Этимология слова "ящер"

Академическая наука не знает этимологии слова "ящер" (старослав. "аштер", праслав. "ашчер"). Высказывались версии:

1) приставка а (из ана-) + инодероп.корень скер/скор - "скорый, быстрый", ср. литов. скерис "саранча", латыш. скиргата "ящерица", греч. скарис "червь", алб. hardhele "ящерица", нем. scheren "удирать";

2) приставка а + скора "шкура";

3) западнослав. яскиня "пещера" + суффикс -ер.

Последние две этимологии совсем уж неправдоподобны.

Естественно, сразу напрашивается ещё одна этимология:

4) иран. ажи, санскр. ахи - "змей". Но Фасмер был категорически против этой версии, хотя к ней сейчас вновь возращается тот же А.Петросян.

А ведь заманчиво связать Ажи-Дахака и Ахи-Будхнья с Ящером. А также и с Ахиллом, который, как мы выяснили, - змей.

Кстати об Ахилле. Абхазы утверждают, что имена Ахилл и Одиссей имеют хаттское, абхазо-адыгское происхождение и связаны с морем. Поскольку даниты вообще связаны с морем, а Ахилл - данайский герой, то учитывая значительное хаттское влияние на греков (psykhe "душа", ср. абх. "псы"), это вполне вероятно. Однако мы уже знаем из статьи Петросяна, что миф о борьбе андров с данитами греки перевернули наизнанку. Но я заметил деталь, которая осталась от первоначального варинта мифа: Ахилл погибает от раны в пятку. В классической версии Ахилл - змей-данит, но в изначальном мифе должно было быть наоборот - змей должен ранить главного героя в пятку (Книга Бытия 3:15: "Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту"; ср., как обыгрывается эта архетипическая ситуация противоборства адамита со змеем в "Переландре" К.С. Льюиса).

Но вернёмся к Ящеру. Всем известно, что кириллическая буква Ш по начертанию совпадает с еврейской Ш ("шин"), с коптской Ш и с китайским иероглифом "шань" - гора. И если последнее совпадение явно случайно, то обычно считают, что свв. Кирилл и Мефодий заимствовали Ш из еврейского алфавита. Только вдумайтесь в это - византийские миссионеры в разгар конфликта Византии с Хазарией и в годы изгнания иудеев из Византии заимствуют "шин"? Не смешно ли это? Зато, несмотря на монофизитский раскол, они вполне могли заимствовать коптскую Ш (которая восходит к упрощенному начертанию одного из египетских иероглифов). Так вот, полгода назад наш крупнейший лингвист Вяч. Вс. Иванов пришёл к выводу, что кириллическая Ш заимствована из коптского алфавита. А также что некоторые коптские слова (не только "скит", но и другие) проникали в славянский язык (равно как и в германские). И более всего Иванов обращает внимание на слово "ащер", которое в коптском даже пишется точно так же, как в славянском. Поэтому он предложил

5) коптскую этимологию.

Но мне кажется, что в коптский язык это слово могло всё-таки попасть от индоевропейцев.

Комментарии

Андрей Чернов аватар

...

Ну, Фасмер - хоть и авторитет, но все же свет клином на нем не сошелся (о чем, собственно, говорят ссылки в его же словаре - умный человек завегда помнит о своем несовершенстве и об отсутствии единственно верной и самой точной теории, чего бы не касалась оная). ...И где-то доводилось читывать о происхождении "ящера" от "асур(-а или - ов)". А почему бы и нет? Особливо, если учесть санскрито-русскую схожесть, кою живописал Прасад Шастри (происходивший из старого рода брахманов и являвшийся непосредственным носителем этого самого санскрита; кстати, небезынтересно название его родного города - Lucknow, рус. Лакхнау/Лукнов, что - не в Средней полосе России, а стольный град штата Уттар-Прадеш в Индии).

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Андрей Чернов аватар

...

...И про Ахилла. Не думается, что греки его "перевернули". Он сам - перевертыш, изгнаник, изгой. ...Вот и мог сам себя сожрать (конечно, символмчески - на деле ему лишь малость подмогли), аки Уроборос - "супостат пожирающий в бессильной злобе самого себя".

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Александр Иванов аватар

возможны и еще варианты...

