Лев Каждан: ЗАЧАРОВАННЫЙ ГОРОД У СЕРРАНО И ЛАВКРАФТА

В последнем номере альманаха «Бронзовый Век» опубликован рассказ чилийского эзотерика Мигеля Серрано «Цветок несуществующий» («Бронзовый Век», 2006, №24. С. 237–250). Согласно Серрано, Город Цезарей — это некое место, куда попадают погибшие моряки с затонувших кораблей, которые, собственно, и составляют флотилию Города (с. 241–242, 246–247). У американского писателя Лавкрафта подобный город описан в «Сомнамбулическом Поиске Неведомого Кадата» (Г.Ф. Лавкрафт. Зверь в подземелье. — М.: «Гудьял-Пресс», 2000. С. 253). Весь сюжет «Сомнамбулического Поиска» состоит из трех путешествий: путешествие героя на остров Ориаб, где он видит вырезанный на скале Нгранек лик богов, поиск моряков Инкуанока, так как они обладают этим ликом и путешествие с ними в их страну, так как там живут потомки богов и рядом находится замок богов — Кадат, где живут боги сновидческого мира, у которых он хочет попросить похищенный из его снов чудесный город в багрянце заката. Город затонувших моряков герой видит, когда плывет к Ориабу: «В ту ночь луна светила особенно ярко, и от нее по воде бежала серебристая лунная дорожка. Ветер совсем утих, и корабль едва двигался, а на океане воцарился полный штиль. Глядя через борт, Картер заметил на огромной глубине внизу купол дивного храма, а перед ним целую вереницу неведомых сфинксов, тянущуюся к бывшей рыночной площади. В каменных руинах весело сновали дельфины, и неуклюжие морские свиньи иногда всплывали из воды. Через некоторое время ровное дно океана вздыбилось горами, и можно было разглядеть древние улицы, бегущие вниз — вверх по горным склонам, и выбеленные стены множества домишек. Потом показался пригород и наконец — одинокое здание на холме, более простой архитектуры, нежели соседние строения, и куда лучше сохранившиеся. Оно было темным и низким, все испещренное диковинными круглыми окошками, и располагалось по периметру площади с высокими башнями в каждом углу и мощенным двором в центре. Возможно, оно было сложено из базальта, впрочем, почти все его стены, поросли водорослями, и эту одинокую импозантную постройку на вершине дальней горы можно было принять за храм или монастырь. Диковинные светящиеся рыбы, заплывавшие внутрь, освещали его окошки неясным сиянием и Картер понял, что вызывало у матросов такой страх. А потом в жидком лунном свете показался странный высокий монолит в центре двора, и Картер увидел, что к нему что-то привязано. Попросив у капитана подзорную трубу, он разглядел, что к монолиту привязан ориабский матрос в шелковом платье; голова его свесилась вниз, глаз не было вовсе, и когда поднявшийся ветер помчал корабль прочь от этого проклятого места, Картер искренне возрадовался». Итак, в лавкрафтовском городе затонувших моряков есть человеческие жертвоприношения. Они же есть и в Городе Цезарей и один из героев Серрано — чилийский католический священник — с этими приношениями борется (с. 244). Однако Город Цезарей схож и с другими городами сновидческой страны Лавкрафта. Например, одно из его воплощений — «Белый Остров, что находится в Небе» (Серрано, с. 245). А у Лавкрафта когда Картер (Лавкрафт, с. 279) прибывает в Селефаис, где встречается с моряками Инкуанока, он видит множество «разноцветных галер, иные из которых прибыли из мраморного Сераниана, что лежит в эфирных высях за линией встречи моря и неба». При входе в Город Цезарей (Серрано, с. 247) нужно назвать пароль. Но и при входе в город Тран, который лежит на пути Картера в Селефаис (Лавкрафт, с. 277) тоже нужно назвать пароль. Жители Города Цезарей (Серрано, с. 248) ходят в масках. Но и жрецы Храма Богов Кадата в Инкуаноке — тоже в масках (Лавкрафт, с. 289–290). В «Цветке несуществующем» (Серрано, с. 238–240, 249) фигурируют некие Древние Гиганты, которые превратились в горы. Но точно такие же горы-гиганты (Лавкрафт, с. 320–321) охраняют подступ к Кадату. Итак, как мы видем, Мигель Серрано принадлежит именно к лавкрафтовской литературной школе, к жанру «черного романтизма» и Город Цезарей — как минимум — плод синтеза целого ряда лавкрафтовских сюжетов.

