Эпистрофе как восстание. Добродетельный Град аль-Фараби

Натэлла Сперанская

Доклад, прочитанный на семинаре в Русской Школе Неоплатонизма 16.11.2011

Вдохновлённый идеей идеального государства Платона, Фридрих Ницше учил, что прежде, чем придёт сверхчеловек, должны возникнуть «люди высшего порядка», те, что перейдут через мост, а мост, как известно, Ницше связывал с понятием «человека». Точная цитата - «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель», - сегодня известна каждому.

В любую эпоху отношение к наследию Платона менялось. Мартин Хайдеггер признавал, что вся западная философия является не чем иным, как платонизмом. Несомненно, что афинский мыслитель отказывал массам в понимании философии. Автор труда «Элитология Платона», доктор политических наук Павел Леонидович Карабущенко, делает справедливый вывод, что Платон никогда не писал для масс, ибо массам он чужд. Платон создавал свои произведения исключительно для элиты, «его сознание пронизано духом аристократизма, а сама его философия, как персонализация его Я, является философией избранности, т.е. носит элитарный характер. Она предназначена для духовной элиты общества». По праву, Платона можно считать основоположником элитологического направления в философии, и проповедником аристократии духа. Лосев откровенно называл теорию идей афинского мудреца атрибутом аристократического мышления, элитизирующую как её носителей, так и античную философию в целом. П.Л. Карабущенко отмечает, «что признанные классики социальной элитологии ХХ века (В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс) крайне редко обращались к философскому наследию платоновской элитологии. Социология вообще весьма редко затрагивает платоновское наследие, чаще всего ограничиваясь традиционной констатацией уже хорошо известных фактов». Настало время исправить это досадное упущение.

Нам не нужно напоминать о существовании распространённого обывательского шаблона «политической утопии», обыкновенно применяющегося по отношению к платоновскому Полису. Однако сейчас мы обратимся к другой, менее известной и оболганной комментаторами «утопии», созданной философом, продолжившим линию платонизма.

«Счастье — это цель, к которой стремится каждый человек, ибо оно является неким совершенством. Разъяснение этого не нуждается в [излишних] словах, ибо это — предельно известная [вещь]», - с этих строк начинается трактат «Указание пути к счастью» известного представителя восточного аристотелизма и комментатора Платона и Аристотеля, аль-Фараби. Философ предлагал концепцию Добродетельного Града (аль-Мадина аль-Фадиля), население которого разделялось на пять категорий, а именно: наиболее достойные лица (то есть, философы, мудрецы), ораторы и служители религии (риторики, поэты, музыканты, писари, проповедники), измерители (геометры, врачи, измерители, астрологи), стражи (воины), богачи (скотоводы, купцы, земледельцы). Если представителям четырёх последних категорий было достаточно иметь физическое здоровье и придерживаться моральной добродетели, то, философы, согласно аль-Фараби, должны были достигнуть совершенства, Деятельного Разума (Святого Духа, Верного Духа, как обозначает его мыслитель), Первоначала, самого фундамента Добродетельного Града. Достижение этой высшей ступени (обители ангелов) заключалось в отрешении от тела, материи, акциденции любого рода. Оно подразумевало собой эпистрофе, возврат, вертикальный вектор, преодоление «свинца» и земных тягот. Именно это аль-Фараби уподоблял подлинному счастью, отличая его от счастья ложного, столь часто избираемого людьми.

Аль-Фараби подчёркивал, что философия должна заключить союз с политикой. Он писал: «Теоретическим искусством, дающим истинное знание о сущем, является философия. Практическим искусством, «выправляющим деяния и направляющим души к счастью», является политика. Они должны существовать в единстве, как един в двух лицах философ-политик. Философия и политика в их единстве дают и искомое знание, и искомое поведение». Правитель обязан быть философом. Само искусство правления немыслимо без искусства философии. Аль-Фараби начинал с идеи Града, с проекта, с замысла, с «идеального человеческого объединения, которого нет в действительности». Являясь мостом, соединяющим мир земной и мир божественный, философ-правитель призван получать высшие символические откровения от Деятельного Разума, а затем передавать их людям для воплощения в мире следствий.
 

Аль-Фараби учил о противоположности Добродетельного Града – городах, называемых «недобродетельными». Они подразделялись на: невежественные, заблудшие и безнравственные. Кроме того, философ пишет об отдельных индивидах, сравнивая их с животными («звероподобные люди»), которые, пребывая в Граде, служили своего рода сорняками или плевелами в пшенице. В вопросе, что с ними делать, Аль-Фаради непреклонен:

«Тех из них, которые [подобны] домашним животным и могут быть как-то использованы в городах, надо оставлять [в живых], обращать в рабство и использовать так, как используют [домашних] животных. С теми же из них, которые не могут быть использованы или вредны, поступают так же, как поступают с прочими вредными животными. Точно так же следует поступать с теми из детей жителей городов, которые оказались звероподобными».

Согласно аль-Фараби, всё, имеющее свою противоположность, является несовершенным. Совершен только Первый Единый, Первопричина, не допускающая никакой множественности. Добродетельный Град имеет противоположность, и в этом заключается его несовершенство. К «невежественным» мы сегодня можем отнести все современные государства, утратившие связь с Первым Единым, и управляемые послушными марионетками. Во главе их мы не видим ни философов, ни счастливых правителей.

Каким должен быть правитель Града, по мнению аль-Фараби? Философ перечисляет шесть присущих ему качеств: мудрость, совершенную рассудительность, способность отлично убеждать, способность отлично представлять в воображении, способность физически вести священную войну, не иметь никаких проблем с телом, которые могли бы помешать ему заниматься делами, связанными со священной войной. Если такого человека не было, однако имелись люди, среди которых распределились вышеназванные качества, аль-Фараби предлагает им занять место правителя, став лучшими главами. Это – «правление самых достойных». В той ситуации, когда отсутствует подобная группа правителей, «главой города, - по словам аль-Фараби, - становится человек, в котором сочетаются знание древних законов и положений, которые ввели первые поколения имамов и посредством которых они правили городом; прекрасное умение разбираться, где и при каких обстоятельствах эти законы должны быть использованы в соответствии с целью, которую преследовали ими ранние поколения; способность выявлять то, что явно не выражено в древних законах, устных и письменных, следуя тому, что может быть выявлено в древних законах; [способность] отлично разбираться и проявлять рассудительность в том или ином из происходящих событий, которые не могли быть предусмотрены в древних законах, способствующих сохранению процветания города; превосходство в ораторском искусстве, убеждении и представлении в воображении. В то же время он должен обла¬дать способностью вести священную войну». Это – «правление по закону». И, последнее: когда нет такого человека, однако имеет место быть некая группа людей, среди которых встречаются все необходимые для правления качества, они становятся законными главами.

Сегодня, в тёмный век, перед грядущим концом мира, осуществляя эпистрофе, мы поднимаем восстание. Восстание против десакрализованной реальности и современного общества. Восстание против правителей-калек и звероподобия управляемой ими толпы. Мы, как и прежде, начинаем с идеи Добродетельного Града, идеального государства, Платонополиса, принимая наследие Платона, Плотина, аль-Фараби. И, внимая наставлениям последнего, ждём прихода истинного правителя или же утверждаем «правление самых достойных», смея надеяться, что ими являемся именно мы – люди, переходящие мост.

Комментарии

Вы влюблены под РУКОВОДСТВОМ?

"перед грядущим концом мира, осуществляя эпистрофе, мы поднимаем восстание. Восстание против десакрализованной реальности и современного общества. Восстание против правителей-калек и звероподобия управляемой ими толпы. "

Вам не смешно?

12- летняя девочка играет в Политику и Вам солько Же лет?

λογοζ νοθοζ (h)

Михаил аватар

Сказано - "будьте как дети"

Сказано - "будьте как дети" ;)

Бафомин говорил, что вы вчера

Бафомин говорил, что вы вчера с ним пили вкусную дешевую водку и читал новые вирши вашего совместного производства))) в том числе говорил о том, что ВЫ видите мои коменты как ресентиме?нт... Это совсем не так- мои и Сперанской физические и мета- интересы слишком разные))) 

И потом ресентиме?нт уж слишком профанное явление: любой не глупый человек понимает, что его место- это его место и ничье более, его  вожделенный миг и "счастье", в момент и\или на пути достижения его. Профаны же толкаются локтями, пытаясь спихнуть др.др. лишь из-за непонимания этого.

Есть такой завораживающий айят "нет никого из вас без известного места"

у Натэллы очень хорошие статьи\мысли\зарисовки про Театр, но политические и философские "аля АГД"- совсем некудышненько...Но это же часто так бывает- одно хорошо, но другое хуже..

.

λογοζ νοθοζ (h)

Михаил аватар

Всё так, водка была

Всё так, водка была качественной, а общение содержательным.

Насчет ressentiment-а - простите, коли был неправ.

ПРО ПОЗВОНКИ

если кто не знает--- первый позвонок на шее называется Атлант, а второй--- Эпистрофей.

)))

λογοζ νοθοζ (h)

Михаил аватар

Не знал )). Кстати,

Не знал )).

Кстати, позвонок-атлант, держащий небо-голову - это отличный образ.

Позвонок эпистрофей - от греческого epistrépho, "поворачиваюсь, вращаюсь". Неоплатоническое "эпистрофе" - возвращение. Этимология одна и та же.

 

ну да- первый позвонок держит

ну да- первый позвонок держит голову, но и уже является неким поршнем, а второй- и начинает ее двигать вместе с другими. У всех млекопитающих всегда 7 позвонков шейных и у жирафа и у слона и у жирного суслика, длинна их только меняется))) и у всех два первых так и зовуться))).

λογοζ νοθοζ (h)

Андрей Чернов аватар

...

Все это, к сожалению, неново...

И знаем мы сих сверхчеловеков... Утописты-атлантисты.  Да и именно недолюдки "почему-то" стремятся ко всему этому (патология, однако...)   ...Чады антихристовы     ;)))))))

Жаль, что многие философы, мистики, etc. столь падки до этого...  Хотя беси всегда наколят любого, руководствующегося не Верй Христовой, а полагающегося на разум-интеллект.  

Ds:   Пустая яма.  (противоположность Игольным ушам)      ;)))))

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Александр Иванов аватар

У меня вот такой вопрос возник

А где мы возьмем этого предполагаемого философа-политика. Такая личность по определению должна быть "отмечена свыше" некоей харизмой, качественно превышающей все "канаты, натянутые между животным и сверхчеловеком". Собственно им и должен быть Сверх-человек, в терминологии АГД "человек премодерна". Мы конечно знаем красивую фразу Р.П. Уоррена: "мы должны зделать добро из зла, потому что его не из чего больше делать" однако же я сильно сомневаюсь что это возможно... Платонополис не может стать реальностью без Священного Царя; но даже философское эпистрофе не в силах вернуть нам и для нас его святую кровь.