Еще о православной Традиции. Размышления над одной гипотезой

Картина Павла Рыженко "Муравейник" (2004). Меровейник?

Самое уязвимое место в рассмотренной нами ранее гипотезе выявилось сразу - это тезис о якобы имевшем место конфликте между Апостолами и Хранителями, когда первые посадили вторых на корабль и выпустили в открытое море. Но простейший здравый смысл, не говоря уже об аналогах в Традиции, подсказывает иную трактовку этого события.

Прежде всего, отметим, что апостол Петр в Посланиях учил о признаках Антихриста, а апостол Павел - об Удерживающем, Катехоне, т.е. Римской Империи. Апостолу Иоанну было открыто значение царств и народов в будущих судьбах мира. Во II в. христианские апологеты уже уверенно пишут о промыслительном значении Империи, карающей преступников и установившей мир, Империи, в которой пожелал родиться Сын Божий и в подданные которой Он соизволил записаться. Появляются легенды о том, что императоры Тиберий, Нерон, Веспасиан, Тит, Домициан, позже Филипп Араб тайно сочувствовали и помогали христианам. Триумфальное выражение идея исконной христианскости Рима получила в V в. у Павла Орозия, смело противоставшего гнусным манихейским выходкам Августина, и затем продолжила развитие как в Византии, так и на Западе (линия, ведущая от Данте к Гвидо де Джорджио, чью "Римскую Традицию", обосновывающую единство и нераздельность Христа и Империи, следует обязательно перевести на русский).

Господь наделил каждого из учеников особым даром и особым призванием.

Миссией Иакова было временно сохранить ядро общины в Иерусалиме, пока не окрепнут общины в других местах.

Миссией Павла было распространение христианства вширь, притом без ущерба для его полнокровного эзотерического содержания. Эзотеризм посланий ап. Павла признавал даже такой решительный критик христианства, как Юлиус Эвола.

Миссия Петра заключалась в основании иерархии духовенства, которое должно было служить литургию и сохранять Таинство Евхаристии. Поэтому Христос сказал ему: "На камне сем созижду Церковь Мою" и потому добавил: "Паси овец Моих" (в английском переводе даже "корми овец Моих", т.е. давай им Причастие). Неслучайно для этой цели был выбран именно Петр - самый слабохарактерный, неумный и не блиставший нравственностью из Апостолов. Сама его личность прообразовательно указывала на то, каким будет христианское духовенство: ему, и именно ему, погрязшему в пороках и не раз отрекавшемуся от Него, Христос парадоксальным образом доверил совершать Таинства. Это было нужно для того, чтобы даже в самые омерзительные эпохи даже самый омерзительный поп мог спасать людей, совершая над ними Таинства, чтобы их цепь не прервалась вплоть до Конца времен. 

Миссия Иоанна, помимо его особого призвания для записи видений Конца мира, заключалась в основании иночества, мистической практики умного делания и отчасти в том, что сей апостол стал координатором эзотерического христианства. Потому-то он и не умер, как другие, но пребыл, доколе Господь не приидет, и пребывает до сих пор. Те, кто присоединился к кругу Друзей Божиих позже, также состоят под его водительством.

Обстановка в Римской империи середины I в., когда уже приблажалсь Иудейская война и первые гонения на христиан, настоятельно требовала перенесения Чаши в безопасное место - место, которое мог указать только Сам Бог. Потому-то, видимо, апостолы единогласно решили посадить Хранителей на корабль без руля и ветрил и отправить его в море. Мореплавание и прибытие Царя Из-за Моря - герметический символ изначальной "сирийской" Традиции. Помимо прочего, это архетип воплощался и в ковчеге Ноя, выплывшем вместе с Чашей из погибнувшего разложившегося общества. "Трижды три королей, трижды три кораблей / Из-за Моря явились давно..." И вот теперь Мария Магдалыня, Иосиф Аримафейский и другие Хранители совершенным образом воплотили сей архетип. Чаша пребывала в сокрытии в Британии, пока не настала пора св. Елены и ее сына, св. имп. Константина. Пробил час христианизации Империи - точнее, возвращения ее к изначальному образцу Вечного Рима, Рима примордиальной Традиции.

Это надо было продемонстрировать соединением того, что было соединено в Адаме и разделено в грехопадении, соединено в древних "хамса" и разделено раздорами на Кварту и Квинту, того, что навеки соединилось в Христе Иисусе, но было трагически разделено в последующие три века - Царство и Священство. Царь должен был снова стать поистине Иереем, приносящим жертвы уже не низшим божествам деградировавшей эллино-римской религии, а Триединому Богу. И равноапостольный Константин стал тем, кто вновь соединил нетканый хитон, разорванный при распятии Христа. Константин был одновременно и жрецом-понтификом, и христианнейшим Императором. Более того, он наглядно показал, кто стоит в центре земной Церкви, велев поставить свой гроб в центре зала, по периметру которого находились 12 условных «гробниц» Апостолов.

Признание священничества Императоров сохранялось в Византии до VIII века, хотя и не без проблем. В частности, положение Юстиниана о симфонии можно понимать именно как предупредительную меру на случай будущего конфликта царства и священства, который и случился как на Западе (гнусная папская узурпация VIII – IX вв., особенно «отличился» папа Николай I), так и в самой Византии (сначала императоры впадали в ереси арианства, монофелитства и иконоборчества, затем с IX в. одеяло на себя стали тянуть патриархи).

На Западе процесс развала единства Царства и Священства затянулся на многие столетия. Уже в самом начале подрубленный под корень победой папства над Гогенштауфенами, он завершился с падением Священной римской империи в 1806 г. (когда из католической литургии была убрана молитва за римского императора) и крахом последней официально благословленной Ватиканом монархии (имевшей право вето при выборе папы) – Габсбургской в 1918 г. Ненормальный, уродливый процесс борьбы папства с государством на Западе сильно затруднил осмысление верных пропорций. Пожалуй, в романских странах только Гвидо де Джорджио полностью понял, каков должен быть идеал. Генон и Эвола поняли это лишь частично.

В извечно антиримской Германии (за исключением южных частей, где сформировалась традиция немецкого ультрамонтанства – Людвиг Баварский, Карл Шмитт, режим Дольфуса в Австрии и современные австрийские лефевристы) традиционалистская мысль в XVIII – XIX вв. билась в рамкой, поставленных уродливой Реформацией. Максимум, до чего смогла додуматься лучшие немцы (Мёллер ванн ден Брук, Шпенглер) – это создание своей Империи со своей глубоко традиционалистской, но национальной Церковью, оторванной от Ватикана. Не вполне верные пропорции царства и священства, заданные Фридрихом Гогенштауфеном, продолжали тяготеть над немецкой мыслью.

Несравненно более благоприятные условия для сохранения хотя бы памяти об истинном смысле единства Царства и Священства сохранились там, где хранилась Чаша, откуда вышел Константин и откуда ушел в сокрытие последний местный Царь-Медведь, осуществивший соединение этих двух принципов. Hic iacet Arthurus, rex quondam, rexque futurus. Тайный Логр был сокрыт долгие века под оболочкой волн пришельцев и узурпаторов Британии, но Традиция не прерывалась там никогда. Не прерывалась память. С веками она угасала, но неожиданно вновь и вновь вспыхивала в самое неожиданное время, что мы и видим в истории традиционализма на Британских островах в XVIII, XIX и XX веках. Мнится мне, решающее слово здесь было сказано в 40-е годы, когда квартианская и квинтианская партии пришли-таки к общему знаменателю, но исполнение прореченного еще ждет своего часа. Noch nicht. Почему? Да потому, что исполниться оно должно в России.

С сакральностью царской власти в России дело всегда, со времён Рюрика, обстояло несравненно лучше, чем в Византии и тем более Европе. Русские князья часто принимали схиму, русские цари изображались на иконах непременно с нимбами. Власть Петра I вообще была практически официально обожествлена – его называли и «божеством», и образом Христа, и не раз даже просто Христом. Как показывают некоторые современные исследователи, при внешней схожести с протестантскими образцами, внутренний смысл церковной реформы Петра был глубоко традиционен и сознательно основывался на ранневизантийских образцах Константина и Юстиниана. «Медный всадник», к слову, представляет собой копию статуи Юстиниана, стоявшей в Св. Софии до 1453 года. Портреты Екатерины II крестьяне почитали как иконы и ставили перед ними свечи. И, наконец, пришел из сокрытия некий отрок, который взошел на трон как Император Павел I. Он сразу же объявил себя Царем и Жрецом одновременно и хотел отслужить литургию. Это было невозможным только потому, что он был женат второй раз, а священник не может жениться вторично. Иначе ему разрешили бы отслужить литургию. Такая задержка – noch nicht – вновь означала, что время еще не пришло.

Но идеал продолжал существовать и проявлялся в Священном Союзе Александра I, в теократических утопиях Гоголя и художника Иванова, согласно которым Николай I являлся вершиной вселенской иерархии, подотчетным лично Богу. Визит Николая I в Рим и заключение конкордата с папой Григорием XVI в 1846 г., обставленное как визит Римского императора в свою древнюю столицу, был с восторгом воспринят Гоголем, Ивановым и Тютчевым как указание на восстановление древней Империи. Александр III в 1888 г. чуть было не созвал Вселенский собор в Киеве на 900-летие крещения Руси. Наконец, Николай II уже прямо хотел стать патриархом при сыне-царе, повторив модель Филарета и Михаила Романова, но на новом уровне. И когда нечестивые иереи (не все, конечно, но большинство!) приложили руку к удалению упоминаний о Царе из литургии и к Его свержению в марте 1917 г., Государь просто передал власть выше по инстанции – и сразу после обретения Державной иконы грянул гнев Божий на изменившую ему военную, гражданскую и священническую элиту…

 

Но императив остаётся. Императив соединения Царства, Священства и Пророчества в одно, воплощенный в Рождестве, Распятии и Воскресении Христа. И Россия была и остается наилучшим местом для его осуществления. Николай Федоров писал в 1895 году: «Русский народ отдает всю свою волю во власть Бога и не отделяет области Бога от области Кесаря, а сокрушается об их отделении, насколько это отделение существует. Отделение области Кесаря от области Бога есть прискорбный факт, а не идеал». Факт, который не имеет онтологических корней и вызван грехопадением, а значит – должен развеяться, как дым.

Комментарии

Лев Каждан аватар

Насчет 1806-ого года

Насчет 1806-ого года несогласен.Немецкие протестансткие княжества под руководством Фридриха Пфальцского и Елизаветы Стюарт и при военной поддержке Ришелье выиграли у Габсбургов тридцатилетнюю войну после чего они фактически были независимыми а одно из них-Пруссия-к 1806-ому году было конкурентноспособно габсбургской Австрии.Наполеон конечно покорил Австрию под Аустерлицем была уничтожена все армия императора Франца.Но потом ему пришлось отдельно покорять Пруссию после Аустерлица были Иена и Аурэрштедт.Россия победив Наполеона в войне 1812-ого года восстановила потом оба государства и между ними продолжилась борьба за власть над немецкими княжествами.И через шестьдесят лет-по историческим меркам ничтожный срок- Бисмарк обьединил Германию вокруг Пруссии.Обьединение завершилось в 1870-ом году после победы над Наполеоном Третьим у которого были Эльзас и Лотарингия.Битва при Садовой положившая конец австрийским притязаниям к тому времени уже состоялась.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

то есть Федоров противоречит

то есть Федоров противоречит Евангелию от Матфея где Иисус говорит " Богу - богово а кесарю- кесарево" Причем не скорбя, а констатируя.

Как и  сама идея единства царства и жречества...

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

Христос сам - Царь Иудейский.

Христос сам - Царь Иудейский. Он соединил в себе все три начала.

Что такое  по Вашей вере

Что такое  по Вашей вере Антихрист как не   ЛжеХристос?  Кем будет "царь- священник" как не этим по вашей же вере.. Напомню ещё раз, что Петра старообрядцы называли именно антихристом...

Осторожно!  возможна провокация!

Власть Петра I вообще была

Власть Петра I вообще была практически официально обожествлена – его называли и «божеством», и образом Христа, и не раз даже просто Христом

особенно интересно

в контексте того что старообрядцы  называли его антихристом..

 

 И что характерно   все примеры   попыток такого  соединения связанные с историей России приводимые здесь относятся к периоду послепетровскому..

 

 

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

"Он бог, он бог твой был,

"Он бог, он бог твой был, Россия" (Ломоносов о Петре 1)

Феофан Прокопович, встретив его ночью, возгласил: "Се, Жених грядет в полунощи!"

Mahtalcar аватар

К послепетровскому?! А Иван

К послепетровскому?! А Иван IV как Игумен?

Иван IV как Игумен

Черная месса.

Осторожно!  возможна провокация!

" Русские князья часто

" Русские князья часто принимали схиму"

перестав  исполнять властные княжеские полномочия.

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

  Схима предполагала новый,

  Схима предполагала новый, метафизический уровень исполнения этих самых, как ты говоришь, "властных княжеских полномочий", но уже на уровне ангелическом, способным простереться  и в мире дольнем и в мире горнем.

Нет нужды пояснять тот величайший общественный ( только не говори, что  общества тогда - в том самом высоком смысле слова как ты это понимаешь- не было ) уровень почтения  к подобныи подвижникам Духа.

 

 

 зри в корень "Ур"

Схимник -это монах

Схимник -это монах -отшельник. То есть человек отрешающийся от мipа.

Князь -это совершенно противоположное. Политика  есть погруженность в мирские дела. 

Уровень почтения был велик ,да. Они сейчас велик среди тех кто понимает.

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

 Все не так просто и

 Все не так просто и схиматично, как ты думаешь. Это очень отвратительная черта со схемками к сакральному. К отшельникам всегда были ходоки, а к отшельникам такого рода этими ходоками были в первую очередь  представители родовой знати и духовенства.  А иные князья почитали своим священным  долгом  перед ратными делами смиренно приходить  к старцам-схимникам за советом и благословением. 

 зри в корень "Ур"

Я вообще-то в курсе о

Я вообще-то в курсе о благословлениях. Но схимник через уединение , отрешение от мира и  пост с молитвой стяжал благодать. Которая давала сила его благословлению.   НЕ схимника дело оружие брать. Как и не княжье  - от мира отрешаться.

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

 Оружие схимника - чётки,

 Оружие схимника - чётки, молитва, пост. Страшное, огненное оружие. Это дело схимника. Оно такое. 

 зри в корень "Ур"

Mahtalcar аватар

Каноны разрешают монаху брать

Каноны разрешают монаху брать в руки оружие (и это часто было и на Руси - Пересвет и Ослябя, и в Греции), но запрещают священникам, хотя известны случаи, особенно на Балканах, когда и священники воевали.

Ключарь аватар

  Для схимника, тем паче

  Для схимника, тем паче княжеского рода  (в отличии от тебя, естественно ) политика, мирские дела, прозрения в области разделения духов и лествичные делания были неразрывно связаны между собой. Мир и процветание, зачалие и созиждывание новых красок и штрихов на зримой и незримой Руси-иконе - все это это было  великим поприщем для приложения усилий подвижников Божиих.

 зри в корень "Ур"

я не спорю с тем что для

я не спорю с тем что для схимника все так.  Просто это разное и несовместимое - принятие схимы и княжение.

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

   с чем несовмещается быть

   с чем несовмещается быть князем ангельских воинств,  так или иначе ведущих брань во всех мирах? 

 

 зри в корень "Ур"

вообще-то князь ангельских

вообще-то князь ангельских воинств - это архангел Михаил...

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

 умник, вообще-то Там оное

 умник, вообще-то Там оное количество чинов и князей. а помимо названного существует и неназванное, но не забытое у Бога

 зри в корень "Ур"

 но именно князь  ангельских

 но именно князь  ангельских воинств -один . И зто  архангел  Михаил. Никто другой так не именован.

 И стоит ли называть оппонента "умник"?  

 

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

 у разных чинов свои князья.

 у разных чинов свои князья. сводить все к ангельскому и есть "умничание"

 зри в корень "Ур"

речь шла именно о чине "

речь шла именно о чине " князь ангельских воинств"

Вообще непонятно  ваше общее желание  совместить сакральное и политическое  по сути отождествив их.   Неужели неясно, что это провальная затея способствующая  лишь росту нигилизма  и неверия??

 

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

Только при такой вещи

Только при такой вещи нигилизм и невозможен. Только при ней. Это - райское состояние Адама. Восстановится оно только в точке Конца. А пока - "лестницу, давай скорее лестницу!"

порпытка воплощения этого в

порпытка воплощения этого в плане земной политической истории ведет к нигилизму.А в Раю насколько я понимаю царствует именно Бог.

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

В Раю и человек - Адам-Царь.

В Раю и человек - Адам-Царь.

Mahtalcar аватар

попытка воплощения приведет к

попытка воплощения приведет к тому, что Время остановится.

так по Вашей вере не

так по Вашей вере не  человеческое это дело ...

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

 Впрочем, окей, Нищий. Из

 Впрочем, окей, Нищий. Из милости к тебе отвечу и схиматично.

 Монах, а тем паче схимник - суть ангельские, служебные чины. Монашество как и сонмы ангелов - суть воинства Божии, со своими князьями и начальниками. 

Вот тебе и княжеское служение.

 зри в корень "Ур"

княжеское служение

Божьи воинства с кем воюют? С бесами. А не с политическими врагами.

И оружие схимника не меч а пост и молитва.

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

Тут  ВСЕ в неразрывном

Тут  ВСЕ в неразрывном единстве, ведь бесы имеют своими личинами как раз политических противников и в этих условиях, когда подвижник и затворник всегда на посту,  чётки имеют силу меча, молитва бьёт залпом по строящему козни врагу, а добрый совет молодым ратникам всегда будет работать на победу.

 зри в корень "Ур"

бесы имеют своими личинами как раз политических противников

 Св  Николай Японский благословлял японских самураев  принявших  Православие на войну с Россией.

Св Иоанн Кронштадтский благословил адмирала Макарова отправлятся на войну с Японией.

 Японцы и русские были политическими противниками.

Осторожно!  возможна провокация!
Ключарь аватар

   Тут разбираться надо,

   Тут разбираться надо, причем трепетно, а не с азартом спорящего подростка, стремящегося ради очередной схемки подтасовать какие угодно факты 

  

 

 зри в корень "Ур"

 схемка тут отнюдь не у меня

 схемка тут отнюдь не у меня  кстати. С тем как надо разбираться я совсем не спорю.

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

Японцы японцами, а вот

Японцы японцами, а вот революционеры точно были забесовленными. Потому Николай II и предпринимал шаги в направлении Царя-Жреца. Заметьте, я не призываю сразу возвращаться к положению Император-Священника, какое было в ранней Византии с IV по VIII вв., на предварительном этапе достаточно, чтобы Царь и Патриарх жили душа в душу.

Он просто хотел  принять

Он просто хотел  принять постриг и стать патриархом.Но трон оставить и передать наследнику. Об этом есть у Нилуса. Про" Царя-жреца" -это фантазии традиционалистов никак в христианской традиции реальной не укоренённые.  

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

Да, он хотел трон оставить

Да, он хотел трон оставить Алексею. Но это всё равно уже приближение. Зазор остаётся, потому что noch nicht. Но когда зазора не будет, а единство хамса будет восстановлено - тогда время остановится.

в чем состояло положение

в чем состояло положение священника у императора в Византии?

Осторожно!  возможна провокация!
Mahtalcar аватар

Константин сам назвал себя

Константин сам назвал себя главным из апостолов и внешним епископом Церкви. Его преемников называли уже "общий епископ" (Евсевий Кесарийский). Поместный Константинопольский собор 448 г. назвал императора "Первосвященник и Император", IV Вселенский собор в Халкидоне 451 г. - "Священник и Императора, победитель в войне и учитель веры". Папа Лев Великий и папа Григорий II называли византийских императоров "Царями и Священниками, исполняющими как светские, так и религиозные обряды". И даже за императоров-еретиков молились, а злостному еретику-иконоборцу Льву Исавру епископы Запада и Востока писали примерно следующее: "Ты еретик и мы не признаем тебя священником, в отличие от твоих предшественников". От обычных епископов императоры отличались 1) выступлением в брак (но в браке были и раннехристианские епископы местами даже до V в.) и 2) возможностью совершать Таинство Евхаристии. На второе посягнет лишь Павел I...

В Византии единство царского и священнического служения распадается тогда же, когда и на Западе - около 800 года.