Межрелигиозные войны современности: Китайский аспект

Если рассматривать историю современного Китая в традиционном для самого Китая аспекте, окажется, что ХХ век также был наполнен межрелигиозной войной.  
 
 Например в XIХ веке это была война сторонников необуддистских сект "Белого Лотоса" и "Чистой земли" против устоявшейся системы властвующего равновесия традиционного буддизма - конфуцианства - даосизма.

  
Chinese character for Tao, the way 

 Но ХХ век взорвал это равновесие изнутри.   В действительности Коммунистическая партия по китайски переводиться как "Партия Общего Дела", прямо отсылая к даосистской традиции (кстати, великим даосом-империалистом и был Цинь Ши-хуанди, а великой даосской революцией — восстание «Желтых повязок»), т.е. выступая неким   «новым неодаосистсим учением», как бы развивая линию «неодаосизма» («сюань сюэ», возник в II - I вв. до н.э., затем, с помощью мыслителя Коу   Цзян-чжи соединившись с религиознм даосизмом, стал в 444 г .государственной идеологией Северной Вэй, затем перейдя в империю Тан), признававшего участие в общественно-государственной жизни, добавляя теперь социальную составляющую. В программных документах КПК есть такое понятие как "строительство духовного коммунизма", что, по существу, рассматривается как эманация Дао-Пути (тотальной этической нормы, лежащей в основе самого каркаса мироздания).  

Character of Confucianism

Идеологией же (и притом государственной) республиканцев и Гоминьдана было детально разработанное т.н. "новое неоконфуцианство" (или новое реалистичное конфуцианство), "ли сюэ" Фэн Юланя (1895-1990; активист «Движения 4 Мая» 1919 г .; « Фэн Юлань и современная китайская философия» // Восток. М. Наука. 1998, № 4 ), развивавшего линию умозрения ("принципологию") неоконфуцианского мыслителя XII века Чжу Си (1130-1200). Интересно, что затем, оставшись на материке, идеолог Гоминьдана Фэн Юлань пытался включится в формирование идеологии коммунистического Китая, став советником наиболее радикальной группировки, в которую входила и Цзян Цин (жена Мао Цзэдуна), но, очевидно, что проконфуцианская позиция «банды четырех» шла вразрез с общей тенденцией в КПК. На Тайване «новое неоконфуцианство» стало доминирующим направлением философской мысли и разделилось на три основные школы: Всеобщего синтеза, Современного неоконфуцианского синтеза и Китайского неосхоластического синтеза. Школа Всеобщего синтеза представлена Фан Дунмэем (1899—1977) и его последователями, расценивающими китайскую философию как уникальный тип трансцендентально-имманентной метафизики, а потому склонными к синтезу с теми западными философскими идеями, которые созвучны китайскому пониманию бытия и человеческой природы. Последователи Современного неоконфуцианского синтеза (Тан Цзюньи, Моу Цзунсань и др.) акцентируют элементы трансцендентализма в китайском духовном наследии и пытаются найти основания для развития научного знания в субъективном опыте. Из западной философии наиболее привлекателен для данной школы немецкий идеализм, прежде всего кантовский трансцендентализм, а также гегелевская феноменология духа. Наконец, адепты школы Китайского схоластического синтеза (У Цзинсюй, Ло Гуан) попытались сочетать китайские философские идеи с томизмом, усматривая связь или сходство, например, конфуцианских концепций "мандата Неба" (тянь-мин), человеческой природы (жэнъ-син), обучения (цзя-хуа) с понятиями "вечного закона", "естественного закона" и "позитивного закона" в христианской схоластической философии.   

