Крестельница Европы

21 мая по юлианскому календарю (и 3 июня по современному) начинается Великорецкий крестный ход на Вятке. Об этом знают многие. И вот, в очередной раз возвращаясь оттуда вспомнилось вдруг, что этот день совпадает по времени с днем памяти, незаслуженно забытой нами, православной святой, которую мы вполне могли бы назвать «равноапостольной»… Ей, и посвящена эта статья. Но сначала остановимся на предварительном, но необходимом рассмотрениинекоторых исторических фактов.

Первым православным государем (хотя и не императором),  происходившим из «варваров» северной Европы, стал Хлодвиг IМеровинг. Примерно через десять лет после своего крещения в 508 г. он  получил титул Августа от византийского императора Анастаса I. Государство этой франкской династии, включающее их исконные территории – земли эпических Вольсунгов (на юге современных Нидерландов) с 511 г. носило название Австразия (Austrasia), от  франкского Austre Asie («Другая Азия»). Для того чтобы объяснить происхождение названия Австразии, следует вспомнить, во-первых то, что в древних франкских летописях (см. «Хроника Фредегара». II, 4–6)происхождение их правителей связывается с последним царем Трои – Приамом (греческое Πρ?αμος, от праиндоевропейского «первый», «лучший»);а во-вторых, то, что на месте древней троянской цивилизации с Iв. до Р.Х. располагалась римская провинция Азия (греч. Ασ?α, лат. Asia). Ее название истолковывалось средневековыми германскими хронистами как «страна Асов» (от древнеисландского Aesir, «боги»). За этой, на первый взгляд, совершенно искусственной ассоциацией, основанной только на внешнем созвучии между названием исторической области и северо-германским определением языческих божеств, скрывается  глубокая христианская мысль о возвращении народам Севера Божественного достоинства, некогда утраченного ими, и вернувшегося через Благодать православного крещения. Древняя «Страна богов», люди которой, потомки Йафета, исповедовали изначальный северный монотеизм, возвращается снова как христианское царство православных франкских правителей. И под этими «богами» понимаются уже не божества языческого пантеона, а те, о ком говорит св. царь Давид в своем 81 псалме: «Азъ рекох: вы бози есте…»; те, – по словам св. Григория Богослова, – «сотворенные боги», которых мы почитаем под именами святых человеков.

Женой Хлодвига  была Клотильда (на французском Clotilde, Clothilde). Время ее рождения приходится примерно на 475, точное время кончины остается неизвестным и датируется между  544 и 548 гг.  

Памятуя о том, что святая была дочерью короля бургундов, выходцев с острова Борнхольм в Северном море (подобно ругиям –  выходцам с острова Рюген, и готам – выходцам с острова Готланд), и причисляя последних к носителям мертвых на сегодняшний день восточно-германских языков, мы можем реконструировать значение ее имени, опираясь на родственный готский язык. Будучи представлено на восточно-германском диалекте, звучание ее имени можно представить как Хродехильде, которое несет в себе две основы: в готском *hr?þ, «хвала, слава» и *hildi(e), «битва» (от прагерманских *hr?þazи *hildjoсоответственно). Почему мы обращаем на это особо пристальное внимание, будет показано ниже.

Об истории ее земной жизни мы узнаем из сочинения св. Григория Турского - «Historia Francorum» (см. Григорий Турский. История франков. пер. В. Д. Савуковой М. Наука. 1987).От рук братоубийцы Гундобада пал ее отецХильдерик, мать Агриппина была утоплена в реке. Вместе со своей младшей сестрой – монахиней Хроной, Хродехильда была обречена на изгнание. Далее св. Григорий пишет следующее: «…послы [Хлодвига] однажды увидели девушку Хродехильду. Найдя ее красивой и умной и узнав, что она королевского рода, они сообщили об этом королю Хлодвигу. Тот немедленно направил послов к Гундобаду с просьбой отдать ее ему в жены. Так как Гундобад побоялся отказать Хлодвигу, он передал ее послам. […] Увидев ее, король очень обрадовался и женился на ней. Но у него уже был сын, по имени Теодорих, от наложницы» (II, 28).

Первый ее сын, названныйИнгомером, умер в первую неделю после рождения, почти сразу после того, как был крещен. Хлодвиг гневно обличал жену, говоря, что если бы мальчик был освящен именем языческих божеств, а не христианским таинством, то непременно бы выжил… Вторым сыном Хродехильды и Хлодвига был Хлодомер. Он также был крещен. Позже у Хродехильды и Хлодвига родились еще два сына  Хильдеберт, Хлотарь, а также две дочери Хлодехильда (Младшая) и Тихильда.

Св. Григорий в своей «Истории…» отмечает, что королева постоянно пыталась склонить мужа к принятию веры Христовой, но он оставался глух к ее увещеваниям. Так продолжалось до 496 г. по Р.Х., пока не случилась война между франками и алеманнами – германским союзом племен (верхненемецкое alle manner,  «все люди»), предков населения Швабии, а также части населения Швейцарии и Эльзаса. После того, как оба войска сошлись в битве, перевес оказался на стороне алеманов, и франкам угрожало полное поражение. В этот момент Хлодвиг со слезами на глазах произнес: «О Иисусе Христе, к тебе, кого Хродехильда исповедует сыном Бога живого, к тебе, который, как говорят, помогает страждущим и дарует победу уповающим на тебя, со смирением взываю проявить славу могущества твоего. Если ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу твою, которую испытал, как он утверждает, освященный твоим именем народ, уверую в тебя и крещусь во имя твое. Ибо я призывал своих богов на помощь, но убедился, что они не помогли мне. Вот почему я думаю, что не наделены никакой силой боги, которые не приходят на помощь тем, кто им поклоняется. Тебя теперь призываю, в тебя хочу веровать, только спаси меня от противников моих» (II, 30). И тотчас после этих слов, король алеманнов пал в бою, а его воины обратились в бегство.

