ГОТСКАЯ СИКАМБРИЯ И НАРТСКИЙ КАВКАЗ

     

В IІІ-V вв. н.е. в Танаисе произошел приток нового населения с запада — носителей черняховской культуры [Античные государства Северного Причерноморья / Отв.ред. Г.А. Кошеленко, И.Т. Кругликова, В.С. Долгоруков. — М.: Наука, 1984. — С. 95], связанной с германскими готами. Именно в районе Танаиса и Меотского болота древние германские генеалогические легенды помещают одну из прародин германцев. "Книга истории франков" и "Космография Этика" рассказывают о вражде с аланами и построении предками франков города Сикамбрия, название которого, якобы, обозначает "Меч и лук", откуда они и начали свой поход на Запад [Хроники длинноволосых королей / Пер. латин., статьи и сост. Н. Горелова. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С.29, 30].

   Также в 253 г. путём переворота в Боспорском царстве монарху Рескупориду V (240-267 гг.) был навязан соправителем представитель проготской партии Фарсанз, вследствие чего Боспор предоставил готам собственный флот для набегов на Византию и Кавказ. Первый такой морской поход в Малую Азию состоялся в 255/256 г., другой — в 257 г. В 262 и 263 гг. остготы с Боспора дважды нападали на Эфес, в 264 г. — на Каппадокию, в 266 г. — на Вифинию, в 267-268 гг. — на Элладу, но в 269 и в 275 г. были разбиты римлянами. Позже император Диоклетиан нанимает их — готов-тетракситов — как союзников для обороны Херсонеса от гегемонических планов Боспорского царства, но часть готов отошла на Северный Кавказ, где стала известна под именем готов-акациров (позже ассимилированы сарматами). Еще во времена константинопольских патриархов Фотия и Игнатия (858-867 гг.) Фуллы и Харасия ("на Черной воде") известны как епископство "охоциров" Готской метрополии.
  Считаем, что акациры как симбиоз готов и сарматов в нартском эпосе известен как блондины Ахсар и Ахсартаг, родоначальники третьего рода нартов (санскр. nrti "танцоры", "герои") — Ахсартагката, от осетин. "ахсар" — "сила, храбрость" или абхаз. «ахцара» — «метка, тамга, знак рода»).   
  Предание о последних рассказывает о том, как брат Ахсар, чтобы не соблазнить жену брата Дзерассу, дочь владыки вод Донбттыра, кладет в кровать между собой и невесткой меч. Но из-за подозрения со стороны брата Ахсар стреляет в себя из лука. Выстрелил он стрелу вверх и взмолился: “Боже, пусть стрела моя взовьется двумя и вернется одной и вонзится в то место, которым я коснулся невестки своей, и пусть я умру от этого!” Взвилась стрела, вернулась и попала в мизинец Ахсара. И он тут же умер. Тогда Дзерасса рассказала Ахсартагу все, как было. Отчаяние охватило Ахсартага: из-за него без вины погиб его брат! Выхватил он меч и, поставив его так, чтобы рукоятка упиралась в грудь Ахсара, а острие — в собственное сердце, всей тяжестью опустился на него. Меч вонзился в его сердце, и умер Ахсартаг. Высокое надгробье, из камней сложенное, известью скрепленное, поднялось над их могилой.
  Несчастная Дзерасса вынуждена спасаться в подводном царстве от преследований Уастирджи, всадника на трехногом коне (намёк на уход акациров на службу к Византии и вражда с чистокровными сарматами ?), а потом рождает в хлеву башни своего мужа чудесных близнецов-героев Хамица и Урызмага.
  Хамыц известен тем, что был женат на волшебной женщине, которая днем превращалась в лягушку и он носил её в кармане, затем она вынуждена покинуть мужа и тот ищет её в скитаниях по миру, проходя разные испытания. Их сыном стал богатырь Батрадз.
  Брат Хамыца Урызмаг был женат на красавице Эльде из рода Алагата, хранителя волшебной четырёхугольной чаши Уацамонг ("Определяющая"), главного объекта пиршества нартов.
  У братьев-близнецов была сестра (рожденная уже мертвой Дзерассой от Уастырджи) — мудрая Сатана, которая хитростью соблазнила брата Урызмага и родила от него сыновей. У адыгов Урызмаг известен как Уазырмес, брат и муж Сатаней и отец Бадиноко, который гибнет, пытаясь достать красавицу Акуанду, спрятанную в высокой башне. У абхазов Сатана (Сатаней-Гуаша) — мать ста братьев-воинов и их одной сестры Гунды-красавицы, воспитательница аналога осетинского героя Батрадза Цвицва.  
  Если с первым братом сходен сказочный мотив о муже Царевны-Лягушки, то с другим — мотив героя, плывущего морем в сундуке (бочке), а сын одного из них — с мотивом добывания царевны, сидящей в башне.
  Миф об Ахсаре и Ахсартаге некоторыми элементами идентичен германскому преданию о Сигурде/Зигфрид и Гуннаре/Гунтере: Сигурд кладет на ложе между собой и Брюнхильдой обнаженный меч, ссора-подозрение между героями приводят к их гибели, героиня либо погибает на погребальном костре Сигурда либо исчезает из преданий германцев, но к её сопернице Гудрун/Кримхильды, жены Сигурда, сватается король гуннов Этцель.   
  Чудесных близнецов-героев можно отождествить с присутствующими в эддической "Речи Хамдира" и "Саге о Вольсунгах" детьми Гудрун Хамдиром (=Хамыц!) и Сеерли (=Урызмаг), которые убили своего сводного брата Эрпа (сына от наложницы последующего мужа своей матери — короля росомонов Йонакра) и отомстили готскому императору Германариху за убийство своей сестры по матери Сванхильды ("Лебеди битв"). Также этих братьев знает историк Иордан как Аммия (~ hammer "молот, дубина, кий" = готы-амадоки) и Сара (авест. saormat "опоясанный мечем" = сарматы), отомстившие Германариху за убийство некой женщины Сунильды).
 Представителей этих готской и нартской легенд можно отождествить с генеалогическими героями Кием, Щеком (дв.-англ. secg "человек-воин") и Хоривом (= Эрп) и их сестрой Лыбедь. Возможно, что остготские (росомонские) герои Хамдир, Сеерли и Сванхильд основали на Днепре город Аргеймар (ныне Камянское городище), откуда предание о них пришло в Киевские горы.
  
