Дугин о метафизических союзах (2001 г.)

Постараюсь ответить кратко: евразийство ближе к манифестационизму, атлантизм к креационизму(=деизму). Но это в чистом виде.

В рамках самих креационистских (=авраамических) религий (в том числе это касается и "третьепутистского" христианства) речь идет о более манифестационистском или более креационистском экзегезисе, но не о манифестационизме или креационизме в чистых формах.

Религия вообще как таковая несет в себе некий западный (почти атлантистский) компонент. Сакральная Традиция (нечто более широкое, чем религия) есть Ишрак, Восток Вещей, т.е. метафизическое евразийство. Евразийство - это Ишрак. Атлантизм = западное изгнание.(Это по Сохраварди).

У меня была давно статья "Россия - Родина архангела", где евразийство и русская национальная идея соотносились с сохравардистской философией Ишрак. Если быть еще более точным: евразийство -- это линия Хуркальи, барзак, отсюда приоритет "Третьего Пути", это "место слияния двух океанов", спасительный мост (чинват) от темницы западных башен к вершине Симурга.

Определенные многофакторные сопоставления евразийства и атлантизма с иными схематическими концепциями даны в статье "Парадигма Конца".

В моих работах все между собой связано. Может быть, не на уровне эксплицитного математического повествования, но на уровне внутренних соответствий. Геополитика предлагает важнейший язык для изложения многообразных истин. Пожалуй, это самый адекватный и актуальный сегодня язык, который можно было бы подобрать.

Но он, безусловно, имплицитно и в потенции эксплицитно, включает в себя и традиционализм, и метафизику, и экономику, и политику, и культуру, и этнос, и расу. Освоив геополитику, мы можем двигаться дальше. Без нее: сразу же впадаем в ступор.

Кстати, в русской истории НБ-метод, в истории Русской Церкви оптика Старой Веры, а в общей политологии КР-концепция являются ключевыми концептуальными элементами, также гомологичными геополитике.
Стоит добавить сюда эсхатологизм.

Это, пожалуй, все.

Сверх того остается Новая Метафизика, но она необязательна.

***

Строго говоря, Святая Русь, наследуя антиоригеновские темы вместе со всем догматическим наследием 7 Вселенских Соборов (кстати, антиоригенизм касался строго предсуществования и вытекающего из него апокатастасиса, что является в рамках номинально авраамических традиций неприемлемым в пределах экзотеризма и приемлемым (до какой степени?) в пределах эзотеризма), не может быть причислена к оригинизму в догматическом смысле.

Другое дело дух... Друге дело эзотеризм. Есть такой текст, чрезвычайно популярный на Руси в Средние века (наши Средние века) - "Беседа трех святителей". Там вообще утверждаются некоторые прямо манифестационистские мотивы, в одной из редакций говорится, что "дух человека" есть сам нетварный Святой Дух. Это манифестационистский перекос, сохравардизм. И догматом быть не может.

А впрочем, мне Святая Русь представляется высшим пиком всей мировой истории. И это пропитало быт и природу, может быть, больше, чем рассудок. Холм, берег, ласточкины норы, лужи и грибы хранят в себе резервуары прямой брызжущей сакральности... Все живы... Все живо... Небо пьяно, дожди съедобны, звери питаются снегами... За каждым кустом сидит ангел, теплит огонь, улыбается в крыло...

Вспомните, как прохладно византийцы относились к Иерусалиму и исторической колыбели христианской веры. Лишь папежники -- детрансцендентализировавшие и историзировавшие Традицию обратились к теме "крестовых походов". А пропо, Царьград эта сволочь взяла на том же дыхании, что ранее Палестину -- Царьград был Новым Иерусалимом, куда алчные ублюдки запустили свои натовские лапы. Крестоносцы историзировали Византию, усекли ее важнейшее измерение. Окончательно византийский живой источник пересох, когда Царьградские патриарх и василевс пошли на поклон Флорентийской Унии. И мы знаем, что происходит, когда от Вечного бросаются в детрансцендентализированную историю.

Сами же византийцы ясно отдавали себе отчет в эсхатологической трансляции сакральной колыбели Веры - от Рима и Иерусалима (Вифлеема, Назарета и Гологофы) в Царьград-Византию. Византия была катехоническим Новым Израилем, Новым Римом.

Что-то аналогичное произошло позже и при трансляции катехонической функции в Москву.

Греческо-византийское было трансцендентализировано и дождем снизошло на нас, сделав нас в определенном смысле аутентичней и примордиальней.

Тот древнее, кто живее связан с Вечностью, не тот, кто дряхлее.

Евхаристия делает нас старше Адама.

Наш ЦАРЬ всем царям царь, Царь царей.

Но грань догматизма соблюдается, не опровергается, не подвергается ревизии. У нас слишком современный интеллект -- везде или-или. В Традиции можно осуждать Оригена и признавать Оригена, отрицать и утверждать на едином дыхании...

http://www.arcto.ru/FORUMS/messages/45/538.html