Мы не случайно в начале статьи привели этимологию имени Хродехильды, ведь из самого имени святой звучит промысел Божий о народах Северной Европы. Хлодвиг, призывая имя Бога «Прославившей битву», добивается победы.

Так за 183 года до этого события, именем Христа победил своих врагов святой равноапостольный Константин IВеликий. Согласно  сообщению Лактанция, незадолго до сражения с Максенцием, которое произошло в 313 г. по Р.Х., Константин имел видение Христа. Господь повелел ему поместить на щитах солдат своей армии знак в виде перевернутого «Х», с одним из стеблей изогнутым по кругу («transversaXlitterasummocapitecircumflex»). Так появилась христианская монограмма («Хризма») в виде креста с полукругом наверху, обычно повернутым вправо. В своей «Краткой биографии Константина» Евсевий также  утверждает, что в полдень перед сражением Константин и его армия, видели крест на солнце с надписью το?των?κα. Той же ночью Христос явился к нему и повелел начертать кресты на щитах его солдат. Буквально на следующий день Константином был разработан военный штандарт, названный «лабарумом» (labarum), который заменил римский штандарт конницы «вексилиум» (vexillium). Новый штандарт представлял собой длинное позолоченное копье с расположенным на нем поперечным бруском, формирующим т.о. форму креста. Сверху его венчал венок, украшенный золотом и драгоценными камнями, в котором была изображена монограмма имени Христа с уже упомянутой нами надписью TOYTΩNIKA(«Сим победишь»). И не лишним будет напомнить, что также 3 июня (21 мая по юлианскому календарю) православная церковь чтит память Равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены.

Поэтому и св. Григорий Турский в своем сочинении называет Хлодвига «новым Константином», после того как тот принимает святое крещение через святого Ремигия, епископа города Реймса, которого тайно пригласила королева Хродхильда. Однако опасения оказались напрасными и вместе с Хлодвигом крестились более трех тысяч его воинов, а также и его сестра – Альбофледа, другая же сестра – арианка  Лантехильда, была миропомазана (II, 31). После своего крещения Хлодвиг захватил практически всю Галлию, и умер  27 ноября511г. на 45-м году жизни.

После его смерти государство Хлодвига было поделено между его четырьмя сыновьями. Теодорих получил Австразию с местопребыванием в Реймсе и Восточную Аквитанию; Хлодомер  —  остальную Аквитанию, Тур и Пуатье (со столицей в Орлеане); Хильдеберт  —   земли между Соной. Луарой и морем (северо-западная часть Галлии со столицей в Париже); Хлотарь  —  земли между Соммой, Маасом и морем (на  северо-востоке Галлии со столицей в Суассоне).

«Королева же Хродехильда, – завершает свою вторую книгу «Истории франков» св. Григорий Турский, – после смерти своего мужа приехала в Тур, и там она прислуживала при базилике святого Мартина, проводя все дни своей жизни в высшей степени скромно и добродетельно и редко посещая Париж». Далее он также отмечает, что «она вела такую жизнь, что снискала у всех почет и уважение. Она постоянно раздавала милостыню, ночи проводила в молитвах, поведение ее всегда было безупречным и во всем благопристойным. Она заботилась об имуществе для церквей и о необходимых вещах для монастырей и для всяких других святых мест и все это раздавала щедро и охотно, так что в то время думали, что она усердно служит Богу не как королева, а как преданная ему слуга, которую ни королевская власть, ни мирская суетность, ни богатство не привели к падению, но смирение возвысило к благодати.(III, 18)».

В 523 г. по Р.Х. началась война франков с королями бургундов – сыновьями братоубийцы Гундобада – Сигимундом и Годомаром. Св. Григорий так описывает ее начало: «…Хродехильда обратилась к Хлодомеру и остальным своим сыновьям со словами: «Да не раскаюсь я в том, что я вас, дорогие мои дети, воспитала с любовью. Разделите со мной мою обиду и постарайтесь умело отомстить за смерть моего отца и моей матери» (III, 6). Войско бургундов было разбито, Годомар отступил, а Сигимунд вместе с женой и детьми был взят в плен к Хлодомером. На следующий год Хлодомер вновь собрал войско, для похода на бургундов. При этом он вознамерился убить заложника Сигимунда. Тогда некий блаженный Авит сказал ему: «Если ты, боясь Бога, откажешься от своего намерения и не допустишь убийства этих людей, то Господь будет с тобой и ты в походе одержишь победу. Если же ты их убьешь, ты сам будешь предан в руки врагов и погибнешь подобным образом; тебя, жену и сыновей твоих постигнет такая же участь, какую ты готовишь Сигимунду, его жене и его детям». Однако франкский король пренебрег этим предостережением и убил Сигимунда, вместе с его женой и сыновьями. После чего исполнились слова Авита и, несмотря на победу франков, сам Хлодомер был убит в сражении.

После смерти своего старшего сына Хродехильда взяла под свою опеку его детей и своих внуков – Теодовальда, Гунтара и Хлодовальда. Видя, как Хродехильда относится к внукам зависть и жажда власти побудили ее сыновей Хильдеберта и Хлотаря пойти на коварное преступление. Встретившись в Париже они, как сообщает автор «Истории франков», послали к Хродехильде вестников, которые передали, что Хильдеберт и Хлотарь собираются возвести ее внуков, детей Хлодомера, на трон. Хродехильда  обрадовалась и передала их посланникам Хильдеберта и Хлотаря.  Вместо этого они были жестоко убиты. Одному было семь, другому десять лет. Остаться в живых удалось лишь Хлодовальду (будущему святому Клу), которого спасли, оставшиеся неизвестными «храбрые люди». Он обрезал себе волосы (признак королевского достоинства меровингов) и стал священником.

Несмотря на все это, когда позднее, Хильдеберт вместе с Теодорихом собрал войско и намеревался идти против Хлотаря, Хродехильда, провела в молитвенном бдении всю ночь на могиле св. Мартина, прося о том, чтобы между ее сыновьями не вспыхнула междоусобная война. Но когда войска Хильдеберта и Теодориха начали осаду Хлотаря, поднялась буря и на них посыпались молнии и крупный град. На Хлотаря же ни упало ни капли дождя. «Никто не сомневается в том, что это чудо совершил блаженный Мартин, вняв молитве королевы» (III,28) – пишет хронист. Устрашившись Хильдеберт и Теодорих заключили мир с братом.

Для современного сознания, по существу утратившего связь с Традицией очень сложно понять мотивы, которыми руководствовалась Хродехильда, отправляя своего старшего сына в поход на бургундов. В самом лучшем случае, Хродхильду оправдывают тем, что месть ее была вызвана справедливым гневом – ведь именно от руки  Гундобада, отца  Сигимунда и Годомара, приняли смерть ее родители. Цепляясь только за исторические факты, мы «не способны увидеть за деревьями леса»; и перед нашими глазами предстает лишь череда страшных событий. Промысл же и справедливость милосердного Бога ускользает от нашего взора. Сигимунд, король бургундов понес справедливое возмездие, ведь за несколько лет до этого, по навету своей второй жены он отдал приказ задушить собственного сына от первого брака. Но каждый человек отвечает лишь за свои грехи, и когда Хлодомер не проявил милосердия к Сигимунду и его детям – он пал в битве, а позднее были убиты и его сыновья. Что же касается Хродехильды – то, погребая детей Хлодомера «душераздирающее стенание» вселилось в ее сердце. Нам неизвестнамера покаяния святых – тайны души редко попадают в «Хроники» и доносятся сквозь тысячелетия… Думая о короновании детей, и проявляя заботу о них, кажется, просто по человечески она пыталась искупить потерю сына, о которой горько сожалела: «Буду считать, что я не потеряла сына,  если я увижу вас королями в его королевстве»,  – так обратилась она к детям, согласно сообщению хрониста (III, 18). Стоит задуматься и о том, какую меру милосердия и веры нужно иметь в душе, чтобы потом молить Бога, о недопущении междоусобной войны между Хильдебертом и Хлотарем.

Это то, что лежит на поверхности. Но, кажется, никто не обращает внимание на очень значимый, хотя и малозаметный факт. Несмотря на гибель Хлодомера, бургунды все же были побеждены, а их земли вошли в состав государства франков. Для того, чтобы понять что это значит, а вместе с тем оценить истинные мотивы Хродехильды, необходимо сделать небольшое отступление.

Основным свойством сотворенной материи является энтропия, которую можно определить как постоянное движение к распаду или, другими словами, как постепенное растворение в хаосе небытия. Это свойство существования мира проявляется уже в самой последовательности творения: сначала Бог творит наиболее простые и одухотворенные начала, а затем сложные плотные и инертные объекты мироздания. Сначала Он создал все воинство невидимых и стремительных ангелов (иерархически сводимых к фигурам четырех серафимов и четырех херувимов), а затем множественные видимые телесные формы материальных существ и объектов неживой природы.

Разделение изначально единого народа и языка на множество племен и диалектов, которые с течением времени все более и более удаляются друг от друга, выступает как частный случай этого всеобщего принципа существования, примененного к этнической истории человечества. Одновременно, в среде потомков единого изначального человечества происходит забвение Священной Традиции, повествующей о единомБоге-Творце и Промыслителе мира, и ее замещение многочисленными культами многих «богов», «демонов», «духов» и т.п. 

Одной из форм противостояния энтропии мира в человеческом обществе, является институт Священной Империи. Ее можно охарактеризовать как «стояние в истине», под которым подразумевается удержание единства в падшем человечестве, постоянно стремящемся обратиться в прах и хаос отдельных племен и кланов, и далее вплоть до атомарного индивидуализма, проповедуемого в современных либеральных обществах. Империя, вбирающая в себя разные народы и языки – это упорядоченная часть ойкумены, которая в нормальном случае строится на принципах возвращения к Истоку, зачастую определяемому как Рай, который мыслится одновременно небесным, как состояние общения души с Богом, и вместе с тем земным,  чувственно воспринимаемым.

