КАТАРСИС: раньше и теперь

Если греки утешались-очищались, «катарсировали» в театре, наблюдая коллизии мифических деяний, а древние римляне — в колизеях, наблюдая космогонические гладиаторские бои между группами «цивилизированных» и «варваров», то для современного человека такой ареной стало телевидение, где мифологические сюжеты разыгрываются носителями архетипов современной цивилизаии — Добро, Зло, Непобедимый Герой, Галантный Рыцарь. Изменница-Любимая, верный Друг, Чудак-Учёный и т.д.
 
Также, если идеология сначала абстрактно проектирует определенные общественные формы, а потом пытается «втиснуть» их в реальность, то миф, наоборот, рождается в сфере конкретно-чувственных представлений и только затем рождается как идея — «атомарное абстрактное представление». Т.е. идея ростет не из атома к универсуму, а наоборот — универсум сжимается к сингулярной точке«атома сердца», или, если принимать терминологию восточной традиции, к «точке в сердце». Миф активирует неиндивидуальные формы психической жизни, рождает явления массовой культуры, массовое сознание.
 
КОНТРАСТЫ ЭПОХИ
 
Сафармураду УТОЕВУ
 
 
Когда Риму под ноги пали этрусские Вейи,
Аристокл-Платон пировал в саду Академа.
А когда у Тарквиний сошлись аппенинские рати,
В Эпидавре, в театре, душа ушла в эмпиреи,
Очищенье изведав, как будто в огне олеандр.
Теофраст, Аристотель, синоды актеров-технитов...
И последняя битва Эллады при Херонее,
И над Азией тенью губитель её — Александр!..

(с) Олег Гуцуляк

Комментарии

"если идеология сначала

"если идеология сначала абстрактно проектирует определенные общественные формы," .Прошу прояснить вопрос.Откуда,по Вашему, берётся идеология, которая потом проектирует определенные общественные формы.
Олег Гуцуляк аватар

идеология порождения рацио, а

идеология порождения рацио, а миф - чувств

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru

Согласен.Но откуда берёться

Согласен.Но откуда берёться рацио ? Я хочу выяснить всю цепочку ,приводящую к идеологии,В Вашем понимании.Базовые исходные посылки
Лев Каждан аватар

Структура и керигма.Верно?

Структура и керигма.Верно?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Тут есть некоторая подмена.

Тут есть некоторая подмена. Говорить о чувственной стороне мифа - значит фактически вставать на сторону англо-саксонских антропологов (навроде Фрезера) или их последователей (навроде Леви-Брюля). Тогда как миф, по Генону, реальность вторичная по отношению к метафизике. Миф, то есть сказка, точнее, сказка как акт мифа, являющегося само-по-себе несказанным, есть отчуждение потенции чистого логоса метафизики. Думаю, понятно, что речь не идет ни о так называемой "немецкой метафизике", как это принято понимать в современном западном сциентизме, ни даже о метафизике в расхожем смысле слова, подразумевающем некую "духовную сверхреальность".

Также, если исходить из мифологической школы Элиаде-Мелетинского-Лосева-Голосовкера, отчасти мягко конфликтной по отшению к чистому традиционализму, мы также не обнаружим там никаких доказательств в пользу конкретно-чувственной основы мифа.

Что же до моей личной точки зрения, дистинкции современной сциентистской мысли являются настолько доксическими и неверифицируемыми, что любой проходимец, обладающий хорошо подвешенным языком, может убедить кого-угодно в чем-угодно, что и я не раз в своей пракике использовал. Даже еще вчера. Сказал и не солгал. Но и не было в том истины. Вообще же предлагаю развернуть диспут о вопросах верификации и том, что современные историки-феноменологи Каравашкин и Юрганов называют "регионом Докса".

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"