Еще о стихах Маркса

Прошел по ссылке у Андрея Чернова и попал вот на эту статью:

http://exlibris.ng.ru/non-fiction/2008-05-15/8_poet.html

Маркс впадает в детство, возвращается в юность. Был Карл поэтом. Во всех его идеях был бунт. Сначала верил в Христа и сочинял пылкие проповеди. Потом рванул в «Антихристов хилиазм», упражняясь в сатанинских стихах и выкликая духов мятежного братства наперекор «произволу Творца». Затем увлекся материализмом, добиваясь прочного общественного блага и отрицая любую мистику. Три разных Маркса. Все они – поэт.
Маркс-христианин: «Сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и дает сердце, открытое человеческой любви. Сему великому, благородному не из-за честолюбия, не из стремления к славе, а только ради Христа!» Прямо-таки слова не потомка поколения раввинов, которым он так бросает вызов, а проповедника-златоуста.
Но – новый этап. Сатанизм как вызов самому себе. «Я утратил небо и прекрасно знаю это. Моя душа, некогда верная Богу, предопределена для ада». (Стихотворение «Бледная девочка».) Перевернутый крест – знак абсолютной жертвенности – не отбрасывается, а становится мечом абсолютного мятежа. Гибнуть – так с музыкой. «Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг до тех пор, пока не сойду с ума и сердце в корне не переменится. Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне». (Стихотворение «Скрипач».) Это самый художественно насыщенный этап в биографии Карла. Тоска по недостижимости идеала и оттого – перечеркивание людей, которых он желал любить, но которые обречены: быть неисправимыми и смертными.
Также в разделе:
Все сильнее и смелее я играю танец смерти,
И он тоже, Оуланем, Оуланем –
Это имя звучит как смерть.
Звучит, пока не замрет в жалких корчах.
Скоро я прижму вечность к моей груди,
И диким воплем изреку проклятие
всему человечеству…
(Поэма «Оуланем»)
И, наконец, атеист. Вчерашний поэт превозмогает нигилизм. Теперь он – автор спасительной теории человеческого счастья: материя первична и ее куски могут быть справедливо поделены. Карл закрывает глаза на противоборство неведомых сущностей и выводит формулу, в которой между тем сквозит агностицизм, теплится заигрывание с тайной, звенит бодро гимн войне. «Критика неба, – пишет он, – превращается таким образом в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики». То есть он не готов говорить об «абстрактном», о небе, он воюет против «земных институтов», сращенных с эксплуататорами. Да, есть тут кокетливый агностицизм. Поэзия, которой никак нельзя без тайны… И бунт. Бунт против основ общества, взятого целиком.
Маркс был одержим идеальным.
Таким его полюбили у нас.
Голова поэта (кстати, гуляки и дебошира) с битниковскими гривой и бородой произрастает в самой сердцевине Москвы.
Можно вспомнить язвительное по отношению к нам стихотворение Вяземского «Русский бог», переведенное Герценом именно для Маркса.
К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он, русский бог.
Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог,
Бог по ужине горчицы,
Вот он, вот он, русский бог.
Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он, русский бог.
Знал ли Маркс, читая листок с этим стишком, что смотрится в историческое зеркальце?
Нам каяться не надо. В идеализме – истоки и смысл русского коммунизма, где Маркса хоть и чтили как святителя, но кровью жизни была безумная, переливающаяся солнцем, призрачная надстройка романтического братства, а не сухой экономический базис, первично было сознание сказочное, а вовсе не то трудное бытие, которое давило коленом на грудную клетку.

Комментарии

Михаил аватар

Вот уж не знал, что Маркс по

Вот уж не знал, что Маркс по молодости был таким чёрно-романтишным. Тексты - вполне годные для какой-нибудь метал-группы.

Андрей Чернов аватар

...

Уважаемый Михаил, а им и пишут такие вот "марксы"!

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Лев Каждан аватар

Я-то как раз знал

 

 

Бог не знает песен нет

Песни-это адский бред

Что ведет к бездумью души

Мне напел их дьявол в уши

Дьявол такт мне отбивает

Он смычок мой направляет.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Миш, ну так на основании сего

Миш, ну так на основании сего юношеского «баловства» всякие там «недоконспирологи» сделали «далеко идущие выводы». Где только не цитировались эти, якобы, ранние марксистские стишки. Как правило, в ж/добойной и антимасонской литературке самого низкого пошиба. И, что интересно, так ведь и непонятно, то ли Маркс их писал, то ли кто-то сие просто-напросто «придумал» для «дискредитации» идейного противника. Про социалистов, коммунистов и анархистов в веке XIX-м дрянь неимоверную сочиняли. Особенно после грозных революционных событий 1848 года. Да и кто сочинял то — всякие там клерикалы и прочие умники в тёплых кабинетах, дабы «попужать» аристократию и буржуа. И верно сие — коммунар с бомбой (тот же французский социалист-прудонист под красным стягом) — это кошмар наяву для «мира насилия».
И ещё нужно понимать, что марксистская критика христианства как идейно-государственной Системы сложилась не без влияния левых младогегельянцев. К тому же Маркс прямо писал о том, что Церковь в западном буржуазно-капиталистическом обществе утрачивает всякую сакральность и Бога, уж простите, превращает в подлинно тираническое чудовище.

Ну так и я в годы молодые блэк-метал слушал и стишки всякие дурацкие писал. Но нацболом и евразийцем то стал отнюдь не по этой причине.