17 июля - годовщина убийства Государя и его семьи

Докладная записка еп. Корнилия об искупительном подвиге Государя Императора Николая II

Господь наш Исус Христос, как подвигоположник, во время Своей земной жизни явил многие чины святости: апостола, святителя, мученика, преподобного, безсребренника и др. Но самый главный подвиг Его – несомненно, искупительная жертва за весь род человеческий. Собственно, главным образом для этого Он и сошел с Небес на землю. Ведь и Иоанн Предотеча, указуя на грядущего Господа Исуса, сказал: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мiра» (Ин.1,29). При этом Господь призывал учеников Своих взять крест свой и следовать за Ним (Мф.16,24), т.е. стать той или иной живой иконой, образом Подвигоположника Христа. В результате исполнения этой заповеди появилась целая армия святителей, мучеников, праведных, Христа ради юродивых…

До начала XX века оставался невостребованным чин святости «искупитель». На возражение, что это не массовый чин святости, ответим, что в лике святых существуют и совершенно уникальные чины, например: Богородица, Предотеча и Креститель Господень.

О том, что Государю Николаю Александровичу будет предложен Богом этот подвиг, пророчествовали 15 угодников Божиих. Первое по времени пророчество принадлежит прп. Авелю Прорицателю. На вопрос Императора Павла I:

- Кому передаст Царь Александр III наследие царское?, - прозорливец Авель отвечал:

- Николаю Второму - святому Царю, подобному Иову Многострадальному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. Искупитель будет. Искупит Собой народ Свой - Безкровной Жертве подобно. Первая война будет, великая мировая война: И предан будет праправнук Твой, как некогда Сын Божий на пропятие.

      А японский отшельник монах Теракуто в 1891 г. предрек 23-летнему Николаю Александровичу, тогда еще Великому Князю, Наследнику Царского престола:

– О ты, Небесный Избранник, о великий искупитель, мне ли проречь тайну земного бытия Твоего? Ты выше всех. […] Великие скорби и потрясения ждут Тебя и страну Твою. Ты будешь бороться за ВСЕХ, а ВСЕ будут против Тебя. […] Блажен, кто кладет душу свою за други своя. Трижды блаженней, кто положит ее за врагов своих. Но нет блаженней жертвы Твоей за весь народ Твой. Настанет, что Ты жив, а народ мертв, но сбудется: народ спасен, а [Ты] свят и безсмертен. […] Да принесется чистая жертва и совершится искупление. […] Теракуто сказал Тебе, что было открыто ему из Книги Судеб. Здесь мудрость и часть тайны Создателя. Начало и конец. Смерть и безсмертие, миг и вечность.

      Могут возразить, что Теракуто – неправославный, и поэтому свидетельство его сомнительно. Но на рожденного Богомладенца – Спасителя мiра указали волхвы, во время Входа в Иеросалим Его приветствовали неразумные младенцы, а если Богу будет угодно, то и ослица будет пророчествовать, и камни возопиют, и из камней будут воздвигнуты чада Авраама.

     Митрополит Макарий (Булгаков) указывает необходимые условия, когда человек может стать искупителем чужого греха. Это возможно только, если выполнены следующие требования:

1) когда на это есть воля Божия и согласие самого Верховного Законодателя и Судии;

2) когда лице, принявшее на себя уплатить долг... само не состоит перед Богом в таком же долгу; 3) когда оно добровольно решается исполнить все требования долга, какие только предложит Судия; 4) когда действительно принесена такая плата, которая бы вполне удовлетворила за долг. (Православно-Догматическое Богословие. Т2, cтр. 148). Кроме того, святой Иоанн Златоуст говорит, что 5) искупителем может быть только Царь, и к тому же, искупителем греха, направленного против него; иными словами, искупительный подвиг – это исключительно царское служение.

      Все эти условия наш Божественный Спаситель и Царь Славы безусловно выполнил, причем Своей Жертвой Он искупил не только первородный грех Адама и Евы, но и все прошедшие и грядущие грехи всего рода человеческого.