  Ахсартагката (Ахсар и Ахсартаг) = готы+сарматы (акациры) / Сигурд и Гуннар
  Дзерасса = Брюнхильда // Кримхильда/Гудрун
  Уастырджи = Этцель / Атилла/скифы-георгои (авест. gauvarga - "разводящие скот")
  Хамыц = Хамдир/Аммий/Амадок (Кий), муж Царевны-Лягушки
  Урызмаг (пленный в сундуке) = Сеерли/Сар (Щек) / Кощей (пленник в сказках)
  Уарп-Тау (название горы Эльбрус) = Эрп (Хорив)
  Эльда = Ильдико (жена Аттилы)/Хильда
  Сатана (в доспехах сражается как воин) = Сванхильда-"Лебедь битв" (Либедь)
  Гунда/Акуанда = Хундинги

Комментарии

Вопросы 1. что значит

Вопросы 1. что значит "якобы, обозначает" 2. "Готской метрополии" - это где?? и у кого 3 сарматы в IX веке?? источник? 4. "Несчастная Дзерасса вынуждена спасаться в подводном царстве от преследований Уастирджи, всадника на трехногом коне (намёк на уход акациров на службу к Византии и вражда с чистокровными сарматами ?)" что за "намёки" 5. "героиня либо погибает на погребальном костре Сигурда либо исчезает из преданий германцев" и как же всё-таки?? Дюмезиль плакалъ
Олег Гуцуляк аватар

1. первое не понял2. учите

1. Первое не понял

2. Учите Церковную историю

3. Смотрите тут мою статью о сарматском субстрате

4. Может, и так, но это ваши предположения.

5. Есть разные варианты. На то он и эпос.

Олег Гуцуляк, Директор Института стратегического анализа нарративных систем (ИСАНС), http://www.narratif.narod.ru Главный редактор журнала "La Nazione Eurazia - Ucrania" http://www.lne-ua.narod.ru

Вот, единственное, пятое, в

Вот, единственное, пятое, в чем резко расхожусь с Гуцуляком. Наука на то и наука, что не миф. Наука предметна, а миф объектен. Субъект (исследователь) смотрит на миф (объект) и возникает научный предмет. А если субъект мифичен, то нет разницы между ним и объектом. А значит, нет и цели дискурса (предмета). Если и так всё прекрасно, и всё со всем совпадает и бороться не за что и доказывать нечего, зачем писАть* ;)

Олег Фомин, главный редактор портала "Артания"

1. " "Книга истории франков"

1. " "Книга истории франков" и "Космография Этика" рассказывают о вражде с аланами и построении предками франков города Сикамбрия, название которого, якобы, обозначает "Меч и лук", откуда они и начали свой поход на Запад" что означат "якобы" 3. сарматов как общности в 9 веке не существовало, как и готов. Нет источников. остатки сарматов и готов смешались между собой и образовали скорее сразу несколько народностей северного Кавказа и было это результатом нашествия гуннов в 4-5 веках. 4. Я прав. :)