Греческое язычество и византийское православие

"копты которых туда сослала

Михаил аватар

"копты которых туда сослала за монофизитскую ересь еще Византия"

Вообще-то копты - это потомки древних египтян, они всегда там жили. Собственно, сама церковь образовалась в VI веке, после раскола Александрийского патриархата по этноконфессиональному признаку на греческую часть, признавшую Халкидон, и коптскую, его не признавшую.

По-моему копты-это не этнос а

Лев Каждан аватар

По-моему копты-это не этнос а конфессия.И таковыми являются не потомки древних египтян которых давно уже нет а египетские христиане принадлежащие к коптской церкви.Т.е.монофизиты.Что же касается египетских христиан признавших Халкидон т.е.православных то до них тоже скоро доберутся.Только участники интегрально-евразийского проекта забыли о своем духовном единстве а враги проекта не забывали об этом ни минуты.Первым результатом появления "Братьев-Мусульман" в Египте стало исчезновение Бадавии а теперь очередь за Александрийским Патриархатом.В Ливии получилось наоборот-сначала Храм Святого Георгия а потом Сенусия(всем советую заметить что из каддафиевских руководителей погиб именно глава  разведки Абдаллах Ас-Сенуси остальным же дали спастись).Но от перемены мест слагаемых сумма все равно не меняется.

Лев Каждан

 

Коптский язык - египетский

Михаил аватар

Коптский язык - египетский язык (египетская семья афразийской макросемьи) на последнем этапе развития, охватывающем примерно тысячу лет (с I-II по XI-XII вв., полностью исчезает из бытового обихода, по-моему, к XIV веку). Строго говоря, копты это потомки автохтонного населения Египта на момент его завоевания арабами. Раскол V века шел по этническому признаку: александрийская ("мелькитская") церковь - греческая, а коптская, последовавшая за монофизитским патриархом Диоскором - автохтонно-египетская. В силу практического отсутствия межконфессиональных браков между мусульманами и коптами, это этноконфессиональная группа, хотя и используящая в повседневном общении арабский язык. Можно сказать, что это субэтнос арабо-египетского народа.

Для Александрийской православной церкви, по большому счету, особой угрозы нет. Паствы там порядка 6 млн., причем по большей части в черной Африке: в Кении, Конго, Уганде и т.д.

В комментах под

Лев Каждан аватар

В комментах под arthania.ru/node/630 мои оппоненты активно доказывали мне что греческое язычество не было сохранено под той же маской что и славянское но только не на Руси а в Византии.Однако ты теперь доказал обратное.Именно потому что византийское православие-это замаскированное греческое язычество греки его и выбирали.А египтяне у которых язычество было совсем другим предпочли монофизитство.

Лев Каждан

 

Комментарии

Mahtalcar аватар

Нашёл у нашего политического

Нашёл у нашего политического врага Д.Саввина цитату про греков:

«…когда Элевсин посетил английский путешественник Додуэл, жители города горько жаловались ему на потерю колоссальных размеров статуи Деметры, которую в 1802 году вывез Кларк (он принес ее в дар Кембриджскому университету, где она хранится до сих пор). «Во время моего первого путешествия, - вспоминает Додуэл, - культ этой богини находился в полном расцвете. Среди руин ее храма, в самой середине гумна, стояла статуя богини. Деревенские жители были уверены, что собираемые ими обильные урожаи шли от щедрот этой богини, а с ее вывозом, уверяли они меня, изобилию пришел конец».

(Фрэзер. Золотая ветвь)

Правда, некоторые авторы считают, что эту статую греки в 1802 г., вероятнее всего, называли всё-таки Марией, а не Деметрой.

Михаил аватар

"Правда, некоторые авторы

"Правда, некоторые авторы считают, что эту статую греки в 1802 г., вероятнее всего, называли всё-таки Марией, а не Деметрой."

Не исключено, что так. Похоже на хрестоматийный пример с Велесом и св. Власием.

Mahtalcar аватар

Тем более если учесть

Тем более если учесть иконографию: икона "Матерь Хлебов" написана под влиянием образов Деметры.

Кстати, патриарх Кирилл насчет арабских событий высказался очень тонко и дипломатично, но антизападно: http://www.km.ru/v-mire/2011/10/11/narodnye-volneniya-v-stranakh-arabskogo-mira/glava-rpts-prizval-ne-vmeshivatsya-iz

Александр Иванов аватар

А при этом, само имя Де-метры происходит

от *Deiua mater, инд.-евр. "Божья Матерь"; где семантически, кстати говоря, "Божия" и "дева" тождественны.

Лингвистика в очередной раз подсказала нам, что речь идет не о заимствовании или развитии, а о возвращении!..

Mahtalcar аватар

Ну конечно! Поэтому русские

Ну конечно! Поэтому русские церковные модернисты уже в конце 19 века требовали уничтожить эту икону, а Флоренский, наоборот, придавал ей особое значение.

Александр Иванов аватар

Вот она - Спорительница Хлебов

Александр Иванов аватар

Эту тему кстати можно развить вот еще в каком русле

Не только в греческой традиции Деметра являлась в облике Богородицы. Но и на основе материалов славянской мифологии (вернее того, что от нее осталось) мы можем частично проследить ту же тему.

