Деметра: продолжение

Около года назад мы обсуждали сведения о том, что в начале XIX в. греческие крестьяне почитали статую Деметры под её собственным именем. Эту статую увезли англичане. Тогда это показалось нам маловероятным. Но Элиаде полностью рассказывает, как было дело:

"И все же, если ритуал инициации ушел из Элевсина, то Деметра не покинула место своей самой драматичной теофании. Верно, что во всей остальной Греции ее место занял Святой Дмитрий, став покровителем земледелия* 90 . Но Элевсин знал и до сих пор знает Святую Деметру, святую, неизвестную в других местах и не канонизированную. Вплоть до начала XIX в. деревенские жители убирали цветами статую этой богини, потому что она обеспечивала плодородие их полей. Но в 1820 г., несмотря на вооруженное сопротивление крестьян, Э.Д. Кларк увез статую и подарил ее Кембриджскому университету 36 . Опять-таки в Элевсине, в 1860 г., священник рассказал французскому археологу Ф. Ленорману историю Святой Деметры: она была старой женщиной из Афин; "турок" похитил ее дочь, но храбрый pallikar  сумел освободить ее. И ту же историю услышал Милон от девяностолетней жительницы Элевсина в 1928 г. 37

Самый трогательный эпизод, который можно отнести к христианской мифологии Деметры, произошел в начале февраля 1940 г., его много раз пересказывала и подробно комментировала афинская пресса 38 . На одной из остановок на маршруте между Афинами и Коринфом в автобус вошла старая женщина, "иссохшая и худая, но с огромными живыми глазами". У нее не было денег на билет, поэтому кондуктор ссадил ее на следующей остановке, которой оказался Элевсин. Однако шофер не смог завести мотор, чтобы ехать дальше; в конце концов пассажиры решили "сброситься" и заплатить за старуху. Она вернулась, и после этого автобус тронулся. Тогда женщина сказала им: "Надо было сразу сделать это, но вы эгоисты. И раз уж я здесь, я скажу вам еще кое-что: вы будете наказаны за то, как вы живете, вы лишитесь даже воды и растений!" "Не успела она даже закончить свои угрозы, – продолжает автор публикации, – как вдруг исчезла... Никто не видел чтобы она сошла. Пассажиры переглядывались и рассматривали корешок книжечки с квитками – удостовериться, что билет действительно был продан".

В заключение процитируем известное замечание Шарля Пикара: "Думаю, что эллинисты, узнав эту историю, не смогут не вспомнить известный гимн Гомера, в котором мать Коры в облике старухи,  изрекала пророчества в доме элевсинского царя Келея и, гневно упрекая людей за нечестивость, предсказывала этой земле ужасные катастрофы" 39 ."

То есть сохранилось не только имя и остатки культа Деметры, но даже и миф о Персефоне и Аиде, где Аид заменен разбойником-паликаром.

Комментарии

Лев Каждан аватар

В свое время под

В свое время под arthania.ru/node/630 Нищий-Африканыч меня клевал за тезис о том что греческое язычество было сохранено под той же маской что и славянское но только не на Руси а в Византии .Вот ему и доказательство того что все-таки я был прав.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Элиаде Льву Марковичу и ответит

существенное различие между религиозной жизнью крестьян и богословскими, моральными и мистическими воззрениями деревенского священника. Но будучи совершенно прав в констатации этого различия, он [внешний наблюдатель ], однако, совершил бы ошибку, если бы отказался судить о Христианстве по тем традициям, которые сохранены одним священником, а «подлинными» признал бы исключительно лишь те формы религиозности, которые можно наблюдать в жизни деревенского сообщества. Модальности сакрального, явленные Христианством, на самом деле лучше сохранены в той традиции, которую представляет священник (сколь бы сильно она ни была окрашена историей и теологией), чем в верованиях жителей деревни. Ведь наблюдателя интересует не какой-то момент в истории Христианства, не какая-то часть Христианского целого, но Христианская религия как таковая. Тот факт, что лишь один человек из всей деревни знает ритуал, учение и мистику Христианства, тогда как вся паства невежественна в этом отношении и практикует элементарный культ, начиненный суевериями (т.е. остатками обесценившихся иерофаний), не имеет, по крайней мере в этом случае, никакого значения. Имеет значение то, что этот единственный человек наиболее полно сохранил если и не первоначальный опыт Христианства, то, во всяком случае, его основные элементы и его мистические, теологические и ритуальные ценности ("Очерки сравнительного религиоведения"). 

Лев Каждан аватар

http://www.arthania.ru/conten