Например польское божество Yesza (т.н. список Длугоша), отождествляемое с Юпитером (по-видимому с Зевсом-Хтонием), а значит и змееподобным Велесом. В обрядовых песнях это же имя звучит у западных славян согласно С. Урбанчику Iesse, Iassa, в поздних русских песнях Яша, при том что Б.А. Рыбаков приводит образ змея из украинского фольклора Jaze. Их действительно разумнее всего сопоставить с Ажи Дахака и Ахи Будхунья. В народных поверьях определение инкуба как правило - Огненный Змей, есть поэма у сербов Змай Огнены Вук и русские былины о Волх/в/е - Вольге Святославиче. Похоже, как и в случае Зевса Хтония мы встречаемся с контаминацией образов - "змея-молнии", как благого символа нисхождения Божества, со змеем-морским чертом (до крещения обычно недругов отправдляли "за море, к Велесу"). Что кстати , подтверждает и наблюдение Максима Медоварова об инверсии греческого мифа об Ахилле. 

Поэтому в слове ящер можно разглядеть основу *es или *is - "истина, правда", которую первоначально и олицетворял Ах-илл, до того как произошел овершут в греческой традиции. И из змея-молнии, он превратился в морское чудовище, выползшее на берег Троянского мира... Создается общее впечатление, что истине всегда сопутствует некое кривое зеркало, пытающееся выдать отражение истины в себе, за ее саму, обоготворить себя что-ли...

Mahtalcar аватар

"За море, к Велесу"

Мне видится глубоко символическим тот момент, когда священник венчал Олега, пришедшего на венчание в рубашке с надписью "Ой Арсо Кристосо! Ой Арсо Велесо!"

Александр Иванов аватар

Изначально...

и Велес - благое существо. Дело ведь в чем - если ранее миф об умирающем и воскресающем божестве приписывался утонувшему в грязных хтонических мистериях до-арийскому миру, который арии облагородили, вернув как "основной" миф о противостоянии небесного громовика змееподобному гаду (кажется этим и Эвола грешил). То после Вирта и особенно Тилака - нам наконец стало понятно, что это один и тот же миф; и UL - дуга, описываемая самим Сыном Божиим и IS - его же апогей, а не какое-то отдельное существо типа Ангро-Манью и Ахура-Мазды и пр. Но на позднем пост-христианском этапе существования традиции у славян (я имею ввиду I тыс. по Р.Х.), когда "боги замолчали" с Велесом также происходили странные трансформации - он стал с чертом отождествляться, чего естественно изначально не было и не могло быть.

Mahtalcar аватар

Фасмер писал более полувека

Фасмер писал более полувека назад, и почти все этимологии уже пересмотрены, просто не сведены воедино. Но так или иначе, вот вопрос: откуда ИЕ название ящера попало в Египет к коптам? Это исконное египетское название крокодила или позднее заимствование I тыс. до Р.Х.?

Александр Иванов аватар

думается логично будет

связать это заимствование со временем нашествия на Египет "народов моря". Хотя доказать это, конечно, навряд-ли возможно...

Mahtalcar аватар

Я заглянул в коптский

Я заглянул в коптский этимологический словарь.

Словарь Черного (кстати, на обложке этого словаря красуется архимасонская и алхимическая эмблема Cambridge Univercity Press): ашiр - "хамелеон, ящерица", от др-егип. 'ш3 "ящерица", оч. редкого слова; в др-егип. есть фраза 'ш3 иру "разнообразие форм" (т.к. хамелеон меняет цвета), от глагола ашаi - "становиться многим".

Словарь Вычихла: ашiра - "хамелеон", от др-егип. 'ш3 "много", ашipi "активный", от аш + eipe - "делать". Но признаёт, что эта этимология писалась без иероглифа ящерицы, а слово ашаi "становиться многим" всегда писалось через ящерицу.

Андрей Чернов аватар

...

Друзья! А ведь все это совсем не противоречет одно другому. И сюда весьма подходит перефраз классика: "неправ никто, ибо правы все".  ;)

Кстати, польск. имя "Якса", видимо, оттуда и исходит, а не от "Иакова" (ведь, ежели Якса из Михова - явно христианский князь, то Якса из Копника [совр. одноименный р-н Берлина] - однозначно дохристианский, принявший оное уже в зрелых летах, в то время, как имя было запечтлено на его брактитах до названного события).