Вспомним историю о том, что портрет римского императора был изображен на монете, которую подали Христу фарисеи, искушая Его. Именно ему, кесарю Августу, следовало платить дань, отдавая «кесарю кесарево, а Богу Божье».Римская, императорская власть без каких-либо существенных трансформаций вошла как органичная составная часть в христианскую традицию. Ведь, как известно, уже упомянутый выше, св. Равноапостольный Константин Великий, созывая Вселенский собор в Никее и ставя свою подпись под его решениями, уже являлся «епископом внешних дел церкви», хотя при этом даже не был крещен. Т.е. легитимность власти императора, делегированной не людьми, а самим Богом не зависит даже от его собственного спасения как личности.

Особое внимание в христианстве уделяется роду троянских царей. Можно думать, что святой равноапостольный Константин Великий перенес столицу империи на земли древних троянцев, отнюдь не случайно. Основание «Нового», «Второго Рима» выглядит как его возвращение на те земли, где он уже некогда существовал: ведь согласно римскому преданию, изложенному Вергилием, именно с восточного побережья Эгейского моря прибыл на Апеннинский  полуостров прародитель римских правителей Эней. Т.о. сам «старый», италийский Рим было бы справедливо называть «Новой Троей» или «Второй Троей».

Теперь становится понятным стремление средневековых европейских хронистов связать происхождение правящих германских родов с Троей. В русской исторической традиции троянское происхождение приписывают Рюриковичам.

Значение этой языческой правящей династии в контексте сугубо христианской традиции можно представить на основании косвенных данных «Поучения» митрополита Иллариона, который восхваляет языческих предков Владимира, но не упоминает о первом киевском князе-христианине Аскольде. Его имя в «Повести временных лет» упоминается как сочетание «Аскольд и Дир», что представляет собой искажение скандинавского выражения Hoskuldrtirar, «Хоскульд пасынок». Согласно Иакимовской летописи, Аскольд был послан Рюриком по просьбе киевлян для оброны города от хазар, обложивших полян непомерной данью. Аргументация Олега, осадившего после смерти Рюрика Киев, известная по «Повести временных лет», показывает не легитимность властных полномочий Аскольда с точки зрения языческой традиции: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода, и показал Игоря: «А это сын Рюрика»; и при этом выглядит вполне достаточным основанием для того, чтобы Илларион никак не выделил в позитивном свете даже факт принадлежности Аскольда к христианской традиции, в отличие от язычников – Олега и Игоря.

 

Согласно данным современной археологии, на месте Трои выделяется девять слоев, охватывающих временной промежуток в три с половиной тысячи лет. Первое поселение возникло как раз в начале третьего тысячелетия до Р. Х. (слой Троя I), а с событиями троянской войны связывают слой VII A, датируемый 1300 - 1200 гг. до Р.Х., когда город был разрушен в результате междоусобной брани. Незадолго до этого, около полутора тысяч лет до Р.Х., наступает эпоха Писания и иудейского Закона, преподанного Богом через Моисея; а спустя еще несколько десятков лет после падения Трои, в Израиле воцаряется ветвь Иессева, и начинается эпоха царей из рода Давида (кон. IX– нач. Xвв. до Р.Х.), от которых «не отойдет скипетр», по выражению пророка Исайи, покуда не придет Христос. И именно это время отцами церкви определяется как время начала традиции идолопочитания в среде «эллинов», понимаемых уже не как обозначение представителей особой теологической концепции, но уже в сугубо этническом смысле, как представителей потомков Иафета – индоевропейских племен. Это время, св. Епифаний Кирпский примерно датирует временем царствования XVIIIегипетской династии, т.е. 1550 - 1292 гг. до Р.Х. И, как сейчас становится ясно, время конца этой египетской династии точно совпадает со временемпадения Трои.

До сих пор неясно, явилось ли переселение «народов моря» причиной Троянской войны или, напротив, сама война послужила причиной переселения, но как бы ни обстояло дело связь между этими событиями очевидна. Это переселение завершает историю первой империи, объединяющей в себе индоевропейские народы, уже уклоняющиеся в язычество. Троянская война – это история падения последнего бастиона изначального этнического континуума и религиозного индоевропейского монотеизма. Так же как и пеласги-филистимляне, которые согласно Геродоту «не призывали по именам отдельных богов» (История II, 52), все троянцы верили некогда в единого Бога. Когда индоевропейские народы потеряли связующее их звено – правящих царей из рода теократов - «тевкров» (в самом имени которых запечатлена идея «Божественной власти», от основы *Tew – *Teu – *Tiu), они одновременно утратили единство своего священного языка, и молитва народов севера умолкла более чем на тысячу лет…

 

Как уже говорилось вначале, именно к последнему троянскому царю возводили свой род Меровинги, к которым принадлежал Хлодвиг. Поэтому появления в Северной Европе Православного государства, объединяющего многие народы и значение этого факта не могли быть скрыты от святой Хродехильды. Возвращаясь к главной теме нашей статьи, мы можем сейчас говорить о том, что присоединение Бургундии к государству Меровингов в оптике Православия, выступает как частный случай противостояния мировой энтропии и шаг, направленный к возвращению изначального единства. Поэтому отправляя своего старшего сына в поход на бургундов, Хродехильда продолжает дело, начатое ее мужем – Хлодвигом IМеровингом.