Рис. Алексея Андреева

Комментарии

Ну что

Ну что ж,публикация у меня уже есть,теперь мне нужен пиар.Сцабако,кусай меня.

А Вас Олег

А Вас Олег Валерьевич хочу от души за все поблагодарить,для меня честь быть опубликованным на Артании.Хотя Луну на картинке я бы поуменьшил,она входит в звездный венец Кадата,а не заслоняет его полностью.И Картера поместил бы не на Земле,а в воздухе и не рядом с девушкой,а рядом с Пикманом.Но это уже вина Алексея Андреева,пусть еще раз перечитает "Кадат".Вас же я попросил бы как-нибудь добраться до моей статьи "Беловодье-Опоньское Царство?"Ибо Пэньлай с Беловодьем в контексте темы зачарованного города отнюдь не лишнее.Посколько Карпец-староообрядец,это мне даст еще и шанс получить желанный укус Сцабаки.А вместе с укусом и пиар.Верно?
admin аватар

Не всё сразу

Не всё сразу. Я не могу так много внимания уделять редактированию. Вы научитесь, наконец, ставить пробелы после точек, запятых и других знаков препинания?

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Научусь.

Научусь.

А не.Картер тут

А не.Картер тут один.Но все равно он стоит на Земле.А должен лететь во главе армады упырей.
admin аватар

Это не ошибка

Это не ошибка. Не стоит так буквально понимать эту графическую работу. Она так, в целом по мотивам Лавкрафта...

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Я уже и сам

Я уже и сам понял,что не ошибка.Просто это не Картер,а Зениг из Афрата.У того хватило ума пешком идти в Кадат.Но "ныне его череп впаян в кольцо на мизинце того",кого даже Ньярлатхотепу "нет нужды называть по имени".Кстати,неназываемость сближает Азатота и Яхве.Для Серрано как для гностика Яхве и впрямь султан демонов.Тема для новой статьи.

Но в любом

Но в любом случае это-не Барзай Мудрый.Тот-то на Нгранеке подглядывал за Богами Кадата,танцующими в лунном свете.А не в холодной пустыне.Но это его не спасло."Там были Иные Боги и они сделали то,что от них и требовалось".Ньярлатхотеп.

Причина столь

Причина столь преувеличенной Луны тоже понятно.Художник-на стороне ее жабообразных обитателей.Т.е.именно тех,кто по приказу Ньяратхотепа охотится за героем.Судя по всему,он-из числа обитателей Лэнга.

Не Алексей

Не Алексей Андреев,Аленгей Аленгеев.
admin аватар

Вы преувеличиваете

Вы преувеличиваете.

Олег Фомин, главный редактор портала "АРТАНИЯ"

Администратор портала "АРТАНИЯ"

Дело не в

Дело не в том,что преувеличиваю,а в том,что спросоньи ошибся.Пик Хатег-Кла-не Нгранек.

Хотя даже если

Хотя даже если бы художник и впрямь был за лунных жаб,в этом бы тоже не было ничего шокирующего.Есть и такие ЖЖ-персонажи,которые считают,что в схватках между Древними(напомним,что лунные жабы-слуги Ньярлатхотепа) и людьми правы Древние,т.к.они воплощают в себе дочеловеческий хаос,из котрого заново вырастет мир Традиции.А всякие Картеры им противятся и Лавкрафт вместо того,чтобы возмутиться картерами,картеров защищает .Один из таких культистов Ньярлатхотепа-некто Моптюк.Всем рекомендую его ЖЖ.После выдвижение Медведа вся наша ставка-только на Древний Хаос,последний путь назад к Традиции закрыт.Поэтому я и наладил диалог с Моптюком.Итак,moptuk.livejournal.com.Настоятельно рекомендую.

Самая

Самая интересная идея Моптюка-проект канонизации Ктулху.Представьте себе Ктулху на иконе.Икона со щупальцами.Чем плохо?Не бойтесь,я не богохульствую.А просто пытаюсь пройти к Традиции через Хаос.Иисусе фтагн!Ктулху помилуй мя!

Т.е.Христе

Т.е.Христе фтагн!Так оно лучше звучит.

И еще забыл

И еще забыл спросить,почему Кадат на картинке прерывается.У Лавкрафта он беспрерывен.