      Какой же грех (или грехи) искупил собственной кровью и добровольной смертью Своей и всех членов Царской Семьи святой Царь Николай Второй, образ Царя Небесного? В таинстве венчания на царство Царь становится соборным мужем Своего народа. При этом народ (царство), как соборная личность, обязуется быть верным своему монарху, повиноваться Ему. К этому нас призывает и Священное Писание: «Бога бойтесь, Царя чтите» (1 Петр.2,17), «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Петр.2,13-14) и др. Военнослужащие и священнослужители особо присягали на верность Государю. И, наконец, в 1613 г. весь Русский народ соборно дал обет на верность царствующему Дому Романовых, скрепленный Утвержденной грамотой, к которой избранные от всего народа люди руки свои приложили, и печати привесили, и крест животворящий целовали.

     Следует помнить, что нарушение заповеди – безусловно, грех, но нарушение обета (в т.ч. и Утвержденной грамоты 1613 г.) - это смертный грех клятвопреступления. Накопление этого соборного греха шло из поколения в поколение, буквально начиная с 1613 года. Как говорится в пророчествах Авеля Тайновидца: "... измена же будет расти и умножаться ...", каждый акт соборного греха (на личном уровне) - это капля в чашу измены. И Господь предусмотрел выход из той ситуации, в которую мы попали, когда грех достиг своего апогея, т.е. вылился в форму открытого неповиновения Царю и предательства Царя, Он (Спаситель) даровал нам искупителя этого нашего греха - нашего царственного искупителя, который является исторической иконой Божественного Искупителя Исуса Христа. Это чисто иконографическая жертва, а отнюдь не второй искупитель.

      Как легко видеть, все пять пунктов, требуемых, для того, чтобы стать искупителем чужого греха, полностью исполнены на Государе Императоре Николае II:

1) предложение Ему стать добровольной жертвой за соборный грех неверности нашего народа исходило от Бога и было сформулировано в пророчествах прп. Авеля Прорицателя, прп. Серафима Саровского, блаж. Паши Саровской, отшельника Теракуто и др. (всего 15 пророчеств); 2) Сам Государь Николай Александрович до конца был верен Своему мятежному народу, всячески оправдывал его и молился за него (подчеркнем, что речь идет о непричастности Его именно соборному греху неверности, а не о личных грехах); 3) жертва со стороны Государя Императора была сознательной и добровольной; Он много раз говорил в доверительных беседах, например, П.А.Столыпину: "Если Богу нужна искупительная жертва за грех моего народа, для спасения России, я согласен быть ею, да свершится воля Божья". То есть Государь понимал, что Ему должно стать не только искупителем, но и потенциальным спасителем России; 4) плата за долг (соборный грех) – кровь и смерть не только Государя, но и всей Царской Семьи (а цена греха есть именно смерть (Рим.6:23; Рим.5:12,14; 1Кор.15:21)); и, наконец, 5) Николай II, будучи Царем, искупил грех измены своего народа, направленный против него.

      Первая ступень царского служения Исуса Христа называлась Удерживающий, а вторая, высшая ступень – Искупитель. Для перехода на эту вторую, высшую ступень Господу пришлось претерпеть Божественный кенозис, умаление (по слову Св. Писания: «себе умалил, зрак раба прiим, … смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Филип.2,8)). Подобно этому, и Николаю II для того, чтобы стать искупителем, потребовалось отречение от Царского престола («Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти»). Был у Него и свой «поцелуй Июды» - когда в один день пришло около 200 телеграмм от командующих фронтами, армиями и др. с просьбами отречься от Престола.

      И по образу того, как Спаситель в Гефсиманском саду взял на Себя грех всего мiра и затем понес его на Голгофу, Государь-Император, отрекаясь от Царского престола, взял на себя соборный грех русского народа, который затем понес на Свою Царскую Голгофу.

      Итак, есть личные грехи православных христиан, и есть соборный грех Русского народа, как соборной личности. Поскольку у этих двух различных по смыслу, по уровню, грехов два разных искупителя, постольку должны быть и два разных покаяния; и связаны они с прославлением разных искупителей. Когда мы каемся в личных грехах, мы, читая Символ веры, славим Божественного нашего Искупителя Исуса Христа, который при таинстве покаяния незримо присутствует и, если мы православные и правильно Его славим, реально очищает от этого греха нашу душу и изглаждает его из Книги греховныя. А соборное покаяние начинается с правильного почитании Государя Императора Николая Второго, как искупителя нашего соборного греха, и без такого прославления нашему покаянию грош – цена.

      Иногда приходится слышать возражение: если Государь уже искупил нас Своей жертвой от клятвы, почему мы все еще находимся под <...>  игом? Дело в том, что усвоение нами искупительного подвига и стяжание благодати зависит от нашего отношения к искупителю, прежде всего, правильного прославления его. Ведь и Господь Исус Христос пострадал за весь род человеческий, а приняли Его искупительную жертву и уверовали сравнительно немногие.

       Другое возражение: вы вводите новый чин святости. И при этом почему-то обвиняют в обновленчестве: дескать, все чины святости уже введены чуть ли не во времена апостолов. Это неверно. В первом веке не было ни одного чина святости. Они вводились постепенно: сначала мученики, затем преподобные, святители и т.д. В XI в. для прославления Бориса и Глеба был введен на соборе чин страстотерпцев, в XV в. (после взятия турками Константинополя) – новомучеников. И так далее. Во-вторых, чины святости не вводились произвольно – они должны раскрывать и они действительно раскрывают тот или иной подвиг святости Подвигоположника Христа, как икона Его, раскрывающая ту или иную сторону Его Царского, Пророческого или Первосвященнического служения. Спаситель – Первомученик? Безусловно. Безсребренник? Вне всякого сомнения. Искупитель? Кто же сможет вопреки глаголати!

       Говорить же о том, что пророк Моисей – искупитель, неграмотно. Он вывел народ Израильский из Египетского плена и тем прообразовал изведение людей, уверовавших во Христа, из плена греховного. Но искупил ли он кого-нибудь? Безусловно, нет. За искупление должна быть принесена такая плата, которая бы вполне удовлетворила за долг. Цена греха – смерть. Именно Свои жизни в качестве платы принесли и Христос -Спаситель и Государь Император Николай II. Чего никак нельзя сказать о Моисее, Гедеоне и др.

      В пророчествах говорилось именно о духовной смерти России, ибо Царь – душа ее, а народ – тело. Но тело без души – бездыханный труп (именно в соборном отношении, в смысле отнятия именно соборной благодати). Мертвеца же невозможно вылечить, его можно только воскресить. Но в тех же пророчествах говорится и о духовном воскресении России, как Третьего Рима и как подножия Престола Божия. Необходимое условие воскресения Ее – соборное покаяние. Но покаяться возможно только в искупленном грехе, а согласно догматическому богословию, покаяние начинается с прославления грешниками, утратившими благодать из-за своего греха, искупителя того греха, в котором они каются. А завершается покаяние возвращением грешнику той благодати, которую он утратил во грехе, через этого самого прославляемого искупителя по его искупительной заслуге.

      Поэтому так важно прославление Государя Императора в чине именно искупителя, а членов Царской Семьи – в лике Царственных новомучеников (как пострадавших за Царя земного, как образ Царя Небесного) или великомучеников.

      Прецеденты такого рода в истории Церкви были: в Сербской Церкви Он прославлен именно в таком чине (как Царь-искупитель), в Екатеринбургской епархии РПЦ МП Государь был причислен к лику местночтимых святых также в качестве Царя – искупителя, а еще ранее на Соборе РПЦЗ четыре архиерея ставили вопрос о том, что Николая II необходимо прославить именно как Царя-искупителя. В настоящее время уже в девяти Церквях или епархиях совершено такое прославление.

Преосв. Корнилий епископ Тверской

http://www.iskupitel.info/node/534

Источник: http://vosk-rus.ucoz.ru/news/2009-10-03-68