 
 

harmony 

 Вопрос: Можно ли также рассматривать это противостояние в отношении к главной философской проблемы: первичности бытия или небытия. Ведь неодаосизм – «небытие как источник всего существующего» (Ван Би, 226-249 гг.; “Дао и есть вещи”, т. е. Дао не обладает собственным субстанциальным существованием, отличным от бытия сущего, и не является их сокровенной субстанцией, Чжан Го, 734 г .; миросозидательный процесс является процессом самораскрытия, самоэкспликации Дао, создания его “плеромы” (следовательно, в даосизме мир сам является “эоном плеромы” и аспектом Дао-Первоначала), и неоконфуцианство – «бытие как трансцендентная сущность первично по отношению к материальным вещам» (Великое Целое, в котором одно есть все, и все есть одно, представляет собой общее имя для всего, оно соответствует Абсолюту западной философии)?  
 

Falun Dafa symbol

 Поэтому не стоит удивляться тому, что в Китае начались гонения на необуддистскую многомиллионную секту "Фалуньгун", ведь собственно она и претендует на более глубинное противостояние господствующему "неодаосизму" КПК.

Комментарии

Лев Каждан аватар

Проконфуцианская позиция

Проконфуцианская позиция Банды Четырех устроившей компанию критики Л

инь Бяо и Конфуция.Все комментарии излишни.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Исправление Конфуция :))

Исправление Конфуция :))

кампания критики против Линь

кампания критики против Линь Бяо и Конфуция апеллировала к легистской традиции (тем самым ставя под угрозу саму «неодаосистскую» ориентацию КПК). Т.е. "не мытьем, так катаньем".
Лев Каждан аватар

Но именно к легистской а не к

Но именно к легистской а не к конфуцианской.Это две разные вещи.Ученик Шан Яна Цинь Ши Хуанди варил конфуцианцев живьем в котлах.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег Гуцуляк аватар

Определенной группе позволили

Определенной группе позволили "поэкспериментировать с легизмом", в то время как Го Можо с трибуны вещал о великом предтече Маркса Конфуции, а сам Председатель Мао признавал, чть "хотя он внешне конфуцианец, но внутренне - даос". К тому же ученик легиста Цинь Шихуанди был даосом.

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru
Лев Каждан аватар

Ничего себе

Ничего себе поэксперементировать.Эксперименты вылились в массовые репрессии против сторонников других школ.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег Гуцуляк аватар

Меня более волнует вопрос о

Меня более волнует вопрос о том, действительно ли разделение даосизма и конфуцианства можно произвести по линии что первично - бытие или небытие. Ведь и православная (да и вся христианская традиция) начальным ставит Бытие (Абсолют), создавшего мир из ничего (как может быть небытие, если бытия нет? - задавались вопросом Отцы Церкви), в то время как индуизм и буддизм (да вот и даосизм) отдавали предпочтение Небытию (Адити)...  Затем уже и работа Чанышева об апологии Необытия...

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru
Лев Каждан аватар

Мое интегральное евразийство

Мое интегральное евразийство если Вы с ним ознакомились исходит из того что даосизм-это ветвь примордиальной традиции принесенная в Китай восточными индоариями.Слишком ясно в нем кристализуется полярно-райская модель.А конфуцианство-реакция желтых автохтонов на арийскую инвективу.Вообще Олег Борисович мы с Вами можем о Китае говорить много т.к.я сам посвятил изучению этой страны пять лет жизни.В магистратуре у меня было интегральное евразийство в аспирантуре-"Фалунь-Гунь".С тем что это необуддизм я несогласен категорически."Фалунь-Гунь"-это даосская цигунистская секта которую из-за приниципа текучести Дао сильно засорил "Нью-Эйдж".Отсюда и уфология и даже ктулхианство(вера в высотные дома на дне Океана).Посколько "Нью-Эйдж"-это мондиалисткий проект КПК его преследует.КПК и мондиализм-отдельная тема.По ней рекомендую Вам rossia3.ru/quotes/all/2637.Кстати актуально еще и в связи с годовщиной ГКЧП.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег Гуцуляк аватар

Да. спасибо. Ну опирался я на

Да. спасибо. Ну опирался я на те источники, где Фалуньгунь показывают как необуддистскую секту. Также и в конфуцианстве самом есть понятие Дао, но он же не даосизм.

