Итоговый ответ Нищему

Никто не отрицает, что среди природных духов часть со временем приняла сторону зла и бесов. Именно о борьбе с такими духами повествуют жития ап. Иоанна Богослова, св. Киприана (бывшего колдуна) и других. Это не мешает признавать существование и других духов, не вставших на адский путь.

Есть три пути. Те самые три пути, которые были показаны Томасу Лермонту из Эрсилдуна. Путь в рай, путь в ад и путь в Земной Рай фейри. Андрей Чернов считает его разновидностью Ада, я же уже много лет спорю с ним. Это совершенно особая, третья сфера. В рай и ад попадают люди с бессмертной душой. Земной Рай же - сфера для существ, чьи души существуют лишь временно, до Конца света. Все эти лешие, водяные, русалки, эльфы, гномы, саламандры... Чернов верно указывает, что с течением времени этот мир всё более подвергается сатанинским воздействиям: европейские источники средневековья говорят, что эти фейри стали платить дань аду - десятину. Но так было не изначально и не везде.

Почему этот вопрос для людей - не вопрос простого любопытства? Во-первых, потому что имели место случаи браков людей с фейри. Во-вторых, потому что именно из этого мира, из Земного Рая, и происходит сам феномен искусства и эстетики вообще. В редких случаях искусство ведёт напрямую к Богу или к сатане. В очень редких. В целом же искусство есть феномен именно этих существ - бессмертных в пределах существования земли, но смертных в ее Конце. И смертные здесь, но бессмертные в перспективе Страшного Суда люди лишь изредка приобщаются к этой сфере искусства. И тогда в этих людях в гениях искусства - замечается что-то "не от мира сего", что-то "эльфийское" - категорически НЕ ПУТАТЬ со святостью, которая носит совершенно иной характер. Поэзия (в широком смысле, включая все виды искусства вплоть до архитектуры и живописи) есть плод именно элементалов, духов стихий и сил мира.

Кстати, как дзэн-буддизм относится к духам? Ламаизм весь пронизан поклонением им. В хинаяне и махаяне проповедь Будды обращена ко всем мирам, не только к людям. Однако в Японии мы видим враждебное столкновение между буддизмом и синтоитстскими богами.

NB. Флоренский не только хорошо разбирался в леших и русалках. Он еще прекрасно знал и что такое настоящие бесы, насколько они отвратительны и злы. Прекрасно знал. Так вот, однажды он зашел в буддийский храм в Петрограде... и выбежал оттуда, потому что увидел там в алтаре беса.

Комментарии

Лев Каждан аватар

Как сказал Никола Угодник

Как сказал Никола Угодник Лешему в поэме Несмелова "не сам ли ты от дьявола ушел в зеленой мгле?"Вот Вам и пример духа природы который не встал на сторону дьявола.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Андрей Чернов аватар

...

Это все слова. От диавола можно уйти только к Господу. А вот вопрос о возможности покаяния т.н. "серых ангелов" - вещь очень даже открытая. Или вообще спорная! Ведь Книга Еноха тут весьма категорична...

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Лев Каждан аватар

Ну а Леший к кому в итоге

Ну а Леший к кому в итоге уходит?Никола Угодник это чей святой?

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Андрей Чернов аватар

...

Случалось, что Святые и на бесах летали и заставляли их себе служить иными способами.    ;)

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Лев Каждан аватар

Но у Несмелова-то святой

Но у Несмелова-то святой лешего крестит.Вот о чем речь-то.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!