БОРЕЯ И ГИПЕРБОРЕЯ

В 2003 г. вышел из печати журнал «Перехід-IV» (№11), посвященный теме «Вешняя Борея: Земля Вепря». Предложенные в нем интерпретации вызывают дискуссию, например, из-за отождествления древнегреческого мифологического Борея с ведическим мифологическим Варахи. Предлагаем результаты наших исследований данной проблемы.

 По мнению Ю. Эволы, изначальная цивилизация «белой расы» на Севере была именно по своему определению «олимпийской», «солнечной», а далее существовали разные «героические» версии её реставрации (Туле, Агартха, Грааль и пр.).
Но Ю. Эволе и Г. Вирту, который использовал понятие «северо-атлантическая традиция», в этом вопросе, противостоял Р. Генон, считая, что и «олимпийская» традиция была также вторичной относительно к изначальной (премордиальной) «гиперборейской традиции».
Ариософски обеспокоенные последователи Р. Генона и Э. Шюре («Мы видим — на заре Белой расы — первого Творца арийской религии, выходящего из лесов древней Скифии в двойной тиаре Завоевателя и Посвященного») считают, что существовала истинная прародина кроманьонцев («белой расы») — Борея «Земля Вепря» на север от Понтийского озера (которым в то время было Черное море), а главным сакральным святилищем была Каменная Могила. После затопления Бореи около 5508 г. до н.э. солёными водами Средиземного моря (т.н. «циркумпонтийская катастрофа») часть её населения под предводительством Рамы («Овна») поднялась выше, где основала Вешнюю Борею (Гиперборею) — Трипольскую цивилизацию.
 Р. Генон и его последователи понимают значение имени Борей (теоним северо-восточного ветра у греков) именно как «Вепрь, Боров» (санскр. «варахи»), а его эпоху называют Швета-Вараха-Кальпа («Белого Вепря Цикл»). Таким образом, предлагается отождествление мифологических персонажей Борея и Варахи.
Однако у нас есть следующие возражения.
В индуизме у божественной пары Шивы и Парвати кроме сыновей Ганеши (Пиллаяра) и Сканды (Катарагамана, Картикейя) есть еще два младших — Бхайрава и Вирабхадра.
Именно Бхайрава («ужасный») почитается наиболее в среде низших каст. Ему посвящено множество алтарей, находящихся в садах и часто возле дорог под старыми деревьями. Верующие почитают Бхайраву сильным, мощным и отважным, обращаются к нему за помощью. Бхайрава был рожден из чела Шивы (ср. с рождением греческой Афины с головы Зевса!) для того, чтобы отомстить Брахме, он — чудовище с большущими клыками, подпоясан черепами и змеями.
Его брат Вирабхадра почитается как тысячерукий и тысячеголовый, очень жестокий бог, поэтому любовью не пользуется, но чтить его необходимо. Утверждается, что он родился из рта Шивы для того, чтобы уничтожить жертвоприношения Дакши и разрушить равновесие мира.
Противоположен Бхайраве именно Варахи («Вепр») как третья аватара Вишну. Он мстит демоническому владыке мира Хираньякше за то, что тот утопил землю в океане. В поединке, длившемся тысячу лет, Варахи победил демона и поднял с дна океана землю на своих клыках.
Греческим аналогом Варахи как силы, осуществляющей упорядочение мира, является гекатонхейр Бриарей, сын Урана и Геи, страж титанов, заключенных в Аиде. Когда боги-олимпийцы восстали против самого Зевса, богиня Фетида (Тетия) призвала на помощь Зевсу Бриарея. В награду он был женат на дочери Посейдона (Гесиод, «Теогония», 817-819). Бриарей был владыкой сказочной страны Эгеи (Егеон, Aigaion), Овидий называет его морским божеством, его чтили как первого создателя кораблей. Из-за неизвестных причин он был обречен бежать со своей страны (намёк на затопление черноморского шельфа?) в анатолийскую Фригию (переселение протохеттских племен?).
Исходя из вышесказанного, смешивать мифологические образы Варахи-Бриарея и Бхайравы-Борея в единый образ Варахи-Борея бутет неправильным.