А об автохтонах (сино-кавказцах, кстати!) можно и поспорить.

 

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru
Лев Каждан аватар

На Галеновича опирались?Это у

На Галеновича опирались?Это у него Ли Хуньчжи-необуддист.А на самом деле он-цигунист.Цигун-это даосская практика обращения с энергией ци.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Значит вообще серьезнее -

Значит вообще серьезнее - "Фалуньгунь" посягнула на "даосистское" поле Компартии.
Лев Каждан аватар

Вот насчет даосистского поля

Вот насчет даосистского поля Компартии я как раз и не соглашусь и вот почему.О том что Цинь Ши Хуанди был именно даосом писал и аз грешный тоже(про экспедиции на Пэньлай см.arthania.ru/node/64).При нем конфуцианство было конкурирующим культом и жестоко преследовалось.Через много тысяч лет компанию критики Линь Бяо и Конфуция провели маоисты при чем эта компания сопровождалась прямой аппеляцией к авторитету Цинь Ши Хуанди который в Китае времен культурной революции становится одним из главных национальных героев.Т.е.тут была даосская антиконфуцианская революция аналогичная революции Цинь.Но что происходит дальше?Мао Цзэдун умирает председателем КНР становится Хуа Гофэн.Глава Банды Четырех Цзян Цин претендует на преемство и хуа Гофэну надо ее устранить.Для этого призывается Дэн Сяопин которого отстранили именно в ходе компании критики Линь Бяо и Конфуция.А он уже остраняет не только Четверку но и Хуа Гофэна.Т.е.в КПК происходит конфуцианский переворот.Детьми этого переворота были все последующие генсеки-Ху Яобан Чжао Цзыянь Цзянь Цземинь Ху Цзиньтао.Все это-конфуцианцы.И с ними борятся даосы из "Фалунь-Гунь".

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

О! Спасибо, подправлю свою

О! Спасибо, подправлю свою версию.
Лев Каждан аватар

Не за что.

Не за что.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Еще в 50-х гг. ХХ в.

Еще в 50-х гг. ХХ в. существовала в КНР и кампания восхваления Конфуция. Например, президент АН КНР Го Можо утверждал, что Конфуций был «предшественником Маркса» и в его высказываниях якобы содержиться много положений, которые «предвосхитили мысли Маркса». Такжев существует предание, согласно которому сам Мао Цзэдун говорил якбы о себе, что является «политиком, который лишь внешне — конфуцианец, а внутри — даос».
Лев Каждан аватар

Мао Цзедун такого о себе

Мао Цзедун такого о себе говорить не мог ибо он преклонялся перед Цинь Ши Хуанди(примерно как Сталин-перед Иваном Грозным).Другое дело что деятели из дэнсяопиновской группировки против которых и была осуществлена культурная революция до ее начала в 1966-ом году были у дел и с ними приходилось считаться.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Сунь Ятсен, например в

Сунь Ятсен, например в разговоре с представителем Коминтерна Марингом-Снеевилистом в 1921 г., определял свою политическую линию как преемственность от легендарного правителя Яо (2357-2258 гг. до н.э.), через таких же правителей и чинов Шуня, Юя, Чэн Тана, Чжоу Гуна к Кунцзы-Конфуцию
Лев Каждан аватар

Одно дело- Сунь

Одно дело- Сунь Ятсен.Т.е.Гоминьдан.А другое дело-Мао Цзедун.Т.е.КПК.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

В 1987 г. на XIII съезде

В 1987 г. на XIII съезде партии программные документы были дополнены взятой из раннего конфуцианства концепцией «сяокан» — «уровня среднезажиточной жизни», которое представляло собой одну из ступеней восхождения к обществу «всеобщей гармонии». Введение его в идеологический обиход служит призывом к спокойному, уравновешенному труду ради освященной древней традиции цели.

На XVI съезде КПК в 2002 г.

