Четыре реки рая и два пути "алхимического действа"


Уже неоднократно говорилось, о том, что символом изображающим все мироздание, практически во всех священных Традициях является древо, которое зачастую мифологи определяют как «Мировое Древо» или «Древо Миров».

 


В первую очередь, древо – это ось соединяющая верх и низ; или говоря иначе мир Самосущего Абслюта и преисподнею – «мир Ничто», о котором мы практически обязаны молчать – если только, не хотим превратить его в нечто. Чаще всего Вселенная, структурированная символом древа предстает, как женская фигура, поскольку по-отношению к активному принципу Абсолюта, она предстает как начало пассивное и подчиненное. Именно в женской форме она представленная на русских вышивках. Итак повторимся, в отличии от ярко-выраженных доктрин манифестационизма – это Древо, не символ Всеобъемлющего единства Бога и мира, а именно мира как такового. В качестве иллюстрации мы можем привести наиболее известный из европейских и сохраненный северогерманский миф, в котором это древо прелстает как ясень Иггдрасиль ,Yggdrasil«конь Игга» (Одина).

Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое / влагою мутной; / росы с него /
на долы нисходят; / над источником Урд / зеленеет он вечно.  (Völuspá , 19)

Легко отгадать, / где Одина дом […] / парит орел сверху. (Grímnismál, 10)

Грызозуб белка / резво снует / по ясеню Иггдрасиль; / все речи орла / спешит отнести она / Нидхеггу вниз. (Grímnismál, 32)

Т.о. очень ясно очерчиваются три уровня мироздания – вершина Древа, и его символ – орел; ствол – и соответственно белка; и наконец корни – кодифицируемые образом Змея, грызущего корни. Проводится четкая вертикаль – от вершины, над которой парит орел. В терминологии предания православной традиции символ, который «нашествие Святаго Духа являетъ». Белка – как посредник между вершиной и корнями, подтачиваемые змеем – символом энтропии мира.

Выше уже было указано на то, что если отойти от жестко-манифестационисткой картины мира, то само Древо явит нам не самого Бога, а только образ Божества; или выражаясь через поэтическую аллегорию отражение Божественного Солнца Абсолюта в грязной луже подлунного мира. То, что и в изначальной Традиции вершина мира не ассоциировалась напрямую с Божеством мы видим на примере культовой практики, народов сохранивших наиболее древние черты культа. Из традиции континентальных германцев (саксонцев) известен культовый аналог Мирового Древа – Ирминсуль (Irminsûl), посвященный богу Ирмину, который был снесен в Вестфалии в 772 г. по Р.Х., по приказу Карла Пипинида. Но у остяков, к примеру, также было известен культовый аналог Мирового Древа или «Человека миров» (Veralden olma), как он определялся у родственных остякам лапландцев. И этот культовый аналог представлял собой четырехугольный брус, на вершине которого находился металлический гвоздь, символизирующий Полярную звезду, при том что у финнов она звалась taivaan sarana, “ангел неба” и pohja nael, “гвоздь неба” или “севера” (pohi"небо" и "север"), а из исландской народной поэзии известна как veraldarnagli. (см.G.Wirth, La patria primitiva della razza nordica). Совершенно очевидно, что даже являясь неким axis’ом мира – сама по-себе, она как нуминозная реальность не мыслилась.

 С этих позиций мы можем вполне применить средневековую герметическую терминологию к описанию того образа, что является нам в повествовании скандинавского мифа. Вершина ясеня тогда должна быть сравнима с Истоком вещей мира – алхимическим сульфуром или «действующим началом», ствол – с эйдетической формой, находящейся между божественным эйдосом с одной стороны ; и «безвидной и пустой» materia prima – с другой; а влага, стекающая по стволу, с философской ртутью, меркурием, которая и есть сущность ствола, придающего ему форму. О том, как эти начала соотносятся между собой мы уже писали в другом месте (см. «Соль Земли»). Здесь же хотелось бы прояснить несколько иных моментов. А именно попытаться подойти от вопроса о вертикальной структуре мира, к его горизонтальной составляющей, которая как известно в отличии от тернера вертикали, являет себя квартернером горизонтали, вместе отражая  бытийную полноту мира творения вынося в своем сочетании 7 (3+4) и 12 (3Х4).

Согласно Аристотелю мы могли бы связать эти первоэлементы, т.е. состояния первоматерии (субстанции) с сочетанием основных качестсв. Казалось бы в самом упрощенном виде мы должны говорить о двух «мужских», верхних стихиях – огня и воздуха, и двух «женских» – нижних – воде и земле. Это могло –бы быть действительно легттимно, когда стихии сопоставляются с вертикальной структурой мира. И огонь, к примеру прямо соответсвует сульфурическому началу, а земля первоматерии. Однако мы говорим сейчас именно о горизонтальном «развертывании» мира, когда огонь – лишь одна из разновидностей алхимической соли, отмеченной знаком особой огненной эйдетической формы. То же касается и остальных элементов. Поэтому активная (условно-мужская)и пассивная (условно-женсткая)акциденции, могут существенно отличаться.

Для того, чтобы приблизится к пониманию того, о чем мы сейчас говорим большое подспорье может оказать концепция высказанная М. Борозенцом (См. http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=89&t=1222&st=0&sk=t&sd=a&start=10). Этот автор сопоставляя старшие арканы Таро, которые представленны в следующей последовательности: 1. Маг, 2. Жрица, 3. Императрица и 4. Император – с одной стороны; проводит на наш взгляд гениальное сопоставление с сакральными алхимическими металлами: золотом, серебром, медью и железом. При этом, что крайне важно, он отмечает – безусловно мужской характер золота (а оно, как известно отмечено одним архетипом с Солнцем) и женский характер серебра (отмеченного одним архетипом с луной) Солнце – безусловно «дневное» светило, луна – «ночное». Это все более-менее ясно. Гораздо интереснее выглядит в редукции Борознеца медь – «в весне своей подобна золоту (красная), в осени - серебру (синяя патина»; и железо – «в весне своей подобно серебру (белое), в осени - золоту (красная ржа)». С определенной долей аллегории и гиперболы мы можем т.о. дать определение меди – как «молодому серебру», а железу, как «незрелому золоту». И в соответсвии с этим связать оба металла, как символы того, о чем говорил Е. Головин, приводя стихи Г. Тракля («И до сих пор в духовной моей ночи звучит голос сестры»). Речь идет об «алхимической сестре» или «нашей Диане», которая в женском организме соответсвует непроявленной и скрытой мужской субстанции в женской композиции,«ребенку Юпитеру».

Итак, через алхимические аллюзии мы подходим к циклическому преобразованию первоэлементов. Т.е. к питри-яна («дорога предков»), пути от летнего солнцестояния к зимнему, и дева-яна («дорога богов»), которой проходят немногие от зимнего холода и сухости зимнего солнцестояния, к сухому теплу середины лета – это т.н. «сухой путь» алхимии, который также можно обозначить и как мужской путь и как путь железа. Напротив, после вхождения в реальность, которая звалась римлянами Janus infernus, путь приводит нас к холоду и влажности старухи Хель (Hel), чьи покои зовуться «Мокрая морось». Это «влажный путь» алхимии.

Мы сознательно использовали здесь, наиболее привычный традиционалисткой оптике вертикальный символизм годового круга – указав на восходящую и нисходящую траектории движения арктического солнца. Теперь же возвращаясь к собственно горизонтальной картине мира, можно сказать что в отличии от вертикальной – она представляет нам иные банарные оппозиции, а именно не верх и низ; а напротив переднее – заднее, правое-левое. Легче представить их как горизонтально расположенную окружность, находящуюся на уровне основания Мирового Древа, поделенную косым, «андреевским»  крестом на четыре континента, или в индуисткой терминологии «двипа». В «Махабхарате» (6.208) приводится список их четырех двип («островов», «материков») - Бхадрашва, Кетумалла, Джамбудвипа и Уттаракуру, соответсвующих четырем югам (эпохам). По этому поводу Р.Генон в частности замечал:  «Джамбу-Двипа /«Яблоневая земля» - А.И./ представляет собой всю нашу землю целиком, в ее актуальном состоянии. О ней говорится, что она лежит к югу от горы Меру, т.е. от "осевой" горы, вокруг которой происходит вращение нашего мира. Но поскольку Меру символически отождествляется с Северным Полюсом, то вся земля находится к югу от нее (см. «Несколько замечаний по поводу космических циклов»). 

На знаменитой карте Герарда Меркатора (XVIв.) аналогом полярной горы Меру, Меркатора является полярная гора, подписанная nigraaltissima, «черная высочайшая». По меткому замечаню О. Фомина определение nigra, можно воспринимать как указание на ее реальное отсутствие. Это тем более вероятно, что подтверждается всей современной географией. Однако, продолжая эту аналогию на также несуществующие ныне четыре континента, окружающие гору, и разделенные четырьмя протоками, которые подобны радиусам разделяют весь orbisterrarumГипербореи на четыре сектора; мы можем в отличии от Р. Генона, опиравшегося на индуисткие источники отметить немаловажную деталь.  А именно мы можем проследить тот континент, который в мифологической системе мира соответствует именно нашему времени, железному веку греческой традиции.

В одном исследовании (см putyamiavstrazii.ru), несколько дополняя и исправляя данные А.Дугина, приведенные им в книге «Мистерии Евразии» мы уже говорили о трех цивилизационных кругах, средний из которых соответствует «Святой Руси» русских сказаний.

Там, кроме прочего, говорилось следующее: «Согласно древнееврейской традиции Палестина – это место смерти первого человека Адама. Голгофа, расположенная невдалеке от Иерусалима, на еврейском означает «место черепа». Череп с костями изображаемый в подножье православного восьмиконечного креста – это кости первочеловека Адама. Если сопоставить крест Распятия и крест как календарный символ, чьи оси означают точки солнцестояний и равноденствий, то  земля о которой идет речь может быть сопоставлена с зимним солнцестоянием, местом смерти солнца, его схождения под землю, т.е. нижней оконечностью Мировой Оси. [….] В сказках (которые есть ничто иное как форма бытования мифа, после утраты им инициатического характера передачи) рассказывается о происхождении Днепра, как борозды оставленной Змеем скрывающимся от преследующих его Козьмы и Демьяна или просто Коваля (укр. «кузнец»), который в итоге настигает своего противника и убивает его невдалеке от устья этой реки, впадающей в Черное Море. Змей – это типичный «хтонический персонаж», обитатель нижнего мира, преисподней; умирая, он как раз попадает в тот самый «черный» или «темный»  мир, который соответствует корням Мирового Древа (Ирия). Напротив вершину этого древа можно соотнести с Белым морем и мифической страной счастья Беловодьем, которая, является ничем иным как мифологизированным воспоминанием об изначальной арктической прародине. Эта древнейшая традиция связывающая север с раем, а юг с преисподней продолжала бытовать и после крещения. В апокрифе «Хождении Богородицы по мукам», известном по списку ΧIIвека рассказывается, как  «повеле архистратиг явитися ангелом от полудне, и отверзеся ад…», т.е. ад связывается с «полуднем» - югом. На приведенных примерах мы ясно видим противопоставление севера югу, как светлой и благой страны, темной демонической стране юга. […] Но для нас в данный момент, главным образом, представляет интерес, ствол мирового древа или земля людей, которая структурируется руслом Днепра, разделяющим ее на две половины Русь (а вместе с ней Европу) и Великую Степь. Памятуя о скандинавском варианте легенды в которой фигурирует река Дон, мы можем сказать, что условный меридиан разделяющий Евразию на две половины: Европу и Азию, будет соответствовать Оси Мира, стволу Мирового Древа. И он, этот меридиан  проходит по территории Русской Равнины и Северного Причерноморья, в междуречье Днепра и Дона, через Керченский пролив, вблизи от 35-го градуса восточной долготы, а южнее Черного моря проходит как раз по территории Палестины! […] По этому поводу, в указанном выше сочинении, А. Дугин приводит очень ценные данные: «Исходя из раннесредневековых и возрожденческих знаний о географии, знак Козерога – самая южная точка эклиптики – проецируется на меридиан, который проходит через Уральские горы…». Если мы сделаем поправку на прецессионный цикл, согласно которому все созвездия смещаются на 1 градус против часовой стрелки (относительно солнца) каждые 72 года, проходя за 2160 лет 30 градусов, равные в традиционной астрономии (астрологии) одному созвездию, а полный цикл примерно за 26 тысяч лет, то знак Козерога, в интересующее нас время, т.е. к началу Христианской Эры будет проецироваться на меридиан проходящий как раз по территории Палестины. Интересно, что этот мигрирующий «нулевой» меридиан устойчиво соотносится с условной границей между Европой и Азией. […] Понятно, что при переносе метафизической картины мира на плоскость актуальных земель, все расстояние от Северного Полюса до Экватора, может быть рассмотрено как символическое подобие трех миров: верхнего («неба»), среднего («земли») и нижнего («преисподней»). Уточнить их границы не составляет труда: для этого нужно просто разделить все это расстояние на три. Делая так, мы получаем три круга: вершина первого находится в точке Северного полюса, а нижний полюс располагается вблизи от Северного Полярного Круга (66° 33’ с.ш.), в Русской Лапландии, он же одновременно является верхним полюсом нижележащего круга, низ которого соответствует примерно 33° с.ш., т.е. Иерусалиму, который как отмечалось, традиционно связывался с местом смерти первочеловека Адама, и поэтому в календаре соответствует зимнему солнцестоянию и наиболее глубокой части преисподней; но одновременно эта точка – вершина круга, низ которого располагается на Экваторе».

Ради чего мы привели здесь столь объемную и тяжеловесную цитату? Дело вот в чем. На карте Меркатора 35-й градус восточной долготы пересекает практически пополам, обращенный в сторону Мидгарда-Святой Руси остров Гипербореи, и т.о. представляет человеческую Ойкумену именно как свое продолжение. И хотя, как было верно замечено Р.Геноном – все актуально существующие земли являются Югом по отношению к Полярному пику Меру, тем не менее мы можем проследить, какие конкретно земли являются по отношению к ней передними, задними, правыми и левыми. И в соответствии с этим связать временные эпохи с теми или иными континентами, но также и наметить онтологическое, бытийное содержание выраженное все через туже алхимическую символику металлургии.

Сравнивая путь наших предков у Югу; туда где «в последняя» суждено было по промыслу Божьему родиться «Честнейшей Херувимъ, и славнейшей, безъ сравнения Серафим»; с влажным путем алхимии, и медью, начало которого подобно солнцу и золоту, а завершение луне и серебру; мы сопоставляя этот путь с нисходящей, левой траекторией Года, можем сказать, что правый, восходящий путь – это путь железа, которое вызревая из серебра обращается в золото. Тогда мы должны будем искать свет Солнца, впереди себя, а не за спиной, где лишь тускло отражается в лунном диске Его сияние. Итак, мы наметили основные составляющие горизонтальной структуры мира, в которой «вода» соответствует Западу и Бронзе или меди, поднимающиеся пары «воздуха» – Востоку и железу, «огонь» – Северу, а «земля» – Югу и серебру.

Ведь: «Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу – естеству нашему пришед». Воплотившись в той, которую перед каждым Причастием мы называем «Земле благая». Такова парадоксальная «логика», нашего Железного Века.

Комментарии

Mahtalcar аватар

А нельзя карту увеличить?

А нельзя карту увеличить?

Александр Иванов аватар

вот то что нашел

там же- по указанной Вами ссылке

Вы писали:"Медь т.о. должна символизировать жертвенный кенозис Божества, а железо - обожение тварной природы. Или исхождение Святаго Духа, и снискание Святаго Духа."

Другими словами ---это в .ч. лестница Якова, по которой сходят и восходят ангелы?

И тогда это "анонс событий", где путь κ?νωσις полность прошел Спаситель (потому и столь резкая реплика Его Петру, что ежели не уйду, то...), а железо- это Церковь Христова.

"Итак, мы наметили основные составляющие горизонтальной структуры мира, в которой «вода» соответствует Западу и Бронзе или меди, поднимающиеся пары «воздуха» – Востоку и железу, «огонь» – Северу, а «земля» – Югу и серебру."

и тогда "Небо упадет на Землю", когда два потока встретятся и будет преодален дуализм Восток-Запад (Марс-Венера), через Северо\Восток и Юго\Запад в квинтэссенцию...

λογοζ νοθοζ (h)

Александр Иванов аватар

"и тогда "Небо упадет на Землю"

когда два потока встретятся и будет преодален дуализм Восток-Запад (Марс-Венера), через Северо\Восток и Юго\Запад в квинтэссенцию..."

Или Первоматерию, отмеченную знаком Божества... Кстати АННА, опять благодарен Вам за уточнение - железо Марс (Арей), почему ЕВГ и говорил, что железо - единственное украшение мужчины, Венера - медь, "Зеленая", как называли эту звезду египтяне. Если потом придется писать на основе этого более обширный текст - можно-ли мне дополнить сказанное Вашим наблюдением?

Андрей Чернов аватар

...

Сейчас скажу страшно крамольную штуку.  ;)   Но есть маза, что сие Древо не соединяет преисподнюю с Самосущным Абслютом, а вооюще не доходит до Оболочки, соединяя лишь Нижние небеса с инферно. Отсюда и все манихейство древних, ...и новых.    ;)

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Абсолютно не доходит!

так об этом все и вопиет!!!

И греки об этом знали и Платон и  Шеллинг.

λογοζ νοθοζ (h)

Андрей Чернов аватар

...

Вы абсолютно правы, Анна.   ...Но Древо - бальзам для любителей формулы "что внизу = тому, что Наверху", и при сказанном выше у таковых обычно начинается истерика   (что презабавно   ;)   ).

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Лев Каждан аватар

Друже Андрей!Прошу

Друже Андрей!Прошу откоментить мои новые статьи.Их как всегда пять и две как всегда по подземным цивилизациям.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!

Андрей Чернов аватар

...

За совершенным неимением времени, уважаемій Лев Маркович, то вряд ли сейчас произойдет...

Да и не обьединять ли все в одну - так быдо б сподручнее...

Главный редактор журнала "Палантир", уже Симферополь

Лев Каждан аватар

Я понимаю насчет времени.Моя

Я понимаю насчет времени.Моя палантировская статья с логотипом так у меня в сумке и лежит никому я ее так и не подарил.И не потому что не желаю выходить из своей артанской крепости во внешний мир( чего бояться консерватору если на стороне его-Вечность?) а потому что курьерство.Вчера утром попозже вышел на работу чтобы последние пять статей написать тут же угрожать увольнением стали.И потому я сейчас с Вами прощаюсь дорогие артанцы не будьте на меня в обиде появлюсь в семь.Но в РУДН в семь уже никого не будет.

Аллах,Муамар,Ливия ва бас!