 

Святая Хродехильда Бургундская «исполненная днями и благими делами» почила в Туре, а ее тело было доставлено в Париж. Она почитается церковью, как покровительница сирот, вдов и властителей. Согласно церковному преданию , по Ангельскому откровению, она вооружила Хлодвига для боя экю, украшенное тремя Геральдическими лилиями - эмблемой Святой Троицы, которые стали эмблемой королей Франции(их значение – огромная отдельная тема).Ее святые мощи хранились в храме Петра и Павла, который был возведен ею вместе с мужем в 507 г. по Р.Х. Позже он стал главным храмом аббатства св. Женевьевы. Ныне о нем напоминает лишь башня, поскольку в революционном 1793-м. аббатство подверглось грабежу и осквернению, а спустя небольшое время было вовсе разрушено…

После Хлодвига держава «длинноволосых правителей» (лат. reges criniti) просуществовала около двухсот пятидесяти лет, пока в 752 году в сговоре с папой Захарием Iтрон не захватил узурпатор Пипин Короткий. Никто не заметил больших изменений, ведь изменник присяги сам был франком и даже укрепил государство и прославился множеством побед; но с него начинается история совсем иной, католической Европы. Пройдет еще пятьдесят семь лет, и его сын Карл, прозванный «великим», на Аахенском соборе 809 г. потребует от папы изменения Символа Веры и введения в него пресловутого  filioque. Однако тогда Рим не сделал губительного для себя шага, но псевдо-империя Карла пипинида продолжала крепнуть, пока наконец в 1054 г. на алтарь Софийского храма в Константинополе не была положена знаменитая «Отлучительная грамота». Так с падением династии Меровингов завершилась история Православной Европы и началась  другая история, но мы верим, что когда-нибудь, может быть накануне Конца этого мира, Европа вернет себе свою Традицию! Ведь славен Бог во Святых своих, а Он поругаем не бывает. Святая Хродехильда, моли Бога о нас!

                                                                         А.И.

Комментарии

Андрей Чернов аватар

...

Уважаемый Александр! Несколько ремарочек, с Вашего позволения:

а) Руян можно рассматривать (этимологически и исторически) как последнее пристанище ругиев. Хотя оные ругии зафиксированы источниками и топонимами как на Континенте, так и в Скандинавии. ...Кстати, совсем не факт, что скандинавские ругии - германцы (континентальные же - не германцы абсолютно точно).

б) Троя, провинция Азия и все такое - это да. Но вот в "Саге об Инглингах" указан иной адрес этой Азии (Великой Швеции). И вот оттуда все-таки, кажется, надо выводить германосов. Понятно, что потом (по Щербакову) оное попало в Закавказье (Т. Хейердал), а оттуда - уже в Трою. Не наоборот! Ибо оному будет противоречить асова (на "ас-") топонимия Средней Азии, растянувшаяся практически до Монголии...  

в) Так что, Троянские генеалогии адекватны лишь с учетом примеси пришлого германизма (кой, к сожалению, есть) к автохтонам Европы, именуемой в той же "Саге..." (В)Энеей, начинающейся западнее Дона ((В)Танасквиля). Ну а дальше - все по списку... О ванах-вятечах-венетах написано на сей день много, да и мы уж не раз о том здесь говорили .

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Александр Иванов аватар

Андрей, рад встретить на Артании!

По разным причинам сначала отсутсвовал я, потом "Артания", но вот все вернулось на круги своя...

По-первому. Все-таки склонен считать "Руян" поздней славянской формой германского топонима "Рюген". Руянцы - несомненно славяне, подобно тому, как и македонцы например, хотя во времена Александра Великого - одно из греческих племен. Время германцев на Рюгене - начало эры, славян - примерно конец I - нач. II тыс.

По-второму. Не склонен считать, что "Азия" (и Закавказская "Страна Асов", т.е. иранских Ясов-Касогов) и "Aesir" связаны исторически непосредственно. Для меня здесь речь идет о промыслительном совпадении фонем, которые находят объяснение только через метафизику Православия (Боги есмь...)

О венетах. Судя по-всему римляне на каком-то этапе обозначали этим этнонимом любой народ, живущий на границе ойкумены латинского мира. "Венеция" - по-видимому иллирийцы, затем - славяне и пр. Т.е. "венеты" - племя с неизвестным самоназванием, но люди без сомнения. А вот за ними уже - псоглавцы, амазонки и пр. не очень приличные существа. Вятичи от "Вятко" - западно-славянское племя. А "Вятка" по Жарниковой С.В. от пра-санскрита "быстрая вода", судя по наименованию нескольких рек Русского Севера - т.е. первой стоянки пра-индийцев в Евразии, после того как они покинули Арктическую родину и континуум "языков сатем" распался.

 

Андрей Чернов аватар

...

Да, замечательно, что "Артания" снова работает!