На XVI съезде КПК в 2002 г. была принята декларация о партийном представительстве (т.е. КПК теперь не авангард рабочего класса, а выразитель в равной мере интересов всех слоев народа), где партийная оценка коммуниста в немалой степени стала провозглашаться зависимой от полезности и успешности его деятельности в системе «рыночного социализма», т.е. декларировалось то, что еще Макс Вебер называл «протестантской этикой» (чистосердечное буржуазное служение во благо общества). Это постановление служило дополнительной гарантией и прав частной собственности Например, в КНР 20% населения владеют 40% национального богатства).
Лев Каждан аватар

1987-ой год-это уже

1987-ой год-это уже дэнсяопиновская компартия где произошел конфуцианский переворот.А я говорил про маоистскую.2002-ой год-тем более.Это год прихода Ху Цзиньтао которого в преемники выбрал Цзянь Цземинь.А о том кто назначал Цзянь Цземиня см.rossia3.ru/quotes/all/2637.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег Гуцуляк аватар

Только и подтверждаю ваши

Только и подтверждаю ваши слова о конфуцианском перевороте.

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru

Тайпины во главе с Хун

Тайпины во главе с Хун Сюцюаньем стремились ниспровергнуть учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), противопоставив ему сформированное после знакомства с христианством учение о Верховном Владыке («Шандицзяо») и о том, что не императоры, а все люди являются «сыновьями неба», т.е. равны. Целью же должно быть «осуществление великого пути (Дао)» как всеобщего согласия («общее владение всей Поднебесной», «народы должны владеть у управлять тем, что они имеют, и не посягать на собственность других»). Учение поддержала мощная мафиозная организация «Триада» («Саньхэ»; от родовых фамилий основателей Чжу. Хун и Вань) в лице её военного руководителя Вань Дахуна (он же Цзяо Да, Хун Дацюань). Собственно от самоназвание общества («Тайпинчжуан») и произошло название движения тайпинов и их государства — «Тайпин Тяньго» (Небесное государство великого благоденствия»).
Лев Каждан аватар

Восстание тайпинов вспыхнуло

Восстание тайпинов вспыхнуло сразу после опиумных войн.В последних заметках по интегральному евразийству я уже писал о том что это была часть англосаксонской протестантской войны которая с 16-ого века и по сей день ведется против всех примордиальных традиций включая и китайскую тоже.После того как в конце 18-ого века Англия окончательно колонизировала Индию и наступила очередь Китая(19-ый век) протестантское сектантство пошло в ход наряду с прямой военной аггрессией.Тайпины-это была китайская протестантская секта(что-то вроде "Поместной Церкви" Уитнесса Ли сегодня).Она нанесла удар по императорскому Китаю сразу после опиумных войн. Одновременно с Англией.И скорее всего по согласованию.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег Гуцуляк аватар

Не отрицаю. Но они были

Не отрицаю. Но они были против Коонфуция...

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru
Лев Каждан аватар

Были.Но совсем не с даосских

Были.Но совсем не с даосских позиций.Вообще если Вам интересна тема борьбы китайских христиан с традиционными китайскими религиями я Вам настоятельно рекомендую исчерпывающую книгу А.В.Ломанова "Христианство в Китае".Более того.Если Вы находитесь сейчас в Москве а не на Украине я могу Ломанова и Переломова Вам передать на руки.Позвоните мне на 89099885021.Я могу с Вами встретится если Вы в Москве и реально подкинуть Вам китаистскую литературу.У меня как у бывшего китаеведа ее хоть отбавляй.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Олег Гуцуляк аватар

Спасибо, увы, сижу в

Спасибо, увы, сижу в предгорьях Карпат между двумя речками Быстрицами, впадающими в Днестр, за 7 км от Древнего Галича:)

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru
Лев Каждан аватар

Тогда ищите названные мною

Тогда ищите названные мною книги в библиотеках.Должны же у Вас там они быть.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!