Исихасты, суфии и тамплиеры в России XIX века

В 1911 г. С.А. Нилус опубликовал такие строки из летописи Оптиной пустыни: «1850 год, Июль 20. [...] Сегодня и 17-го, и 19-го приходил к нам в монастырь пешком из города К (озельска) граф Алексей Константинович Толстой и, когда о. Игумен предлагал ему лошадей до города К (озельска), он сказал, что имеет обещание ходить в монастырь пеший. [...] Жива еще Россия, пока среди знатнейших ее бояр находятся еще такие рабы Божии, живущие одной душой, одним сердцем со своим народом!..» (122).

            Паломничество Толстого в Оптину пустынь могло иметь своего рода «наследственную» причину. Мы приводим ее в качестве версии. Оптинские старцы на тот момент были едва ли не единственными, практиковавшими в России исихазм. Но возможно появление трудов по исихазму в масонской среде. Мы говорили уже, что дед поэта, гр. А.К. Разумовский, входил «в масонский орден тамплиеров, а именно в петербургскую его ложу, так называемую Capitulum Petropolitanum, заимствованную И.П. Елагиным из Англии и подчиненную с 1772 года ложе-матери» (123). Относительно обрядности этого ордена Ч.У. Гекерторн писал: «Сперва общество строго исповедовало римско-католическую веру и отвергало протестантство, но Фабре [Фабре де Палапра, великий мастер ордена — Ю. С.] внезапно придал ему направление противоположное. Он приобрел греческую рукопись пятнадцатого столетия, Евангелия от Иоанна с некоторыми изменениями против принятого текста и с введением или, вернее, комментарием, озаглавленным «Левитикон»; эти толкования он в 1815 году вознамерился привить обществу, которым управлял, и превратить его таким образом в схизматическую [православную?] секту. Этот «Левитикон» просто известное сочинение, с тем же самым заглавием, греческого монаха Никифора. Так как он был посвящен в тайны суфитов [для поверхностного западного наблюдателя суфизм почти тождествен исихазму — Ю. С.] [...], то пытался ввести эти понятия в христианство и с этою целью написал «Левитикон», сделавшийся библией небольшого числа сектаторов, но гонения истребили их» (124). Возможно, что «греческий монах Никифор» — преподобный Никифор, наставник св. Григория Паламы и автор «Никифора-уединенника слова о трезвении и хранении сердца многополезного», вошедшего в 5-й том «Добротолюбия». Называть исихастов «сектаторами» было принято у католиков, как и у учившихся у них некоторых представителей православного богословия. Интересно, что, как говорит житие, «преподобный отец наш Никифор был [...] латинянин родом, но принял впоследствии исповедание святой православной Восточной Церкви...» (125) Это превращение, возможно, увлекло новых тамплиеров. Гекерторн приводит их девиз: «Сим знаменем победиши», и замечает, что при посвящении великий мастер говорил: «Поставляю вас масонским рыцарем госпиталистом св. Иоанна Иерусалимского, Палестины, Родоса, Мальты и точно так же рыцарем Храма» (126). Кроме того, обрядность и клятвы ордена строились вокруг образа Честной Главы Иоанна Предтечи: «...мой череп на... блюде послужит воспоминанием св. Иоанна Иерусалимского, этого первого верного воина и мученика нашего Господа и Спасителя» (127). В сравнении с этим интересно, что скит Оптиной был устроен во имя св. Иоанна Предтечи, а скитским образом был образ его Честной Главы, возлежащей в чаше, возможно, в чаше св. Причастия. Показательно участие в упоминавшейся ложе тамплиеров кн. А.Б. Куракина, друга императора Павла Петровича — и к тому же настоящего мальтийского рыцаря. Мальтийский Орден переправил в Россию мощи св. Иоанна Предтечи. (Память перенесения из Мальты в Гатчину части древа Креста Господня, десной руки Иоанна Крестителя и Филермской иконы Божией Матери отмечается Русской Православной Церковью 12 (25 по новому стилю) октября.) Может быть, такая настроенность масонских идей и реальные события в царствование Павла I обратили со временем определенную богоискательскую часть русской аристократии к церкви, создав своего рода общность «оптинских христиан»?

121. Нилус С.А. Святыня под спудом. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. С. 82.

122. Сказано об А.Б. Куракине. Шумигорский Е.С. Император Павел и масонство// Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 2. М., 1991. С.139.

123. Гекерторн Ч.У. Тайные общества. М., 1993. Ч.1. С. 187.

124. Афонский патерик. М., 1897. Часть 1. С. 402.

125. Гекерторн Ч.У. Ук. соч. С. 188. Есть сведения, что св. Григорий Палама в ходе исихастских споров «не однажды ... сносился с ... госпитальерами Родоса» (Прот. И. Мейендорф. Византия и Московская Русь. Paris, 1990. С. 131) — они же — Орден св. Иоанна Иерусалимского, позднее — Мальтийский.

126. Там же.. С. 188.

127. Пыляев М.И. Старая Москва // Москва. 1991, № 7. С. 125.

Ю.П. Соловьев