По Руяну-Рюгену. Тут даже Рыбаков приводил обратные цифры (а уж это был хитрец и жучара, особливо до набора весу-авторитету   ;)  , но вместе с тем и в справедливости его исторических трактовок сомневаться не приходится). Лингвистика, источники, археология, антропология (Кузмин, Назаренко и Ко) говорят о том, что приходу не только германосов, но и кельтосов предшествовал некий этнос, кой гораздо ближе балтийским венетам, нежели кому-либо иному (см. ареал и развитие археологических культур, динамику материальных свительств). Даже генетику можно интепретировать соответственно. Например, пресловутая I-галогруппа могла быть законсервирована в соответствующих местах, так же как языковые реликты. Уже много раз цитировал Англосаксонскую хронику, повествующую о том, как "жизнелюбивые" кельты, явившись, в Британию (в Корнуол? или Уэльс? - где море "венетской" топонимии), умертвили всех мужчин, а женщинам отрезали языки. Кузмин логично разъясняет такой же феномен, объясняющий догерманский топонимический вакуум в Скандинавии (хотя, если хорошенько присмотреться не такой уж там и вакуум). Да и основательно поколесив по Еуропам в свое время (лишь до Скандзы и Альбиона пока не добрался), был очень удивлен наличию практически в каждом мелком поселке своего местного "злого епископа Гатто"... Т.е. германосия опервичнилась благодаря своему нечеловеческому зверству. И если бы роксоланские ребята не были столь напористы (как, кстати и мы в годы Великой Отечественной), то такая же ситуевина была бы в Крыму и Киммерийских степях...     

Далее. Они и связаны непосредственно. ...Как догерманская Скандинавия и германская (где поразительно богатый Бронзовый век сменяет потрясающе убогий Век железный). ...Неслучайно, магические руны скандинавов так похожи на тюркские и монгольские тамги. Оно есть в Закавказье, но оного нет в Малой Азии. А то что есть в Анатолии, Фракии и Иллирии в избытке наличествует у славян.

Ну не на краю ойкумены. Например, венеты (вариации имени) Птолемея и Тацита расположены в землях хорошо известных римлянам. Да и сами классики (начиная со Страбона, даже при внимательном прочтении и Цезарь) уравнивают венетов адриатических не только с армориканскими, но и с балтийскими.

А "вятко" - "волога"/"вода", это да. ...Также, как и скандинавские ваны, связанные (помимо богатства и растительности) с водами (неслучайно они отождествлялись с альвами - кстати, "ульф" остался "рекой" даже в совр. шведском). Ведь Ньерд (тацитов Нертус?) - бог Моря, его дом Ноатун ("Корабельный двор"). ...Кстати, и корабельное дело германосы заимствовали у автохтонов (о чем сегодня пописывают даже ихние авторы). ...И тут след вспомнить отличие армориканских венетов от окружающего народонаселения...Плюс германская патологическая водобоязнь (сохранявшуюся практически до XVIII в. в виде свиной немытости! - настоящие орки по Толкину).

А про "Арктическую прародину" я не раз указывал Максиму Борозенцу - между оным и арйскими хождениями зияет дыра в несколько десятков тысяч лет... И не были гипербореи ариями (в привычном нам значении). Ведь, например, те же айны, некогда заселявшие вообще весь Дальний Восток, судя по всему, тоже являются осколком гиперборейского реликта...

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Александр Иванов аватар

Очень много тем сразу задето...

Если попытаться сделать какое-то обобщение, то вот что приходит на ум. Когда мы касаемся вопросов этнической истории индо-европейцев то сталкиваемся с пародоксальной ситуацией. Исторически-зафиксированный в Евразии древний этнос, зачастую оказывается более молодым по отношению к вновь пришедшему по набору языковых, генетических и культурных черт. Арктика - колыбель пранарода надолго консервировала эти черты. И ностраты, в определенном смысле тождественны пра-индоевропейцам, а они в свою очередь балто-славянам. Все потому, что наши предки покинули пра-родину последними. 

С другой стороны практически все индоевропейские народы признают династическую ветвь Приамидов первородной. Включая персидских ахеменидов (через Перса - Персея). Примечательно. что "центр языкового многообразия" - это как-раз Балканы и Северо-Запад Малой Азии. В свое время это позволило некоторым лингвистам помещать на эти земли предполагаемую прародину. На самом деле это тот  самый регион,в котором западная подгруппа индо-европейцев (языки "кентум" и Y-галлотип R1b) вновь встретилась с восточной (языки "сатем" и Y-R1a). По-видмому этот феномен сыграл роль в становлении идеи Империи впервые в истории, как центра противостоящего мировой энтропии, или иначе говоря государства направленного "против времени". 

Но остается неразрешеным вопрос - почему именно троянцам было суждено сохранять первичный индо-европейский монотеизм. И как следствие - почему именно приамиды были именно царями, а не вождями. Кажется это в ведение Промысла Божьего.

Андрей Чернов аватар

...

Уважаемый, Александр!

Давно задумываюсь над этим вопросом. Но, соглашаясь со многим из сказанного Вами, все же прихожу к несколько иным выводам.

Наример, вроде бы все - троянцы. Но вот Т. Хейрдал приводил очень много немецко-хеттского тождества. А между тем, Хеттсое царство явно противостояло Трое. И в войне либо активно помогало грекам, либо пассивно.