С Велесом несколько сложнее - мы его знаем уже в позднем облике. А вот когда-то он был иным (оттуда ведь - "воля", "повелевать", "власть", "волость", "володеть" и мн.др.), и львиную долю коего уже к первым векам от Р.Х. на себя взял слав. Перун / балт. Перкунас (у кельтосов сей образ отразил (Ц)Кернкннос). Ну а "перевернутый" Велес, видимо, и лег на Яшу, как потом это сдедали все остальные языческие божества... (вернее, являвшиеся в большинстве своем сими супостатами изначально).

Насчет "народов моря". Могли, и не только они. Ведь то была уже вторая волна (и вторая ли?). Например, за тысячу лет до них (в конце XXIII в. до Р.Х.) аналогичные товарищи пожаловали (не исключено, что тем же путем, коим потом явились скифы) на Ближний Восток. В Междуречье их знали как кутии - но то была лишь их западная "ветка"; а восточная дошла а в Аравии до Йемена, а в Африке - до Ливии и далее (надолго предвосхитив вандалов и сакалиба).  

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Александр Иванов аватар

Андрей, спасибо за интересное наблюдение

...касающееся личных имен польских князей. Меня вообще эта тема отдельно занимает Ян (у восточных славян - Янь) и Иоанн; Ярослав и Георгий, вы дополнили ее - Якса и Иаков. Все это указывает на некую традицию, когда в крещении давали имена происходящие от одной пра-основы языка, т.е. тождественные в семантике именно Изначальной Традиции. Не зная ничего почти о этимологии, наши предки тем не менее делали то, что мы сегодня можем объяснять через науку...

Иаков-Яша-Якса кстати также "змееборец", только борьба происходит с ангелом, причем ангелом благим, символизируя Богоборчество - это и отражение "Основного мифа" у иудеев и новая загадка-узел...

Андрей Чернов аватар

...

Вы, уважаемый Александр, очень точно заметили относительно наложений - подобное тянется к подобному. Да и Якса/Ян-Яна тут не являются исключениями - ведь можно вспомнить слав. аналоги и Ивана (= Ван и вятичские реминисценции), и Михаила (= Миж/Мижица и др.), и тот же Василий (сюда - вся велесовская "красота"), и мн.др. И это вполне логично, ибо протослав. топонимия (именно слав., а не какая-либо иная, хоть номинально и относящаяся к разряду "и.-е." - что есть вопрос, учитывая колоссальный дои.-е. массив "великого и могучего") зело обильно представлена и в Греции (в том числе и островной), и на юге Средиземноморья... (например, недавние военные сводки транслировались как будто не из Сирии, а  прям из Киевщины и сопредельных волостей Малороссии  ;)  - топонимия одна и та же). 

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Mahtalcar аватар

Индоевроп. корень w(e)l

Индоевроп. корень w(e)l всегда связывают со значениями: 1) власть; 2) пастушество; 3) волна, овечья шерсть. Велес отражает все три значения.

Но мне подумалось - не связан ли этот корень с бытием? Ведь ностратический корень "быть" - тоже wl (тюрк. ол/бол, финно-угор. ул, афразий. w'l).

Андрей Чернов аватар

...

Тут уместно вспомнить и "вело" - Время, чертовы колеса (всех мастей, в том числе и мегалитические - помните, Колесо рефаимов) и иные ротационные моменты этого самого Бытия. ...В связи с коими еще можно вспомнить и Глаз Бури, а оттуда перейти к Мировому Древу/Мировой Горе - Оси этого самого бытийного Колеса...   ;)

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Александр Иванов аватар

"Классически"...

...по Вирту, мы все-таки должны-бы связать эти реконструкты с *UL - дугой зимнего солнцестояния. Наверное опять правы все в какой-то мере. Это время "поворота", а отсюда праславянское *vert-men, что собственно и отметил постом ниже Андрей. Как цикл лежащий в основе мироздания, а уже отсюда связь с "бытием", которую и отметили современные лингвисты. Мы же можем добавить или уточнить, что с бытием именно, осмысленным через идею цикличности. 

Mahtalcar аватар

Вспомни Маханаксар - Кольцо

Вспомни Маханаксар - Кольцо Судьбы. Круг, в котором Валар (Valar - тот же самый корень и тоже со значением "власть, сила, power") вершили свой суд. Не пойму только, с чего это вдруг Николя Бонналь отождествил Маханаксар со свастикой.

Андрей Чернов аватар

...

Он, видимо, рассуждал так: некоторые из Валар - Локопалы, а место их "сходок" - Ось...,   ;)    ну подумаешь, их больше, чем 4-5-6-etc., дык и свастики бывают не только 4-лучевые...   ;)

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь