Чинват в "Онегине".

Данная запись – отнюдь не самостоятельна, а лишь ответ, ибо её контекст, видимо, был зачем-то уничтожен Л. М. Кажданом.
       К сожалению, я не особо сведущ в Парсизме, но если попытаться как-то поразмыслить… На первый взгляд, Татьяна – дэваитский персонаж, тогда как Евгений изображен асурой; можно заподозрить, что Пушкин пишет историю раскаявшегося асура, дэвы-асура. Во  сне Татьяны Онегин прямо является асурендрой – предводителем асуров. Если так, его полная противоположность, Ленский, должен быть дэваитом. Налицо конфликт асуры-Евгения и дэваита и кантианца Ленского (у него кантианский логос и дэваитский мифос, он шиллеровец, скорее всего, демократ, и, вероятно, как романтик тех времён - проиндус), причём, в том вещем сне, последний, вместе с Ольгой Лариной, стремится отнять Татьяну у Онегина, нападая на него. В свете этого подхода: интерпретация холодной войны как вражды дэваитского Запада и асурического Советского Союза,  Чогьяма Трунгпы. В образе Ленского акцент на том, что он либо станет колдуном, либо домовитым семьянином – дэваитско-ваническая духовность. С другой стороны, если Пушкин (а значит, в конечном счёте, Онегин – мёртвый Пушкин) – парадигмальный принцип Русскости, а Татьяна – Русская Душа, их будущий союз неизбежен, ведь теперешний муж не муж ей. Это подчёркнуто её локализацией в Петербурге, ведь в мифологическом смысле он представляет собой яму-болото, следовательно, плен. 
      Так действительно ли Татьяна выразительница дэваитских сил? Если толкуем мосток во сне как Чинват, получится, что этот сон – подлинная действительность. Тонкость моста Чинват (один конец к-го на Горе Березань, Хара Березайти), отвлекаясь от собственно Иранской специфики рассматриваемой оппозиции, означает, что Татьяна либо под властью дэваитов, либо асуритов. Но медведь приносит её к Онегину-Пушкину, а Пушкин – АС (полагаю, асуритство Пушкина в доказательствах не нуждается). Значит, и она, словно Царевна-лягушка, и Онегин скованы дэваитскими силами. Вернее, т.н. дэваиты лишь узурпировали это имя. Описание берега, оставляемого Татьяной при переходе в мир мёртвых, показывает, что он и есть Гора Березань (снеговая поляна – снежная вершина), а гора, напомним, символ асуритский. Далее, из типологических пар, выстраиваемых оппозицией Онегин – Ленский, Пушкин выделяет прежде всего воду и камень. Как говорит М. Н. Борозенец, «асуриты - представители уранического культа и обожествляют камень как символ незыблемой вечности, божественного покоя и Неба, особенно если камень - метеорит. Напомню, что в представлении примитивного человека Небо было "твердью небесной", то есть каменным сводом, аналогичным каменному полу под ногами». Таким образом, несмотря на явное влияние дэваитства, оно вовсе не определяюще в Онегине. В нём пробуждается собственный дух: Онегин, путешествуя, создаёт пирамиды и курганы, Ленский мечтает о деревянных идолах:
pirate prince at her side
Staring  
            into 
                     the  hollow   idol's   eye

      Онегин пристрелил Ленского, взял топор, разделал – а куски отросли ножками, усиками и уползли в закатное море.
      Похожа ли Татьяна на Индианку? Первая – сама стать, сдержанность, скромность…, вторая – кипучая, могучая, ничем не победимая роскошь… Они таковы, какова природа России и Индии соответственно. Вденьте в нос Татьяны кольцо, и что останентся от пушкинской поэтики? Но проделайте это с Ольгой и Ленским, набейте татуировку, и всё будет на своих местах, в перьях своего быта.
Заглянем в материалы конференции «Против постсовременного мира»:
видимо, Веды были концентрацией именно иранского арийского эксклюзивизма, чистой и настоящей логосной двайты, сохранившейся в маздеизме и зороастризме. Но так было в начале. Индуистская традиция пошла в ином направлении, и на фундаменте двайты построила а-двайту. На базисе логоса (буддхи) основала тотально инклюзивную философию.
Индуизм - это метафизика хаоса. Не только в шактизме, абхеда-шайве или у Шанкары. Везде. Индия - это цивилизация хаоса, континент хаоса.

Наконец, и Борозенец соотносит Христианство с асурианством – если считаем, что сознание Пушкина Христианское.
 

Комментарии

Отдельный вопрос – Расовая

Отдельный вопрос – Расовая природа Ленского. Как мы знаем, он носит чёрные кудри.

Mahtalcar аватар

Очень интересно! Думаю, можно

Очень интересно! Думаю, можно провести такой же анализ как минимум "Пиковой дамы" и некоторых сказок Аса Пушкина. Как максимум, если постараться, это можно распространить и на те произведения, в которых редко пытаются что-то такое искать.

пиковая яга того

пиковая яга того стоит...

...

оказывается, по Элиаде в Зороастризме нет манифестационизма: 

Он создал мир своей мыслью ("Ясна" 31.7), что равноценно creatio ex nihilo.

впрочем, не берусь комментировать

Mahtalcar аватар

Современные лжебогословы РПЦ

Современные лжебогословы РПЦ считают зороастрийский подход "гностическим и манифестационистским" (как-то на форуме Кураева было). А всё потому, что там мир сначала творится в идеальном плане (меног), а потом в материальном (гетиг). Но это полностью совпадает с последовательностью, которую указывали большинство Св. Отцов. Так что здесь нет никакой проблемы.