Неслучайно, оное было сметено в ходе т.н. экспансии "народов моря", сухопутной волной оного. А еще пострадал Египет - родина греков (помните, данайскую легенду, подтверждаемую, кстати как лингвистикой, так и генетикой). И еще многие. Например, тут стоит вспомнить скитания и выдворения кимвров-кельтов из Причерноморья, Закавказья, Малой Азии, Междуречья, Египта, etc. И все эти "хождения" обритают смысл, если согласиться с тем, что по падению и ограблению Трои началась самая настоящая Мировая война. Где северяне - дорийцы, скифы (если помните, троянцам помогали амазонки) и иные (иные ли?) союзные им народы - перевернули южан. Видимо, не впервой. Ведь известны последствия хождений фараонов, если не на Каспий, то в Анатолию уж точно. ...Кстати, они очень даже могут совпасть по времени с Троянскими событиями... И из тех мест прибывали не только враги - вспомним, например, Мемнона...

Неслучайно даже в греческих сказаниях у всех "героев" той войны был такой печальный конец. Лишь хитрован Одессей, еще десяток лет поскитавшись, благополучно возвернулся в дом родной. (Кстати, вполне мог и влиться в ряды вчерашних врагов (моральный профиль явно располагал) - тогда становятся понятны и история с "женихами", и кем были "dn(j)wn", и вообще суть его эпопеи). 

Так что, видимо, не только Приамиды. Они лишь единые, чье имя сохранили источники. А иные могли и явно были их родичами. ...На Западе это дело римляне здорово раздули. А ихние "наследники" могли все это дело просто присвоить (как присвоили себе несуществующие императорские регалии германские вождики). Хотя, конечно, могло и быть что-то - в таком случае, оное, естественно, было раздуто и гипертрофировано (как то у них до сих пор заведено).

Все это объясняет и лютую ненависть неавтохтонов греков (данайцев) к автохтонам - на Балканах, островах и Троаде. ...Как и таковую к нам у иных неавтохтонов Европы-(В)Энеи (кельтов, немчуры и проч.).  

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Mahtalcar аватар

Александр, мне близка твоя

Александр, мне близка твоя позиция. Когда речь идет об этнической принадлежности населения Поморья, Рюгена и проч. до наступления славянской эпохи, то надо иметь в виду, что северо-восточный континуум ИЕ народов Вост. Европы включал в себя племена, говорившие на языках, представлявших нечто среднее между славянскими, балтийскими и германскими. Ругии-лугии - именно такой народ. В дальнейшем, в средние века, они могли переходить на славянский или германский язык, сохраняя самоназвание руян и многие традиции ремесел, строительства и т.д.

Подобно этому, северо-западный ИЕ континуум также был недостаточно расчленен. Совершенно очевидно, что самоназвание "венеты"-"венеды" употребляли ИЕ племена, жиавшие в разных концах Европы и по языку достаточно далекие друг от друга. У нас в распоряжении есть письменный язык венетов Сев.-Вост. Италии (Венеции), этот язык хорошо изучен лингвистами и представляет собой нечто среднее между италийскими и кельтскими. Группа кентум, грамматика ближе к кельтской. Видимо, родственны этим венетам были венеты Швейцарии, Арморики и даже Британии (реки Темза и Лун с ИЕ названиями, вероятно, получили имена именно от этих венетов). Западные славяне тоже называли себя вендами, а римляне вообще всех славян называли венедами, но надо понимать, конечно, что славяне и венеты Зап. Европы - это две большие разницы.

По поводу утверждений Англосаксонской хроники о кельтском геноциде венетов. Это такое же преувеличение и "черная легенда", созданная англосаксами против кельтов, как затем норманны скопировали эту "черную легенду" применительно к самим англосаксам и т.д. Методы пиара одни и те же. На самом же деле только в 20 в. было признано, что такого уж тотального истребления не было, в расовом плане население смешалось, языковые остатки тоже были значительны, и языки тотально никому не отрезали. В Корнуолле, кстати, расовый тип низкорослых брюнетов сохранился аж с конца палеолита.

Андрей Чернов аватар

...

Дорогой Максим!

Мы ж с тобой обсуждали Венетскую старину - или Античность... Вот даже выдержку из того мэйла от 11.02 приведу:

"...от лат. antiquus - древний (прежний, былой, давнишний, старинный, старый, многолетний, состарившийся, прошлый; в сравнительной степени - старший, более важный, более значительный, более достойный; а также - простой, честный, искренний), кое произошло от лат. ante (раньше, перед, напротив). Но оное, скорее всего, восходит ко греч. ???? (аnti - напротив, перед). Хотя может развиваться и прямо из и.-е.: прот.-и.-е. *h?ent- (передний, лицевой), санскр. ???? (аnti), ибо известно и в др.-армянск. ??? (?nd), тохар. B (?nte) и англ.-сакс. ende (англ. end) [См.: F. Gaffiot. Dictionnaire Latin-Fran?ais. Paris. 1934. p. 137; L. Quicherat, A. Daveluy. Dictionnaire Latin-Fran?ais. Paris. 1899. р. 85].
И анты связаны именно с этим словом (др.-греч. ?????), ибо их держава и являлась а) непосредственно передними-лицевыми по отношению ко Греции (и Германии - ср. с лангобардск. Antaib, где -aib является окончанием, как в идущем следом слове: Бургундайб [Лангобардские анналы]); и б) более древней - античные авторы живописуют сих благородных мужей, могучих воинов (откуда - пресловутые "мечи антского типа"; даже в "Беовульфе" герои сражаются антскими мечами), возводя их чистые нравы к седой древности (не забываем про гиганта Антэ); ну и в) это подтверждают ученые мужи, выводя схожим образом "антов" из и.-е. [О.Н. Трубачев. Indoarica в Северном Причерноморье: Реконструкция реликтов языка: Этимологический словарь. М. 1999, с. 54-55] и иранск. [В.В. Седов.  Славяне. Историко-археологическое исследование. М. 2002. с. 186-198] и объясняя как "конечные", "крайние" [Ф.П. Филин. Образование языка восточных славян. М.-Л. 1962. с. 60], т.е "Страна антов" - это "окраинная область", "украина" (естественно, в контексте понимания сего слова русскими летописцами (именовавшими сим словом пограничье с иноплеменным миром - например, не только наша, граничащая со степью, но и Сибирь, и ставший немецким Укермарк), а не так, как это дело пытались и пытаются представить какляческие уроданы, начиная с Грушевского). Кстати, практически все источники их отождествляют со славянами, а Плиний [VI.50] упоминает о неких Antacati среди скифов, плюс явно славянские анты (кстати, есть маза, что "мирмидонцы" Ахилла - это и есть анты). В общем, отсюда - "античность" [L. Quicherat, A. Daveluy. Dictionnaire Latin-Fran?ais. Paris. 1899. р. 88]".