"Спрорыш", у славян - это сдвоенный колос; а у латышей Jumis. И здесь возникают первонажи других традиций - иранский Yima, северо-германский Imir и т.д. Т.е. связанные с идеей первого царя, великана их которого был создан мир, царя подземного царства и др. персонажами, которые указавают на Бога-Логоса и его спуск в А/и/д для победы над смертью. И кроме того, без пшеницы из которой получают хлеб, невозможно евхаристическое таинство - ведь именно к хлебу прилагается сама плоть Христова. Т.е. мы можем сказать даже, что являясь Метерью Бога, Дева Мария - есть и мать всего и всех.

По-моему Арга и Опис также привозили в Элладу из Гипербореи колосья пшеницы. Это уже прямое указание на примордиальную традицию.

Mahtalcar аватар

А ещё Вячеслав Иванов

А ещё Вячеслав Иванов указывал на значение культа Девы и Матери-Земли в средние века как на ту основу, против которой нанесло удар богоборческое Возрождение. Помнишь, ты писал о Богородице как Хоре, как "Земле Бога"? Вот и Вяч.Иванов подчёркивал, что как в космическом плане Богородица вмещает Бога, так и на земле Тело Христово вмещается не куда-нибудь, а в хлеб (опять же, здесь я могу вспомнить слова Флоренского о том, что Хлеб - это еда в собственном смысле слова, прообраз всякой еды, и Вино - это питьё в собственном смысле слова, прообраз всякого пития). Вяч.Иванов же продолжал: тайна схождения Небесной Земли-Девы на землю - в том, что сама земля становится Невестой, освобожденной от князя мира сего и ждущей Жениха. Кроме того, такие христианские эзотерики, как Бёме, Новалис, Джордж Макдональд и Сент Ив д'Альвейдр. рассматривали это сочетание небесного и земного - принятие Логоса в Хору - как брак Дня и Ночи, долженствующий стать началом нового эона. Правда, здесь есть опасность впасть в ересь хилиазма!

Александр Иванов аватар

....есть опасность впасть в ересь хилиазма!

строго говоря согласен... Но ведь если не забывать (ни на минуту!) о том, что ТАМ и ТОГДА будет другое время - то и опасность хилиазма отпадет (причем, как это не абсурдно звучит, оно и сейчас есть - "Его же Царсвию несть конца") - вообще прихожу к мысли, что всякая ересь начинается с отрицания тайны, а последняя и грань и дверь, но во что-то совсем иное....

Кстати говоря, мы ведь называем Богородицу "Земле благая" перед каждым Причастием (это ведь слова из "Последования...").

Александр Иванов аватар

Если уж продолжать тему...

то вот такая мысль пришла. Сама постановка вопроса "греческое язычество и византийское православие" секуляризирует историческую действительность. Православие в принципе и по определению не может быть византийским (узко-понимаемое как греческое, ведь "Византия" - вообще западная оскорбительная кличка даннная незаслужено Империи Ромеев, вернее тому, что было от нее сохранено - восточной ее части) или сербским или  русским, сирийским, египетским - в смысле "Православие вообще", ну да - есть поместные церкви, есть несущественные отличия (да простят меня - кроме может быть современного положения Константинопольской патриархии и и же с ними - но пока вроде тоже не отпали совсем и навсегда). В заявленной теме мы либо должны обсуждать очень узко греческое православие и предшествующую ему эпоху разрушения мифа, и сам, очень далекий и непонятный греческий миф; либо взяв шире говорить о православии и язычестве ("эллинстве") - нам интересней естественно язычество славян, т.е. их "эллинство". И вот здесь появляется очень существенное отличие от греков - мы шагнули из мира мифа к Христу напрямую - и это обязывает нас совершенно иначе осмысливать историю. У нас не было филосовской традиции как таковой - мы с ней поздно познакомились, и лично мне кажется (ИМХО) - это было знакомство сомнительного характера, которое и особых плодов не принесло. Вот нужно, осмыслить этот момент перехода отдельно от греков, без ссылок на них, и быть может это легче будет сделать, если мы для выработки некой методологической системы обратимся к опыту скано-германской традиции - поскольку сущностно она не отличалась от славянской, а литературных источников и свидетельств неизмеримо больше. Т.е. что хочу сказать - есть по-меньшей мере две исторические версии перехода от язычества к христианству. Греческий (=европейский), через разрушение мифа и философию; и условно "северный" - от мифа напрямую к христианству. Вот этот последний на мой взгляд абсолютно не продуман и не прояснен еще. И он же кстати может стать дверью к взаимопониманию с пангерманистами и кельтоцентристами, и собственно завершением  их претензий и мощной конспирологической поддержки на которую совершенно справедливо указывал Андрей Чернов.

А чего мои комменты стерли?)

А чего мои комменты стерли?)

Осторожно!  возможна провокация!
Михаил аватар

Никто ничего не стирал,

Никто ничего не стирал, вроде.

А , да , это в "греческом

А , да , это в "греческом язычестве и православии продолжение темы" был мой коммент.  Извиняюс за нехорошее подозрение)

Осторожно!  возможна провокация!