Эрн и Ленин (продолжение дискуссии)

В свою прошлогоднюю статью (http://www.arthania.ru/content/k-traditsionalistskomu-prochteniyu-leninizma ) я добавил еще два абзаца:

Совершенно удивительное подтверждение вышесказанному мы находим, сравнивая выпады Ленина против эмпириокритицизма со статьёй В.Ф. Эрна «Беркли как родоначальник современного имманентизма», появившуюся в 1908 году. Крайний реакционер и традиционалист Эрн практически повторяет все основные ленинские оценки (или наоборот – Ленин повторяет оценки Эрна). Согласно Эрну, после декартовского cogito ergo sum был открыт путь к признанию мира иллюзорным порождением сознания субъекта Нового времени: «Материя не существует – вот последовательный, парадоксальнейший вывод, неизбежно вытекающий из бэконо-декартовского отрицания природы как Сущего». Уже в начале XVIII в. Беркли (изначальный предмет спора Ленина с Богдановым), а также ряд других философов, приходят к отрицанию материи как чего-то существующего вне сознания: «Конкретно даны лишь предметы. А материя есть продукт отвлечения, обобщения или – что для Беркли тождественно – вымысла. Материя поэтому только nomen – и как nomen не таит в себе никакого numen'a. Её бытие так же призрачно, как призрачно бытие треугольника, который был бы ни равносторонним, ни неравносторонним, ни равнобедренным, ни неравнобедренным».

Итак, для Беркли esse = percipi. Существовать – значит быть воспринимаемым. Юму оставалось только устранить онтологическое учение Беркли о духах, противоречившее солипсистскому духу Модерна, а Канту – объявить солипсистскую иллюзию трансцендентальной, общеобязательной. Наконец, эмпириокритики и «имманентисты» отбросили понятия «вещи-в-себе» и тем самым пришли уже к полной победе меонизма. Кто же эти ниспровергатели традиционной онтологии, по Эрну? Оказывается, те же самые лица, против которых метал громы Ленин: «Ланге, Коген, Авенариус, Виндельбанд, Риккерт – все это имманентисты чистой воды. Даже философия новейшего католического модернизма называет себя имманентизмом... Но я остановлюсь только на той имманентной философии, которая сама себя называет этим именем, которая имеет четырех главных представителей: Шуппе, Леклера, Шуберта-Зольдерна, Ремке». Таким образом, меоническая и либеральная парадигма Модерна, включая всю философию Нового времени, оказывается одинаковым врагом и для традиционалиста Эрна, и для радикала Ленина. С той лишь разницей, что последний не был в состоянии осознать структуру своего сознания, принадлежавшую всё ещё парадигме Традиции, в то время как Эрн гениально предвидел возможность такого поворота и загадочно изрек: «Имманентная философия имеет тенденцию довести скрытый меонизм новой философии до такой законченности, которая формально почти совпадает уже со старым как мир онтологизмом. Для того чтобы совпадение стало и материальным, достаточно изнанку перевернуть на лицо. В надежде на возможность такого переворота мы считаем, что всякие досказывания меонического мифа до конца должны быть желательны». Ленинизм исполнил это пожелание Эрна…