Также говорили о том, что это были пеласги (мыл от 14.02), кои говорили языке, здорово отличающегося от греческого:
"..."карбан айдан" [Эсхил. 129], переводимом как "говорящих наречием варварским" [Страбон. XIV.2.2.28] или "варварская речь" [Геродот. I.25]" - т.е. негреческим; в русском переводе "иноземный плач" [Эсхил. Трагедии. Пер. В.И. Иванова. М. 1989. с. 9] и "чужеземная речь" [Эсхил. Трагедии. Пер. С.К. Апта. М. 1971. с. 5].
Эти ребята, о коих идет речь, имели связь с Фракией - среди них широко практиковалось служение Кабирам [Геродот. II.51], они - "жители башен", тирсены и пеласги, потомки известной колдуньи Кирки, автохтоны Средиземноморья, ведомые "царем богоравным" [Гесиод. Перечень женщин. 56.(161)]. (См. моего "Гамельнского Кысолова" - там все расписано, с обстоятельными ссылками)".

А теперь вспомним Страбона [IV.4.1]: "Эти венеты, как я думаю, основали колонию на Адриатическом море". "Однако благодаря одноименности их считают пафлагонцами". Т.е. армориканские венеты у него - (в)енеты пафлагонские [Ср. I.3.2; V.1.4; XII.3.8]. Но Пафлагония - это же Малая Азия, Троада... И далее [V.1.4]: "часть генетов спаслась сюда от Троянской войны из Пафлагонии вместе с Антенором" [Ср. III.2.13 и V.1.1] - это уже про италийских-адриатических. Плюс [XIII.1.53]: "Антенор с сыновьями и вместе с уцелевшими энетами благополучно спаслись во Фракию и оттуда попали в так называемую Генетику на Адриатическом море". И конкретезирует -генеты и истрийцы [V.1.9]. Их же "кельтика" очень слабо мотивирована - мол некогда тоже пересилились из-за Альп. А вот описание и адриатиков, и армориков зело разнится от кельтов (подтверждаемые Цезарем относительно армориканцев) - они мореходы и конники. Плюс строят характерные замки из бревен (это такие же самые круглые деревянно-земельные замки славян, коими исполнена Балтика и вся современная Германия). И арморики с адриатиками были не отдельными племенами - известны и земляки-посредники [IV.1.13]: "Племя, называемое тектосагами, живет по соседству с Пиренеями <...> К ним принадлежали и племена, завладевшие частью Фригии, пограничной с Каппадокией и Пафлагонией". Т.е. это позволяет заподозрить наличие некогда существовавшего сплошного пояса родствееных племен.  Причем троянские события здорово отстоят от прихода в Еуропу кельтов, не говоря уже об их военных хождениях (нужно было время для тихой отсидки и последовавшего "демографического взрыва"). Что же касается венетов балтийских, то и здесь был тесный котакт. Стоит вспомнить т.н. Янтарный путь, проходивший через Норик и Рецию... Археология же последней логично упирается в славян. Ну а ПВЛ логично говорит, что "норики, которые есть суть славяне". Да и пресловутая монополия адриатиков на торговлю балтийским янтарем, бесусловно, должна иметь под собой некий базис.

Вот это и есть тот древний "континуум ИЕ народов Европы". Не имеющий практически никакого отношения к германцам и очень-очень слабое к кельтам. И вообще очень жаль, что мы имеет такое "и-е родство" в лице сий азиатской злобной и вонючей голытьбы.

И верно, что в Средние века сей праэтнос был расколот и переходил на языки - кельтский, германский, славянский. Ведь современные славянские языки, хоть и были родней того языка, но здорово отличались, т.к. испытавли на себе влияние и восточных родственников - скифо-сарматов. 

И насчет "черного пиара" с "черными легендами". Неужто "художества" немчуры в годы Великой Отечественной тоже являются пиаром? А ведь они калькируют не только фольклор с мифологией. Но также источники - средневековые хронисты изобильно живописуют ужасы Драх нах Остен.  Да и совсем не тот тон взят в Англосаксонской хронике - он описательный, там это дело преподнесено не как вопиющее преступление, а как дело обычное и вполне логичное. Кстати, и дения англо-саксов там обозначены не менее "красиво"...

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь