихии очень эмоциональны; они помогают людям на какие-то мгновения ускользнуть от реальности...» (фрагмент интервью The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud российскому web-порталу «Achtung Baby!»)

Дискография The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud:

1993 (ART 1/CD) The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud
1994 (ART 2/CD) Amara Tanta Tyri
1995 (ART 3/CD) A New Soldier Follows The Path Of A New King
1996 (ART 4/10") Yndalongg
1995 (ART 5/7") Kostnice
1996 (ART 6/12"/CD) Were You Of Silver, Were You Of Gold?
1996 (ART 7/7") Madhr (feat.Hybryds)
1996 (ART 8/MCD) A Night In Fear (feat.Deutsch Nepal)
1997 (ART 10/7") Picture lim. vinyl, numbered (picture vinyl)
1997 (ART 11/CD box) The Smell Of Blood But Victory
1999 (ART 12/CD) Rest On Your Arms (reversed)
2000 (ART 13/Book) The Book Of Lyrics

Официальный web-сайт The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud:
http://www.totem-records.com/art

Использованные материалы:

Игорь Ваганов «The Moon Lay Hidden Beneath A Cloud: Затворники Луны» // «Achtung Baby!», 1997 (http://drugie.here.ru/achtung/)
Материалы официального web-сайта TMLHBAС -
http://www.totem-records.com/art

Комментарии

"Средневековая и ритуальная

"Средневековая и ритуальная звуковые стихии очень эмоциональны; они помогают людям на какие-то мгновения ускользнуть от реальности...» Интересно куда ускользали древние египтяне во времена Хеопса ?
Андрей Чернов аватар

...

Они "ускользали" в Мистерии (неприменной составляющей коих была музыка). А это и есть своего рода "ускользание от реальности". Хотя здесь все же правильнее было бы сказать "обретение Реальности". Но ведь это к делу никак не относится. Материал-то хорош. И слова подобраны предельно четко. Agustus Ardens как всегда на высоте!!!

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Ушкуйник киберпространств аватар

да, интересная группа, в своё

да, интересная группа, в своё время открыл её для себя благодаря этой твоей рецензии, Алексей

Друже Андрей, сия статья как

Друже Андрей, сия статья как раз для третьего "Палантира" будет в самый "раз"! И концептуально очень даже подходит. А группа действительно очень серьёзная. Меня их перформансы потрясают (очень хочется видео их какое-нибудь посмотреть)... Видел разве что на фото. Средневековые замки, флаги, факела и музыка, насыщенная до предела мощнейшей штурмовой энергетикой... Подлинный Апофеоз Традиции и Авангарда! Правда потом Альбин Джулиус и Азбет разбежались... Альбин создал знаменитую мартиал-индустриальную группу Der Blutharsch, а Азбет работала с монументальными французскими индастриал-традиционалистами Les Joyaux De La Princesse на альбоме, посвящённом антифашистской организации "Белая Роза". Братище Ушкуйник, опять вся наша хлебокрадская братия тебе привет передаёт! Ох, смутил ты меня... Прям каким-то Вагановым себя ощущаю. Хотя текст был написан для журналов Опричного Братства, но там, увы, совсем "не покатил". Зато теперь явно он увидит свет в "Палантире", чему я несказанно рад!
Отто Устриц аватар

Слушал я их когда-то...

Слушал я их когда-то... Профанация всё это.