Блог пользователя Александр Иванов

Лабиринт святого Патрика

На севере Ирландии, в графстве Донегол есть озеро Лох-Дерг, что означает «Красное озеро». Согласно местному преданию красноватый оттенок вод это озеро, получило после того, как по благословению св. Патрика, некий отважный воин, по имени Конан, победил чудовищного дракона, кровью которого окрасились воды. Окись железа, действительно придает водам красноватый оттенок, точно также как и кровь имеет сообразный цвет благодаря наличию в ней гемоглобина, содержащего железо. Но озеро знаменито не только этим преданием. Посреди озера есть маленький остров, на котором расположено т.н. «Чистилище святого Патрика». Собственно храм и шесть «покаянных лож», которые представляют собой каменные лабиринты, с крестом в центре, и посвящены одному из святых: самому Патрику, Бригитте, Брендану, Екатерине, Коломба, Давогу и Молейз. Паломники, посещавшие остров издревле, ходили по кругам лабиринтов, со специальной лествицей шепотом читая молитвы, а затем на коленях целовали крест. Но чем интересна эта традиция ирландской церкви для нас? Точно такие же, каменные лабиринты до 25 метров в диаметре, сложенные из округлых валунных камней размером 10 - 40 см.

Der letzte Gott

Кажется не так давно, а на самом деле почти два года назад А. Г. Дугин в своем вступительном слове к открытию секции, посвященной христианству и неоплатонизму, на конференции Against post-modern world, предложил столкнуть Хайдеггера с Платоном. Честно говоря, тогда это предложение казалось прелюдией к метафизической брани двух отличных и несопоставимых философских миров. И очень хотелось почему-то, чтобы победил Хайдеггер, но в то же время совсем не хотелось, чтобы Платон оказался в роли побежденного. В настоящей статье автор не в коей мере не претендует на какую-либо полноту в раскрытии темы. Скорее она будет являться упорядоченным собранием нескольких аллюзий обусловленных интенцией к заявленному приглашению. Также, отказавшись от каких-либо претензий на полноту изложения, мы ограничимся анализом того, что удалось почерпнуть мысли в докладе Мартина Хайдеггера «Sein und Zeit», прочитанном им во Фрейбургском университете в 1962 году. Уже в самом начале Хайдеггер предполагает трудность восприятия доклада. Сопоставляя собственную философию с живописью Пауля Клее и поэзией Георга Тракля он говорит о том, что необходимо следить за ходом показываемого.

Крестельница Европы

21 мая по юлианскому календарю (и 3 июня по современному) начинается Великорецкий крестный ход на Вятке. Об этом знают многие. И вот, в очередной раз возвращаясь оттуда вспомнилось вдруг, что этот день совпадает по времени с днем памяти, незаслуженно забытой нами, православной святой, которую мы вполне могли бы назвать «равноапостольной»… Ей, и посвящена эта статья. Но сначала остановимся на предварительном, но необходимом рассмотрениинекоторых исторических фактов.

Символ на скипетре Софии

Кто такая София точно не знает никто… Традиционно она изображается, в виде ангела, которых Иоанн Дамаскин определяет следующим образом: «Ангел есть сущность, одареная умом…, бестелесная,… получившая для своего естества бессмертие…». Однако далее, он дополнительно поясняет: «Бестелесную же и невещественной она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно (Кн. 2, гл.3)».  Другими словами, более понятными для современного человека, ангелы не являясь чем-то материальным, тем не менее, также, как и материальный мир являются частью Творения, и имеют Божественность только по Благодати Творца. Бессмертие их также не явлется указанием на Вечность, которая присуща лишь Богу, но говорит о том, что эти существа не имея конца, опять же по Благодати Бога, все-же имели свое начало.

Фантастическая аллегория и традиционный символим

"Труханов? Как будто слышал эту фамилию, но где и когда? /…/ Это крайне интересно. Живет где-то на границе Монголии, а снаряжает экспедицию в Ледовитый океан!" (В.А.Обручев, «Плутония»)

Эпистрофе, как Возможность.

 

В мире торжества пост-модерна, а по-существу краха всех традиционных институтов и систем, все чаще звучит призыв, к Великому Повороту, Новому Началу, что в мысли традиционалистов означает тотальное возвращение Священной Традиции, и построение Нового Мира на принципах иерархии, примата общего над частным, а в пределе трансцендентного над имманентным, сакрального над профаническим.

Великий магистерий и Умное делание

 

Свив гнездо в щели скалы, Юпитера птица 
Скрылась и птенцов своих кормила в темнице. 
Был один летуч и взмыть в небеса пытался. 
Брат был гол и лишен крыл - за брата цеплялся. 
Так летун упал назад. Ты же каждой птице 
Голову и хвост из двух сведи в единицу.

Михаил Майер «Убегающая Аталанта», эпиграмма VII(пер. В.И. Карпца http://www.karpets.ru/atalanta)

К значению этой эпиграммы мы обратимся ниже. Сначала же, как предуведомление к заявленной в заголовке темы, рассмотрим несколько иных вопросов.

 

Четыре реки рая и два пути "алхимического действа"


Уже неоднократно говорилось, о том, что символом изображающим все мироздание, практически во всех священных Традициях является древо, которое зачастую мифологи определяют как «Мировое Древо» или «Древо Миров».

 

К вопросу о «Русской Эдде»: Святогор и Утгард-Локи.

 

Структура былины предстает как комбинация устойчивых мотивов которые могут быть скомпонованы вместе, а могут составлять отдельную былину, поскольку это внутренне законченные повествования. Среди мотивов где мы встречаем вместе Святогора и Илью известно два. Во-первых - это т.н. (также и в народной среде ) «Знакомство Ильи и Святогора», во-вторых «Смерть Святогора».

Аталанта и Уроборос

 

Дар Киприды вынес вон юноша предерзновенно - / Плоды Сада Гесперид незабвенны и незванны. / Числом три плода - их все Деве юноша бросает - / Плод один, другой, за ним - третий красный, полн росою. / Легконога и быстра, мчится Дева за плодами,  / Он - за ней, она же - вдаль, в путь неведомый ведома. /  Яблоко золотое он бросает - Дева медлит... / Оглянувшись на него, взгляд любовный, словно мед, льет, /  И опять бежит - когда ж она третий плод поймает, / Вот тогда-то наш атлет Аталанту взять сумеет. (пер. В.И.Карпца)

Синдикация материалов